Interested Article - Куйбышевская студия кинохроники

Ку́йбышевская сту́дия кинохро́ники — одна из старейших советских киностудий, основанная в Самаре в 1927 году для создания документальных фильмов и киножурналов . Долгие годы студия была единственной на Волге , её корреспонденты работали от Ярославля до Астрахани .

История

Одним из основателей киностудии был Марк Ципорин . Она занимала дом 66 по улице Молодогвардейской .

С 1935 года — Самарская база треста агитмассовых фильмов и кинохроники «Союзкинохроника». Директором стал Анатолий Поспелов.

С 5 февраля 1936 года — Куйбышевская киностудия Всесоюзного государственного треста по производству хроникально-документальных фильмов «Союзкинохроника».

С 23 марта 1938 года — Куйбышевская студия хроникально-документальных фильмов Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Министерства кинематографии РСФСР.

В конце 1941 года кадровый состав студии был усилен за счёт квалифицированных работников Центральной студии кинохроники в связи с эвакуацией в Куйбышев . Директором Куйбышевской студии был назначен Г. М. Кацнельсон, Ю. М. Дубман — его заместителем. Новому руководству студии было дано указание в месячный срок смонтировать и установить на студии вывезенное из Москвы лабораторное и звукозаписывающее оборудование, а также обеспечить выпуск: «Союзкиножурнала» (четыре номера в месяц), «СССР на экране» (три номера в месяц), а также фильмы-песни и короткометражные фильмы. В Куйбышев поступали боевые репортажи с фронтов. Здесь было сосредоточено производство оперативных сборников фронтовой кинохроники и военно-патриотических фильмов.

Продукция Куйбышевской студии была известна в годы войны и пределами СССР. Для зарубежного зрителя на студии создавались специальные киножурналы «СССР на экране», которые отправлялись союзникам — в Великобританию и США. В 1942 году на студии были произведены фильмы на экспорт — «Героический Севастополь», «Парад польской части» .

Совет Министров СССР издал постановление № 4621-р от 6-го апреля 1946 года о преобразовании корреспондентского пункта Куйбышевской студии кинохроники в городе Саратове в «Нижне-Волжскую студию кинохроники».

С 4 декабря 1947 года — Куйбышевская студия кинохроники Главного управления по производству фильмов Министерства кинематографии РСФСР, с 20 августа 1953 года — Министерства культуры РСФСР, с сентября 1963 года — Госкомитета СМ РСФСР по кинематографии, с января 1966 года — Главного управления по производству фильмов комитета при СМ РСФСР по кинематографии «Кинокомитет РСФСР», с 4 сентября 1972 года — Госкомитета СМ РСФСР по кинематографии «Госкино РСФСР»; с 10 августа 1988 года — Главного управления по кинопроизводству Министерства культуры РСФСР, с 28 сентября 1990 года — Госфонда развития кинематографии при СМ РСФСР «Госкинофонд РСФСР».

В 1950—1970-е годы киностудия освещала сооружение Волжской ГЭС , автозавода и целого города Тольятти , развитие науки, культуры, социального строительства, снимала фильмы о передовиках производства.

С 25 января 1991 года — Самарская студия кинохроники государственного фонда развития кинематографии при СМ РСФСР.

С декабря 1993 года — Самарская студия кинохроники, ГП .

…на студии есть уникальные материалы по Великой Отечественной войне, только мы располагаем съёмкой парада 7 ноября 1941 года , у нас есть уникальная съёмка эвакуации в Куйбышев заводов со всей страны. У нас есть великолепный материал о формировании в Самаре Первой чешской бригады Сво́боды . Это наш оператор Киселёв снимал акт подписания безоговорочной капитуляции в Берлине в 1945-м. Это наш оператор Казначеев прошел всю Малую Землю рядом с Брежневым . После войны они вернулись на самарскую студию и продолжали работать. — Борис Кожин

В апреле 2001 года произошло разделение собственно киностудии и фильмофонда: киностудия была преобразована в Открытое акционерное общество, а фильмофонд остался государственным имуществом . В 2005 году все материалы самарской студии переданы в государственный архив ( Красногорск Московской области). В 2007 году ОАО «Самарская студия кинохроники» перешло во владение частного лица.

Известные сотрудники

В разные годы со студией кинохроники сотрудничали: Марк Ципорин , Борис Свойский , кинооператор Николай Киселёв , Самуил Фрид , Иосиф Посельский , Борис Агапов , Григорий Аронов .

Фильмы

1934
  • «Письмо безенчукских колхозников товарищу Сталину»
1936
  • «Жигулёвская кругосветка»
1937
  • «Закон о счастье», режиссёр М. И. Юров, оператор М. И. Ципорин, музыкальное оформление — Д. С. Штильман, звукооператор А. М. Камионский
1938
  • «Гидроузел на Волге»
  • «День в колхозе», режиссёр М. И. Юров, оператор Н. П. Киселёв, музыкальное оформление — Г. С. Гамбург, звукооператор Д. Н. Овсянников
1939
  • «Величайший в мире», режиссёр М. И. Юров, операторы Н. П. Киселёв, П. И. Пак, М. И. Ципорин. Музыкальное оформление — Г. С. Гамбург, звукооператор Д. Н. Овсянников
  • «Звено победителей», режиссёр О. Д. Покорский
1942
  • «В бой за Родину»
  • «В бой, сыны народа»
  • «Два Максима»
  • «Иран», режиссёр монтажа Иосиф Посельский , оператор В. Штатланд, М. Сухова, И. Сокольников, текст Бориса Агапова
  • «Материнский наказ»
  • «Нефть фронту»
  • «Песня смелых»
  • «Самолёты идут на фронт»
  • «Священная война»
  • «Сталинская конница»
  • «Хлеб фронту»
  • «Чехословацкая часть в СССР»
1943
  • «Дорогой гость»
  • «Концерт татарского искусства»
  • «Магистраль страны»
  • «Мы сталинградцы»
  • «На боевом посту»
  • «Урал куёт победу», реж. Ф. Киселёв, В. Бойко, Я. Бабушкин, опер. Н. Степанов, О. Рейзман, план фильма Б. Агапова, совместное производство с Свердловской киностудией
  • «Ферапонт Головатый» об инициаторе патриотического движения по сбору средств в фонд Красной Армии в период Великой Отечественной войны Ф. П. Головатом
1944
1945
  • «Гордость страны»
  • «Орденоносная Чувашия»
1951
  • «Строительство Куйбышевской ГЭС»
1958
  • «Огни Жигулей»
1966
  • «Есть на пути село большое»
  • «Без легенд» (1968) об экскаваторщике Борисе Коваленко . Сценарист А. Сажин, режиссёры — Г. Франк , А. Бренч , А. Сажин. Операторы: И. Моргачев, И. Коловский, Ф. Робинсон, композитор П. Дамбис, звукооператор Я. Зиверт, монтажёр М. Чардынина. Текст от автора читает Н. Губенко

Киножурналы

  • «Поволжье» (с 1944 года)
  • «Самарская хроника. Кинолетопись» (киноальманах; 1992—1993)
  • «Современник» (1981—1992 годы)
  • «Союзкиножурнал»
  • «Средняя Волга» (с 1927 года)
  • «СССР на экране»

Награды

В связи с 50-летием студия была награждена Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1977) .

Литература

  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • «Операторский фронт. Лекция во ВГИКе , 15 марта 1958 года». Журнал «Киноведческие записки»
  • Храмкова Е. Л. Культура России 1941—1945 гг.: Отечественная историография рубежа XX—XXI веков. Самара. 2006.
  • Иванов К. Волга на экране. Из истории документального кинематографа в Поволжье // газета « Волжская коммуна » от 24 ноября 1972.
  • Спевачевский Г. Полвека в строю // газета «Волжская Заря» от 2 сентября 1977.

Примечания

  1. от 6 октября 2013 на Wayback Machine 18 октября 2005
  2. Куйбышевская студия кинохроники (Самарская студия кинохроники с 1991) (1936) . Музей ЦСДФ . Дата обращения: 2 марта 2022. 2 марта 2022 года.
  3. ЦГАСО. Ф.4095. ОП.1. Д.22. Л.2.
  4. . Справочник предприятий и организаций по отраслям . Дата обращения: 2 марта 2022. 2 марта 2022 года.
  5. Указ Президента РФ от 4 апреля 2001 г. N 389 «О реорганизации федеральных государственных киностудий» Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 7 апреля 2001 г. N 69
  6. . Дата обращения: 8 декабря 2011. Архивировано из 6 октября 2013 года.
  7. (недоступная ссылка) Комсомольская правда, 15.03.2008
  8. от 6 октября 2013 на Wayback Machine Волжская Коммуна, 10.04.2010
  9. Этот фильм можно посмотреть в музее воинской славы Чувашии, Чебоксары. (недоступная ссылка) 27.04.2010
  10. В фильме «Без легенд» (реж.: Г. Франк, А. Бренч, 1968) противопоставлялись «лакировочный» портрет передовика производства, созданный официозной пропагандой, и правдивый рассказ о его судьбе. Тема и даже приёмы фильма предвещали появление картины Анджея Вайды « Человек из мрамора » (1978). — от 2 апреля 2015 на Wayback Machine Энциклопедия отечественного кино (под редакцией Любови Аркус )
  11. «Без легенд» — фильм-дискуссия, где позиция авторов — уже в самом заголовке. Это спор с документальными лентами, в которых солнце всегда в зените, а герои не отбрасывают теней. — С. А. Муратов Пристрастная камера. Границы портрета. — «Аспект Пресс», 2004
  12. Примечательно драматургическое строение фильма «Без легенд» (Куйбышевская студия кинохроники, 1967), где представлены две модели трактовки образа одного и того же человека — патетическая и драматическая. — Л. Н. Джулай «Документальный иллюзион: Отечественный кинодокументализм — опыты социального творчества» — Изд-во «Текст»

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
  • Спевачевский Георгий (недоступная ссылка) Самарская газета. 27.08.2009
  • Кожин Борис, Внукова Светлана (недоступная ссылка) альманах «Литературная губерния»
  • Бреднева Марина , 2007
  • Samru.ru 09.02.2007
  • ИА REGNUM 09.02.2007
  • Заводчиков В. В.
  • Заводчиков В. В.
  • Заводчиков В. В.
  • Заводчиков В. В.
  • Заводчиков В. В.
  • Ивановский Юрий Культура-Портал № 27 (7588) 12-18 июля 2007
Источник —

Same as Куйбышевская студия кинохроники