Interested Article - Гомосексуальность в первобытном обществе

В статье рассматривается проявление гомосексуальности в человеческих общностях на стадии первобытно-общинного строя в первобытном обществе .

Цивилизации древнего мира и первые исторические народы по письменным источникам рассматриваются в другой статье .

О гомосексуальности в человеческих общностях на стадии первобытно-общинного строя можно судить из этнографических записей об этих общностях, а также из записей путешественников.

Инициации и юношество

В своей работе «Некоторые коллективные проявления непристойности в Африке» Э. Эванс-Причард касается и проявлений гомосексуальности. В частности, она проявляется во время юношеских инициаций у некоторых племён Африки :

…Предписывается непристойность не только в песнях, но и в поведении. Каждый из инициируемых во время второй церемонии обрезания должен держать пенис в поднятом состоянии до тех пор, пока это позволяет эрекция . Затем к члену привязывают большой кусок дерева, и посвящаемый в таком виде ходит кругами под дружные взрывы смеха. Во время этой же церемонии в земле просверливается небольшая ямка, представляющаю вагину , и каждый из посвящаемых по очереди должен совершить эякуляцию в эту ямку. Кроме того, каждый из посвящаемых должен совокупиться с кем-то другим , чтобы продемонстрировать, как он совершает половой акт с женщиной. Песни имеют неописуемо скабрёзное содержание. Господствует атмосфера вседозволенности, и посвящаемые, вооружённые палками, наводят страх на всю округу.

В данном случае гомосексуальное поведение несёт две функции. С одной стороны, это функция воспитательная, ведь целью инициации является подготовка юноши к тяготам будущей взрослой жизни. Поэтому вполне оправданной считается суровость инициации:

Суровые телесные наказания, постоянные поддразнивания и подтрунивания, голод, жажда, изнурительный труд, выматывающие танцы, обидные оскорбления, изнасилования, содомия — посвящаемые должны пройти через всё это .

С другой стороны, как считает Эванс-Причард, гомосексуальность, и вообще проявления непристойности в целом, несёт важную психологическую функцию. Проявления непристойности необходимы в сложные и ключевые для человека и общества периоды для выхода эмоционального напряжения через сексуальное удовлетворение.

Гомосексуальное поведение может считаться необходимым в определённый период жизни (как правило, юношеский) для мужчин в отдельных племенах . Например, в племени киваи на Новой Гвинее старейшины, согласно ритуалу, должны совершить с юношами гомосексуальный коитус (попросту овладеть юношами), «чтобы сделать их сильными». У новогвинейских же папуасов кераков наблюдается такой же обычай, «ибо растущему мальчику необходимы соки мужества» . У племени маринд-аним во время обряда инициации с мальчиком лет девяти совершает половой акт старший брат его матери, а за ним все мужчины, находящиеся в мужском доме. Их семя , введённое в его задний проход, должно сделать его смелым и сильным, а без этих качеств он не сможет стать хорошим охотником. Чем больше мужского семени он получит, тем быстрее вырастет .

Некоторые из новогвинейских племён (например, эторо ) широко практикуют фелляцию . У них распространено убеждение, что для роста и развития мальчиков им необходимо пить семя. Поэтому мальчики до полового созревания сосут члены у тех, кто постарше. В данном случае это не столько эротическое, сколько обрядовое занятие. В этих племенах убеждены, что чем больше семени получит мальчик, тем более высоким и сильным он вырастет. Юноши от 16 до 25 лет у этого племени ведут, по сути, бисексуальный образ жизни, а затем, став отцами, переходят к исключительно гетеросексуальным отношениям . Подобные обряды отмечены и вообще в Меланезии .

Французский этнограф и фольклорист Арнольд ван Геннеп трактует ритуальное гомосексуальное совокупление как «обряд включения» в новую социальную группу или состояние. В качестве примеров он приводит инициации, побратимство, обрядовую травестию и гомосексуальную ритуальную проституцию , которая рассматривается им как «обряд приобщения» к божеству.

Мужские союзы

Также предполагается возможность гомосексуального поведения мужчин и в так называемых тайных мужских союзах, где гомосексуальность тесно связана с гомосоциальностью (половой и, как правило, возрастной однородностью и замкнутостью общности) .

Одним из первых, кто обратил внимание на проявления гомосексуальности в тайных мужских союзах и вообще в замкнутых мужских общностях, был немецкий исследователь Ганс Блюхер (1888—1955). Он полагал, что тайные мужские союзы (или «тайные мужские общества», как он писал) произошли из семьи путём её отрицания . Появился новый тип общности, который основывался не на старом типе эроса — муже-женском, а на новом — муже-мужеском эросе ( mann-mannlicher Eros ). Типологически идентичными тайным мужским союзам Блюхер считал замкнутые общности митраистов , тамплиеров , карибских буканьеров , союзы «диких охотников» и т. п. Блюхер, однако, оставляет открытым вопрос о причине изоляции мужских обществ от женщин — являлся ли такой причиной тонкий невротический недуг или же прямая гомосексуальность .

«Третий пол»

См. также

Примечания

  1. Evans-Pritchard E. E. Some collective expressions of obscenity in Africa // Evans-Pritchard E. E. The position of women in primitive societies and other essays in social anthropology. L. : Faber, 1965. P. 76-101. (Перевод В. Николаева).
  2. Клейн Л. С. Другая любовь. Природа человека и гомосексуальность. СПб. : Фолио-Пресс, 2000. С. 193—194; Его же. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. С. 377—378.
  3. Williams F. E. Papuans of the Trans-Fly. Oxford: Clarendon Press, 1936; Ford C. S., Beach F. A. Patterns of sexual behavior. L.: Eyre and Spottishwood, 1965; Herdt G.S. The Sambia: Ritual and gender in New Guinea. New-York: Holt, Rinehart & Winston, 1987.
  4. Baal J. van. Dema. Description and analysis of Marind-anim culture (South New Guinea). The Hague: Martinus Nijhoff, 1966.
  5. Herdt G. S. Guardians of the flutes. Idioms of masculinity. A study of ritualized homosexual behavior. New-York: McGrow, 1981; Rituals of manhood. Male initiations in Papua New Guinea / Editor G. S. Herdt. Berkeley, Ca.: University of California Press , 1982.
  6. Herdt G.S. Ritualized homosexuality in Melanesia. Berkeley, Ca.: University of California Press , 1984.
  7. Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература , 1999. С. 155—157.
  8. Об этом феномене, сохранившемся до наших дней см.: Кон И. С. от 26 июня 2012 на Wayback Machine ; Его же. от 25 июня 2012 на Wayback Machine
  9. По мнению Л. Фробениуса , тайные мужские союзы — это реакция на матриархат и одновременно слепок с таких же женских обществ.
  10. Bluecher H. Die Rolle der Erotik in der maenlichen Gesellschaft. Jena, 1919; Кондратьев А. В. Ведьмы, мифологисты и ритуалисты в религиоведении Третьего Рейха // Религиоведение . 2006. № 2. С. 11-12.

Литература

  • Bremmer, Jan. (недоступная ссылка) // Arethusa. № 13 (1980). P. 279—298.
  • Gerdt, Gilbert H.
Источник —

Same as Гомосексуальность в первобытном обществе