Interested Article - Ямпольский, Михаил Бениаминович

Михаи́л Бениами́нович Ямпо́льский (род. 6 декабря 1949 , Москва ) — советский, российский и американский историк и теоретик искусства и культуры, философ , киновед и филолог. Кандидат педагогических наук, доктор искусствоведения, профессор. С 1991 года живёт и работает в США .

Биография

Родился в 1949 году в семье врачей. В 1966 году поступил на романо-германский факультет Московского педагогического института , который окончил в 1971 году. Три года преподавал французский язык в школе , занимался репетиторством за пять рублей в час . С юности мечтал о карьере драматурга, но попал в научную среду. С 1974 года — сотрудник в отделе информации Научно-исследовательского института теории и истории кино (впоследствии Всесоюзного научно-исследовательского института киноискусства).

В 1974 году поступил в аспирантуру Академии педагогических наук СССР, которую окончил в 1977 году, защитив диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Образовательные и воспитательные функции курса философии в средней школе Франции».

С начала 1980-х годов принимал участие в научных мероприятиях Московско-тартуской семиотической школы в Тарту и Кяэрику. Позже стал постоянным участником Тыняновских чтений в Резекне . В 1990 году в рижском литературном журнале «Родник» была опубликована его пьеса « Гиньоль ». Читал курс «Теоретический анализ фильма» во ВГИКе и на ВКСР .

В 1991—1993 годах — старший научный сотрудник Института философии РАН (работал в лаборатории постклассических исследований под руководством В. А. Подороги ). Участниками лаборатории было задумано издательство гуманитарной литературы, для которого Ямпольский придумал название — « Ad Marginem », то есть «на полях» или «по краям». Идея была позаимствована из картины Пауля Клее , в которой пустой центр окружен расположенным по краям изображением.

В 1991 году в Научно-исследовательском институте киноискусства защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения по теме «Проблема интертекстуальности в кинематографе» . В том же году был приглашён в США по гранту от лос-анджелесского Гетти - центра . Заявку в Гетти он не подавал, но показался достойным тайному международному жюри, распределявшему «путёвки» в этот научный центр.

С 1992 года — профессор Нью-Йоркского университета по отделениям сравнительного литературоведения и русских и славянских исследований. Член редакционной коллегии журнала « Новое литературное обозрение », член Общественного консультативного совета « Эйзенштейн -центра» и журнала « Киноведческие записки », член редакционной коллегии петербургского кинокритического журнала « Сеанс ».

Печатается с 1967 года. Автор ряда книг и статей по во вопросам истории и теории кино, семиотики, истории репрезентации, феноменологии визуального.

Книги

  • Из истории французской киномысли. Немое кино. 1911—1933 гг. / Сост. и пер. М. Ямпольский. М.: Искусство , 1988.
  • Годар Жан-Люк . Страсть: между чёрным и белым / Сост., пер., интервью, статья М. Ямпольский. Париж, 1991.
  • Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М.: Киноведческие записки, 1993 (Из истории киномысли).
  • Память Тиресия . Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК Культура, 1993 (Ad Marginem).
  • Бабель / Babel (в соавторстве с Александром Жолковским ). М.: Carte blanche, 1994.
  • Демон и лабиринт. Диаграммы, деформации, мимесис . М.: НЛО, 1996.
  • Хичкок / Трюффо / Перевод, фильмография, примечания М. Ямпольского и Н. Цыркун . М.: Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 1996 ( Киноведческие записки ).
  • Беспамятство как исток. Читая Хармса. М.: НЛО, 1998.
  • Наблюдатель. Очерки истории видения. М.: Ad Marginem, 2000 (Passe-partout).
  • О близком. Очерки немиметического зрения. М.: НЛО, 2001.
  • Физиология символического. Кн. I. Возвращение Левиафана : Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима . М.: НЛО, 2004.
  • : Арендт , Беньямин , Шолем , Кафка . М.: РГГУ, 2004 (Лекции зарубежных ученых в РГГУ ).
  • Язык — тело — случай: Кинематограф и поиски смысла. М.: НЛО, 2004 (Кинотексты).
  • Ткач и визионер. Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: НЛО, 2007.
  • Муратова . СПб.: Сеанс , 2008.
  • «Сквозь тусклое стекло»: 20 глав о неопределённости. М.: НЛО, 2010.
  • . / Издание второе. СПб.: Сеанс ; , 2012
  • Пространственная история. Три текста об истории. — СПб.: Сеанс, 2013.
  • Живописный гнозис. Гриша Брускин, «Алефбет», индивидуальное спасение, двоемирие, эсхатон, гнозис. — М.: BREUS, 2015.
  • Из хаоса. (Драгомощенко: поэзия, фотография, философия). — СПб.: Порядок слов, 2015.
  • Пригов: Очерки художественного номинализма. — М.: НЛО, 2016.
  • Изображение. Курс лекций. — М.: НЛО, 2019.

Публикации

  • Грани. Ру, 14.01.2013
  • OpenSpace.ru, 30.03.2012
  • Грани. Ру, 13.03.2012
  • Грани. Ру, 15.03.2012
  • Грани.Ру , 20.02.2012
  • Грани.Ру , 09.02.2012
  • // Киноведческие записки. № 96. 2010. С. 161—191.
  • (О фильме Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие») // Сокуров. Части речи. СПб.: Сеанс, 2006, С. 57-70.
  • // НЛО. № 59. 2003
  • // Ad Marginem’93: Ежегодник лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. М., 1994. С. 21-67.
  • // Искусство кино . 1988. № 6. С. 88-94.
  • Неожиданное родство: Рождение одной кинотеории из духа физиогномики // Искусство кино.1986. № 12. С. 95-104.
  • Кино «тотальное» и «монтажное». // Искусство кино. № 7. 1982.

Премии и награды

  • 1990 — Вторая премии Союза кинематографистов СССР за лучшую статью о кино, с формулировкой: «За успешный опыт применения современных искусствоведческих теорий в отечественном киноведении».
  • 2004 — Премия Андрея Белого (в номинации «Гуманитарные исследования») за работу «Возвращение Левиафана» — «уникальный проект единой картографии сопредельного пространства политики, эстетики, теологии и его исторических метаморфоз».
  • 2005 — Премия «Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России за книгу «Язык—Тело—Случай: Кинематограф и поиски смысла».
  • 2014 — Премия Кандинского (в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства») за статью «Живописный гнозис» (о творчестве художника Гриши Брускина ) .
  • 2015 — Премия «ПолитПросвет» в номинации «Публицистика» за серию статей на портале Colta.ru.

Примечания

  1. . Дата обращения: 6 ноября 2014. 6 ноября 2014 года.
  2. Дата обращения: 27 декабря 2020. 6 марта 2021 года.
  3. Ямпольский, Михаил Бениаминович. Проблема интертекстуальности в кинематографе : автореф. дис. … д-ра искусствоведения : 17.00.03 / Всесоюз. НИИ киноискусства. — Москва, 1991. — 54 с.
  4. . Дата обращения: 28 июня 2012. Архивировано из 24 июня 2012 года.
  5. . kandinsky-prize.ru (2014). Дата обращения: 14 декабря 2014. 18 марта 2015 года.
  6. Ямпольский М. . НЛО, № 122 . magazines.russ.ru (2013). Дата обращения: 14 декабря 2014. 16 декабря 2014 года.

Ссылки

  • 4 апреля 2014 года в рамках научной конференции «Банные чтения».
  • (Рецензия Николая Петрова на второе издание «Наблюдателя»)
  • . Интервью « Московским новостям »
  • . Интервью на « Радио Свобода »
  • (Рецензия Артемия Магуна на книгу «Левиафан»)
  • (Рецензия Аркадия Блюмбаума на книгу «Левиафан»)
  • Григорий Дашевский о книге Михаила Ямпольского «Муратова. Опыт киноантропологии»
  • Аркадию Драгомощенко
  • Левченко Я. os.colta.ru (6 апреля 2009). — Интервью. Дата обращения: 14 декабря 2014.
  • Интервью для русско-американского портала RUNYweb.com
  • (интервью журналу «Историческая экспертиза»)
Источник —

Same as Ямпольский, Михаил Бениаминович