Interested Article - Гибель богов (фильм)

«Гибель богов» ( итал. La caduta degli dei) — кинофреска Лукино Висконти (1969) о распаде семейства промышленной аристократии (наподобие Круппов из Эссена ) и о событиях, связанных с ночью длинных ножей в нацистской Германии . Главные роли исполнили Хельмут Бергер , Дирк Богард и Ингрид Тулин . Фильм имел успех в европейском прокате . Он открывает собой «германскую трилогию» Висконти и вереницу артхаусных лент о нацизме и его истоках .

Сюжет

Германия, 27 февраля 1933 года . Барон Йоахим фон Эссенбек, глава металлургического концерна , празднует день своего рождения в кругу родственников и приближённых. Здесь собираются: младший сын Йоахима, Константин фон Эссенбек с сыном Гюнтером; внучатая племянница Элизабет и её муж Герберт Тальман, вице-президент концерна; вдова старшего сына Йоахима, Софи фон Эссенбек, её сын Мартин, законный наследник достояния фирмы, а также её любовник Фридрих Брукман, исполнительный директор сталелитейных заводов. Кроме того, присутствует кузен Софи — гауптштурмфюрер СС Ашенбах.

Когда Мартин в женском обличье имитирует танец Марлен Дитрих из « Голубого ангела », торжество прерывает срочное сообщение из Берлина о поджоге Рейхстага . Глава семейства объявляет своё решение назначить вице-президентом Константина, члена нацистской партии , занимающего важный пост в СА . Отправленный в отставку Герберт, человек либеральных убеждений, понимает, что теперь он может спастись лишь бегством за границу. Пользуясь ситуацией, Фридрих, подстрекаемый Софи и Ашенбахом, ночью убивает старого Йоахима в его спальне; ответственность за это возлагается на бежавшего Герберта.

Отныне формальным главой концерна должен стать наследник — Мартин, испорченный юноша со скованной волей. По наущению матери он выдвигает на пост президента Фридриха. После самоубийства девочки-еврейки Лизы Келлер, которую совратил Мартин, осведомлённый Константин начинает шантажировать Мартина, и тот, запаниковав, прячется на чердаке замка. Софи договаривается с Ашенбахом о том, как замять это дело и как устранить Константина с помощью Фридриха.

На рассвете 30 июня 1934 года в Бад-Висзее , в расположение отрядов СА, где накануне состоялось празднество, закончившееся пьяной оргией, прибывает отряд СС во главе с Ашенбахом, чтобы истребить собравшихся здесь штурмовиков (см. Ночь длинных ножей ). В этой акции участвует Фридрих, который, исполняя волю Софи, расстреливает Константина из автомата. Всячески провоцируя борьбу за власть в семействе Эссенбеков, эсэсовец Ашенбах использует каждого из участников этой борьбы в интересах нацистского дела.

Софи устраняет Элизабет, добившись отправки её в концлагерь , где она впоследствии умирает, и интернирования детей, чтобы вынудить её мужа Герберта вернуться и предать себя в руки гестапо . Ашенбах убеждает юного Гюнтера, сына Константина, вступить в гитлеровскую партию, но главную свою ставку делает теперь на Мартина, разжигая в нём жажду власти и настраивая против матери, якобы подавляющей его волю.

И вот гибельный финал, в котором находит свой страшный выход затаённая, достигшая уже почти экзистенциального градуса ненависть к матери: с целью сломать её морально и в порыве самоутверждения Мартин решается на кровосмесительное насилие. Вскоре он, уже облачённый в мундир СС, устраивает в фамильном замке издевательскую имитацию её свадьбы с Брукманом. Ритуал венчания состоялся, и «новобрачные» — Софи, похожая на зомби, с лицом-маской, и Фридрих, лишённый остатков воли, — получают «свадебный подарок» от Мартина: ампулы с цианистым калием . На последнем кадре Мартин застывает над трупами в нацистском приветствии — воистину инфернальная кода!

В ролях

Австрийское озеро Аттерзе , где снималась сцена гомосексуальной оргии нацистов

Истоки

Идея снять фильм об истоках нацизма родилась у Висконти из планов переснять « Макбет » на современном историческом материале . Размышляя о возможных соответствиях сюжету шекспировской пьесы в современной истории, он натолкнулся на журнальную статью о семействе Круппов , которое финансировало военную индустрию нацистской Германии . По мере работы над сценарием в сюжет были введены мотивы « Царя Эдипа » (кровосмесительная связь сына с матерью) и « Гамлета » (мстящий матери и её любовнику сын-изгой) . История нравственного разложения семейства была переосмыслена как образ « гибели богов » — падения патриархальной Европы с её вековыми культурными устоями. По мнению А. Плахова , Висконти удалось сплавить воедино миф и историю, зарифмовать семейное и социальное .

Реакция

После выхода фильма в прокат одни рецензенты критиковали его за декадентство и тяжеловесное жонглирование приевшимися литературными реминисценциями, другие — сравнивали с произведениями оперного искусства . По словам одного французского критика, «Гибель богов» — это «шекспировская трагедия, поставленная как опера Вагнера » ; другой критик писал, что это история Круппов, увиденная глазами Верди . Фильм выдвигался на премии « Оскар » за лучший оригинальный сценарий и « Золотой глобус » самому многообещающему новичку (Хельмут Бергер). В американский прокат лента вышла в урезанном виде (без сцены оргии) и под другим названием — «Проклятые» ( The Damned ).

Влияние

Вслед за «Гибелью богов» появилось несколько других фильмов, искавших истоки фашизма в сексуальных перверсиях ; среди них наиболее известны: « Конформист » Б. Бертолуччи (1970), « Ночной портье » Лилианы Кавани (1974), « Салон Китти » Тинто Брасса (1976). Нарисованный Висконти образ уничтожающей себя изнутри семьи был переосмыслен Фр. Копполой в « Крёстном отце » (1972) и П. Шеро в « Королеве Марго » (1994) . Особенно неизгладимое впечатление «Гибель богов» произвела на Фассбиндера , который считал его едва ли не величайшим из всех фильмов и не раз цитировал из него отдельные сцены (например, в « Китайской рулетке ») .

Примечания

  1. ↑ Bacon, Henry. Visconti: Explorations of Beauty and Decay . Cambridge University Press, 1998. ISBN 978-0-521-59960-3 . Pages 145—148.
  2. В монографии о Висконти Г. Бэкон отмечает, что в родственных отношениях Эссенбеков можно разобраться только после неоднократных просмотров фильма.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 21 мая 2011. 4 ноября 2014 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 21 мая 2011. 3 ноября 2014 года.
  5. Peter E. Bondanella. Italian Cinema: From Neorealism to the Present . Continuum International Publishing Group, 2001. ISBN 0-8264-1247-5 . Page 264.
  6. Geoffrey Nowell-Smith. Luchino Visconti . British Film Institute, 2003. 3rd edition. Page 211.
  7. Julianne Pidduck. La reine Margot (Patrice Chéreau, 1994) . University of Illinois Press, 2005. ISBN 978-0-252-07331-1 . Page 17.
  8. Fassbinder über Fassbinder . ISBN 978-3-88661-268-0 . Page 358.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 21 мая 2011. 4 ноября 2014 года.

Ссылки

Same as Гибель богов (фильм)