Interested Article - Годар, Жан-Люк

Жан-Люк Года́р ( фр. Jean-Luc Godard , 3 декабря 1930 , VII округ Парижа , Франция 13 сентября 2022 , Ролль , Во , Швейцария ) — франко - швейцарский кинорежиссёр , кинокритик , актёр , сценарист , монтажёр и кинопродюсер , стоявший у истоков французской новой волны в кинематографе. Его фильмы 1960-х годов оказали революционное влияние на мировое киноискусство.

В начале своей карьеры кинокритика во влиятельном журнале Cahiers du Cinéma Годар критиковал «традицию качества» основного французского кинематографа , в котором не придавалось особого значения инновациям и экспериментам. В ответ он и критики-единомышленники начали снимать свои собственные фильмы , бросая вызов условностям традиционного Голливуда в дополнение к французскому кинематографу. В 1964 году Жан-Люк Годар описал влияние себя и коллег: «Мы ворвались в кино, как пещерные люди в Версаль Людовика XV ». Его часто считают самым радикальным французским режиссёром 1960-х и 1970-х годов ; его подход к фильмам, политике и философии сделал его, пожалуй, самым влиятельным режиссёром французской новой волны. В его работах часто используются дань уважения и ссылки на историю кино и часто выражаются его политические взгляды; он был заядлым читателем экзистенциалистской и марксистской литературы, а в 1969 году вместе с другими радикальными кинематографистами сформировал «Группу Дзига Вертов » для продвижения политических работ. После новой волны его политика стала менее радикальной, а его более поздние фильмы посвящены человеческому конфликту и художественному представлению «с гуманистической, а не марксистской точки зрения».

Биография

Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже . Его отец, Поль Годар, был врачом и имел собственную клинику, а мать, Одиль (в девичестве Моно́), была родом из семьи швейцарских банкиров, принадлежавших к известной французской протестантской фамилии, которую носили многие известные люди, включая нобелевского лауреата Жака Моно , композитора (англ.) (, натуралиста Теодора Моно и историка Габриэля Моно .

Когда Годару было 4 года, семья переехала в Швейцарию. Здесь, в Ньоне , он получил начальное образование, затем с 1946 года обучался в Париже, в (фр.) ( . Однако в этот момент он увлёкся кино и предпринял первые попытки заняться литературным творчеством. В результате он провалил экзамен на степень бакалавра и вернулся домой в Швейцарию . В 1949 году поступил в Сорбонну и некоторое время изучал там антропологию .

Кинокритика

В Париже , в Латинском квартале , незадолго до 1950 года, всё более известными становились киноклубы. Годар начал посещать эти клубы — Французскую синематеку , Киноклуб Латинского квартала (CCQL), киноклуб «Работа и культура» и другие — он стал завсегдатаем этих клубов. Французская синематека была основана Анри Ланглуа и Жоржем Франжю в 1936 году; «Работа и культура» была рабочей образовательной группой, для которой Андре Базен организовывал просмотры и обсуждения фильмов военного времени, и которая стала образцом для киноклубов, возникших по всей Франции после освобождения от нацистов; CCQL, основанный примерно в 1947 или 1948 году, был воодушевлен и возглавлен Эриком Ромером . В этих клубах он познакомился с другими синефилами , включая Жака Риветта , Клода Шаброля и Франсуа Трюффо . Годар был частью поколения, для которого кинематограф приобрел особое значение. Он сказал: «В 1950-х годах кино было так же важно, как хлеб, но сейчас это не так. Мы думали, что кино утвердит себя как инструмент познания, микроскоп... телескоп.... в Синематеке я открыл для себя мир, о котором мне никто не говорил. Они рассказали нам о Гёте , но не о Дрейере . ... Мы смотрели немые фильмы в эпоху звукового кино . Мы мечтали о кино. Мы были как христиане в катакомбах ».

Его вторжение в кинематограф началось с критики . Наряду с Морисом Шерером (писавшим под будущим знаменитым псевдонимом Эрик Ромер) и Жаком Риветтом он основал в 1950 году недолговечный журнал , было опубликовано пять номеров. Когда Базен стал одним из основателей влиятельного журнала Cahiers du cinéma , Годар был первым из молодых критиков из группы CCQL /Синематека, работы которого были опубликованы в журнале. В январском номере за 1952 год была опубликована его рецензия на американскую мелодраму режиссёра Рудольфа Мате « ». Его статья «Защита и иллюстрация классического декупажа», опубликованная в сентябре 1952 года, в которой он критикует более раннюю статью Базена и защищает использование техники обратной съемки, является одним из его ранних важных вкладов в кинокритику. Восхваляя Отто Премингера и «величайшего американского художника — Говарда Хоукса », Годар ставит их суровые мелодрамы выше более «формалистичных и откровенно искусных фильмов Уэллса , Де Сики и Уайлдера , которые одобрил Базен». В это время деятельность Годара не включала в себя создание фильмов. Он смотрел фильмы и писал о них, а также помогал другим снимать фильмы, в частности Ромеру, с которым он работал над короткометражным фильмом « Представление, или Шарлотта и её стейк ».

Кинопроизводство

Покинув Париж осенью 1952 года, Годар вернулся в Швейцарию и переехал жить к своей матери в Лозанну . Он подружился с любовником своей матери Жан-Пьером Лаубшером, который был рабочим на . Через Лаубшера он сам получил работу в качестве строителя на строительной площадке Plaz Fleuri на плотине. Он увидел возможность снять документальный фильм о плотине; когда закончился его первоначальный контракт, чтобы продлить своё пребывание на плотине, он перешёл на должность оператора телефонного коммутатора. Находясь на дежурстве, в апреле 1954 года, он позвонил Лаубшеру, который сообщил, что Одиль Моно, мать Годара, погибла в аварии на скутере. Благодаря швейцарским друзьям, которые одолжили ему 35-мм кинокамеру, он смог снимать на 35-миллиметровую плёнку. Он переписал комментарий, написанный Лаубшером, и дал своему фильму рифмованное название «Operation béton» ( ). Компания, которая управляла плотиной, купила фильм и использовала его в рекламных целях.

Продолжая работать в Cahiers du cinéma , он снял в Женеве 10-минутный короткометражный фильм « » (1955), а в январе 1956 года вернулся в Париж. План создания художественного фильма по роману Гёте « Избирательное сродство » оказался слишком амбициозным и ни к чему не привел. Трюффо заручился его помощью в работе над идеей для фильма, основанного на реальной криминальной истории мелкого преступника Мишеля Портье, который застрелил полицейского на мотоцикле и чья девушка сдала его полиции, но Трюффо не смог заинтересовать ни одного продюсера. Другой проект с Трюффо, комедия о деревенской девушке, приехавшей в Париж, также был заброшен. Он работал с Ромером над запланированной серией короткометражных фильмов, посвящённых жизни двух молодых женщин, Шарлотты и Вероники; а осенью 1957 года Пьер Бронберже спродюсировал первый фильм из серии « », снятый Годаром по сценарию Ромера. Фильм « » (1958) был создан в основном из неиспользованного материала, снятого Трюффо. В 1958 году Годар с актёрским составом, в который входили Жан-Поль Бельмондо и , снял свой последний короткометражный фильм прежде чем получить международное признание в качестве режиссёра, « », дань уважения Жану Кокто . Фильм был снят в гостиничном номере Годара на улице Ренн и, по-видимому отразил что-то вроде «романтической строгости» собственной жизни Годара в то время. Его швейцарский друг Роланд Толматчофф отметил: «В Париже у него на стене висел большой плакат с Богартом и больше ничего». В декабре 1958 года Годар выступил с репортажем с фестиваля короткометражных фильмов в Туре и высоко оценил работы Жака Деми , и Аньес Варда и подружился с ними — он уже знал Алена Рене , чью работу он высоко оценил, но теперь Годар хотел снять художественный фильм. В 1959 году он поехал на Каннский кинофестиваль и попросил Трюффо позволить ему использовать историю, над которой они сотрудничали в 1956 году, об угонщике автомобилей Мишеле Портье. Он попросил денег у продюсера , с которым он познакомился ранее, когда недолго работал в отделе рекламы парижского офиса Twentieth Century Fox , и который также был на фестивале. Борегар мог бы предложить свой опыт, но у него были долги по двум постановкам, основанным на рассказах Пьера Лоти ; поэтому финансирование вместо этого поступило от кинопрокатчика Рене Пиньера.

Творчество в кино

Самый знаменитый период Годара как режиссера охватывает примерно от его первого полнометражного фильма «На последнем дыхании» (1960) до «Уик-энда» (1967). Его работа в этот период была сосредоточена на относительно обычных фильмах, которые часто отсылают к различным аспектам истории кино. Хотя работа Годара в это время считается новаторской сама по себе, этот период резко отличается от того периода, что последовал сразу за ним, в течение которого Годар идеологически осудил большую часть истории кинематографа как буржуазную и, следовательно, не заслуживающую внимания.

В 1959 выходит дебютный полнометражный фильм Годара «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо и Джин Сиберг в главных ролях, который отчётливо выразил стиль французской новой волны , фильм включает в себя визуальные цитаты из фильмов Ингмара Бергмана , Сэмюэля Фуллера , Фрица Ланга и других, а также экранное посвящение , американской студии B-фильмов . Цитаты и ссылки на литературу включают Уильяма Фолкнера , Дилана Томаса , Луи Арагона , Рильке , Франсуазу Саган , Мориса Сакса . Фильм также содержит цитаты в изображениях или на саундтреке — Моцарта , Пикассо , И. С. Баха , Пауля Клее и Огюста Ренуара .

В 1960 году Годар снял фильм « Маленький солдат », посвящённый алжирской войне за независимость . Фильм, из-за его политического характера, был запрещён французским правительством до 1963 года.

Следующие фильмы Годара « Жить своей жизнью », « Карабинеры », « Презрение » исследуют сложные социально-психологические проблемы, переживаемые обществом.

В 1964 году Годар и Карина создали продюсерскую компанию Anouchka Films. В том же году он снял фильм « Банда аутсайдеров », еще одно сотрудничество между ними, описанное Годаром как « Алиса в Стране чудес встречает Франца Кафку ».

Фильм « » (1964) последовал за «Бандой аутсайдеров». Это была медленная, обдуманная, приглушенная чёрно-белая картина без реальной истории, которая продемонстрировала «взаимодействие Годара с самым передовым мышлением того времени, выраженным в творчестве Клода Леви-Стросса и Ролана Барта », а ее фрагментарность и абстрактность отразили также «его потерю веры в знакомые голливудские стили».

В 1965 году Годар снял « Альфавиль », футуристическую смесь научной фантастики, нуара и сатиры , обличавшую технократию и тоталитаризм . Его следующим фильмом был « Безумный Пьеро » (1965). Жиль Жакоб , кинокритик и президент Каннского кинофестиваля , назвал его одновременно «ретроспективой» и перепросмотром.

« Мужское — женское » (1966), основанный на двух рассказах Ги де Мопассана , был исследованием современной французской молодёжи и её вовлеченности в культурную политику. В интертитре персонажи названы как «Дети Маркса и кока-колы ».

Затем Годар снял фильм « Сделано в США » (1966), исходным материалом для которого послужил «Джаггер» Ричарда Старка . Год спустя вышел фильм « Две или три вещи, которые я знаю о ней » (1967) в котором Марина Влади изображает женщину, ведущую двойную жизнь в качестве домохозяйки и проститутки что считается «одним из величайших достижений в кинематографе».

В « Китаянке » (1967) Годар был наиболее прямолинеен в политическом плане. Фильм был посвящен группе студентов и связан с идеями, исходящими от студенческих активистских групп в современной Франции. Выпущенный незадолго до майских событий 1968 года , фильм, по мнению некоторых, предвосхитил имевшие место студенческие восстания.

Годар активно участвует в майских событиях 1968 года и является одним из идейных вдохновителей « нового левого движения».

В том же году Годар снял более красочный и политический фильм « Уик-энд ». отправляющейся на выходные в путешествие по сельской местности Франции, чтобы получить наследство. За этим следует конфронтация с трагическими пороками чрезмерно потребляющей буржуазии.

На фоне потрясений конца 1960-х годов Годар увлёкся созданием «политических фильмов». Хотя многие из его фильмов с 1968 по 1972 год являются полнометражными, они малобюджетны и бросают вызов представлению о том, каким может быть фильм. В дополнение к отказу от мейнстрим-кинопроизводства, Годар также пытался избежать культа личности , который сформировался вокруг него. Он работал анонимно в сотрудничестве с другими кинематографистами, в частности с , с которым он создал киноколлектив « Дзига Вертов ». В этот период Годар снимал фильмы в Англии, Италии, Чехословакии, Палестине и США, а также во Франции. Он и Горин гастролировали со своими работами, пытаясь вызвать дискуссию, в основном в университетских городках. Кульминацией этого периода стала высокобюджетная постановка « », в которой снялись Ив Монтан и Джейн Фонда . Из-за аварии на мотоцикле, которая серьезно вывела Годара из строя, Горин оказался режиссером этой самой знаменитой их совместной работы почти в одиночку. В качестве дополнения к «Всё в порядке», пара сняла « », 50-минутное исследование фото на котором Джейн Фонда встречается с вьетконговцами во время войны во Вьетнаме. Фильм представляет собой деконструкцию западной империалистической идеологии. Это был последний фильм, который Годар и Горин сняли вместе.

Позднее Годар возвращается к «большому кино» и создаёт несколько значимых лент: « Спасай, кто может (свою жизнь) », « Страсть », « Имя: Кармен ».

В 1990-х годах Годар создаёт масштабную киноантологию « ». Фильм « Моцарт — навсегда » ( 1996 ) затрагивает близкую Годару тему взаимоотношений искусства и художника.

В последние годы жизни Годар часто принимал участие в совместных режиссёрских проектах, таких как, например, « На десять минут старше ».

В 2011 году был награждён премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа .

В 2014 году поставил экспериментальный 3D-фильм « Прощай, речь », удостоенный приза жюри Каннского кинофестиваля и ряда других наград. При подведении киноитогов 2014 года «Прощай, речь» вошёл в большинство списков лучших фильмов года.

Этапы творчества

Творчество Ж.-Л. Годара систематизируется по 5 периодам, которые определяются переходом режиссёра на новый уровень развития политических воззрений и философского осмысления мира .

1. Новая волна (1960—1966)

« На последнем дыхании » (1960), « Маленький солдат » (1960), « Безумный Пьеро » (1965), « Карабинеры » (1963), « Две или три вещи, которые я знаю о ней » (1966), « Мужское — женское » (1966).

Характерные приёмы: съёмки «парящей» камерой по концепции А. Астрюка « », jump cuts , переосмысленным из советского кинематографа, когда два кадра образуют резкую склейку, смысловые отсылки через газеты, картины и постеры.

Характерные темы: герой-бунтарь, находящийся в поисках новых правил жизни, политические события в стране, понимание режиссёром того, что существующая система ненавистна, жертвы социальных механизмов.

2. Маоистский период (1967)

« Китаянка » (1967), « Уикенд » (1967).

Характерные приёмы: техника коллажа, цветопись.

Характерные темы: яркий радикализм и революционная агрессия.

3. Группа «Дзига Вертов» (1969—1972)

«Правда» (1970), « » (1970), « » (1971), « » (1971)

Характерные приёмы: вскрытие и деконструкция нарративности.

Характерные темы: пытается применить идеи социализма в процессе создания кино (снимает коллективно, отсутствует один автор, свободная дистрибуция), аналитика существующих в обществе проблем.

4. Студия «Sonimage» (1973—1979) — Сотрудничество с Анн-Мари Мьевиль

« » (1975), « » (1978).

Характерные темы: исследование новых технологий (цифрового телевидения) в целях обретения новых средств выразительности, воспроизведение реальности в кино, обращается к способам фиксации реальности, вопросу достоверности видео и фотографии, допущения того, что в виртуальном формате реальность соразмерна той, в которой мы живём.

5. Поздний этап (с 1980-х гг. по 2022 год)

Характерные приёмы: переходит от осмысления цифрового формата как средства художественной выразительности к специфике телеязыка, использует возможности нового языка.

Характерные темы: сложные социальные вопросы, исследование природы образов, поиск изображения, отсылающего к ментальным образам зрителя (которые появляются в обход аналитическому восприятию и являются процессом постоянного осознания мира).

Политические взгляды

Политика

Годар был известен своим «очень политическим голосом» и регулярно показывал политический контент в своих фильмах. Одна из его ранних работ, «Маленький солдат», посвященная войне за независимость Алжира , была примечательна своей попыткой представить сложность спора; фильм был воспринят как двусмысленный и демонстрирующий «моральную эквивалентность» между французскими вооруженными силами и Фронтом национального освобождения. В соответствии с этим, «Карабинеры» представляют вымышленную войну, которая изначально романтизирована в том, как ее персонажи подходят к своей службе, но становится жестким антивоенным метонимом . В дополнение к международным конфликтам, на которые Годар искал художественный ответ, он также был очень обеспокоен социальными проблемами во Франции. Самый ранний и лучший пример этого - мощное изображение Кариной проститутки в «Жить своей жизнью».

Война во Вьетнаме

Годар создал несколько произведений, непосредственно посвященных войне во Вьетнаме. Кроме того, в «Безумном Пьеро» есть две сцены, которые затрагивают эту проблему. Первая — это сцена, которая происходит во время первой поездки на автомобиле между Фердинандом (Бельмондо) и Марианной (Карина). По радио в машине они слышат сообщение «гарнизон уничтожен вьетконговцами , потерявшими 115 человек». Марианна отвечает пространными размышлениями о том, как радио дегуманизирует северовьетнамских комбатантов. Война присутствует на протяжении всего фильма в упоминаниях, аллюзиях и изображениях в кадрах кинохроники, и на стиль фильма повлиял политический гнев Годара по поводу войны, нарушив его способность использовать более ранние кинематографические стили.

Годар также участвовал в съёмках фильма «Далеко от Вьетнама» (1967). Антивоенный проект, состоящий из семи эскизов, снятых Годаром, Клодом Лелушем , Йорисом Ивенсом , Уильямом Кляйном , Крисом Маркером , Аленом Рене и Аньес Варда .

Бертольт Брехт

Взаимодействие Годара с немецким поэтом и драматургом Бертольтом Брехтом связано, прежде всего, с его попыткой перенести теорию эпического театра Брехта и его перспективу отчуждения зрителя ( Verfremdungseffekt ) через радикальное разделение элементов среды (театр в случае Брехта, но в случае Годара - фильм). Влияние Брехта остро ощущается во многих работах Годара, особенно до 1980 года, когда Годар использовал кинематографическое выражение в конкретных политических целях.

Марксизм

Марксистское прочтение возможно с большинством, если не со всеми ранними работами Годара. Однако прямое взаимодействие Годара с марксизмом не становится явно очевидным до «Уик-энда», когда имя Карла Маркса упоминается в сочетании с такими фигурами, как Иисус Христос . Постоянным рефреном на протяжении всего кинематографического периода Годара является потребительство буржуазии , превращение повседневной жизни и деятельности в товар и отчуждение человека — все это центральные черты критики капитализма Марксом.

Например, фильм «Замужняя женщина» построен вокруг концепции Маркса о товарном фетишизме. Однажды Годар сказал, что это «фильм, в котором индивиды рассматриваются как вещи, в котором погони в такси чередуются с этологическими интервью, в котором зрелище жизни смешивается с ее анализом». Он очень хорошо осознавал, каким образом он хотел изобразить человеческое существо. Его усилия явно характерны для Маркса, который в своих « Экономическо-философских рукописях 1844 года » дает одну из своих самых тонких разработок, анализируя, как рабочий отчуждается от своего продукта, объекта своей производственной деятельности. Жорж Садуль в своем коротком размышлении о фильме описывает его как «социологическое исследование отчуждения современной женщины».

Обвинения в антисемитизме

Годар широко известен антисионистскими взглядами, критикой государства Израиль и поддержкой палестинцев. В 1976 году на основе съёмок, которые Годар смог провести во время своего путешествия на Ближний Восток несколькими годами ранее, он выпустил документальный фильм « (фр.) (». В нём Годар средствами монтажа проводит параллель между угнетением палестинцев и Холокостом . Биограф режиссёра (англ.) (основную идею фильма излагает следующим образом: «Гитлер — это реакция на коммунизм, Израиль — результат Холокоста, а страдания палестинцев — последствия результатов Холокоста» .

В 2010 году, после объявления о том, что Годару будет вручён почётный «Оскар» , в прессе прошла бурная дискуссия о высказываниях режиссёра разных лет, вызвавших обвинения в антисемитизме , и о том, достоин ли он в связи с этим награды . Броди, комментируя эти обвинения, основанные в том числе и на приводимых в его работе цитатах, охарактеризовал Годара как режиссёра, который «как никто другой кроме Клода Ланцмана подходил к Холокосту с величайшей этической серьёзностью; в своих фильмах Годар рассматривал его как центральный политический и даже эстетический кризис своего времени и утверждал, в фильмах и интервью, что неспособность кинематографа задокументировать Холокост в надежде предотвратить его может считаться безусловным и невосполнимым поражением» этого вида искусства .

Личная жизнь

В 1961 году Годар женился на актрисе датского происхождения Анне Карина . Она сыграла в шести его фильмах. В 1967 году они развелись.

В 1967 году во время съёмок « Китаянки » Годар встретил свою вторую жену, актрису, внучку французского писателя Франсуа Мориака Анн Вяземски . В 1979 году они тоже расстались.

Смерть

Как сообщается, живший в Швейцарии Годар добровольно расстался с жизнью, прибегнув к законной в Швейцарии эвтаназии . При этом сообщается, что он не был болен, а «просто был истощен» .

Фильмография

  1. 1954 — «Операция бетон» / Opération béton (короткометражный)
  2. 1955 — «Кокетка» / Une femme coquette (короткометражный)
  3. 1956 — «Всех парней зовут Патрик» / Tous les garçons s’appellent Patrick (короткометражный)
  4. 1957 — «Шарлотта и её Жюль» / Charlotte et son Jules (короткометражный)
  5. 1957 — «История воды» / Une histoire d’eau (совместно с Ф. Трюффо )
  6. 1960 — « На последнем дыхании » / À bout de souffle
  7. 1960 — « Маленький солдат » / Le Petit Soldat
  8. 1961 — « Женщина есть женщина » / Une femme est une femme
  9. 1962 — « Жить своей жизнью » / Vivre sa vie
  10. 1962 — « РоГоПаГ » (эпизод «Новый мир») / Ro.Go.Pa.G. (sketch Il nuovo mondo )
  11. 1963 — « Карабинеры » / Les Carabiniers
  12. 1963 — « Презрение » / Le Mépris
  13. 1964 — « Посторонние » (Банда аутсайдеров) / Bande à part
  14. 1964 — « » / Les Plus Belles Escroqueries du monde (sketch Le Grand Escroc )
  15. 1964 — « » / Une femme mariée
  16. 1965 — « Альфавиль » / Alphaville, Une étrange aventure de Lemmy Caution
  17. 1965 — « Париж глазами… » (эпизод «Монпарнас-Леваллуа») / Paris vu par… (sketch Montparnasse-Levallois )
  18. 1965 — « Безумный Пьеро » / Pierrot le fou
  19. 1966 — « Мужское — женское » / Masculin, féminin
  20. 1966 — « Сделано в США » / Made in U.S.A.
  21. 1967 — « Две или три вещи, которые я знаю о ней » / 2 ou 3 choses que je sais d’elle
  22. 1967 — « » (эпизод «Предвидение, или какой будет любовь в 2000 году») / Le Plus Vieux Métier du monde (sketch Anticipation, ou l’amour en l’an 2000 )
  23. 1967 — « Китаянка » / La Chinoise
  24. 1967 — « » / Loin du Vietnam (sketch Caméra-œil )
  25. 1967 — « Уик-энд » / Week end
  26. 1968 — « Один плюс один » («Сочувствие дьяволу») / One plus one ( Sympathy for the Devil )
  27. 1968 — « » / Un film comme les autre
  28. 1968 — / Cinétracts
  29. 1969 — « » / Le Gai Savoir
  30. 1969 — « Любовь и ярость » (эпизод «Любовь») / Amore e Rabbia (sketch L’Amour )
  31. 1969 — « » / Le Vent d’est
  32. 1970 — « »
  33. 1970 — « » / Pravda
  34. 1970 — « » / Lotte in Italia
  35. 1970 — « » / British Sounds
  36. 1972 — « » / One P.M.
  37. 1972 — « » / Tout va bien
  38. 1972 — « » / Letter to Jane
  39. 1975 — « » / Numéro deux
  40. 1976 — « » / Ici et ailleurs
  41. 1977 — / Six fois deux / Sur et sous la communication (TV)
  42. 1977 — / France / tour / détour / deux / enfants (TV)
  43. 1978 — « » / Comment ça va?
  44. 1980 — « Спасай, кто может (свою жизнь) » / Sauve qui peut (la vie)
  45. 1981 — «Письмо Фредди Бюашу» / Lettre à Freddy Buache (короткометражный)
  46. 1982 — « Страсть » / Passion
  47. 1983 — « Имя: Кармен » / Prénom Carmen
  48. 1985 — « Приветствую тебя, Мария » / Je vous salue, Marie
  49. 1985 — « Детектив » / Détective
  50. 1986 — «Величие и падение маленькой кинокомпании» / Grandeur et décadence d’un petit commerce de cinéma (TV)
  51. 1986 — « » / Soft and Hard
  52. 1986 — « » / Meetin' WA
  53. 1987 — « Король Лир » / King Lear
  54. 1987 — « Ария » (фрагмент «Армида») / Aria (partie Armide )
  55. 1987 — « » / Soigne ta droite
  56. 1988 — « » / Puissance de la parole
  57. 1988 — / On s’est tous défilé (TV)
  58. 1989 — / Le Rapport Darty
  59. 1990 — « Новая волна » / Nouvelle Vague
  60. 1991 — « » / Contre l’oubli
  61. 1991 — « » / Allemagne 90 neuf zéro
  62. 1993 — « » / Hélas pour moi
  63. 1993 — « » / Les enfants jouent à la Russie
  64. 1995 — « » / JLG — Autoportrait de décembre
  65. 1995 — « » / Deux fois cinquante ans de cinéma français
  66. 1996 — « Моцарт — навсегда » / For Ever Mozart
  67. 1998 — « » / The Old Place
  68. 1998 — «История(и) кино» / Histoire(s) du cinéma (V)
  69. 2000 — « » / L’Origine du XXIe siècle
  70. 2001 — « Хвала любви » / Éloge de l’amour
  71. 2002 — « На десять минут старше: Виолончель » (эпизод «Во тьме времени») / Ten Minutes Older: The Cello (partie Dans le noir du temps )
  72. 2004 — « Наша музыка » / Notre musique
  73. 2010 — « Социализм » / Film Socialisme
  74. 2014 — « Прощай, речь 3D » / Adieu au Langage
  75. 2018 — « », или «Образ и речь» / Le livre d’image

Примечания

  1. Durgnat R. E. Jean-Luc Godard // (англ.)
  2. ↑ Jean-Luc Godard // — 2005.
  3. Pulver A. (брит. англ.) — United Kingdom: Guardian Media Group , 2022. — 107899 экз. — ISSN
  4. (англ.)
  5. , p. Vol 2, p. 259.
  6. ↑ , p. Vol. 3, p. 235.
  7. (англ.) . www.newwavefilm.com . Дата обращения: 9 октября 2022. 17 сентября 2022 года.
  8. // Choice Reviews Online. — 2009-01-01. — Т. 46 , вып. 05 . — С. 46–2554-46-2554 . — ISSN . — doi : .
  9. ↑ , p. Vol.3, p.126.
  10. Sterritt, David. (англ.) . Дата обращения: 9 октября 2022. Архивировано из 2 ноября 2013 года.
  11. , p. 1.
  12. (фр.) . Дата обращения: 25 мая 2015. 4 марта 2016 года.
  13. (англ.) . Дата обращения: 25 мая 2015. Архивировано из 18 марта 2015 года.
  14. .
  15. , p. 7.
  16. , pp. 8-17.
  17. (англ.) . www.newwavefilm.com . Дата обращения: 16 октября 2022. 22 июля 2017 года.
  18. (англ.) . Monsters and Critics . Дата обращения: 16 октября 2022. Архивировано из 2 ноября 2013 года.
  19. Lavoignat, Jean-Pierre Yvoire, Christophe. (фр.) // Studio. — N o 96 . — P. 155-158 . 25 января 2017 года.
  20. (неопр.) . www.newwavefilm.com . Дата обращения: 16 октября 2022. 22 июля 2017 года.
  21. Dudley, Andrew. (англ.) . — Oxford: Oxford University Press, 2013. — P. 244. — ISBN 978-0-19-993824-7 , 0-19-993824-5.
  22. (неопр.) . www.newwavefilm.com . Дата обращения: 16 октября 2022. 22 июля 2017 года.
  23. , pp. 29-30.
  24. , pp. 26-27.
  25. , pp. 31—34.
  26. , pp. 39—42.
  27. , pp. 45.
  28. , pp. 47, 50.
  29. (неопр.) . TheFreeDictionary.com . Дата обращения: 23 октября 2022. 14 сентября 2022 года.
  30. Silver, Charles. (англ.) . The Museum of Modern Art (2 июля 2013). Дата обращения: 7 апреля 2020. 7 апреля 2020 года.
  31. Brody, Richard. (англ.) . The New Yorker (6 марта 2013). Дата обращения: 23 октября 2022. 24 сентября 2022 года.
  32. Steritt, David. (англ.) . — Jackson, Mississippi: University Press of Mississippi, 1998. — P. xviii. — xxxiii, 203 p. — ISBN 1-57806-080-X , 978-1-57806-080-1, 1-57806-081-8, 978-1-57806-081-8.
  33. Ephraim Katz. (англ.) . — 1-е изд. — New York, 1979. — P. 488. — viii, 1266 p. — ISBN 0-690-01204-7 , 978-0-690-01204-0.
  34. , pp. 190-191.
  35. Meehan, Paul. (англ.) . — Jefferson, N.C.: McFarland, 2008. — P. 126. — viii, 264 p. — ISBN 978-1-4766-0973-7 , 1-4766-0973-X.
  36. Galbraith IV, Stuart. (англ.) . DVD Talk (21 сентября 2009). Дата обращения: 23 октября 2022. 14 сентября 2022 года.
  37. (англ.) , The New York Times (28 September 1967). 23 сентября 2022 года. Дата обращения: 23 октября 2022.
  38. (англ.) . Box Office Mojo . Дата обращения: 23 октября 2022. 14 сентября 2022 года.
  39. Hager, Sandy Brian. (англ.) . Sandy Brian Hager (17 марта 2016). Дата обращения: 23 октября 2022. 21 сентября 2022 года.
  40. Douglas Morrey. . — Manchester University Press, 2005-10-07. — 294 с. — ISBN 978-0-7190-6759-4 . 3 августа 2020 года.
  41. .
  42. (неопр.) Дата обращения: 6 ноября 2013. 6 июня 2013 года.
  43. (англ.) . The New Indian Express (14 сентября 2022). Дата обращения: 13 ноября 2022. 24 сентября 2022 года.
  44. (англ.) . — Rev. and expanded 3rd ed., 3rd U.S. ed. — New York: St. Martin's Press, 2011. — P. 1274. — 1368 p. — ISBN 978-1-4299-5085-5 , 1-4299-5085-4.
  45. Nicholas Elliott. (англ.) . The Criterion Collection (21 января 2020). Дата обращения: 13 ноября 2022. 22 сентября 2022 года.
  46. Roger Ebert. (англ.) . RogerEbert.com . Дата обращения: 13 ноября 2022. 22 сентября 2022 года.
  47. ↑ (англ.) . TheFreeDictionary.com . Дата обращения: 13 ноября 2022. 23 октября 2022 года.
  48. francescaarossa. (англ.) . Arcadia (13 августа 2021). Дата обращения: 13 ноября 2022. 20 сентября 2022 года.
  49. Richard Brody. (англ.) . The Criterion Collection (22 сентября 2009). Дата обращения: 13 ноября 2022. 7 октября 2022 года.
  50. Barton Palmer, R. (англ.) . — Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 2004. — 207 p. — ISBN 978-0-252-05414-3 , 0-252-05414-8.
  51. Sadoul, Georges. (англ.) . — Berkeley: University of California Press, 1972. — P. 393. — 432 p. — ISBN 0-520-01864-8 , 978-0-520-01864-8, 0-520-02152-5, 978-0-520-02152-5.
  52. , pp. 375–376.
  53. Cieply, M. (англ.) . The New York Times (1 ноября 2010). Дата обращения: 9 октября 2017. 10 октября 2017 года.
  54. Brody, R. (англ.) . The New Yorker (2 ноября 2010). Дата обращения: 9 октября 2017. 10 октября 2017 года.
  55. (рус.) . РБК . Дата обращения: 13 сентября 2022. 13 сентября 2022 года.
  56. (фр.) . Libération . Дата обращения: 13 сентября 2022. 13 сентября 2022 года.
  57. (англ.) , The Guardian (13 September 2022). 13 сентября 2022 года. Дата обращения: 16 сентября 2022.
  58. , Swissinfo (13 September 2022). 13 сентября 2022 года. Дата обращения: 16 сентября 2022.
  59. (неопр.) . Associated Press (13 сентября 2022). Дата обращения: 16 сентября 2022. 14 сентября 2022 года.

Литература

на русском языке
на других языках

Ссылки

  • Жан-Люк Годар.
  • Жана-Люка Годара журналу Les Inrockuptibles
  • (фр.)
  • на открытие ретроспективы его фильмов в Музее кино
  • на сайте журнала « Сеанс »
  • Интервью на сайте «Синематека»
  • Владимир Лукин . Портрет режиссёра.
  • // Русская служба Би-би-си , 3 декабря 2020

Same as Годар, Жан-Люк