Interested Article - Эрмитаж

Эрмита́ж (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), Госуда́рственный Эрмита́ж (сокр. ГЭ ; до 1917 года — Императорский Эрмитаж ) — российский государственный художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге , одно из крупнейших в мире учреждений подобного рода .

Главный музейный комплекс Эрмитажа расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, включает в себя шесть связанных между собой зданий — Зимний дворец , Запасной дом Зимнего дворца , Малый Эрмитаж , Большой (Старый) Эрмитаж , Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр . В них открыты для посещения 365 залов. Также в распоряжении музея находятся Главный штаб , Музей Императорского фарфорового завода , реставрационно-хранительский центр « Старая Деревня » и Меншиковский дворец . Общая площадь помещений (зданий) Эрмитажа составляет 233 345 м², экспозиционно-выставочная площадь — 100 000 м² . Современная коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры , собранных начиная с каменного века и до нашего столетия. В составе коллекции — живопись , графика , скульптура и предметы прикладного искусства , археологические находки и нумизматический материал .

Эрмитаж возник как частная коллекция произведений искусства, приобретавшихся в частном порядке российской императрицей Екатериной II с начала её царствования . Первоначально это собрание размещалось в главной императорской резиденции в специальном дворцовом флигеле — Эрмитаже (в современном комплексе — Малый Эрмитаж) — откуда и закрепилось общее название будущего музея . В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публичный музей, расположившийся в специально для этого построенном здании Нового Эрмитажа .

Государственный Эрмитаж входит в десятку самых посещаемых художественных музеев мира . По результатам 2018 года он занял 9-е место по посещаемости среди музеев мира (в 2018 году там побывали 4,2 миллиона человек) . В 2019 году Эрмитаж принял 4 956 524 посетителя, заняв 8-е место среди самых посещаемых художественных музеев мира . Согласно данным 2021 года музей занял 6-е место в мире с 1 649 443 посетителями . В 2022 году музейный комплекс посетили примерно 2,6 млн человек .

История

Коллекция Екатерины Великой

Смерть короля Кандавла ( итал. La morte di re Candaule ), 1757, ди Джамбаттиста Питтони ( Giovanni Battista Pittoni ), 161×210 см
Неизвестный итальянский (?) художник, по рисунку М. И. Махаева . Вид Зимнего дворца. 1750-е годы
«Донна Нуда» — одна из дюжины леонардесков , которые в XVIII—XIX вв. приобретались для Эрмитажа как произведения Леонардо да Винчи

Картинная галерея Императорского Эрмитажа возникла в 1764 году как частное собрание Екатерины II , после того, как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (по расхожим слухам их было лишь 225) общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи коммерсанта Иоганна Эрнеста Гоцковского (1710—1775), в счёт его долга, возникшего из-за неудачной попытки поставки зерна в русскую армию, при участии князя Владимира Сергеевича Долгорукова . Среди них были полотна таких мастеров, как Дирк ван Бабюрен , Хендрик ван Бален , Рембрандт ван Рейн , Питер Пауль Рубенс , Якоб Йорданс , Антонис ван Дейк , Хендрик Гольциус , Франс Хальс , Ян Стен , Геррит ван Хонтхорст и другие произведения, в основном голландско - фламандской школы первой половины XVII века. Эти полотна стали основой, на которой сформировался музей. Из 317 картин, переданных в Россию в 1764 году , сегодня в Эрмитаже хранится по меньшей мере 96 полотен . Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца (ныне Малый Эрмитаж ). Впоследствии апартаменты получили название «Эрмитаж».

В 1769 году при содействии князя Андрея Михайловича Белосельского-Белозерского в Дрездене для Эрмитажа была приобретена за 90 000 рублей коллекция скончавшегося графа Генриха фон Брюля — бывшего первого министра короля польского и курфюрста саксонского Августа III . Коллекция насчитывала около 600 картин голландских, фламандских, французских и итальянских художников, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и другие .

Очень большое значение для Эрмитажа имела в 1772 году покупка Екатериной при посредничестве князя Д. А. Голицына в Париже коллекции живописи барона Пьера Кроза — самой замечательной в Париже того времени после галереи герцогов Орлеанских. Это собрание, включавшее около 400 первоклассных полотен, во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — « Святое Семейство » Рафаэля , « Юдифь » Джорджоне , « Даная » Тициана , картины Рембрандта , произведения Рубенса , Ван Дейка , Джамбаттиста Питтони , Пуссена , пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто .

Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола , приобретённая в 1779 году, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана» ) и группу портретов кисти Ван Дейка. Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение в 1768 году более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе , в которой находился «Портрет неизвестного» работы Жана Фуке . В 1781 году в Париже была куплена коллекция графа Бодуэна, состоявшая из 119 картин, в числе которых девять полотен Рембрандта и шесть портретов кисти Антониса ван Дейка.

Ещё одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело « Скорчившийся мальчик ».

Из-за недостатка (малого размера) первоначального помещения архитектором Фельтеном в 1771—1787 годах строится здание Большого Эрмитажа .

В 1787 году в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену , Гудону , Рёнтгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро . В посмертной описи имущества Екатерины 1796 года перечисляются 3996 картин . Таким образом, только за время царствования Екатерины II в России, где до этого не было ни одного сколько-нибудь значительного собрания живописи (покупать европейскую живопись для украшения своих дворцов начал ещё Пётр I ), появилась уникальная галерея.

Эрмитаж в первой половине XIX века

В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани через Виван-Денона были приобретены « Лютнист » Караваджо и «Госпожа со служанкой» П. де Хоха . В 1819 году была куплена «Мадонна в пейзаже», приписываемая кисти Джорджоне . Жозефина Богарне подарила Александру I камею Гонзага , а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон , происходившая в основном из Касселя . Ещё одной вехой для музея стало приобретение собрания испанской живописи Кузвельта (1814).

Николай I , реализовавший идею превращения Эрмитажа в публичный музей, внёс существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля « Мадонна Альба » и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи . В 1845 году по завещанию Татищева к собранию приобщились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта . В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, « Несение креста ») и Пальмы Веккьо .

Хранители коллекций в XIX и XX веках

Огромный вклад в изучение и каталогизацию коллекции картинной галереи Императорского Эрмитажа, проработав хранителем картин и рисунков, а затем и старшим хранителем Эрмитажа в общей сложности 22 года, внёс Андрей Иванович Сомов . Считается, что он положил начало новому этапу в истории русского искусствознания второй половины XIX — начала XX веков. Среди картин этого периода есть важная работа — портрет Николая Юсупова , написанный итальянским мастером Винченцо Петрочелли (1851).

Открытие публичного музея

До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию (от фр. Ermitage — уединённое место, приют отшельника), поскольку посещать музей могли лишь избранные [ источник не указан 203 дня ] . Так, А. С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. А. Жуковского , служившего наставником у сына императора [ источник не указан 203 дня ] . Эрмитаж был открыт для публики при императоре Николае I 5 (17) февраля 1852 года в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа . Тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии , русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 году посещаемость музея достигла 50 000 человек в год.

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, чему во второй половине столетия способствовала деятельность А. И. Сомова , титаническим трудом которого были исследованы и каталогизированы произведения живописи и рисунков, проведена работа по пополнению фондов благодаря дарению и закупки у отечественных коллекционеров и некоторых музеев. Результатом работы Сомова стал изданный им «Каталог Картинной галереи Эрмитажа» итальянской и испанской живописи. Приказом по министерству императорского двора он был назначен старшим хранителем по отделу картин, рисунков и гравюр Императорского Эрмитажа. В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому музею . В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. Таким образом, Эрмитаж стал центром русского искусствознания и в жизни Эрмитажа пришла новая эра.

В то же время с возникновением научного подхода к искусствоведению немало картин, которые приобретались императорами за огромные деньги как работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, были переатрибутированы как работы их учеников.

Доспех , Эрмитаж, Рыцарский Зал

После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счёт национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств . Поступили в числе прочего работы Боттичелли , Андреа дель Сарто , Корреджо , Ван Дейка , Рембрандта , Кановы , Энгра , Делакруа . Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесённые Надир-Шахом сокровища Великих Моголов . В 1932—1933 годах аспирант, позже — руководитель отдела нумизматики Н. В. Алабышев пополнил коллекцию китайских серебряных ямбов , спас от переплавки 515 экземпляров .

В результате закрытия Музея нового западного искусства в 1948 г. и очередного перераспределения культурного наследия между музеями Ленинграда и Москвы в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова . Если до революции в музее были представлены только работы старых мастеров , исполненные не позднее XVIII века, то теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов , Сезанна , Ван Гога , Матисса , Пикассо и других художников новых направлений.

Вместе с тем имели место и тяжёлые потери. Императорская рентерия (или Бриллиантовая комната ) Зимнего Дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда . Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана , Кранаха , Веронезе , Рубенса , Рембрандта , Пуссена ) была передана в московский Музей изобразительных искусств .

Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929—34 годах , в результате которых 48 шедевров навсегда покинули Россию . Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка , лучших вещей Рафаэля , Боттичелли , Хальса и ряда других старых мастеров .

Упаковка коллекции Эрмитажа перед эвакуацией в Свердловск

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более 1,2 миллиона единиц) была двумя эшелонами эвакуирована на Урал , в город Свердловск , и хранилась в Ипатьевском доме . Ответственным хранителем коллекции в эвакуации был назначен Владимир Левинсон-Лессинг . Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища , и как музей он не функционировал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивали лекции по искусствоведению. Ещё до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея . В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, после чего советское правительство по просьбе правительства ГДР согласилось вернуть их в Берлин, что и было осуществлено в 1958 году .

В начале 1957 года открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца , где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

Постсоветский период

В 2002 г. после долгих переговоров Государственная дума санкционировала возвращение из Эрмитажа в Германию средневековых витражей франкфуртской церкви

Сразу после падения « железного занавеса » Эрмитаж первым из российских музеев объявил о том, что в его запасниках хранятся «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов , которые с момента окончания войны считались утраченными . Среди них — ранее не представленные в Петербурге своими живописными работами Домье , Мане , Сёра и Тулуз-Лотрек . Впоследствии эти картины (включая такие значительные произведения, как « Белый дом ночью » Ван Гога и « Площадь Согласия » Э. Дега ) пополнили постоянную экспозицию музея.

В постсоветское время Эрмитаж стал предпринимать усилия по заполнению лакун в собрании искусства XX века. С помощью эндаумент-фонда в конце 1990-х годов были приобретены работы Утрилло , Руо , Сутина и других авторов, прежде не представленных в музеях России . Был организован Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 году экспозиция пополнилась одной из версий « Чёрного квадрата » Малевича . В 2006 году заработал Проект Эрмитаж 20/21 , направленный на показ и приобретение современного искусства.

В июле 2006 году обнаружилась пропажа 221 экспоната небольшого размера (ювелирные изделия, православные иконы, столовое серебро, эмалированная посуда и т. д.). О краже заявил директор Эрмитажа М. Пиотровский на специально созванной пресс-конференции. В хищении заподозрили одну из сотрудниц музея, которая незадолго до этого скончалась от сердечного приступа. Как показало следствие, в хищении принимали участие она и её родственники. В 2006—2007 годах часть похищенных вещей удалось вернуть.

В 2016 году открыт дополнительный вход в главный комплекс для посетителей с интернет-билетами через Шуваловский проезд . Входная зона разместилась в бывших императорских конюшнях .

Весной 2020 года, на фоне карантина , вызванного пандемией COVID-19 в России , Эрмитаж запустил онлайн-трансляции своих экскурсий на разных языках. В течение двух недель музей собрал более 10 млн виртуальных посетителей со всего мира . По словам М. Пиотровского, в период карантина музею фактически удалось создать своё собственное телевидение .

23 июня 2022 года ФГБУК «Государственный Эрмитаж» ввел годовой мораторий на выставки в Европе и США .

Коллекция

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур с территории бывшего СССР, особенно богатейшая в мире коллекция т. н. скифского золота , уникальные находки из курганов Пазырыка , памятники других культур Великой Степи . Представлены так называемые « палеолитические Венеры » из села Костёнки , многочисленные образцы керамики, бронзовое литьё, каменные плиты с петроглифами .

Картинная галерея « старых мастеров » отражает академические вкусы собирателей — российских императоров. В годы формирования собрания особенно ценились флорентийцы Высокого Возрождения , болонская школа , « малые голландцы », круг Рубенса и Тьеполо, французские классицизм и рококо . Итальянские и старонидерландские «примитивы», испанская и английская школы живописи при этом оказывались на периферии. С этим связана известная неполнота коллекции — отсутствие в ней произведений таких великих, центральных для развития живописи мастеров, как Дуччо , Джотто , Мазаччо , Пьеро делла Франческа , Мантенья , Беллини , Ван Эйк , Мемлинг , Босх , Грюневальд , Дюрер , Гольбейн , Брейгель , Вермеер .

Среди жемчужин собрания старой европейской живописи: татищевский диптих Робера Кампена , « Мадонна Бенуа » Леонардо да Винчи , « Юдифь » Джорджоне , « Женский портрет » Корреджо , « Святой Себастьян » Тициана , « Лютнист » Караваджо , « Возвращение блудного сына » Рембрандта , « Дама в голубом » Гейнсборо . Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса , Рембрандта , Ван Дейка , Пуссена , Тициана , Веронезе , Клода Лоррена и других.

Здания

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют Главный музейный комплекс Эрмитажа:

Зимний дворец ( 1754 1762 , архитектор Бартоломео Франческо Растрелли )
Зимний дворец Малый Эрмитаж Большой Эрмитаж Новый Эрмитаж Эрмитажный театр
Малый Эрмитаж ( 1764 1775 , архитекторы Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот , Юрий Фельтен , Василий Стасов ). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
Большой Эрмитаж , также Старый Эрмитаж, ( 1771 1787 , архитектор Юрий Фельтен)
Новый Эрмитаж ( 1842 1851 , архитекторы Лео фон Кленце , Василий Стасов, Николай Ефимов )
Эрмитажный театр ( 1783 1787 , архитектор Джакомо Кваренги ), который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа (слева направо): Эрмитажный театр Большой Эрмитаж Малый Эрмитаж Зимний дворец ( Новый Эрмитаж расположен за Большим )
Главный вход с Дворцовой площади через арки Зимнего дворца . Вечерний вид

Помимо комплекса зданий на Дворцовой набережной , в распоряжении Государственного Эрмитажа находятся следующие объекты:

Руководители

Михаил Пиотровский

В марте 2020 года постановлением правительства РФ утверждены изменения в устав музея, в соответствии с которыми в Государственном Эрмитаже наряду с должностью генерального директора вводится должность президента .

Служба волонтёров

В Государственном Эрмитаже существует Служба волонтёров , которая объединяет людей разных профессий в их стремлении помочь музею. Деятельность Службы направлена на помощь отделам музея и реализацию собственных проектов, посвящённых воспитанию чувства ответственности за сохранение культурного наследия России. В сотрудничестве с научными отделами Государственного Эрмитажа, а также Школьным и Молодёжным центрами, Службой волонтёров разрабатываются и проводятся тематические игры и конкурсы для детей и юношества.

Представительства в других городах

В XXI веке музей стал открывать представительства за рубежом. Сначала в 2000 году в лондонском Сомерсет-Хаусе открылись « », затем в 2001 году в Лас-Вегасе в музее Соломона Гуггенхайма . Однако оба были закрыты в 2007 и 2008 годах , соответственно. Научный и культурный центр «Эрмитаж-Италия» был открыт в 2007 году в Ферраре с целью осуществления совместной научной работы по изучению коллекций итальянского искусства и российско-итальянских культурных связей. С 2013 года центр «Эрмитаж-Италия» находится в Венеции : в его пользование были переданы помещения на площади Святого Марка в здании .

Амстелхоф после реконструкции.

Эрмитаж Амстердам ( нидерл. Hermitage Amsterdam ) или Эрмитаж на Амстеле ( нидерл. Hermitage aan de Amstel ) — выставочный центр Эрмитажа на реке Амстел в Амстердаме . Возник в феврале 2004 года в виде небольшого музея в пристройке, выходящей на канал , но в результате проведённой с марта 2007 года по июнь 2009 года реконструкция всего здания Амстелхоф под нужды музея, экспозиционные площади достигли 4000 м². Музей был полностью реконструирован и официально открыт 19 июня 2009 года королевой Беатрикс и президентом России Дмитрием Медведевым . С 20 июня музей открыт для общественности.

Деньги на реконструкцию Амстелхофа (39,5 миллионов евро) выделили правительство Нидерландов, мэрия Амстердама, правительство провинции Северная Голландия и фонд «Giro Loterij».

Казань

Открытие первого в России выставочного центра музея было приурочено к 1000-летию Казани и состоялось 28 августа 2005 года . Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский прочёл публичную лекцию на церемонии открытия и представил первую выставку: «Золотая Орда. История и культура» .

Центр «Эрмитаж-Казань» располагается в здании бывшего юнкерского училища на территории Казанского кремля . Новый музейный центр занимает около тысячи квадратных метров площади, включая выставочные и служебные площади.

Выборг

Музейный центр «Эрмитаж-Выборг»

В июне 2010 года в модернистском здании бывшего художественного музея города Выборга открылся Центр « Эрмитаж-Выборг ». Здесь ежегодно проходят 2-3 выставки произведений из собрания Государственного Эрмитажа. Первая выставка была посвящена правлению Екатерины II.

Омск

Открытие Центра «Эрмитаж-Сибирь» в Омске было запланировано на 2016 год в честь 300-летнего юбилея города. В здании, которое до революции принадлежало страховому обществу «Саламандра» и является памятником архитектуры по адресу Музейная улица, дом 4, центр стал третьим корпусом Музея имени М. А. Врубеля . Срок открытия Центра перенесён на 2019 год. С 8 ноября 2019 года «Эрмитаж-Сибирь» открыт для посетителей. Выставки из коллекции Государственного Эрмитажа проходят в двух залах на четвертом этаже здания. К открытию очередной выставки приурочена ежегодная программа мероприятий "Дни Эрмитажа в Омске", включающая помимо открытия выставки, реставрационный семинар и просветительскую часть.

Центр «Эрмитаж-Сибирь» в Омске

Екатеринбург

В 2021 году в Екатеринбурге открылся «Эрмитаж-Урал». Соглашение о создании нового культурного центра подписано в сентябре 2014 года. Три-четыре раза в год в нём будут выставляться экспонаты из фондов хранилищ Эрмитажа. Помещение расположилось в здании на Вайнера , 11, где до реконструкции располагался филиал городского Музея изобразительных искусств , с прибавлением здания фондохранилища .

Документальные фильмы

  • «Взгляните на лицо». — СССР, Реж. Павел Коган, сценарист С. Соловьёв , оператор П. Мостовой, Ленинградская студия кинохроники , 1966 г.
  • «Ночной Эрмитаж». Лентелефильм , 1989 г.
  • «Эрмитаж. Путешествие во времени и пространстве» Россия 2004 г. режиссёр Владимир Птащенко
  • «Покушение на Данаю». — Россия, 2006 г.
  • «Продать Эрмитаж. Как уходили шедевры». — Россия, 2008 г.
  • «Шедевры Эрмитажа» 6 серий, Россия 2008 г. Режиссёр Владимир Птащенко
  • «Эрмитаж — 250». Авторская программа Михаила Пиотровского. — Россия, 2013 г.

Нумизматика

В 2014 году Банком России выпущены две серебряные монеты номиналом 3 и 25 рублей, посвящённые 250-летию приобретения собрания Гоцковского .

См. также

Примечания

  1. Полное официальное наименование учреждения — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж» ( ФГБУК «Государственный Эрмитаж» ). В 1964—1991 годах — от присвоения ордена Ленина и до распада СССР — был известен как Ордена Ленина Государственный Эрмитаж .
  2. , с. 438.
  3. (англ.) . Travel (20 сентября 2012). Дата обращения: 22 июня 2023. 2 мая 2021 года.
  4. от 1 октября 2002 на Wayback Machine (англ.) // cityvision2000.com
  5. от 2 мая 2021 на Wayback Machine Официальный сайт Государственного Эрмитажа // hermitagemuseum.org. Дата обращения: 2 мая 2021.
  6. Согласно официальной позиции современного Эрмитажа, история музея отсчитывается от 1764 года, когда состоялось первое крупное приобретение в коллекцию Екатерины II — собрание Гоцковского; ежегодно годовшина основания музея отмечается 7 декабря — день великомученицы Екатерины Александрийской .
  7. , с. 36.
  8. (англ.) . The Art Newspaper // museus.gov.br (апрель 2014). Дата обращения: 3 сентября 2016. 19 апреля 2016 года.
  9. . « Интерфакс-Туризм » // tourism.interfax.ru (27 марта 2019). Дата обращения: 27 марта 2019. 27 марта 2019 года.
  10. Ежегодный опрос посетителей музея газеты « The Art Newspaper », опубликованный 9 апреля 2020 года.
  11. The Art Newspaper - International art news and events (28 марта 2022). Дата обращения: 3 августа 2022. 17 мая 2022 года.
  12. . ТАСС . Дата обращения: 24 декабря 2023. 6 декабря 2023 года.
  13. Николай Зыков. НАЧАЛО. Что скрывают тайны Эрмитажа (рус.) // Наука и Жизнь : журнал. — 2014. — № 04 . — С. 138—144 . — ISSN .
  14. Nina Simone Schepkowski «Johann Ernst Gotzkowsky. Kunstagent und Gemäldesammler im friderizianischen Berlin» © Berlin 2009
  15. (англ.) . academy.hermitagemuseum.org . Дата обращения: 15 сентября 2022. 15 сентября 2022 года.
  16. Дергачёва, Л. Д. Очерки русской культуры XIX века. — М. : Издательство Московского университета, 2005. — С. 571.
  17. , с. 34.
  18. от 7 февраля 2018 на Wayback Machine // Музей истории Самарского края
  19. от 20 февраля 2018 на Wayback Machine // Культура. рф
  20. Я. В. Васильков, М. Ю. Сорокина. АЛАБЫШЕВ Николай Васильевич (1898-?) // Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991). — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2003. — 496 с.
  21. Н. Серапина. Эрмитаж, который мы потеряли. Документы 1920–1930 годов. — СПб. : Журнал "Нева", 2002. — 416 с. — ISBN 5-87516-003-9 .
  22. . Культура Екатеринбурга . Управление культуры Администрации Екатеринбурга (12 февраля 2020). Дата обращения: 14 декабря 2020. Архивировано из 28 января 2021 года.
  23. . Дата обращения: 19 мая 2012. Архивировано из 8 мая 2012 года.
  24. . Дата обращения: 19 мая 2012. Архивировано из 25 июня 2012 года.
  25. . Дата обращения: 19 мая 2012. 3 декабря 2013 года.
  26. . Дата обращения: 12 сентября 2016. 11 сентября 2016 года.
  27. . ТАСС. Дата обращения: 4 апреля 2020. 23 апреля 2020 года.
  28. . ТАСС. Дата обращения: 15 мая 2020. 21 мая 2020 года.
  29. . Дата обращения: 23 июня 2022. 9 июля 2022 года.
  30. В запасниках музея хранится плохо сохранившаяся картина, в каталоге венецианской живописи приписанная Джованни Беллини.
  31. . Дата обращения: 22 июня 2019. 18 октября 2021 года.
  32. . Журнал «The Art Newspaper» (18 июня 2020). Дата обращения: 10 августа 2020. 9 августа 2020 года.
  33. . ТАСС (17 марта 2020). Дата обращения: 17 марта 2020. 18 марта 2020 года.
  34. , с. 31.
  35. от 24 июня 2009 на Wayback Machine //
  36. от 27 ноября 2009 на Wayback Machine //
  37. . Дата обращения: 15 июня 2016. 16 июня 2016 года.
  38. . «Культура» (1 июля 2021). Дата обращения: 4 июля 2021. 1 июля 2021 года.
  39. . Дата обращения: 1 января 2016. 5 марта 2016 года.
  40. . Дата обращения: 1 января 2016. 4 марта 2016 года.

Литература

Ссылки

  • — официальный сайт Эрмитажа
Источник —

Same as Эрмитаж