Interested Article - Райнер, Фриц

Фриц Ра́йнер , также Ре́йнер ( нем. Fritz Reiner , полное имя Фре́дерик Ма́ртин Райнер , в Венгрии Фри́дьеш Ре́йнер , венг. Reiner Frigyes ; 19 декабря 1888 , Будапешт 15 ноября 1963 , Нью-Йорк ) ― венгерский и американский дирижёр.

Биография

Райнер родился в еврейской семье, первые уроки игры на фортепиано получил от матери. В 15 лет он поступил в Будапештскую академию музыки имени Листа , где учился у Белы Бартока (фортепиано) и Ганса Кёсслера (композиция и дирижирование), изучал также право в Будапештском университете. Как дирижёр дебютировал в возрасте 19 лет, заменив заболевшего капельмейстера Будапештской оперы на представлении оперы Бизе « Кармен ». В 1910―1914 работал в оперном театре в Лайбахе (ныне Любляна ), затем получил место одного из двух главных капельмейстеров Дрезденской придворной (позднее ― Государственной) оперы. Во время работы в этом театре Райнер познакомился с Рихардом Штраусом , ставшим на многие годы его близким другом. Штраус, наряду с Артуром Никишем , оказал на развитие творческих взглядов Райнера существенное влияние.

В 1921 Райнер эмигрировал в США, где возглавлял ведущие оркестры страны: Симфонический оркестр Цинциннати (1922―1931), Питтсбургский симфонический оркестр (1938―1948), наконец, Чикагский симфонический оркестр (1953―1963), подняв исполнительский уровень этих коллективов до мировых стандартов и заслужив себе блестящую репутацию. Райнер выступал в качестве приглашённого дирижёра с Нью-Йоркским и Филадельфийским оркестрами, а также в Будапеште , Стокгольме , Вене , Манчестере , Риме , Барселоне и других европейских городах. Среди осуществлённых им премьер — «Ода Аполлону» Артура Блисса ( 1927 ), опера Джанкарло Менотти «Амелия идёт на бал» ( 1937 ) и посвящённый Райнеру Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра Белы Бартока ( 1943 ; переработка более известной Сонаты для двух фортепиано и ударных). В 1931―1941 он преподавал в Кёртисовском институте музыки , среди его учеников ― Леонард Бернстайн и Лукас Фосс . С 1948 по 1953 Райнер работал в Метрополитен-опера , где осуществил знаковые постановки « Саломеи » Р. Штрауса и «Кармен» Бизе, а также продирижировал американской премьерой оперы Игоря Стравинского « Похождения повесы ». Незадолго до смерти он планировал возвращение в этот театр и готовил к постановке оперу Вагнера « Гибель богов ».

За время работы с Чикагским симфоническим оркестром Райнер сделал ряд записей на фирме RCA Victor , среди которых наиболее выделяются сочинения Бартока (Концерт для оркестра и Музыка для струнных, ударных и челесты), Дебюсси , Равеля , Хованесса , Римского-Корсакова , Рихарда Штрауса. На компакт-дисках изданы также более ранние записи Райнера с радиопередач (в том числе премьера Концерта для кларнета Аарона Копленда с Бенни Гудменом ) и оперных спектаклей.

Примечания

  1. (англ.) — 1996.
  2. Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Современные дирижеры. М., 1969. С. 218.

Ссылки

Источник —

Same as Райнер, Фриц