Interested Article - Испанский Ренессанс

Ренессанс
Культура
География

Испанский Ренессанс ( исп. Renacimiento español ) — термин используемый историками , культурологами и искусствоведами для описания достижений в культуре и с конца XV до начала XVII века . Испанский ренессанс связан с пан-европейским Ренессансом , зародившемся в Италии в XV веке . В Испании расцвет искусства наступил позднее, чем в передовых странах Европы того времени — Италии и Нидерландах . «Золотым веком» испанской литературы, театра, живописи обычно называют время с конца XVI до второй половины XVII столетия.

Зарождение Испанского Ренессанса

Расцвету испанской культуры непосредственно предшествовал самый прославленный период в истории страны. В конце XV века ранее раздробленная Испания объединилась под властью Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской . В 1492 году , Испания, объединившаяся под центральной властью, завершила Реконкисту — многовековую борьбу испанцев против арабов за отвоевание Пиренейского полуострова .

Начало следующего столетия ознаменовалось головокружительно быстрыми успехами испанской монархии. Её армии подчиняли территории в Европе, конкистадоры открывали новые земли. Благодаря военным захватам и династическим бракам Испания превратилась в огромную страну, во владения которой входили в XVI веке Нидерланды, некоторые области Италии, северное побережье Африки , богатые колонии в Новом Свете .

Фердинанд и Изабелла

Если рассматривать испанское Возрождение в общеевропейском русле развития, то нельзя не заметить, что оно формировалось между двумя крупнейшими очагами ренессансной культуры — Нидерландами и Италией. На протяжении XV—XVI веков искусство испытывало непрестанное воздействие художественных традиций обеих стран. Речь идёт не о прямых заимствованиях, когда испанским мастерам приходилось учиться многому на образцах более передовых художественных школ, или о широком привлечении к королевскому двору иностранных архитекторов , скульпторов и живописцев , а о процессе творческого переосмысления иностранных традиций в духе формирующейся национальной культуры .

Неизгладимый отпечаток на испанское Возрождение накладывает грандиозный исторический фон эпохи — Великие географические открытия , в которых Португалия и Испания сыграли первостепенную роль и плодами которых пользовались в XVI столетии в большей мере, нежели какие-либо другие страны.

На короткое время Испания стала могущественнейшим европейским государством. В конце XV — начале XVI столетия в Испании было много цветущих городов , таких, как Валенсия , Севилья , Толедо . Они явились центрами развития новой ренессансной культуры.

После того, как Филипп II перенёс столицу государства в 1561 году в Мадрид , там сосредоточилась художественная жизнь страны. В Мадриде и его окрестностях строили дворцы. Их украшали картинами испанских художников и величайших живописцев Европы — Тициана , Тинторетто , Бассано , Босха , Брейгеля . Двор стал одним из главных центров развития искусства.

Архитектура

Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес

Архитектура Испании заговорила языком самостоятельных, оригинальных форм раньше, чем другие виды искусства.

В сфере зодчества создаются памятники светской и церковной архитектуры. Объединение страны под властью католических королей сказалось в испанском зодчестве в появлении сооружений, пропагандирующих в архитектурных образах величие и могущество королевской власти . Многие здания строились как памятники военным победам испанского оружия: например, церковь монастыря Сан-Хуан де-лос-Рейес в Толедо — как памятник победам над португальцами в битве при Торо , Эскориал — как памятник победе над французами при Сан-Кантене.

Живопись

Скульптура

Мартинес Монтаньес и Грегорио Фернандес

Наиболее значительные центры испанской скульптуры периода Ренессанса — Вальядолид , Севилья и Гранада .

Вальядолид (Кастилья) славился своими резчиками и ваятелями ещё с XVI века. Наиболее талантливые мастера того времени Алонсо Берругете и Хуан де Хуни ( ) создавали произведения, отличавшиеся страстностью, экзальтацией . С Вальядолидом так же связано имя знаменитого скульптора Грегорио Фернандеса ( ), внимание которого было направлено на усиление динамики поверхности скульптуры.

Несколько в ином плане работали севильские мастера. Античность всегда играла в Севилье значительно большую роль, чем в других городах Испании. Спокойствие, уравновешенность, гармоничность античной пластики импонировали севильским художникам «золотого века». Самым талантливым скульптором Севильи был Хуан Мартинес Монтаньес . Его произведения отличаются реализмом , строгой величавостью и одухотворённостью, роспись — особой широтой и смелостью мазка. Монтаньес прославился как создатель «Непорочного зачатия» — образа Мадонны , хранящегося в Севильском соборе и олицетворяющего душевную чистоту и совершенную красоту женщины. Монтаньес также был основателем большой школы скульпторов. Его ученик и последователь Алонсо Кано работал в Севилье, Мадриде и Гренаде.

Скульптурная школа Гренады, расцвет которой наступил во второй половине XVII века, тесно связана с творчеством А. Кано. Знаменитый гренадский мастер Педро де Мена ( ) был его учеником. Характерное для всей Испании нарастание мистицизма во второй половине века ярко проявилось в работах этого художника. «Задумчивые и одухотворённые, его герои живут в мире, отрешённом от земного» .

Литература

Музыка

Галерея

Литература

  • Каптерева, Т., Искусство Испании: Средние века, эпоха Возрождения, Москва, 1988.
  • Каптерева, Т., Испания: История искусства, Москва, 2003.
  • Лившиц, Н., Искусство XVII века, Москва, 1964.
  • Морозова, А. В., Античные образы в испанском искусстве XVI века, Санкт-Петербург, 2008.

Примечания

  1. Каптерева, Т., Искусство Испании: Средние века, эпоха Возрождения, Москва, 1988, с. 10.
  2. В. Савицкий, Этапы развития Ренессанса и Барокко. Москва, 1949, с. 118.
  3. Лившиц, Н., Искусство XVII века, Москва, 1964, с. 112.
Источник —

Same as Испанский Ренессанс