Interested Article - Соглашение по мирному освобождению Тибета

Соглашение между Центральным народным правительством Китая и местным тибетским правительством о мероприятиях по мирному освобождению Тибета , или « Соглашение из 17 пунктов », было подписано 23 мая 1951 года в Пекине . Важнейшим следствием соглашения стало включение Тибета в состав КНР .

Предыстория

После провозглашения 1 октября 1949 года в Пекине Китайской Народной Республики десятилетний Панчен-лама X обратился к Мао Цзэдуну и Чжу Дэ с посланием, в котором заявил, что «...можно в ближайшие дни ждать освобождения Сицзана (Тибета)» . 4 ноября тибетский регент при четырнадцатилетнем Далай-ламе XIV Тактра заявил о независимости Тибета и обратился к международной помощи.

К началу 1950 года НОАК подошла к границам контролируемых Лхасой территорий. Делегацию, высланную Тибетом в Пекин для переговоров, британские власти не пустили в Гонконг , и её глава Шакабпа заявил, что тибетское правительство будет ждать приезда китайской делегации в Индию, однако зампред Народного правительства Сикана тулку Гэда, прибывший в Чамдо 24 августа для переговоров, был арестован и скончался в заключении. 7 октября правительство КНР отдало приказ о начале «освободительного похода», и НОАК вошла в Тибет с территории Цинхая . В китайских источниках говорится, что, по мере движения китайской армии вглубь страны отмечался массовый переход тибетских ополченцев, «монахов-воинов» и даже целых войсковых подразделений тибетской армии на сторону НОАК. 19 октября НОАК вошла в Чамдо ; По другим сведениям, длительное время заняло строительство дорог, во время которого широко привлекали тибетцев. Делалось это помимо их желания, но оплата была адекватной: НОАК платила серебряными китайскими долларами времен Гоминьдана. Кроме того, китайцы говорили, что они вошли в Тибет для того, чтобы помочь тибетцам, и уйдут, когда Тибет «улучшится» и будет способен к самоуправлению

Боеспособность тибетской армии была низкой, оружие было в основном устаревшее, по численности она сильно уступала НОАК. 7 октября 1950 г. китайцы перешли р. Дричу (верховья Янцзы) в трех направлениях: северном, центральном и южном. Главные бои произошли к северу от Чамдо. Тибетцы сражались отважно. Гарнизон Денго держался, тибетцы, возглавляемые генералом Муджей, сумели отбросить китайцев, но затем потерпели поражение. Был потерян и ряд других важных пунктов. Основные силы тибетской армии были разгромлены. Губернатор Чамдо Нгапо Нгаван Джигме (впоследствии занимавший высокие посты в КНР) не стал организовывать оборону, подорвал склад с оружием, бросил Чамдо и сдался сам с остатками гарнизона.

В этих условиях 17 ноября Национальная ассамблея в Лхасе отстранила от власти Тактру и объявила о передаче всей полноты власти Далай-ламе XIV . Он отозвал из Индии делегацию Шакабпы и утвердил новый состав делегации для переговоров с КНР.

Подписание соглашения

Подписание соглашения по мирному освобождению Тибета
Китайская копия соглашения

Прибывшую в Пекин 29 апреля делегацию возглавлял Нгапо Нгаванг Джигме. В составе делегации также присутствовали дзасак Кемэй Сонам Вандуй, главнокомандующий тибетскими ВС, личный секретарь Далай-ламы Тубтэн Легмон, а также ещё 18 представителей правительства и глав крупных монастырей. Из Цинхая в Пекин прибыл Панчен-лама X . Тибетской делегации в ультимативной форме был предъявлен для подписания проект «Соглашения по мирному освобождению Тибета». Соглашение было подписано 23 мая 1951 г. С китайской стороны его подписали глава делегации, председатель комиссии по делам национальностей Ли Вэйхань , генерал , Чжан Гохуа и Сунь Цзыюань, с тибетской стороны поставили свои печати Нгапо Нгаванг Джигме, Кемэй Сонам Вандуй, Тубтэн Тэнтар, Тубтэн Лэгмон и Сампо Тензин Дондуп.

Соглашение, состоявшее из 17 статей, предписывало Тибету « вернуться в великую семью народов матери-родины — Китайской Народной Республики », предоставляло Тибету (точнее, тем тибетским территориям, которые не были ранее включены в китайские провинции) права национальной автономии в составе КНР; сохранялись политическая система, функции и полномочия Далай-ламы и Панчен-ламы; самостоятельность в проведении реформ. Военные и внешнеполитические вопросы полностью отходили под юрисдикцию центральных властей КНР; в Тибете учреждался военно-административный комитет и штаб военного округа, а ВС Тибета становились частью НОАК.

Ряд исследователей считает данное соглашение не легитимным. Оно было подписано под угрозой военной силы, что косвенно признавалось в преамбуле; тибетские делегаты, подписав его без санкции правительства Тибета, превысили свои полномочия; они не имели официальных печатей, и приложенные к соглашению печати были сфабрикованы в Пекине (одна оказалась с ошибкой); преамбула содержала идеологические штампы, не отвечающие действительности; ряд пунктов допускал разные трактовки китайцами и тибетцами, что и произошло позже; границы территории, на которое распространялось соглашение, не были указаны; термин «национальное районное самоуправление» точно определен не был; в тексте были внутренние противоречия.

Реакция тибетского правительства

Несмотря на то, что тибетская делегация не имела полномочий подписывать соглашения такого уровня, Далай-лама не решился публично отказываться от его условий, дабы не спровоцировать дальнейшего кровопролития. Между тем, НОАК теперь смогла беспрепятственно идти дальше, используя данное соглашение, и 9 сентября вошла в Лхасу. 24-26 сентября по прибытии из Пекина переговорная группа выступила перед Национальной ассамблеей. Ассамблея, детально рассмотрев условия соглашения, предложила тибетскому кабинету министров ( Кашагу ) принять его, если китайская сторона дополнительно обязуется согласовать полномочия военно-административной комиссии с функциями Далай-ламы, контингент НОАК в Тибете будет ограничен, а все тибетские этнические территории будут переведены под контроль Лхасы. Однако китайское правительство отказалось от дальнейших переговоров, настаивая на том, что соглашение уже подписано.

24 октября Чжан Цзин-у от имени Далай-ламы послал телеграмму Мао Цзэдуну с поддержкой соглашения. Рукопись и китайский перевод документа не заверены печатью Далай-ламы. По-видимому, Чжан Цзин-у активно участвовал в формулировании телеграммы перед отправкой. Это не признают легитимным актом ратификации, тем более что Далай-лама, получив возможность свободно выразить свою волю после ухода из Тибета, отказался признать соглашение .

Во время подавления антикитайского восстания 1959 года , 28 марта премьер Чжоу Эньлай подписал приказ Госсовета в связи с этим восстанием. Данным приказом соглашение было разорвано, а ответственность за восстание неправомерно возложена на правительство Тибета. Разрыв Соглашения из 17 пунктов был закреплен в последующих китайских документах. По мнению некоторых исследователей, формально ситуация вернулась к тому, что было до заключения данного соглашения, то есть к тибетской независимости.

Примечания

  1. Кузнецов В. С. Проблема «ламаистская церковь Тибета и правительство КНР» в отечественной литературе. — Общество и государство в Китае. XXXI научная конференция. — М., 2001. — с. 170
  2. Ya Hanzhang. The Biographies of the Dalai-Lamas. Beijing, 1993. — p. 341
  3. [Smith W.W. 1996. Tibetan Nation. A History of Tibetan Nationalism and Sino-Tibetan Relations. Boulder: Westview]
  4. . Дата обращения: 15 ноября 2010. 26 сентября 2020 года.
  5. . Дата обращения: 15 ноября 2010. 12 октября 2011 года.
  6. . Дата обращения: 15 ноября 2010. 12 октября 2011 года.
  7. Тибет под властью коммунистического Китая. 50 лет. — Дхарамсала, Изд-во Департамента информации и международных отношений Центральной тибетской администрации, 2001. — с. 20
  8. . Дата обращения: 15 ноября 2010. 12 мая 2018 года.
  9. . Дата обращения: 15 ноября 2010. 12 мая 2018 года.
Источник —

Same as Соглашение по мирному освобождению Тибета