Interested Article - Московский театр эстрады

Моско́вский теа́тр эстра́ды (ранее Моско́вский госуда́рственный теа́тр эстра́ды ) московский театр, основанный в 1954 году. С 1961 года расположен в Доме правительства по адресу Берсеневская набережная , дом 20/2. Зрительный зал рассчитан на 1300 человек . В нём проходили выступления эстрадных артистов , спектакли как самого театра, так и других трупп. Закрытый в 2020 году на ремонт театр открыт в октябре 2023 года .

История

После закрытия в 1936 году Московского мюзик-холла столичная эстрада осталась без постоянного помещения для выступлений. Московский театр эстрады открылся 5 июня 1954 года в доме 1/29 на Садово-Триумфальной площади , где ранее располагались театры « Альказар » и Сатиры . Инициаторами открытия выступила группа артистов московской эстрады во главе с куплетистом Николаем Смирновым-Сокольским . Смирнов-Сокольский всегда хотел создать театр, в котором бы ставились театрализованные эстрадные представления .

По одному тому, как горячо откликнулись на это событие зрители, с каким интересом вошли они в гостеприимно раскрытые двери молодого театра, можно судить, насколько своевременным и нужным явилось его создание. « Московская правда », 1954

Первым спектаклем нового театра был «Его день рождения» в постановке Александра Конникова . Одно из ключевых мест в программе занимал фельетон -обозрение Николая Смирнова-Сокольского его же авторства. Этот номер отличался острой сатирой по отношению к современным авторам. В своём выступлении, обращаясь к памятнику Владимира Маяковского , Николай Павлович выражал надежду артистов эстрады, что их новый театр сумеет стать достойным соседом великого поэта. В первых спектаклях принимал участие юморист Михаил Гаркави , считавший себя учеником артиста Алексея Алексеева . Гаркави пришёл в Театр эстрады после Московского Художественного театра , где не нашёл подходящих условий для развития своего таланта .

В первой программе «Его день рождения» приняли участие многие мастера эстрады. Но театру, к сожалению, не удалось создать цельное, яркое представление — оно оказалось собранием неравноценных номеров. « Огонёк »

Первый спектакль Театра эстрады — больше парад, чем эстрадное представление… Очень много сил потрачено на обрамление, а плоть и кровь программы — номер, за немногими исключениями, остался в небрежении. « Литературная газета »

Постоянной труппы в театре не было. Актёров для программ набирали при помощи Всероссийского гастрольно-концертного объединения , а также приглашали из соседних республик . С первых дней работы театра при нём существовал собственный оркестр, созданный музыкантом и композитором Николаем Минхом . Частым гостем в театре был Государственный эстрадный оркестр Леонида Утёсова . Его программы пользовались большой популярностью, например, «Песня — наш спутник», «Песни простых людей», «Тридцать лет спустя» и поставленная вместе с Александром Конниковым «Только для друзей». Утёсов и его оркестр сыграли большую роль в становлении советской музыкальной эстрады. Постановки этого коллектива были уникальны для того времени и включали песни, миниатюры, сложный конферанс, акробатические и хореографические номера .

Фасад театра в ансамбле Дома на набережной . Почтовая марка 1963 года
Театр эстрады вечером, 2011

В феврале 1961 года театр переехал в Дом правительства на Берсеневской набережной . К этому времени кроме помещений на набережной театр имел два летних — в саду «Эрмитаж» и Саду имени Баумана . После переезда сезон открылся программой «Приглашаем на новоселье», которую вели конферансье Борис Брунов и Эмиль Радов . В числе участников были известные артисты Клавдия Шульженко , Рина Зелёная , Николай Рыкунин . Основой репертуара театра составляли сатирические спектакли и выступления эстрадных артистов .

Николай Павлович не только был автором первой программы, участником и постановщиком спектакля. Задолго до премьеры автор-артист положил много энергии и сил, чтобы привести помещение в приемлемый вид… ей-богу же, без Смирнова-Сокольского и смета театра, и его штаты, и его внутренние помещения не обрели бы необходимых кондиций. Из воспоминаний писателя-сатирика Виктора Ардова

В 1961 году руководителем театра стал оперный и эстрадный режиссёр Иоаким Шароев , в 1964 году — Павел Васильев . В 1960—1970-е годы в театре выступали Юрий Тимошенко и Ефим Березин , Рашид Бейбутов , Арутюн Акопян и другие эстрадные артисты, давались оркестровые концерты под управлением Бориса Ренского , Эдди Рознера . Стали появляться спектакли молодых актёров: Евгения Петросяна , Геннадия Хазанова , Владимира Винокура . С театром сотрудничали режиссёры Борис Левинсон , Павел Хомский , Александр Ширвиндт , Марк Розовский , Роман Виктюк , Евгений Лазарев . Ежегодно в Москву на двухмесячные гастроли приезжал Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина . Этот коллектив долгое время входил в состав Ленинградского государственного театра эстрады и миниатюр, что содействовало плодотворному сотрудничеству с Московским театром эстрады. Спектакли Райкина показывали на летней площадке в саду «Эрмитаж» .

Рост популярности театр получил после назначения в 1970 году на должность художественного руководителя заслуженного деятеля искусств РСФСР и бывшего худрука Московского мюзик-холла Александра Конникова. Он создал в Театре эстрады патриотические программы о России и её столице: «Я люблю тебя, Россия», «Тебе, Москва, тебе, Победа» и «Молодые москвичи». Благодаря Конникову в театре начал развиваться разговорный жанр, состоялся первый в Москве концерт Софии Ротару и ансамбля « Червона Рута ». Работа в Театре эстрады сделала из Конникова влиятельного постановщика зрелищных театрализованных программ. В 1977 году Конников перенёс инсульт и больше не мог появляться в театре, постепенно его состояние ухудшалось. Однако по мере возможности он продолжал работать: ставил программы чтецам, готовил молодых артистов к новым конкурсам .

В конце 1970-х — начале 1980-х в театре со своими программами выступали Геннадий Хазанов и Алла Пугачёва , здесь в 1979 году состоялась премьера её концертной программы «Женщина, которая поёт», а в 1981—1982 годах шла её сольная программа « Монологи певицы ».

С конца декабря 1981 года театр стал представлять цикл бенефисов «У нас в гостях…». Гость первой серии концертов — композитор и пианист Раймонд Паулс , в которых приняли участие Алла Пугачёва с ансамблем « Рецитал », Яак Йоала , Ольга Пирагс , Илья Резник .

Новый период начался в 1983 году, когда художественным руководителем театра стал Борис Брунов , долгие годы бывший единственным в стране выездным конферансье .

Борис Брунов , июнь 1997

При нём ставились спектакли по произведениям Эдварда Радзинского , Светланы Алексиевич , Виктора Коклюшкина , Михаила Жванецкого . Организовывались сольные концерты Иосифа Кобзона , Олега Газманова и Ларисы Долиной , авторские вечера Михаила Задорнова , Семёна Альтова , Михаила Жванецкого и других . Тогда же в репертуар были запущены «цикловые» программы: «Парад весёлых мужчин», «Смешные истории в актёрской курилке» при участии Зиновия Гердта , Махмуда Эсамбаева , Евгения Симонова , Льва Дурова и других. Также «Татьяна, помнишь дни золотые», где выступали «звёзды» 1950—1960-х годов, например, Тамара Кравцова, Нина Дорда , Капиталина Лазаренко . В серии «Эстрада — молодым» на сцене театра дебютировали Филипп Киркоров , Александр Серов , Нани Брегвадзе , Нина Шацкая , Даниил Крамер , Валентиина Коркина и Виктор Остроухов , Александр Песков и другие. Сцена начала предоставляться писателям, композиторам, на ней выступали поэты Евгений Евтушенко , Андрей Дементьев , Роберт Рождественский , Новелла Матвеева , Юнна Мориц , а также композиторы Юрий Саульский , Никита Богословский , Ян Френкель и другие. В театре по-прежнему проводились зарубежные гастроли и различные фестивали .

В 1990-е Брунов стал доверенным лицом Бориса Ельцина и пошёл в политику, что помогало до его кончины в 1997 году удерживать театр на плаву .

Современность

Здание Московского театра эстрады в 2008 году

В 1997 году на должность художественного руководителя театра мэр Москвы Юрий Лужков назначил Геннадия Хазанова .

Геннадий Хазанов , 2017

С его приходом в театре изменился репертуар, был распущен оркестр, выступления артистов эстрадных жанров перестали быть приоритетными, вместо этого начали ставить драматические спектакли в исполнении Театра Антона Чехова и юмористы постепенно уходили из театра. Был открыт и из-за непопулярности практически сразу закрыт Малый зал на фабрике « Красный Октябрь ». Театр эстрады критиковали за излишнюю рекламу . Сам театр остался государственным, однако площадка также начала сдаваться в аренду . По мнению оппонентов, Хазанов в качестве художественного руководителя театра проводит слишком жёсткую политику, создавая неблагоприятные условия для выступления Евгения Петросяна, Ефима Шифрина , Сергея Пенкина .

Эстрады в том виде, в котором она находилась в советское время, больше нет. Сказывается экономический фактор. Прокатчики, продюсеры говорят, нам не выгодно работать в зале на 1300 мест. Геннадий Хазанов

В 1999 году в театре появилась своя труппа из выпускников Института театрального искусства . В репертуар вошли спектакли для детей: «Путешествие в страну Мульти-Пульти», «Отпуск Деда Мороза», «Голубая стрела», «Ваня и крокодил», «Маугли» .

В 2003 году в театре была произведена реконструкция, в ходе которой переоборудовали фойе, гардероб, обновили свето-, видео- и звукоаппаратуру, открыли кафе .

В 2011 году в театре прошла серия концертов проекта Андрея Васильева « Гражданин поэт », в котором Михаил Ефремов читал стихи в жанре политической сатиры, написанные Дмитрием Быковым .

В 2015 году правительство Москвы согласовало проект ремонтных работ, разработанный Департаментом культуры . Конкурс по поиску подрядчика был объявлен только в 2017 году .

Геннадий Хазанов и мэр Москвы Сергей Собянин на осмотре хода ремонта театра, 2021

В ходе капитального ремонта, начало которого было запланировано на 2018 год, должны были восстановить историческую планировку помещений, отремонтировать системы кондиционирования, вентиляции и инженерных систем, заменить окна и двери, увеличить площадь гримёрок. Ремонту не подлежал только исторический фасад с колоннами. Все работы должны были быть завершены в 2019 году .

Комплексная реставрация, начатая в 2020 году, коснулась всех без исключений помещений театра, включая оборудование сцены, паркет и кресла зрительного зала, тканевую отделку его купола, живописное панно в холле первого этажа, а также фасады. Весной 2021 года мэр Москвы Сергей Собянин обещал, что театр будет открыт в 2022 году , открытие состоялось в октябре 2023 года .

Примечания

  1. . РБК Компании . Дата обращения: 28 октября 2023.
  2. . Городской информационный канал m24.ru (20 декабря 2013). Дата обращения: 14 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  3. Григорий Заславский. . Радиостанция Вести ФМ (5 июня 2014). Дата обращения: 14 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  4. Влад Васюхин. . Известия (5 июня 2019). Дата обращения: 6 июня 2019. 6 июня 2019 года.
  5. Мария Власкина. . Информационная газета Москва Центр (5 июня 2017). Дата обращения: 14 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  6. . Официальный сайт Мэра Москвы (25 октября 2023). Дата обращения: 28 октября 2023.
  7. , с. 411.
  8. . Группа компаний «Вип-сервис» (2016). Дата обращения: 14 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  9. , с. 139.
  10. . РИА Новости (21 марта 2015). Дата обращения: 14 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  11. . Городской информационный канал m24.ru (5 июня 2014). Дата обращения: 14 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  12. . Сетевое издание «Timeout» (2016). Дата обращения: 14 февраля 2018. 11 февраля 2018 года.
  13. . Телеканал "Россия" (2016). Дата обращения: 14 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  14. , с. 24.
  15. Лион Измайлов. . — М. , 2017. — ISBN 5040300387 , 9785040300389.
  16. Сабурова Ольга. ИД "Собеседник" (16 апреля 2012). Дата обращения: 15 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  17. . Министерство культуры Российской Федерации (15 апреля 2004). Дата обращения: 15 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  18. . Информационный центр Правительства Москвы (13 июня 2015). Дата обращения: 15 февраля 2018. 7 августа 2015 года.
  19. . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (13 сентября 2017). Дата обращения: 15 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  20. . Интерфакс (28 июля 2017). Дата обращения: 15 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  21. Виктор Борзенко. . Издательский дом «Новые известия» (28 июля 2017). Дата обращения: 15 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  22. . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (13 сентября 2017). Дата обращения: 15 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  23. . Официальный сайт Мэра Москвы (26 марта 2021). Дата обращения: 2 ноября 2023. 26 октября 2021 года.

Литература

  • Уварова Е. Д. . — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2004. — 861 с. — ISBN 5224044626 , 9785224044627.
  • Янчук А. . — М. : Московский рабочий, 1961. — 189 с.
  • Дубовский Марк. . — М. , 2017. — ISBN 5457907805 , 9785457907805.
Источник —

Same as Московский театр эстрады