Interested Article - Аудумла

Аудумла ( др.-сканд. Auðumbla [ˈɑuðˌumblɑ] , [ˈɔuðˌumblɑ], [ˈɑoðˌumblɑ] , [ˈɔuðˌhumlɑ] или [ˈɔuðˌumlɑ] , или Аудумбла ) — в германо-скандинавской мифологии мифическая корова , появившаяся из таявшего льда и инея в начале времён вместе с первым великаном Имиром .

Корова Аудумла лизала солёные камни, покрытые инеем, и тем питалась; из её вымени текли четыре молочные реки, и она кормила первого великана Имира . Из вылизанных ею за три дня камней возник бог Бури , отец Бора , прародитель всего рода асов . Его потомками являются боги Один , Вили и Ве .

Аудумла упоминается лишь в « Младшей Эдде », написанной в XIII веке С. Стурлусоном . По оценкам исследователей, образ коровы соотносится с более древними мифами и принадлежит к широкому слою первобытных легенд о богах и богинях, связанных с быками и коровами. Неизвестно, что случилось с Аудумлой во время убийства Имира , но возможно, что она погибла, когда кровь Имира затопила весь мир.

Этимология имени

Имя «Аудумла» встречается только в « Младшей Эдде », где приводятся различные варианты его написания: др.-исл. Auðumbla [ˈɔuðˌumblɑ] , [ˈɑoðˌumblɑ] или [ˈɑuðˌumblɑ] , Auðhumla [ˈɔuðˌhumlɑ] или [ˈɑuðˌhumlɑ] и Auðumla [ˈɔuðˌumlɑ] . Обычно её имя переводят как « комолая (безрогая) корова, богатая молоком» от др.-исл. auðr «богатство» и *humala «комолый, безрогий». Данный перевод является общепринятым среди исследователей .

Частичная лингвистическая параллель имени коровы встречается в шотландском английском humble-cow «безрогая корова» . Отмечается, что в имени коровы имеется некая семантическая двусмысленность . Др.-исл. auðr может иметь значение «богатство», но также означает и «судьба», «пустынный, необитаемый; пустошь, пустыня, пустынная местность», что делает возможным перевод имени коровы как «разрушительница пустыни» . Эта двусмысленность оригинального древнеисландского имени, возможно, была преднамеренной .

Известно, что северные европейцы разводили безрогих коров ещё с древнейших, первобытных времён .

Упоминания

Аудумла упоминается только в «Младшей Эдде» («Видение Гюльви» и «Тулы имён»). Она возникла в начале времён из инея, который растаял от тепла Муспелльсхейма. Она лизала солёные камни, слизывая с их поверхности соль и иней, и тем питалась. Из её вымени текли четыре молочные реки, и она кормила молоком первого великана Имира. За три дня она вылизала из камней бога Бури: к исходу первого дня — волосы, на второй день — голову, а на третий день — всего человека. У Бури был сын по имени Бор; он взял в жёны великаншу Бестлу, дочь Бёльторна, и их сыновьями были Один, Вили и Ве.

Другое упоминание коровы (др.-исл. kýr) Аудумлы встречается в «Тулах имён» (или «Списках имён»), где приводятся имена и хейти различных животных, объектов и явлений окружающего мира. Аудумла является единственной коровой, упомянутой по имени (остальные наименования коровы — либо простые её обозначения в древнеисландском языке, либо хейти). Здесь она называется древнейшей и благороднейшей из коров (др.-исл. hon er elzt kúa):

Корова зовётся телицей,

нетелью и рёвой, и Аудумлой,

древнейшей из коров.

Интерпретации

Исследователи отмечают, что северные европейцы разводили безрогих коров ещё с доисторических времён . Р. Зимек пишет , что в « Германии » Тацита упоминается, что германцы содержали комолый (безрогий) крупный рогатый скот. Он подчёркивает, что идолы и изображения германской богини Нерты ( лат. Nerthus) возили по сельской местности в повозке, запряжённой животными . Образ необычного, мифического быка или коровы встречается и у других индоевропейских народов. К примеру, известен ирландский белорогий бык Финнбенах из Коннахта, который отличался плодовитостью .

Дж. Линдоу утверждает , что корова как мифическое животное часто фигурирует в сказаниях о сотворении мира. Он говорит о том, что сюжет об Аудумле объединяет две противоположные, враждующие группы мифических существ в древнескандинавской мифологии — великанов и асов , поскольку она кормила своим молоком инеистого великана Имира и произвела на свет бога Бури , прародителя всех асов и предка Одина .

Р. Зимек сравнивает германскую богиню Нерту с другими божествами, ассоциирующимися с коровой у других народов, к примеру, с египетской богиней Хатхор , которая изображается с коровьей головой, или с Исидой , изображения которой содержит отсылки к коровам .

Ссылки

Примечания

  1. Cтурлусон, С., пер. О.А. Смирницкая и М.И. Стеблин-Каменский. Младшая Эдда / Отв. ред. и авт. примеч. М. И. Стеблин-Каменский. — Москва: Науч.-изд. центр "Ладомир", 1994. — 253 с. — ISBN 5-86218-057-5 .
  2. . norroen.info . Дата обращения: 22 октября 2023.
  3. Стеблин-Каменский М. И. Древнеисландский язык . — М. : Едиториал УРСС, 2002. — 288 с.
  4. Об особенностях произношения безударных гласных см.: «В безударном положении, по-видимому, неотличимо от е . В ранних рукописях этот звук в безударном положении обычно и обозначался через ( Стеблин-Каменский М. И. Древнеисландский язык. — М. : Едиториал УРСС, 2002. — 288 с., Фонетика, § 5-§ 6).
  5. John Lindow. Norse mythology: a guide to the gods, heroes, rituals, and beliefs. — First issued as an Oxford University Press paperback. — Oxford: Oxford University Press, 2002. — 365 с. — ISBN 978-0-19-515382-8 .
  6. Rudolf Simek. Lexikon der germanischen Mythologie. — Stuttgart: Kröner, 1984. — Т. 368. — 525 с. — (Kröners Taschenausgabe). — ISBN 978-3-520-36801-0 .
  7. Anatoly Liberman. In prayer and laughter: essays on medieval Scandinavian and Germanic mythology, literature, and culture. — Moscow: Paleograph Press, 2016. — 587 с. — ISBN 978-5-89526-027-2 .
  8. Похищение Быка из Куальнге / Пер. с ирл. С. В. Шкунаева, Т. А. Михайловой, В. И. Швыряева. — М. : Наука, 1985. — 496 с.

Литература

  • Похищение Быка из Куальнге / Пер. с ирл. С. В. Шкунаева, Т. А. Михайловой, В. И. Швыряева. — М. : Наука, 1985. — 496 с.
  • Стеблин-Каменский М. И. Древнеисландский язык. — М. : Едиториал УРСС, 2002. — 288 с.
  • Cтурлусон, С., пер. О. А. Смирницкая и М. И. Стеблин-Каменский. Младшая Эдда / Отв. ред. и авт. примеч. М. И. Стеблин-Каменский. — Москва: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1994. — 253 с. — ISBN 5-86218-057-5 .
  • Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0 .
  • Anatoly Liberman. In prayer and laughter: essays on medieval Scandinavian and Germanic mythology, literature, and culture. — Moscow: Paleograph Press, 2016. — 587 с. — ISBN 978-5-89526-027-2 .
  • Gylfaginning — Edda Snorra Sturlusonar (Guðni Jónsson) — Младшая Эдда — Тексты — Северная Слава. norroen.info . Дата обращения: 22 октября 2023.
  • John Lindow. Norse mythology: a guide to the gods, heroes, rituals, and beliefs. — First issued as an Oxford University Press paperback. — Oxford: Oxford University Press, 2002. — 365 с. — ISBN 978-0-19-515382-8 .
  • Rudolf Simek. Lexikon der germanischen Mythologie. — Stuttgart: Kröner, 1984. — Т. 368. — 525 с. — (Kröners Taschenausgabe). — ISBN 978-3-520-36801-0 .
Источник —

Same as Аудумла