Interested Article - Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (картина фра Беато Анджелико)

«Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами» — картина итальянского художника эпохи Раннего Возрождения фра Беато Анджелико из собрания Государственного Эрмитажа .

На картине изображена Мадонна в синем плаще с жёлтой подкладкой и красном платье, украшенном жёлтым орнаментом, с Младенцем , сидящая на красно-золотом ковре, по бокам подушки с кистями. Справа и слева от Мадонны в золотом небе парят два ангела в розовых одеяниях, молитвенно сложив руки, ещё два ангела в розовом и чёрно-желтом плащах стоят, преклонив колени, перед ней на ковре и играют на музыкальных инструментах. Внизу в центре стоит золотая ваза с лилиями, символизирующими чистоту.

Картина написана на тополевой доске, причём верх доски позже был срезан, поэтому рама для картины была сделана со специальной накладкой, закрывающей место среза.

Картина написана в начале 1420 годов, ранняя её история неизвестна. В конце XIX она находилась в собрании графов Строгановых , причём автор её не был определён. Ряд исследователей считали, что картину написал Джентиле да Фабриано . В 1909 году автором был назван Арканджело ди Кола да Камерино , и с этой атрибуцией в 1922 году картина поступила в Эрмитаж . Первым имя фра Анджелико как возможного автора назвал Лонги в 1928 году и впоследствии многие исследователи его поддержали, хотя сомнения высказывались вплоть до конца XX века. В каталоге Эрмитажа 1958 года картина числилась как работа Арканджело да Камерино, в 1976 году как работа фра Анджелико со знаком вопроса, в каталоге 1994 года указано, что «приписывается» фра Анджелико. Окончательные сомнения в авторстве фра Беато Анджелико исчезли в 2006 году: когда картина находилась на выставке во Флоренции , был произведён её комплексный анализ и сравнение с другими, бесспорными, работами художника и таким образом имя автора было установлено окончательно. Тогда же была уточнена датировка работы .

Выставляется в здании Большого (Старого) Эрмитажа , в зале 209 .

Ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа , описывая картину, констатировала:

…важнее отметить новое: Анджелико превратил мадонну в конкретную женщину с чертами, присущими только ей: у неё приятное лицо, двойной подбородок, тяжёлые веки над светлыми глазами; пушистые белокурые волосы, не скрытые плащом, ложатся мягкими локонами на плечи. Под складками одежды чувствуются формы тела. Оно становится и объёмным и весомым; под его тяжестью прогнулась златотканая подушка. Пёстрые крылья ангелов, роскошно орнаментированные ткани, рельефный узор золотого нимба — вся эта мажорная, звучная красочная гамма способствует созданию праздничного, радостного впечатления от картины .

Примечания

  1. Venturi A. Quadri di Gentile da Fabriano a Milano e a Pietroburgo // L’Arte. 1898. Vol. 1. — P. 495—497; Crowe J. A., Cavalcaselle G. В. A history of painting in Italy: Umbria, Florence and Siena from the 2nd to the 16th century. Umbrian and Sienese masters of the 15th century. — London, 1914. — Vol. 5. — P. 209.
  2. Colasanti A. Gentile da Fabriano. — Bergamo, 1909. — P. 62.
  3. Longhi R. Un dipinto dell’Angelico a Livorno // Pinacoteca. 1928—1929. N 1. — P. 54.
  4. Кустодиева Т. К. Итальянская живопись XIII—XIV веков. Государственный Эрмитаж. Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011. — С. 35—37.
  5. . Дата обращения: 24 апреля 2018. 24 апреля 2018 года.
  6. Кустодиева Т. К. Итальянское искусство эпохи Возрождения XIII—XVI века. Очерк-путеводитель. — Л. : Искусство, 1985. — С. 28—29.
Источник —

Same as Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (картина фра Беато Анджелико)