Interested Article - Шиповник (издательство)

«Шипо́вник» дореволюционное частное прогрессивное издательство, существовавшее в начале XX века в Санкт-Петербурге , внесло значительный вклад в развитие литературы Серебряного века . Издательство открыли в 1906 году Зиновий Гржебин и Соломон Копельман . «Шиповник» прославился широтой репертуара, в нём выпускались произведения как молодых и малоизвестных, так и именитых авторов, а также переводная, детская, политическая литература, монографии и художественные альбомы . В издательстве вышли 26 сборников- альманахов .

История

Зиновий Гржебин, портрет неизвестного автора, до 1929 г.

Основатели

После событий 1905 года литературный мир Петербурга нуждался в новых независимых издательствах: появилось множество молодых талантливых авторов, изменились вкусы публики, значительно вырос круг аудитории, существовавшие же издательства либо не могли выпускать достаточно крупные тиражи, либо имели узкую политическую и смысловую направленность . Эту пустующую нишу на литературном рынке занял открытый в 1906 году «Шиповник». Его основали бывший художник-карикатурист Зиновий Гржебин и скрипач Соломон Копельман . Первый вариант логотипа для «Шиповника» нарисовал художник Сергей Чехонин , марка изображала один цветок на стебле с острыми шипами . Второй логотип, с изображением уже трёх стеблей под цветком, создал художник Евгений Лансере . Этот образ и «колючее» название были выбраны неслучайно: изначально «Шиповник» был задуман для публикаций острой сатиры и политических произведений . К 1906-му Гржебин уже имел опыт работы издателем и редактором в журналах « Жупел » и « Адская почта », за резкие статьи и карикатуры в которых даже получил тюремный срок и был отправлен в « Кресты » .

В «Шиповнике» Гржебин занимался в первую очередь финансами и поиском новых авторов, также он отвечал за оформление изданий . Копельман решал управленческие и художественные вопросы, его сестра Елизавета Антик также была одним из совладельцев. Должность литературного секретаря заняла супруга Копельмана Вера Евгеньевна Беклемишева. Заведующим конторой стал Давид Вейс . Довольно скоро учредители решили отойти от узкой политической тематики, в издательстве были созданы четыре отдела по направлениям художественной, художественно-литературной, социалистической и детской литературы . Первое время редакция располагалась на Большой Конюшенной , 17, но в 1910 году переехала в дом Барышникова на улицу Николаевскую , 31. Также издательство имело филиал в Москве , который возглавлял Фёдор Степун .

За годы существования издательства три литератора стали ключевыми фигурами, повлиявшими на его образ и репертуар. Центральным автором сборников и одной из главных фигур «Шиповника» был Леонид Андреев , он выполнял роль литературного редактора при работе над многими изданиями, в том числе альманахами . Не менее важным для «Шиповника» стал Борис Зайцев : в половине альманахов были опубликованы его тексты, издания 1907—1908 вышли под его редакцией . Третий из них, Фёдор Сологуб , прославился как автор после публикаций в «Шиповнике». Позднее он также участвовал в работе над изданиями и числился в штате издательства .

Авторы и издания

В период расцвета тиражи издательства достигали 33 тысяч экземпляров, в среднем — от 1 до 6 тыс. Книги ценой от 50 до 75 копеек, в зависимости от переплёта, продавались по всей России в специализированных магазинах и железнодорожных киосках . Самые популярные книги переиздавались до 10 раз. В «Шиповнике» были выпущены многотомные собрания сочинений Георгия Чулкова , Алексея Ремизова , цикл «Библиотека иностранных писателей» ( Герберт Уэллс , Ги де Мопассан , Гюстав Флобер и др.), детская серия «Жар-птица» под редакцией Корнея Чуковского . В 1906-м вышел графический сборник Обри Бёрдслея . С 1907 по 1911 издательство выпустило цикл «Северных сборников» с произведениями скандинавских авторов: Кнута Гамсуна , Сельмы Лагерлёф , Августа Стриндберга . В цикл «Юмористическая библиотека» вошли книги Аркадия Аверченко , Саши Чёрного , Джерома К. Джерома . Одним из любимых проектов Гржебина стал цикл «Истории живописи всех времён и народов» Александра Бенуа .

Отдел политической литературы издательства выпустил труды итальянского марксиста Антонио Лабриолы , « К критике политической экономии » Карла Маркса, работы Анатолия Луначарского , Николая Морозова , Георгия Плеханова , Карла Каутского , Веры Фигнер .

В редакции издательства на улице Николаевской с 1906 года проходили литературные вечера «Шиповника». Примечательно, что гостями были авторы и художники «из совершенно разных лагерей», представители разных художественных школ и политических взглядов .

Альманахи

Одним из главных проектов «Шиповника» стали одноимённые литературно-художественные альманахи, выходившие с 1907 по 1917 год. В них печатались авторы разных направлений — символисты , реалисты , модернисты , публиковались критические статьи и переводы. Характер сборников был эклектичным, современники часто упоминали его « декадантское » настроение, однако в нём концентрировались лучшие творения времени . Альманахи «Шиповника» пользовались таким невиданным спросом, что критики начали попрекать Гржебина и Копельмана «погоней за наживой» . Хотя издатели преследовали и коммерческий интерес, произведения и литераторы для альманахов проходили строгий отбор. Например, в сотрудничестве было отказано Зинаиде Гиппиус , Михаилу Арцыбашеву , Дмитрию Мережковскому , Валерию Брюсову .

В сборниках разных лет печатались как уже прославленные авторы ( Иван Бунин , Борис Зайцев, Михаил Пришвин , Александр Блок , Валерий Брюсов, Андрей Белый ), так и начинающие — Юрий Верховский , Лариса Рейснер , О. Дымов и другие . Во всех альманахах большое внимание также уделялось и оформлению. Иллюстрации к ним выполняли художники объединения « Мир искусства », ведущие мастера эпохи: Леон Бакст , Иван Билибин , Александр Бенуа, Мстислав Добужинский , Николай Рерих и другие .

В альманахах «Шиповника» были впервые напечатаны повести Алексея Ремизова «Крестовые сёстры» и «Пятая язва», «Две жизни» Алексея Толстого , «Мои записки» Леонида Андреева. По протекции Бориса Зайцева в 1907—1908 годах были опубликованы «Астма» Ивана Бунина, «На берегу моря» Петра Нилуса , «Пока» Виктора Муйжеля . Роман «Навьи чары» Фёдора Сологуба был выпущен в альманахах за 1908—1909 годы, в них также вошли перевод « Синей птицы » и «Марии Магдалины» Мориса Метерлинка , «Рассказы Жака Турнеброш» Анатоля Франса . В 1910-м был опубликован перевод « Простого сердца » Гюстава Флобера .

Последний, 26-й альманах вышел в 1917 году .

Кризис и упразднение

Первые сложности начались в самом начале работы издательства в 1907 году: из-за политической направленности «Шиповника» Копельман и Гржебин постоянно находились под угрозой ареста, периодически выезжали за границу по подложным документам. В мае 1907-го весь тираж «Политического календаря» с иллюстрациями Мстислава Добужинского, Константина Сомова и Владимира Чемберса был конфискован ещё до прохождения цензуры. Гржебин был лишён права на проживание в столицах, в 1908-м его арестовали и приговорили к заключению сроком в 13 месяцев. После полугода в «Крестах» он был освобождён досрочно благодаря ходатайству друзей и залогу в 1000 рублей от Копельмана .

После конфликта с Копельманом в 1910 году от сотрудничества с «Шиповником» отказался Александр Блок. В 1912 году издательство «Сирин», принадлежавшее М. И. Терещенко, активно переманивало авторов. От «Шиповника», также рассорившись с Копельманом, ушли Сологуб и Ремизов. Предприятие было на грани разорения и не закрылось только усилиями Гржебина, который смог привлечь финансирование, в том числе заняв 2000 рублей у самого Терещенко . Параллельно нарастала напряжённость между Копельманом и Гржебиным, которые, по воспоминаниям современников, являлись абсолютными противоположностями по характеру и мировоззрению .

В 1914 году конфликт между соучредителями достиг апогея, тяжбу между Копельманом и Гржебиным разбирал третейский суд . По словам Веры Беклемишевой, Гржебин «занимался махинациями с неуплатой денег сотрудникам по векселям» . Сам же Гржебин с самого начала сетовал на «скрытую жизнь» издательства, которую вёл Копельман. Последний легко отвергал все решения Гржебина, так как из трёх голосов два принадлежали Копельману и его сестре . Гржебин покинул «Шиповник» в 1914-м, в том же году Юлия Соломоновича призвали на военную службу. Во время Первой мировой издательство фактически возглавляла Вера Беклемишева. С того момента издательство не выпускало новых изданий и занималось только перепечаткой прошлых тиражей .

В 1919 году «Шиповник» переехал в Москву. Три года спустя вышел новый сборник «Литература и искусство» под редакцией Фёдора Степуна с произведениями Бориса Пастернака , Анны Ахматовой , Леонида Леонова , Абрама Эфроса , Николая Бердяева . Цензура признала издание «реакционным», по приказу властей в 1923-м издательство было закрыто . Весь архив внутриредакционной переписки, хранившийся в Санкт-Петербурге, был уничтожен . Из-за постоянного давления советских властей Гржебину пришлось эмигрировать в Берлин , затем в Париж , где он предпринял попытку возродить издательство, которая не увенчалась успехом .

Примечания

  1. Юниверг Л. . «Лехаим» (январь 2010). Дата обращения: 3 января 2020. 28 сентября 2020 года.
  2. , с. 450.
  3. , с. 3—9.
  4. , с. 119.
  5. , с. 51—57.
  6. , с. 594—597.
  7. Малахов А. . Коммерсантъ Деньги (14 апреля 2003). Дата обращения: 3 января 2020. 1 января 2020 года.
  8. , с. 58—59.
  9. Мирошкин А. . Независимая газета (2 июля 2015). Дата обращения: 3 января 2020. 27 января 2020 года.
  10. , с. 36.
  11. , с. 118.
  12. Безелянский Ю. . «Алеф» (11 октября 2012). Дата обращения: 3 января 2020. 27 января 2020 года.
  13. , с. 445.
  14. , с. 80, 100-101.
  15. , с. 3, 84.
  16. , с. 227.
  17. , с. 54.
  18. , с. 51—57.
  19. , с. 198.
  20. , с. 127.
  21. , с. 85—87.
  22. .
  23. , с. 3—4, 118.
  24. , с. 87.
  25. .
  26. , с. 264.
  27. , с. 121.
  28. Верещагина Е. . Afisha Daily (30 декабря 2019). Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
  29. , с. 51.
  30. , с. 228.
  31. , с. 410.
  32. , с. 126.
  33. Динерштейн Е. . Новое литературное обозрение (2010). Дата обращения: 3 января 2020. 27 января 2020 года.
  34. .
  35. , с. 3, 81-84.
  36. , с. 135.
  37. , с. 94.
  38. , с. 94—99.
  39. , с. 120.
  40. , с. 96—98.
  41. , с. 98.
  42. , с. 3.
  43. , с. 76.
  44. , с. 311.
  45. , с. 4.
  46. , с. 118—121.

Литература

  • Говоров А. Букинистическая торговля и история книги: межведомственный сборник научных трудов. — МПИ "Мир книги", 1997. — Т. 6.
  • Динерштейн Е. А. Синяя птица Зиновия Гржебина. — Москва: Новое литературное обозрение, 2014. — 448 с. — ISBN 978-5-4448-0234-2 .
  • Ромайкина Ю. С. . — Саратовский государственный университет, 2014. — № 3 . — С. 85—90 .
  • Ромайкина Ю. С. / под ред. Гапоненкова А. А. — Саратов, 2016. — С. 3—209 .
  • Ромайкина Ю. С. . — Саратовский государственный университет, 2013. — Т. 13 , вып. 4 . — С. 51—57 .
  • Добужинский М. В. // Воспоминания / под ред. Чугунова Г. И. — Москва: Наука, 1987. — С. 450.
  • Щруба, М. Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890-1917 годов: словарь. — Новое литературное обозрение, 2004. — С. 264.
  • Орлов В. Н. Поэт и город: Александр Блок и Петербург. — СПб. : Лениздат, 1980. — С. 227.
  • Коллектив авторов. / под ред. Андреева Л.. — СПб. : Шиповник, 1908. — Т. 4.
  • Коллектив авторов. Известия Российской академии наук: Серия литературы и языка. — Наука, 2005. — С. 54.
  • Чуковский К. И., Альбов М. Н. . — Известия РАН, 2004. — Т. 64 , вып. 1 . — С. 51—57 .
  • Добужинский М. В. Воспоминания о художниках. Гржебин // / под ред. Суриса Л. М.. — Москва, Берлин: Direct Media, 2016. — С. 593—599. — ISBN 978-5-4475-8948-6 .
  • Виноградова Л. А. // История книжного дела в России (988-1917) / под ред. Говорова А. А.. — Москва: Изд-во МПИ, 1991. — ISBN 5-7043-0557-1 .
  • Ипполитов С. С. // Новый исторический вестник. — 2003. — Вып. 9 .
  • Мирошкин А. . — 2015. — Апрель ( № 4 (105) ). — С. 36 .
  • Бенуа А. // / под ред. Александровой Н. И., Гришунина А. Л., Савинова А. Н., Андреева Л. В., Поспелова Г. Г., Стернина Г. Ю.. — Москва: Наука, 1980. — Т. 5. — С. 445.
  • Баренбаум И. Е. Книжный Петербург: три века истории. — Культ-информ-пресс, 2003. — С. 311.
  • Строкач А. А. Сумерки богов . — 1 Федеративная книготорговая компания, 2001. — С. 76.
  • Белый А. Н. Весы-Скорпион // . — Москва, 1932. — С. 410.
  • Мандель Б. Р. Книжное дело и история книги. — Москва: Директ-Медиа, 2014. — С. 87. — ISBN 978-5-4475-1498-3 .
  • Кен Л. Н., Рогов Л. Э. Жизнь Леонида Андреева, рассказанная им самим и его современниками. — КОСТА, 2010. — С. 198. — 432 с. — ISBN 978-5-91258-128-1 .
  • Коллектив авторов. Литературно-художественный альманах издательства «Шиповник». — СПб. : Шиповник, 1910. — С. 310.
  • Гуральник Е. Н. // Прижизненные издания произведений Ф.К. Сологуба в русской книжной культуре конца XIX-начала XX века. — Москва: Пробел-2000, 2009. — ISBN 978-5-98604-181-0 .


Источник —

Same as Шиповник (издательство)