Interested Article - Де Сика, Витторио

Витторио Доменико Станислао Гаэтано Сорано Де Сика ( итал. Vittorio Domenico Stanislao Gaetano Sorano De Sica , 7 июля 1901 , Сора , Лацио , Италия 13 ноября 1974 , Нёйи-сюр-Сен , Франция ) — итальянский режиссёр и актёр , одна из ключевых фигур итальянского неореализма .

Четыре фильма режиссёра были удостоены премии « Оскар »: « Шуша » и « Похитители велосипедов » получили почётные премии («Шуша» в 1947 году стала первым иностранным фильмом, получившим почётный «Оскар»), а « Вчера, сегодня, завтра » и « Сад Финци-Контини » — премии за лучший иностранный фильм . Как актёр Де Сика также был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана в американском фильме 1957 года « Прощай, оружие! », но премия тогда досталась Реду Баттонсу за роль в ленте « Сайонара ».

Фильмы режиссёра были отмечены и другими значимыми наградами — « Золотая пальмовая ветвь » Каннского кинофестиваля (« Чудо в Милане »), « Давид ди Донателло » («Сад Финци-Контини»), « Золотой медведь » Берлинского кинофестиваля («Сад Финци-Контини») и многие другие. В 1956 году Де Сика как актёр стал первым лауреатом итальянской национальной кинопремии «Давид ди Донателло» за лучшую мужскую роль в фильме Дино Ризи « Хлеб, любовь и… » ( итал. Pane, amore e… ).

Биография

Родился в Италии (1901), в небольшом городе Сора , а детство провёл в Неаполе . Его родители были служащими, семья жила небогато. Витторио с детства принимал участие в различных театральных постановках. С 15 лет он начал выступать в качестве актёра в небольших спектаклях, организованных для военнослужащих, госпитализированных в больницы. Позднее Витторио окончательный переехал в Рим. Дебютировал в кино в 1918 году в возрасте 16 лет . В 1924 году окончил Высшее коммерческое училище, в которое он поступил по настоянию отца. После завершения учёбы с 1924 года играл в театре Татьяны Павловой , с 1925 года в качестве второстепенных персонажей в труппе Алмиранте Манзини. С 1927 года выступал на сцене в компании актёров Луиджи Алмиранте, Серджо Тофано и Джудитты Риссоне. Играл преимущественно в комедиях и водевилях . С 1931 года активно снимается в кино . Дебютировал в качестве режиссёра в 1940 году . В 1959 году Де Сика появился в британском телесериале « The Four Just Men ».

Чезаре Дзаваттини тесно сотрудничал с Витторио Де Сикой. Они вместе написали сценарии к многим значимым фильмам эпохи итальянского неореализма, таким как « Похитители велосипедов » и « Шуша ».

Могила Витторио де Сика. Рим. Кладбище Кампо Верано.

Умер 13 ноября 1974 года от рака лёгких во французской коммуне Нёйи-сюр-Сен . Похоронен на римском кладбище Кампо Верано .

Дебют в театре

Во время учёбы в Высшем коммерческом училище, благодаря ходатайству друга семьи , Витторио получил небольшую роль в немом фильме режиссёра Альфредо де Антони . Однако он решил продолжить обучение на бухгалтера .

В 1930 году Де Сика достиг уровня актёра, играющего главные роли, наряду с Гвидо Сальвини; он был сразу замечен Марио Маттоли , который в то время был владельцем Compagnia Teatrale Za-Bum (это был первый в Италии серьёзный опыт объединить комедию эстрадных актёров с драматическим жанром). Марио Маттоли немедленно пригласил его к себе в труппу и поставил его в пару с Умберто Мелнати, с которым Де Сика сформировал комедийный дуэт, имеющий огромное значение для того времени и ставший знаменитым на национальном уровне благодаря их крылатым фразам и комическим трюкам. В 1933 году Витторио вместе с Джудиттой Риссоне и Серджо Тофано создал собственную театральную труппу, преимущественно с комическими постановками.

В послевоенное время Де Сика стал известен уже не только как актёр, но и как режиссёр, совместно с Паоло Стоппа и Виви Джойо. В 1949—1949 годах де Сика принимал участие в двух постановках I giorni della vita Уильяма Сарояна и Il magnifico cornuto Фернана Кроммелинка , режиссёром и сценаристом которых был Марио Кьяри. Это было его последнее появление на сцене: позже, всё более поглощенный кинематографическими и телевизионными задачами и обязанностями, он больше не возвращался к театру. Считается, что Де Сика в период с 1923 года по 1949 год принимал участие в комедиях, эстрадных представлениях и прозаических драмах в более чем 120 спектаклях и представлениях.

Личная жизнь

В 1937 году Витторио Де Сика женился на актрисе Джудитте Риссоне, которая родила ему дочь Эми. В 1942 году на съезде Un garibaldino al convento он встретил испанскую актрису Марию Меркадер , с которой он вскоре начал отношения. После развода с Риссоне во Франции в 1954 году он женился на Меркадер в 1959 году в Мексике, однако данный союз нельзя было считать действительным по итальянскому законодательству. В 1968 году Де Сика получил французское гражданство и женился на Марии Меркадер в Париже, она родила ему двоих сыновей: Мануэля и Кристиана.

Несмотря на развод, Де Сика никогда не расставался со своей первой семьёй. Он вёл двойную семейную жизнь, все праздники ему приходилось отмечать по два раза. Известно, что на Рождество и в канун Нового года он переводил часы на два часа назад в доме Меркадер, чтобы он мог сделать тост в полночь с обеими семьями. Его первая жена согласилась поддерживать иллюзию брака, чтобы не оставлять дочь без отца.

У Витторио Де Сики была зависимость от азартных игр, которую он совершенно не скрывал, более того, он часто проецировал эту зависимость на персонажей своих собственных фильмов, которые он режиссировал или в которых снимался, таких как «Граф Макс» и « Золото Неаполя », а также в фильме « Генерал Делла Ровере », режиссёром которой был Росселлини , в нём Де Сика играл главную роль. Из-за своей зависимости он часто терял большие суммы денег и ему приходилось браться за работы, которые его совершенно не интересовали.

Режиссёрская деятельность

В 1939 году Де Сика выпустил свой первый фильм « Алые розы », в этом ему помог влиятельный продюсер того времени Джузеппе Амато . Изначально до 1942 года режиссёр придерживался жанра комедии, подобного картинам Марио Камерини (например, фильм Де Сики по пьесе Лацло Кадара « Маддалена, ноль за поведение »), однако позже, с фильма I bambini ci guardano, о н вместе с Чезаре Дзаваттини всерьёз взялся за развитие неореализма в кино.

После фильма с религиозной тематикой, реализованного в Ватикане во время оккупации столицы, « La porta del cielo» (1944), режиссёр подряд выпускает четыре великих шедевра мирового кино: « Шуша » (1946), « Похитители велосипедов » (1948), основанного на одноимённом романе Луиджи Бартолини , « Чудо в Милане » (1951) и « Умберто Д. » (1952). Его фильмы проходят все этапы итальянского кинематографического неореализма . Первые два получают Оскар за лучший зарубежный фильм и « Серебряную ленту» за лучшую режиссуру. Несмотря на это, на презентации фильма «Шуша» в Милане режиссёр подвергся критике со стороны зрителей за то, что показал плохой образ Италии.

Вслед за этой квадрологией Де Сика снимает другие важные работы: « Золото Неаполя » (1954), в основу которого легли рассказы из сборника итальянского писателя Джузеппе Маррота, фильм « Крыша » (1956), который стал точкой отхода Де Сики от неореализма . Фильм « Чочара » (1960) в главной роли с Софией Лорен был снят по одноимённому роману Альберто Моравиа и выиграл множество наград: Серебряная лента , премия имени Давида ди Донателло , премия Оскар за лучшую женскую главную роль, Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале . Позже Де Сика снова работал с Лорен, например, в эпизоде La riffa картины « Бокаччо-70 » (1962), состоящей из четырёх новелл в духе « Декамерона » Джованни Бокаччо.

В 1972 году Де Сика выиграл четвертую премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке благодаря интерпретации романа Джорждо Бассани в фильме « Сад Финци-Контини » (1970), в котором повествуется о богатой и аристократической семье евреев из Феррары , которые в конце 1930-х годов подвергаются гонениям и преследованию со стороны фашистской власти. Последний фильм « Вояж » (1974), который был снят Витторио Де Сикой, представлял экранизацию романа Луиджи Пиранделло .

Фильмография

Актёр (выборочно)

Режиссёр

Награды и номинации

Премия Оскар

Берлинский кинофестиваль

Каннский кинофестиваль

Награда имени Давида Ди Донателло

Серебряная лента

Национальный совет кинокритиков США

Примечания

  1. — С. 25.
  2. Де Сика Витторио // Энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.
  3. Де Сика Витторио // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Литература

  • Богемский Г. Д. Витторио Де Сика. — М. : Искусство, 1963. — 230 с. — (Мастера зарубежного киноискусства).
  • Похитители велосипедов. (Запись по фильму), в сб.: Сценарии итал. кино, М., 1958
  • Дзаваттини Ч., «Умберто Д.». От сюжета к фильму, пер. с итал., М., 1960
  • Bazin A. Vittorio De Sica. — Parma, 1953.

Ссылки

Источник —

Same as Де Сика, Витторио