Interested Article - Майя (плеяда)

Ма́йя ( др.-греч. Μαῖα — «матушка», «кормилица»; лат. Maia ) — персонаж греческой и римской мифологий, одна из семи сестёр- плеяд , дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны . Согласно греческой мифологии, Майя родила Гермеса от Зевса . Впоследствии вместе с другими сёстрами она была вознесена на звёздное небо в рассеянное звёздное скопление Плеяды .

В Риме образ греческой Майи слился с культом италийской богини Майи или Майесты . Её стали почитать в качестве жены Вулкана или матери Меркурия , она стала эпонимом месяца май . Один из античных источников идентифицирует Майю как Благую богиню .

Греческие мифы

Самый ранний из сохранившихся источников, в которых упоминается Майя, — « Одиссея » Гомера . Здесь свинопас Евмей приносит жертвы « нимфам и Эрмию , Майину сыну» ; отсюда антиковеды делают вывод, что уже в гомеровскую эпоху Майю причисляли к горным нимфам. Начиная, как минимум, с Гесиода её считали одной из семи плеяд , дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны ( Псевдо-Аполлодор называет её старшей дочерью ). Согласно представлениям эллинов, Майя появилась на свет и жила в Аркадии на горе Киллена , в одной из пещер. Там её в тайне от Геры навещал Зевс , от которого Майя родила сына — Гермеса . В историческое время на горе построили храм Гермеса Килления .

Новорождённый Гермес вылез из колыбели, выкрал стада коров Аполлона , спрятал их и вернулся назад. Когда Аполлон при помощи гадания узнал имя вора, он пришёл на Киллену и потребовал обратно свои стада. Согласно Псевдо-Аполлодору, Майя показала Гермеса в пелёнках и сказала, что младенец не мог сделать то, в чём его обвиняют . Согласно одному из гомеровских гимнов , Майя узнала о проделках своего сына до прихода Аполлона и после не вмешивалась в разговор богов .

Имя «Майя» в древнегреческой интерпретации обозначало «матушка», «кормилица», что указывало на присущие ей функции вскармливания и воспитания. Именно этой нимфе Зевс передал своего сына Аркада после смерти его матери Каллисто . Впоследствии Майя со всеми сёстрами-плеядами была вознесена Зевсом на звёздное небо в рассеянное звёздное скопление Плеяды . По одной версии мифа, это произошло из-за того, что плеяды спасались от Ориона , по другой, они совершили коллективное самоубийство после гибели своего брата Гианта и сестёр Гиад .

Отдельно от сестёр-плеяд Майя упоминается, как правило, только как мать Гермеса. В греческой мифологии она не получила каких-либо индивидуальных черт и уникальных атрибутов .

Римская Майя

Представления греков о Майе как возлюбленной Зевса и матери Гермеса стали частью римской культуры (здесь Зевсу и Гермесу соответствовали Юпитер и Меркурий ). Майя упоминается в произведениях поэтов эпохи Августа Вергилия , Горация , Овидия ; последний называет её самой красивой из дочерей Атланта . В схолиях Мавра Сервия Гонората к « Энеиде » Вергилия матерью Майи названа Стеропа (видимо, по ошибке) . Постепенно образ греческой Майи слился с образом богини плодородия Майи или Майесты , культ которой существовал в античной Италии. Римляне стали почитать Майю как мать Меркурия и супругу Вулкана , римского аналога Гефеста ( Maia Vulcani ) . Луций Цинций Алимент , согласно Макробию , считал, что Майя стала эпонимом месяца мая; как аргумент он использовал, в частности, тот факт, что именно фламин Вулкана на майские календы (1 мая) совершал жертвоприношения Майе .

, по словам Макробия, идентифицировал Майю как Благую богиню . Культ этой богини в Риме имел целый ряд существенных отличий от других культов. В её храмы и в посвящённые ей мистерии допускали исключительно женщин , а настоящее имя Благой богини было табуировано. Поэтому существовало множество предположений о том, кем на самом деле является «Благая богиня». Её могли отождествлять с Фавной, Опой , Фатуей, Майей, Медеей , Семелой , Гекатой и даже Юноной . Соответственно и Майю могли отождествлять с этими богинями .

Майю объединяли с Благой богиней, по данным античных источников, дата праздника в их честь (1 мая) и связь с землёй. Майе приносили отличительную жертву земли — беременную свинью . Известно, что жертвы приносились также 15 мая в храме Меркурия, расположенном около Большого цирка в Риме . В « Аттических ночах » Авла Геллия сохранился текст молитвы, которую римляне возносили к «Майе Вулкана» и к другим божествам .

Согласно современным представлениям, Майя стала прообразом галло-римской Росмерты . Культ Майи в античную эпоху существовал не только в Риме, но и в других городах Лация , а также в Помпеях , на Делосе (там сформировалось сообщество римских купцов, называвших себя меркуриалами ), в Цизальпийской и Нарбонской Галлиях .

В искусстве и науке

Майя и Меркурий на дне античного серебряного кубка II века н. э. Кабинет медалей , Париж
«Вулкан и Майя». Бартоломеус Спрангер , 1585 год. Музей истории искусств , Вена

Греческая Майя изображена на нескольких дошедших до наших дней античных вазах . Существует ряд изображений всех семи плеяд вместе, но на них нет имён и отсутствует какая-либо индивидуализация . Как Майю обычно идентифицируют женщину, которую рисовали рядом с Меркурием римские художники. В Новое время Майю с её супругом Вулканом изобразил фламандский живописец Бартоломеус Спрангер (1585 год) .

Древние греки видели в звёздном скоплении в созвездии Тельца сестёр плеяд, которые попали на звёздное небо. Одна из звёзд получила название « Майя » , которое сохраняется до сих пор. Также в честь Майи назван астероид (66) Майя , открытый в 1861 году американским астрономом Хорейсом Таттлом в Гарвардской обсерватории .

Примечания

  1. , Одиссея, XIV, 435.
  2. , s. 528.
  3. , Теогония 938—939; фрг. 169.
  4. , III, 10, 2.
  5. , III, 10, 1—2.
  6. , Гомеровские гимны. III. К Гермесу, 1—13.
  7. , s. 2234.
  8. , VIII, 17, 1.
  9. , Гомеровские гимны. III. К Гермесу.
  10. , III, 8, 2.
  11. .
  12. , Мифы, 192.
  13. , s. 529.
  14. .
  15. , Энеида, I, 297; VIII, 138.
  16. , Оды, I, 2, 41; Сатиры, II, 6, 5.
  17. , Метаморфозы, II, 685.
  18. , Фасты, V, 85.
  19. , I, 12, 18.
  20. , p. 279—282.
  21. , p. 85.
  22. , I, 12, 18—29.
  23. , p. 9—10.
  24. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  25. , I, 12, 20—21.
  26. , s. 2236.
  27. , s. 2236—2237.
  28. , XIII, 23, 2.
  29. , s. 531.
  30. , s. 2238—2239.
  31. Boppert Walburg. Skulpturenfragmente aus einem Mercur- und Rosmerta/Maia-Heiligtum in Rheinhessen // Archäologisches Korrespondenzblatt. — Vol. 20, № 3 . — С. 333—344 .
  32. , s. 532—533.
  33. , s. 2235.
  34. , s. 530.
  35. (англ.) . Проект «База иконографии» Института Варбурга Лондонского университета . Дата обращения: 3 октября 2019.
  36. , Астрономия, II, 21, 3.
  37. Schmadel, Lutz D. (англ.) . — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. — P. 21. — ISBN 3-540-00238-3 .

Источники и литература

Источники

  1. Античные гимны / составитель и общий редактор А. А. Тахо-Годи . — М. : Издательство Московского университета, 1988. — 359 с. — ISBN 5-211-00182-6 .
  2. Аполлодор . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л. : Наука, 1972. — 216 с.
  3. Публий Вергилий Марон . Энеида. — М. : Лабиринт, 2001. — 288 с. — ISBN 5-87604-127-0 .
  4. Авл Геллий . Аттические ночи. Книги 11—20. — СПб. : Издательский центр «Гуманитарная академия», 2008. — 448 с. — ISBN 978-5-93762-056-9 .
  5. Гесиод . Полное собрание текстов / Вступительная статья В.Н.Ярхо. Комментарии О.П.Цыбенко и В.Н.Ярхо. — М. : Лабиринт, 2001. — 256 с. — (Античное наследие). — ISBN 5-87604-087-8 .
  6. Гигин. Мифы. — СПб. : Алетейя, 2000. — 480 с. — ISBN 5-89329-198-О.
  7. Гомер . Одиссея. — М. : Наука, 2000. — 488 с. — ISBN 5-02-011652-1 .
  8. Квинт Гораций Флакк . Собрание сочинений. — СПб. : Биографический институт, 1993. — 448 с. — ISBN 5-900118-05-3 .
  9. Амвросий Феодосий Макробий . Сатурналии / Перевод с латинского и древнегреческого Витольда Т. Звиревича. — М. : Кругъ, 2013. — 810 с. — ISBN 978-5-7396-0257-2 .
  10. Публий Овидий Назон . Метаморфозы. — М. : Художественная литература, 1977. — 430 с.
  11. Публий Овидий Назон. Элегии и малые поэмы / сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. М. Гаспарова и С. Ошерова . — М. : Художественная литература, 1973. — 526 с.
  12. Павсаний . / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб. : Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2 .
  13. Гай Юлий Гигин . Астрономия / перевод с латинского и комментарии А. И. Рубана. — СПб. : Алетейя, 1997. — ISBN 5-89329-017-8 .

Литература

  1. // Мифы народов мира. — 1988. — Т. 2 . — С. 89 .
  2. Тахо-Годи А. // Мифы народов мира. — 1988. — Т. 2 . — С. 317 .
  3. Brouwer H. H. J. . — Leiden • New York • København • Köln: E. J. Brill , 1989. — ISBN 90-04-08606-4 .
  4. Gundel. Maia 1 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1928. — Bd. XIV, 1. — Kol. 527—530.
  5. Gundel. Maia 2 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1928. — Bd. XIV, 1. — Kol. 530—533.
  6. Hallvig Ylva. . — Uppsala: Uppsala Universitet, 2016.
  7. Peter R. // (нем.) / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig: Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1894—1897. — Bd. II.
  8. . // A Topographical Dictionary of Ancient Rome / edited by Thomas Ashby . — Cambridge: Cambridge University Press, 2015. — P. 85. — ISBN 978-1-108-08324-9 .
  9. Weizsäcker. // : [ нем. ] / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1894—1897. — Bd. II. — Kol. 2234—2235.
Источник —

Same as Майя (плеяда)