Interested Article - Псевдохристианские религиозные организации

Псевдохристиа́нские религио́зные организа́ции (также псевдохристианство , парахристианство , околохристианство , маргинальное христианство ) — термин для обозначения религиозных организаций , принимающих отдельные положения христианства и христианского вероучения и смешивающих их с восточным или иным религиозным мировосприятием . Используется традиционными христианскими церквями для характеристики новых религиозных движений как искажающих суть христианства либо религиозными философами и новыми религиозными движениями для характеристики традиционных церквей как отступивших от сути христианства . Понятие псевдохристианство также используется в официальных изданиях органов государственной власти , материалах научно-общественных мероприятий , диссертациях , экспертами , общественными объединениями .

Религиозные движения, относимые другими к парахристианским конфессиям, как правило, отрицают свою принадлежность к этим группам, так как считают себя направлением, которое восстановило библейское христианство (например, свидетели Иеговы ) или же, кроме восстановления, ещё дополнило новыми откровениями от Бога ( мормонизм , еговисты-ильинцы ).

В научных исследованиях термин зачастую не несёт отрицательной окраски и служит для классификации определённых групп, помогая отделить то или иное религиозное движение от основных направлений (католицизма, православия и протестантизма).

Исторические движения

И во времена поздней античности ( гностицизм ), и в Средние века ( павликиане ) существовали массовые движения, использовавшие отдельные элементы христианства, однако не признававшие значительной части христианского вероучения и отделявшие себя от собственно христианских общин.

Проблема терминологии

Религиоведение

Термины «псевдохристианство» , «парахристианство» и производные от них достаточно новы для российского религиоведения , и окончательный вариант общего наименования для данных НРД ещё не определился:

  • Религиоведы Михаил Жеребятьев и Всеволод Феррони используют понятие псевдохристианство по отношению к новым религиозным движениям, которые ставят своей целью «объединить христианство с мировосприятием, свойственным восточным религиям. При этом и христианство, и восточные религии трактуются с позиций „многознающего“, мудрого и доброго экологически мыслящего современного человека» . Они выделяют такие существенные признаки псевдохристианских НРД, как :
    • наукообразность изложения вероучительных принципов;
    • эсхатологические и мессианские мотивы;
    • наличие харизматического лидера, «живого Бога», призванного нести человечеству новое откровение.
  • Социологом религии и религиоведом Д. К. Безнюком в энциклопедии «Религия» псевдохристианские религиозные организации определены как «псевдохристианские новые (нетрадиционные) религии» (наряду с понятиями религия Нового века , альтернативный культ или неокульт , внеконфессиональное (надконфессиональное) верование , новое религиозное движение (НРД) и т. п.), то есть как пытающиеся самостоятельно внести какие-то поправки в исторически сложившееся христианство либо истолковать его, используя видение теософов или восточных религиозных учений .
  • Ряд этнологов использует термин парахристианство , не отождествляя его с псевдохристианством .
  • Специалист по позднеантичной и раннехристианской эпохам академик С. С. Аверинцев использует понятие парахристианство применительно к сектанским новообразованиям, сравнивая их с приходом в исторических церквах

Религиозные источники

Православие

  • В православном справочнике «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера» данные НРД классифицированы как «деструктивные религиозные организации западной ориентации» (однако туда были включены псевдохристианские НРД, возникшие как в России, так и за её пределами).
  • В определении Архиерейского Собора РПЦ 1994 года « О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме » некоторые религиозные организации характеризовались как «псевдохристианские» или «лжехристианство и псевдорелигия» ,
  • Российский исследователь сектантства Александр Дворкин , гражданин США, использует понятия псевдохристианство и околохристианство для определения некоторых НРД.
  • Протодиакон Андрей Кураев применяет понятие околохристианство по отношению к гностикам и для обозначения не принадлежащих к христианству общностей первых веков .

Католицизм

  • В католических источниках на английском языке для обозначения псевдохристианских религиозных организаций используются термины «Para-Christian or semi-Christian forms» ;
  • В базе данных Санкт-Петербургского католического информационно-просветительского Центра « » (на русском языке) употребляется термин «современные секты» . При этом особо подчёркивается, что касательно западных сект «отнесение этих групп к протестантизму , пусть даже „вторичному“, не имеет под собой оснований». А также особо оговаривается наименование сект российского происхождения, которые называются «русские псевдохристианские секты» .

Протестантизм

Другие источники

  • Ректор Института теологии и международных отношений имени Маммадибира аль-Рочи, доктор философских наук Максуд Садиков использует аналогию с околохристианскими сектами , сравнивая традиционную религию (в данном случае суннизм и шиизм ) и религиозные новообразования, отпочковавшиеся от неё (в данном случае ваххабизм ) .
  • Директор аналитического центра ветеранов государственной безопасности «Вымпел», член Союза журналистов России Сергей Кривошеев использует понятие околохристианские секты применительно к новым религиозным движениям экстремистской направленности
  • Также понятия псевдохристианство и околохристианство используются в СМИ.
  • На состоявшемся 24 февраля 2010 года круглом столе в Управлении юстиции Алтынсаринского района Костанайской области Республики Казахстан было дано следующее определение понятию «псевдохристианство» :

Само название — «псевдохристианство» говорит о том, что так называемые новые религиозные движения христианскими только являются на словах, маскируя за названием своё истинное направление. То есть псевдохристиане — это нетрадиционные религиозные движения, для которых характерна опора на христианские ценности, христианское наследие.

  • В базе данных Центра Интернета Института математики и информационных технологий (ИМИТ) ОмГУ понятие парахристианство применяется для определения новых религиозных образований, имеющих общие корни с протестантизмом , но отличающиеся от него

Группы, относимые к псевдохристианству (парахристианству)

Ряд исследователей относят к псевдохристианству следующие группы:

В качестве примера религиозного философа, который относил к псевдохристианству традиционные конфессии ( православие , католицизм , протестантизм ), можно указать Льва Толстого .

См. также

Примечания

  1. Все секты — это маленькие предприятия в едином государстве «христианства», «ислама» и др. Это так называемые парахристианство («около»), параислам.

    Гузель Максютова от 26 марта 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3901 день]) (Интервью с Рамилем Гарифуллиным) // Научно-популярная газета «УММА» , 15.08.2006 г. Рамиль Гарифуллин — доцент Казанского гuосударственного университета культуры и искусства, кандидат психологических наук, директор первого в Казани психологического центра, один из основоположников отечественной манипуляционной психологии

  2. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 13. Но-Пе. — М.: Большая Российская энциклопедия , 2002. — 256 с.: ил. ISBN 5-85270-205-6 (кн.13), ISBN 5-85270-218-8 ( С. 256 )
  3. Советский энциклопедический словарь/Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (пред.). — М.: Советская энциклопедия ,1981. — 1600 с. с илл. ( С. 976 )
  4. Словарь иностранных слов. — 15-е изд., испр. — М.: Рус. яз. , 1988. — 608 с. ISBN 5-200-00317-2 ( С. 360 )
  5. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — 2-е изд., доп. — М.: Рус. яз. , 2000. — 856 с. — (Б-ка словарей рус. яз.) ISBN 5-200-02699-7 ( С. 507 )
  6. (англ.) , George Thomas Kurian, Todd M. Johnson. / David B. Barrett (Editor), George T. Kurian (Editor), Todd M. Johnson (Editor). — Oxford University Press , 2001. — P. 18. — 876 p. — ISBN 0195079639 .
  7. J. Gordon Melton . Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton , Martin Baumann. — Oxford, England: ABC-CLIO , 2010. — P. lvii. — 3200 p. — ISBN 1-57607-223-1 .
  8. М. А. Жеребятьев, В. В. Феррони от 23 октября 2011 на Wayback Machine // Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и путях реализации свободы совести. — М., 2005. — С. 240—250. ( от 29 августа 2014 на Wayback Machine ) Авторы — Михаил Жеребятьев - кандидат философских наук, доцент Воронежского филиала Современной гуманитарной академии, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований и Всеволод Феррони - кандидат философских наук, ассистент, преподаватель кафедры онтологии и теории познания ФИПСИ ВГУ
  9. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 4 декабря 1994 г.) « от 14 мая 2011 на Wayback Machine » // Журнал Московской Патриархии , 1995, № 12 (2-3)
  10. от 24 мая 2009 на Wayback Machine //Архив официального сайта Московского Патриархата за 1999 г., 6.12.1999 г.
  11. от 26 мая 2009 на Wayback Machine . Справочник / Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник. № 1. Издание 2-е, переработанное, и дополненное. — Белгород, 1997. — 459 с.
  12. от 17 июля 2012 на Wayback Machine Собрание текстов Католической Церкви за 1986—1994 гг. (на английском языке)
  13. Безнюк Д. К. Новые (нетрадиционные) религии // «Религия: Энциклопедия»/ Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило . — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий). Автор статьи — белорусский социолог и религиовед, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Белорусского государственного университета
  14. Уилер, Том Карл. от 12 июня 2010 на Wayback Machine Elkhart, IN: Russian Gospel Ministries, 1993. — 41.
  15. Зверева А. В. от 9 июня 2009 на Wayback Machine (Материалы секции «Проблемы общественной и духовной жизни: от античности к новому времени») // Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-98» 07.04.1998 г.). М.: МГУ, 1998
  16. Псевдохристианские религиозные организации России: Аналитический вестник / Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации. Аналитическое управление. М., 1997. Вып. 19 (Сер. «Оборона и безопасность-13»).
  17. от 17 февраля 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3901 день]) (недоступная ссылка) //Журнал «Российская Федерация сегодня», № 23, ноябрь 2009 г.
  18. Справка Минобороны РФ о религиозной обстановке в районе дислокации сил Тихоокеанского флота. Цит. по Лункин Р. Н. , Пчелинцев А. В. // Портал-Credo.ru , 12.02.2010 г.
  19. от 22 мая 2014 на Wayback Machine Круглый стол «Социально-опасные религиозные объединения и организационно-правовые, морально-психологические меры контроля за их деятельность в Нижнем Новгороде», состоявшийся 22 апреля в зале заседаний Учёного Совета Нижегородской Академии МВД//ВЕСТНИК Городской Думы Нижнего Новгорода № 31 от 30.04.04 А также комментарий А. Н. Лушина — кандидата юридических наук, доцента кафедры юридической психологии и социологии Нижегородской академии МВД России, действительного члена Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры
  20. (недоступная ссылка) / Департамент юстиции Алтынсаринского района Костанайской области Республики Казахстан, 24.02.2010 г.
  21. Тонконогов, Александр Викторович. : автореферат дис. … кандидата философских наук : 09.00.11 / Акад. упр. МВД РФ. — Москва, 2004. — 22 с.
  22. Воронкова, Ольга Владимировна. от 22 февраля 2015 на Wayback Machine : автореферат дис. … кандидата философских наук : 09.00.13 / Воронкова Ольга Владимировна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. — Ростов-на-Дону, 2009. — 26 с.
  23. Кривельская Н. В. , Гиламов А. Т. 1 июля 2015 года. / Международный общественный Фонд «Фонд национальной безопасности» от 24 февраля 2015 на Wayback Machine
  24. Хвыля-Олинтер А. И. (недоступная ссылка) — М.:Даръ, 2008—640 с. — (Духовная академия) ISBN 978-5-485-00186-5
  25. Жириновский В. В. , Кривельская Н. В. Псевдохристианские религиозные организации России: информационно-аналитическое исследование. — М. : ЛДПР , 1997. — 72 с.
  26. Асель КАСЫМОВА от 24 февраля 2015 на Wayback Machine (Интервью с президентом «Ассоциации центров помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений» Юлией Денисенко)//газета «Экспресс-К»,№ 6 (16878) 19.10.2010 г.
  27. Согласно книге «Внимайте себе и всему стаду»
  28. см., например, от 8 июля 2013 на Wayback Machine Группы этнической и конфессиональной картографии Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской Академии наук / Ред. и вступ. статья В. А. Тишков
  29. Группы этнической и конфессиональной картографии Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской Академии наук //Ред. и вступ. статья В. А. Тишков
  30. за выбором христианского, парахристианского или внехристианского сектантства чаще всего стоит жажда почувствовать себя в общине. В приходе человек зачастую в достаточной степени не ощущает солидарности и братских уз… Любая секта даёт им ощущение участия в малом микрокосмосе, где все друг друга знают и все солидарны.
    Аверинцев С. С. Русское православие переменных времен: Интервью // Церковно-общественный вестник. 1996. № 3. 14 нояб. (Цит. по: Балагушкин Е. Г. 19 августа 2009 года. — Ч. 1. — М., ИФРАН . 1999. Раздел I. Теоретические проблемы исследования нетрадиционных религий Глава II. Причины распространения нетрадиционных религий 3. Причины распространения нетрадиционных религий в России

  31. от 10 августа 2013 на Wayback Machine (из книги Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Изд. 3-е, пераб. и доп.. — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2007. — 813 с. — ISBN 5-88213-068-9 ) ( С. 148 )
  32. от 10 августа 2013 на Wayback Machine (из книги Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Изд. 3-е, пераб. и доп.. — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2007. — 813 с. — ISBN 5-88213-068-9 ) ( С. 599 )
  33. Дворкин А. Л. от 5 февраля 2009 на Wayback Machine — СПб.: «Формика», 2002. −160с. ISBN. 5-7754-0037-2 ( от 20 мая 2011 на Wayback Machine )
  34. 4 декабря 2014 года. (Интервью с заведующим кафедрой сектоведения Свято-Тихоновского богословского института , профессором Александром Леонидовичем Дворкиным) // радиостанция Санкт-Петербургской Митрополии «Град Петров»
  35. Кураев, А. В. от 9 октября 2016 на Wayback Machine / Диакон Андрей Кураев. — М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троиц. Сергиевой Лавры ; Ростов н/Д: Троиц. слово, 2000. — 399 с. (Христианство в «Эру Водолея»). ISBN 5-7789-0052-1 (Полемика с Ксенией Мяло и другими рерихославными) ( C.137 ) от 17 июня 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3901 день])
  36. Кураев А. В. от 11 октября 2015 на Wayback Machine //газета Труд , № 063, 05.04.2001
  37. Кураев А. В. от 6 сентября 2012 на Wayback Machine (Распечатка аудиозаписи лекции) (Сайт Православного Общества «Азбука веры»)
  38. Намчак С. А. (недоступная ссылка) (Материалы «круглого стола». МГУ им. М. В. Ломоносова. Ноябрь 1996 г.)// Вестник Московского университета . — Серия 7. Философия. — № 6. — 1997. — С. 86-98.)
  39. Георгий Бриц от 5 марта 2016 на Wayback Machine Справочник./Под общ. ред. Ю. Дремлюга . — СПб.:Санкт-Петербургский Католический Информационно-просветительский Центр «MILITIA DEI», 2008
  40. от 28 декабря 2007 на Wayback Machine // Порублёв Н. В. «Культы и мировые религии». — М.: Благовестник, 1994. — 336 с.
  41. . Дата обращения: 15 апреля 2022. 2 апреля 2022 года.
  42. Baalen J. K. Van The Chaos of Cults, Grand Rapids изд. 1938, 1944, 1960, 1962 (Eerdmans) ISBN 0-8028-3278-4 .
  43. от 26 июля 2010 на Wayback Machine Часть 2. Конфессиональный подход к сектантству (из книги Конь Р. М. Введение в сектоведение. — Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария; Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижегородской епархии РПЦ, 2008. ISBN 978-5-903657-09-4 )
  44. Розет Д. от 10 ноября 2010 на Wayback Machine // Центр Апологетических Исследований
  45. Муса Мусаев от 2 февраля 2011 на Wayback Machine (Интервью с Максудом Садиковым)// Северный Кавказ, 03.04.2007
  46. Сергей Кривошеев от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Правая.ру, 27 октября 2008
  47. // СЕТЬ ЭЛЕКТРОННОГО БЫСТРОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ О СЕКТАХ (ИА СЭБИС) НОВОСТИ МИРА ОПАСНЫХ СЕКТ № 21 от 19 октября 2002 г. Диалог-Центр (Украина)
  48. Оксана ВАСИЛЬЕВА // Комсомольская правда ,18.05.2011
  49. Станислав НИКОЛЬСКИЙ (недоступная ссылка) //Первое сентября, N20
  50. Валентина Гаташ от 24 июля 2012 на Wayback Machine (интервью с Дмитрием Гордевским и Яной Боцман)//«Зеркало недели», № 5 (380), 9 февраля 2002 г. (Киев) (а также: «Знание — Сила», № 3, 2002 г. (Москва))
  51. Ещё на самой заре христианства были гностики, были многие другие околохристианские, совсем не христианские группировки, которые излагали свою версию священной истории.

    Андрей Десницкий // передача Культурный шок, ведущая - Ксения Ларина, (гости - Андрей Кураев, Марк Смирнов, Андрей Десницкий) Эхо Москвы , 10.03.2007
  52. (недоступная ссылка) Дэйли Б. Е. Надежда раннего христианства: справочник по патристической эсхатологии. (Daley B.E. The Hope of the Early Church: A Handbook of Patristic Eschatology. Hendrickson Publishers. 2003. 303 PP. ISBN 978-1-56563-737-5 ).//Портал Богослов.ру , 25 сентября 2008 г.
  53. А. В.ПЕТРОВ от 18 мая 2008 на Wayback Machine //Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. Материалы Девятой Платоновской конференции 23-24 июня 2001 г. и историко-философского семинара 14 мая 2001 г., посвященного 2400-летней годовщине со дня казни Сократа. СПб., 2001
  54. Elesha Coffman от 7 марта 2016 на Wayback Machine //Christianity Today, February, 2002
  55. Dr.Orville Boyd Jenkins от 7 октября 2010 на Wayback Machine (A review of the book by Lonsdale and Laura Ragg, trans. The Gospel of Barnabas (Cedar Rapids, Iowa: Unity Publishing Co, 1980. 273p.)
  56. Brenda Martin от 17 марта 2011 на Wayback Machine //AllExperts — 4/5/2005
  57. Neil Mann. от 2 декабря 2010 на Wayback Machine
  58. Михаил Пиотровский от 8 января 2010 на Wayback Machine // Татарский мир № 19 (2004)
  59. от 12 января 2011 на Wayback Machine //Biblicalstudies
  60. Михаил Селезнев // журнал «Нескучный сад», № 4(21)'2006 от 18.10.06
  61. Олег Гавриш от 26 ноября 2010 на Wayback Machine //Украинская газета, 01.03.2006 ( от 17 декабря 2010 на Wayback Machine )
  62. от 9 февраля 2009 на Wayback Machine //Проект Центра Интернета Института математики и информационных технологий (ИМИТ) ОмГУ
  63. Евгений Мухтаров от 30 июля 2013 на Wayback Machine // Центр священномученика Иринея Лионского , 28-09-2010
  64. Ден Даган, Джуди Даар от 24 сентября 2015 на Wayback Machine //Журнал «Free Inquiry». Весна 1994 г. Vol. 14, № 2.
  65. от 3 декабря 2009 на Wayback Machine //Сектовед.ру — Сайт о сектах, лжеучениях, и деструктивных культах
  66. Кривельская Н. В. Секта: Угроза и поиск защиты / Нина Викторовна Кривельская. — М. : Благовест, 1999. — 268 с.: ил.. — 15000 экз.. — 21 см. ISBN 5-7854-0072-3
  67. Анатолий Никифоров от 14 июля 2014 на Wayback Machine //«Коммуна», № 39 (25470), 19.03.10г. от 3 декабря 2010 на Wayback Machine копия статьи]
  68. от 30 ноября 2012 на Wayback Machine (из книги Дугин А. Г. Обществоведение для граждан Новой России, М., Евразийское Движение, 2007—784 с. ISBN 978-5-90359-032-2 , ISBN 978-5-90359-03-2 (ошибоч.) )
  69. Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович от 30 декабря 2013 на Wayback Machine //Словарь «Что есть что в мировой политике» факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Автор — кандидат исторических наук, профессор кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
  70. Солодовников В. В. от 10 января 2013 на Wayback Machine //Материалы Международного круглого стола «Психологическое насилие в обществе: мифы и реальность» Москва, 13-14 марта 2008 г. от 1 января 2011 на Wayback Machine Автор] — кандидат исторических наук, профессор Духовной Академии Содружества Евангельских Христиан России
  71. Дворкин А. Л. от 28 сентября 2011 на Wayback Machine // Миссионерское обозрение № 1 1997 г.
  72. , с. 300.
  73. Артемий Эмке от 20 марта 2014 на Wayback Machine //Вестник космодрома,22 мая 2003 № 19
  74. от 28 октября 2011 на Wayback Machine (глава из «Религии и секты в современной России»/ Справочник) ( от 20 июня 2012 на Wayback Machine )
  75. от 22 мая 2014 на Wayback Machine // Богданова О. А. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века : Монография / О. А. Богданова; М-во образования Рос. Федерации. Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). — Ростов н/Д : Рост. гос. экон. ун-т , 2001. — 156 с.; 20 см. ISBN 5-7972-0378-2 )
  76. 25 марта 2010 года. // А. Е. Чайковский, Н. А. Капочкина, М. С. Кудрявцев История религий: Учеб.пособие. — Нижний Новгород.: Нижегородский государственный технический университет , 2001)
  77. Анастасия Петракова от 30 июля 2013 на Wayback Machine //Рабочий путь,3 сентября 2009 г. от 22 мая 2014 на Wayback Machine копия статьи]
  78. от 16 октября 2007 на Wayback Machine //Историко-энциклопедический справочник «MEMO». Издательство Hachette Livre et (на английском и французском языках)
  79. от 16 июня 2010 на Wayback Machine //журнал Вокруг света , 31.03.2009 г.
  80. 9 мая 2013 года. от 3 августа 2012 на Wayback Machine
  81. Макарова А. М., Стороженко А. И. «Свидетели Иеговы. Псевдохристианский деструктивный культ», СПб, 2004.
  82. от 10 марта 2012 на Wayback Machine // Санкт-Петербургский Католический информационно-просветительский центр «MILITIA DEI»
  83. от 23 мая 2011 на Wayback Machine Историко-энциклопедический справочник «MEMO». Издательство Hachette Livre et (на английском и французском языках).
  84. от 17 июля 2012 на Wayback Machine — Собрание текстов Римско-Католической церкви за 1986—1994 гг. (на английском языке)
  85. Александр ОКОНИШНИКОВ от 30 июля 2013 на Wayback Machine //«ЧЕСТНОЕ СЛОВО» № 45 (667)
  86. Дата обращения: 5 апреля 2010. 6 марта 2010 года.

Литература

  • Богданова О. А. / Рост. гос. экон. унив., СКНЦ ВШ — Ростов-н/Д., 2001. — 140 с. ISBN 5-7972-0378-2
  • Дворкин А. Л. [www.litmir.net/br/?b=130900 Псевдохристианская секта «Свидетели Иеговы»: О людях, никогда не расстающихся со «Сторожевой башней».] — СПб.: «Формика», 2002. −160с. ISBN 5-7754-0037-2 ( )
  • Жириновский В. В. , Кривельская Н. В. Псевдохристианские религиозные организации России [Текст] : информационно-аналитическое исследование / В. В. Жириновский, Н. В. Кривельская ; ЛДПР. — М. : ЛДПР , 1997. — 72 с.
  • Кривельская Н. В. Секта: Угроза и поиск защиты / Нина Викторовна Кривельская. — М. : Благовест, 1999. — 268 с.: ил.. — 15000 экз.. — 21 см. ISBN 5-7854-0072-3
  • Мартинович В. А. 3.4 Состояние нетрадиционной религиозности в современной Беларуси: типология, динамика распространения, деструктивный характер // / О. А. Павловская [и др.]; под ред. О. А. Павловской; Нац. акад. наук Беларуси Ин-т философии . — Мн. : Беларус. навука, 2010. — С. 295-310. — 519 с. — ISBN 978-985-08-1172-1 .
  • Макарова А. М., Стороженко А. И. «Свидетели Иеговы. Псевдохристианский деструктивный культ», СПб, 2004.
  • Порублёв Н.В « ». — М.: Благовестник, 1994. — 336 с.
  • [lib.ru/HRISTIAN/spiski.txt Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера (справочник)]/Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник No 1. Изд. 2-е, переработ. и дополн. Ростов-н/Д., 1998.
  • Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 4 декабря 1994 г.) « »// Журнал Московской Патриархии , 1995, № 12 (2-3)
  • Псевдохристианские религиозные организации России: Аналитический вестник / Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации . Аналитическое управление. М., 1997. Вып. 19 (Сер. «Оборона и безопасность-13»).
  • Уилер, Том Карл. Elkhart, IN: Russian Gospel Ministries, 1993. — 41.


Источник —

Same as Псевдохристианские религиозные организации