Эльслер, Тереза
- 1 year ago
- 0
- 0
Фа́нни Э́льслер ( нем. Fanny Elßler , урожд. Franziska Elßler ; 23 июня 1810 , — 27 ноября 1884 , Вена ) — австрийская танцовщица, младшая сестра Терезы Эльслер . Одна из известнейших балерин XIX века, соперничавшая на сцене с Марией Тальони ; прима-балерина Парижской оперы в 1834—1840 годах.
Искусство танца Фанни Эльслер изучала вместе со старшей сестрой Терезой в балетной школе при Венском Бургтеатре . Впервые вышла на сцену в 1824 году в театре Сан Карло в Неаполе . Здесь балерина познакомилась с принцем Салернским Леопольдом , сыном неаполитанского короля Фердинанда IV . От их связи Фанни родила сына Франца. В 1829 году она познакомилась с Фридрихом фон Генцем , секретарём министра Клеменса фон Меттерниха , который был старше её на 46 лет, и жила с ним вплоть до смерти Генца в 1832 году. Генц серьёзно занимался воспитанием и образованием молодой женщины, её обучением иностранным языкам, оказывал ей всестороннюю поддержку.
Громкий успех пришёл к Фанни Эльслер в 1830 году в Берлине , а затем в Париже и подкреплён был её последующими турне по Европе, Северной Америке и Кубе (1840—1841),
В сентябре 1834 года Эльслер выступила с балетным театром Королевской музыкальной академии (сегодня известный как Парижский оперный балет), в котором у неё были определённые сомнения в связи с превосходством Марии Тальони на этом этапе . Тем не менее, Эльслер и Тальони были исключительно разными танцорами, и руководство Оперы увидело в этом возможность повысить конкуренцию, наняв Эльслер. Тальони была известна как баллонная танцовщица, умеющая с легкостью совершать прыжки. Эльслер же отличалась её точностью, с которой она выполняла маленькие, быстрые шаги. Танец Эльслер был известен как «тактический танец» ( danse tacquetée ), однако результаты её выступлений стали ещё одним триумфом для Эльслер и временным затмением Тальони. Тальони, хотя и была лучше в артистизме, но по личному обаянию в тот момент не могла соперничать с Эльслер. Это было заметно в испанской Качуча (Cachucha), при исполнении которой Эльслер затмила всех своих соперниц .
В 10 октября 1848 года дебютировала на сцене Санкт-Петербургского Большого театра в балете « Жизель ». Сначала выступление было принято публикой достаточно сдержанно. В полной мере талант Фанни раскрылся в следующих балетах « » и «Тщетная предосторожность». После Санкт-Петербурга танцовщица переехала в Москву — город, которой по её словам, ей больше нравился, продолжив выступать на столичных сценах до 1850 года.
Исполняла партии в балете «Хромой бес» Казимира Жида, партии Лизы (« Тщетная предосторожность » ), Эсмеральда (« Эсмеральда » Цезаря Пуни ).
Большой популярностью пользовались исполняемые ею народные танцы — краковяк , полька , качуча и другие. Часто выступала со своей сестрой, тоже танцовщицей Терезой Эльслер — вплоть до 1850 года, когда Тереза вышла замуж за принца Адальберта Прусского . В 1851 году Ф. Эльслер, находясь на пике своей славы, неожиданно оставила сцену и сосредоточилась на частной жизни. Её последнее выступление состоялось в родной Вене, после чего она до 1854 года жила в Гамбурге. В 1854 году балерина окончательно возвратилась в Вену. Похоронена на Хитцингском кладбище .
(*) — первая исполнительница партии.
(**) — первая исполнительница в постановке на данной сцене.
В 1894 году в честь Эльслер была названа одна из улиц Вены ( Elßlergasse ). Её имя носят также улицы в Гамбурге и в Айзенштадте .
Портрет Фанни Эльслер в роли цыганки из « Хромого беса » с обозначением года её дебюта ( 1834 ), написанный Гюставом Буланже по литографии Анри Греведона , располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков.
Фанни Эльслер является героиней двух оперетт: