Interested Article - Гиршман, Михаил Моисеевич

Михаи́л Моисе́евич Ги́ршман ( 20 октября 1937 17 мая 2015 ) — советский и украинский литературовед , автор работ, посвящённых исследованию литературного стиля , целостности литературного произведения , ритма художественной прозы.

Биография

Окончил Казанский университет . Профессор кафедры теории литературы Донецкого национального университета , доктор филологических наук. Один из основателей

Спектр научных интересов литературоведа широк: от изучения ритма стиха и прозы как необходимого условия построения целостности к философскому осмыслению произведения как диалога и события (в том смысле, который вкладывал в это понятие М. М. Бахтин ).

Среди его работ: общетеоретические работы о смысле понятия , о современном понимании этой важнейшей категории литературной теории, составляющей основу его концепции. Именно через понятие целостности им даются определения таких ключевых понятий, как художественное произведение и художественность литературы.

Одним из главных научных открытий Гиршмана стала разработанная им в 1970-е годы концепция ритма прозы, согласно которой в ней, как и в стихе, неизбежно действуют ритмические закономерности. Причём не тот абстрактный «ритм вообще», о котором пишут многие литературоведы, а вполне объективный, поддающийся научному описанию не в меньшей степени, чем стихотворный — только более сложный и вариативный по сравнению с элементарным ритмом стихотворной речи.

Многие статьи М. М. Гиршмана связаны с пониманием литературы как формы коммуникации. С этой позиции Гиршман анализирует творчество Пушкина как единое целое, рассматривает творческий диалог Тютчева и Владимира Соловьёва , разбирает концепцию Бахтина и понятие « литературное произведение ».

Михаил Моисеевич Гиршман — член .

Участник и организатор многочисленных конференций в области литературоведения , культурологии , эстетики , иудаики .

Cемья

Основные работы

  • Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. М.: Высшая школа , 1981 . (Текст:
  • Ритм художественной прозы. М.: Советский писатель , 1982 .
  • Литературное произведение. Теория и практика анализа М.: Высшая школа, 1991 .
  • Архитектоника бытия-общения — ритмическая композиция стихотворного текста — невозможное, но несомненное совершенство поэзии // Анализ одного стихотворения. «О чем ты воешь, ветр ночной?..» Тверь, 2001 . (Текст: )
  • Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2002 .
  • Стиль и поэтическое словообразование в лирике Ф. И. Тютчева // Литературоведческий сборник: творчество Ф. И. Тютчева: филологические и культурологические проблемы изучения. Вып. 15-16. — Донецк: ДонНУ, 2003. — С. 6-15. (Текст: )
  • О ритмической композиции стихотворения С. Гандлевского «Всё громко тикает. Под спичечные марши…» // Третье литературоведение. Материалы филолого-методологического семинара (2007—2008) / Под ред. Б. В. Орехова и С. С. Шаулова. — Уфа: Вагант, 2009 . — С. 138—145 (Текст: 28 ноября 2012 года. ).

Ссылки

  • . 25 сентября 2006 года.
  • . 28 ноября 2012 года.
Источник —

Same as Гиршман, Михаил Моисеевич