Interested Article - Пермьтелефильм

«Пермьтелефи́льм» — главная редакция Пермской студии телевидения в 1962—1992 гг., творческое объединение Пермской государственной телекинорадиокомпании в 1992—1994 гг., творческо-производственное объединение в составе Творческо-производственного объединения « Союзтелефильм » в 1994—1997 гг .

История

Создана как Главная редакция кинопроизводства в 1962 году, когда было принято решение о создании в стране региональных студий телевизионного фильмопроизводства . Тридцать с лишним лет «Пермьтелефильм» выпускал документальные, художественные, музыкальные и мультипликационные фильмы, отразившие своеобразие и богатство искусства и культуры Прикамья, самые разные направления художественного творчества наших земляков. В середине 1980-х годов была переименована в Главные редакции подготовки программ на пленке . В 1992 году ликвидирована, на её базе создано Творческое объединение «Пермьтелефильм», в 1994 году - Творческо-производственное объединение «Пермьтелефильм» Творческо-производственного объединения «Союзтелефильм». Ликвидировано 11 марта 1997 года .

Фильмы

Свыше 70 пермских киноработ отмечены дипломами, призами и другими наградами зональных, республиканских, всесоюзных и международных конкурсов. На Пермской студии телевизионного кино был снят знаменитый, ставший гордостью пермяков, фильм « Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова — второклассника и второгодника » (1966 г., режиссёр Константин Березовский ). .

Мультипликационные фильмы

Зарождение анимации в Перми

Так получилось, что зарождение мультипликации в Перми пришлось на период отечественного анимационного бума. В 60-е годы художники стремятся преодолевать шаблонное мышление, навязанные идеологические трафареты. В этот период, период оттепели, анимация начинает острее чувствовать свою актуальность, происходит переосмысление понятия «мультипликации» как продукции исключительно для детей. Лучшие фильмы этого времени — это настоящие эстетические прорывы, впервые социальный накал, размышления о настоящем и будущем, о законах нравственности — были облачены в форму философического, исповедального высказывания. К примеру, поэтические притчи Хржановского «Жил-был Козявин» (1966) и «Стеклянная гармоника» (1968) хотя и были положены до поры на полку, но в анимационной среде были восприняты как революционное откровение.

Ещё одной тенденцией советской мультипликации 1960-х является возрождение кукольной анимации. Возможно, это одна из главных причин преобладания в мультипликации «Пермьтелефильма» объёмного кино. А возможно, предпочтение отдавалась кукольным мультфильмам, потому как режиссёр-постановщик главной редакции кинопроизводства при Пермском телевидении Л. М. Кощеников долгие годы был одновременно и режиссёром театра кукол.

Особенности пермской мультипликации

Эстетика пермских мультфильмов весьма разнообразна: от упомянутых выше кукол (театральных « » 1970, объёмных « » 1972, плоских « », 1982) или рисованных с перекладками (" , 1988) до комбинированных с живыми актёрами (« Босоножка и её друзья », 1975).

При этом отличительная особенность всех анимационных фильмов пермской студии, не зависимо от техники их выполнения — это музыкальность. Вся музыка, используемая в них — оригинальна (большую часть её писал ленинградский композитор Рогачев), нередко в мелодику вплетены исконные фольклорные темы. Именно музыка в состоянии придать ощущение ирреальности вполне бытовым историям, либо, напротив, внести нотку обыденности в самые сказочные, как казалось, сюжеты.

Следующая особенность пермской мультипликации — это её огромное внимание к фольклору вообще, и в частности к коми-пермяцкому эпосу. К этому направлению можно отнести и мультфильмы « » (1984), « » (1982), « » (1985) и двухчастевой мультфильм « » (« », 1988 и « », 1988). «Фольклор — дело серьёзное, считает . — В нём нашли отражение важнейшие проблемы становления народного сознания. В эпических сказаниях, впрочем, как и в песнях, сказках, легендах, можно проследить судьбу целого народа. Кудым-Ош — богатырь языческих времен, в этом образе можно увидеть отголоски тотемизма, ведь Кудым — значит, „медведь“, самый могучий, „главный“ зверь уральской тайги. <…> Пера-богатырь пришёл к нам из эпохи раннего христианства и заставляет вспомнить о его системе образов».

При создании анимационных фильмов обращённых к уральским мотивам проявляется немалое внимание к деталям — все изображения используемые в таких мультфильмах очень близки народной живописи коми-пермяков, над их созданием работал талантливый коми-пермяцкого художник В. Оньков. В музыке, звучащей в фильме, в фонограмму вплетены народные коми-пермяцкие мотивы. А речь персонажей — насыщенна диалектизмами. Следующий момент, который заслуживает отдельного внимания при анализе пермской анимации — это мультфильмы для взрослых.

Первый же фильм, «Как Ваня жену выбирал» стал в 1979 году призёром Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в Баку. Второй — «Всем чертям назло» (1981), неоднократно показывался по центральному телевидению. Герои этих мультфильмов — персонажи из русских народных сказок, перенесённые в современность. Как отмечал сам режиссёр Л. Кощеников (о фильме «Всем чертям назло»): «В новом фильме сказочные персонажи и эпизоды перенесены в современность. Будет семь песен — озорных, а иногда, на наш взгляд, ядовитых. Зло (а его в нашем фильме представляют два вполне современных чёрта и их тетка Баба Яга) нередко обладает одним свойством. Оно активно. В то время как добро, опять-таки нередко, медлительно, пассивно. Вот об этом феномене наш фильм» .

Редакционно-производственный состав мультцеха

  1. Леонид Кощеников
  2. Светлана Можаева

Выпущенные мультфильмы

  1. 1965 — «Семь Я»
  2. 1966 — «Как Лежебока Неохоткин работягой стал»
  3. 1971 — «Волшебная калоша»
  4. 1969 — « »
  5. 1970 — « Сказка про доброго слона »
  6. 1971 — « »
  7. 1972 — « »
  8. 1972 — « »
  9. 1973 — « »
  10. 1974 — « »
  11. 1974 — « »
  12. 1975 — « »
  13. 1975 — « Босоножка и её друзья »
  14. 1976 — « Будь моим слоном »
  15. 1977 — « »
  16. 1978 — « »
  17. 1979 — « »
  18. 1980 — « Петькины трюки »
  19. 1981 — « »
  20. 1982 — « »
  21. 1983 — « Капризка »
  22. 1984 — « »
  23. 1985 — « »
  24. 1986 — « »
  25. 1987 — « »
  26. 1988 — « »
  27. 1988 — « »
  28. 1989 — « Про Ксюшу и Компьюшу »
  29. 1989 — «Мимикрия»
  30. 1990 — « В старом сундуке »
  31. 1990 — « »
  32. 1992 — « »
  33. 1993 — «Домовой и каша»
  34. 1993 — «Когда родителей нет дома»
  35. 1994 — «Домовой и книга»
  36. 1994 — «Смолянка, восковинка и жевательная резинка»
  37. 1994 — «Шарик»
  38. 1995 — «Загадки, шутки и всяческие прибаутки»
  39. 1996 — «Говорящий картофель»
  40. 1997 — «Отражение»

Литература

  • Юлия Баяндина. . — Маматов, 2012. — P. 128. — ISBN 978-5-91076-074-9 .
  • * Паластрова Нина Александровна . Телемираж: заметки на ракордах. (Субъективные заметки монтажера кино о своей профессии и коллегах редакции кинопроизводства Пермского комитета по телевидению и радиовещанию в период с 1959-го по 1990-е гг.) — Москва, Эдитус, 2019. - 297 с., с ил. — ISBN 978-5-00149-068-5

Примечания

  1. . Дата обращения: 26 июля 2019. 26 июля 2019 года.
  2. . Дата обращения: 21 ноября 2015. 22 ноября 2015 года.
  3. Уверова Л. Знакомьтесь: Кудым-Ош // Звезда. 1988. 2 сент
  4. Бердичевская А. Комедия — это серьёзно // Вечерняя Пермь. 1981. 18 апр.

Ссылки


Источник —

Same as Пермьтелефильм