Interested Article - Висконти, Лукино

Луки́но Виско́нти ди Модрóне ( итал. Luchino Visconti di Modrone ; 2 ноября 1906 , Милан 17 марта 1976 , Рим ) — итальянский режиссёр оперного и драматического театра и кино .

Представитель одной из ветвей аристократического рода Висконти . Его полное имя и титул — дон Лукино Висконти ди Модроне, граф Лонате-Поццоло, синьор ди Корджено, консиньор ди Сомма, Кренна и Аньяделло, миланский патриций.

Биография

Вилла Эрба, резиденция Висконти в Черноббьо

Отец Лукино Висконти носил титул герцога Висконти ди Модроне, владел замком в Ломбардии, честно служил Савойской династии , покровительствовал театру Ла Скала и в 1914—1919 годах возглавлял миланский футбольный клуб « Интернационале ». Мать была дочерью богатого промышленника. С юности Лукино увлёкся оперой и полюбил лошадей . В конце 1930-х годов уехал в Париж , где стал ассистентом режиссёра Жана Ренуара .

В годы Второй мировой войны Висконти сблизился с итальянскими коммунистами, помогал Сопротивлению, был арестован по подозрению к организации антифашистского заговора. «Говорят, Висконти стал жертвой сексуального насилия в фашистском пансионе Яккорино, где он провёл пятнадцать суток, приговорённый к расстрелу», — пишет Андрей Плахов , защитивший диссертацию о творчестве Висконти .

В 1943 году на собственные средства и средства компартии Италии , снял свой первый полнометражный фильм « Одержимость » по роману Джеймса М. Кейна « ». По словам самого режиссёра, чтобы снять этот прото- нуар , он продал драгоценности, доставшиеся ему от матери. Симпатии к коммунистической партии и « левые » убеждения Висконти сохранил до конца жизни.

Следующий полнометражный художественный фильм — « Земля дрожит » — был снят на Сицилии с участием непрофессиональных актёров и произвёл настоящий фурор в Италии. Предполагалось, что он станет первой частью трилогии о рабочем классе. Трилогия никогда так и не была закончена, однако Висконти был признан одним из гуру итальянского неореализма .

В 40-е и 50-е годы Висконти был прежде всего театральным режиссёром , ставил преимущественно современных драматургов, в том числе Жана Кокто , Жана Ануя , Теннесси Уильямса и Артура Миллера ; осуществил несколько постановок и на оперной сцене. « Травиата » Дж. Верди , поставленная им в содружестве с К. М. Джулини в 1954 году в « Ла Скала », с Марией Каллас в заглавной партии, в своё время не принятая миланской публикой, давно уже стала «легендарной»

В кинематографе, отойдя от пролетарской тематики, Висконти в своём стремлении к синтезу романтизма и реализма чередовал фильмы на современные сюжеты (« Самая красивая », 1951 ; « Рокко и его братья », 1960 ; « Туманные звёзды Большой Медведицы », 1965 ; « Семейный портрет в интерьере », 1974 ), с эпическим воссозданием мира предшествующего столетия (« Чувство », 1954 ; « Белые ночи » по повести Ф. М. Достоевского , 1957 ).

Этапной в творчестве Висконти принято считать масштабную экранизацию романа князя Джузеппе Томази ди Лампедуза « Леопард », за которую он в 1963 году был удостоен « Золотой пальмовой ветви » Каннского кинофестиваля .

С годами режиссёра всё больше влекла тема распада семейных отношений и обречённости того замкнутого, полуфеодального, хотя и высококультурного мира, к которому принадлежали в том числе и его собственные предки. Иногда «утомлённый могильщик европейской культуры» бросает на него критический взгляд, но он не может и не хочет скрывать его красоты и поэтому к беспощадному анализу почти всегда примешиваются нотки любви и грусти .

К числу наиболее спорных работ Висконти относятся фильмы «германской трилогии», в которых режиссёр одним из первых в кино откровенно поднял темы однополой любви и инцеста : в 1969 году появилась « Гибель богов », в 1971-м — « Смерть в Венеции » по новелле Томаса Манна , в 1972 году — многосерийный « Людвиг ». Предполагалось, что трилогия перерастёт в тетралогию, четвёртой частью которой должна была стать экранизация « Волшебной горы » Томаса Манна. Однако инсульт , случившийся 27 июля 1972 года, на съёмках «Людвига», помешал осуществить планы.

Лукино Висконти умер 17 марта 1976 года в Риме от сильнейшей простуды. Похоронен неподалёку от родового имения на острове Искья . Его последний фильм, « Невинный », снят по мотивам романа Габриэле д’Аннунцио . Фильм был смонтирован коллегами режиссёра уже после его смерти; премьера состоялась на Каннском кинофестивале 15 мая 1976 г.

Личная жизнь

Висконти не скрывал своей гомосексуальности . В разное время его возлюбленными были фотограф Хорст (1906—1999), режиссёр Франко Дзеффирелли (1923—2019), актёр Хельмут Бергер (1944 – 2023); он также короткое время был обручён с австрийской аристократкой Ирмой Виндишгрец (1913—1984) .

Племянником Висконти является режиссёр и продюсер Уберто Пазолини .

По взглядам Висконти был фрейдомарксистом , состоял в Итальянской коммунистической партии .

Театральные постановки

Фильмография

Эпизоды в киноальманахах

Документальные фильмы

  • 1945 — / Giorni di gloria (межавторский проект)
  • 1951 — / Appunti su un fatto di cronaca (короткометражный)
  • 1970 — / Alla ricerca di Tadzio (телевизионный)

Примечания

  1. Luchino Visconti // (англ.)
  2. Luchino Visconti // (швед.) — 1999.
  3. Висконти Лукино // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. — 2012.
  5. . Дата обращения: 30 июня 2009. 4 ноября 2014 года.
  6. Jean-Yves Bras. Carlo Maria Giulini (фр.) . — BNE, 2006. — С. 26—30. — 192 с. — ISBN 2-913575-81-1 .
  7. от 4 марта 2016 на Wayback Machine М. Трофименкова
  8. в Village Voice
  9. . Дата обращения: 29 сентября 2017. 28 сентября 2018 года.
  10. Jacqueline Reich, Piero Garofalo. Re-viewing Fascism: Italian Cinema, 1922—1943. — Indiana University Press, 2002. — ISBN 0-253-34045-4 . — P. 175.

Библиография

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Висконти, Лукино