Interested Article - Нижинская, Бронислава Фоминична

Бронисла́ва Фоми́нична Нижи́нская ( польск. Bronisława Niżyńska ; 8 января 1891 , Минск 21 февраля 1972 , Лос-Анджелес ) — русская артистка балета польского происхождения, балетмейстер , хореограф и балетный педагог. Младшая сестра выдающегося танцовщика Вацлава Нижинского .

Нижинская в роли нимфы, скульптор Геннадий Ершов . Установлено в 2011 году в Большом Театре в Варшаве

Биография

Бронислава Нижинская была третьим, младшим ребёнком в семье артистов балета, уроженцев Варшавы Томаша (или, по-русски, Фомы) Нижинского и Элеоноры Береды. Отец начинал в оперном театре в Варшаве, а выйдя в отставку выступал и ставил танцы во многих городах Российской империи . После 1897 года родители развелись, и мать с детьми переехала в Петербург. В 1902 году Бронислава была принята в Театральное училище , где уже учился её брат. Среди её педагогов были Михаил Фокин , Николай Легат и Энрико Чекетти .

В 1908 году, по окончании училища, Нижинская вошла в состав балетной труппы Мариинского театра , который покинула в знак протеста в 1911 году после увольнения Вацлава Нижинского из Императорской труппы .

С 1910 по 1913 год, как и брат, участвовала в « Русских сезонах » Сергея Дягилева . По мнению Игоря Стравинского , она была лучшим балетмейстером Дягилевской антрепризы, и непревзойдённой танцовщицей, а её дуэт с братом — «лучшей балетной парой, которую только можно пожелать». При этом сам Дягилев не желал давать Брониславе главных ролей, так как её характерное скуластое лицо и крепкая фигура с большой грудью не подходили для лирических эфемерных образов, которые чаще всего воплощали примы .

19 января 1919 года она открыла в Киеве «Школу движений Брониславы Нижинской», где среди её учеников были Серж Лифарь , впоследствии ставший последним премьером Дягилева, и первая российская чемпионка в беге на 100 м Нина Попова .

В 1921 году Нижинская эмигрировала и снова начала работать у Дягилева в качестве хореографа. В 1923 году она поставила для Дягилева получасовой балет « Свадебка », который стал переломной точкой в стилистическом переходе к новому неоклассическому балету . За несколько лет сотрудничества с Дягилевым Бронислава, не прекращая выступать на сцене, поставила балеты « Лиса » Игоря Стравинского , « », « », « », « ». В 1925 году у Дягилева кроме Мясина появился новый молодой хореограф — Джордж Баланчин , и тот стал менее нуждаться в услугах Нижинской. Последней её работой для «Русских сезонов» был балет « » Константа Ламберта ( 1926 ).

В 1927 году поставила балет «Ала и Лоллий» на музыку « Скифской сюиты » С. С. Прокофьева в театре Колон , Буэнос-Айрес .

В 1928 года Нижинская стала хореографом и педагогом вновь созданной труппы Иды Рубинштейн . В том же году поставила для неё в Париже « Болеро » Равеля. В 1932 году организовала собственную балетную труппу.

В 1935 году работала в Голливуде, поставив танцы фей на музыку Феликса Мендельсона для фильма Макса Рейнхардта « Сон в летнюю ночь ».

В 1938 году переехала в США , где открыла балетную школу и вновь занялась преподавательской деятельностью. Впоследствии продолжала сотрудничать с разными балетными труппами, в том числе с театром « Колон » .

Бронислава Нижинская умерла от сердечного приступа 21 февраля 1972 года в Лос-Анджелесе .

Семья

  • Отец — Томаш (Фома Лаврентьевич) Нижинский (1862—1912) — танцовщик.
  • Мать — Элеонора (Николаевна), девичья фамилия Береда (1856—1932) — танцовщица.
  • Первый муж — Александр Владимирович Кочетовский (1889—1952) — танцовщик (1907—1911 — Большой театр ), хореограф.
  • Второй муж — Николай Николаевич Сынгаевский (1895—1968) — танцовщик, менеджер Нижинской.
  • Дочь — Ирина Александровна Нижинская (1913—1991) — танцовщица. Родилась в России; училась у своей матери. Была с матерью все годы и выступала более чем в 20 балетных спектаклях, поставленных ею. В 1939 переехала в США и открыла Голливудскую балетную школу (Hollywood Ballet School) (1940). Совместно с матерью ставила балетные спектакли; после смерти матери возобновляла её постановки во всем мире .
  • Сын — Лев Александрович Кочетовский (1919—1935) — погиб в автокатастрофе под Парижем, за рулем был Сынгаевский. Бронислава Нижинская и Ирина тоже пострадали.

Память

Сочинения

  • Нижинская Б. . — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — Т. 1. — 352 с. — ( Ballets Russes ). — 2500 экз. ISBN 5-87334-032-3 . (недоступная ссылка)
  • Нижинская Б. . — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — Т. 2. — 320 с. — ( Ballets Russes ). — 2500 экз. ISBN 5-87334-033-1 . (недоступная ссылка)
  • «Чернота делает росчерк в душе моей» Б. Ф. Нижинская. Дневник (1919—1921); трактат «Школа и театр Движений» Публ. Л. Гарафолы и Е. Я. Суриц при участии С. А. Конаева («Школа и театр Движений»), вступ. статья Л. Гарафолы (пер. с англ. И. В. Груздевой), коммент. Е. Я. Суриц и С. А. Конаева («Школа и театр Движений»), текстол. С. В. Потемкиной // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 6 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 297—450.
  • «…всегда была преданным другом вашим и Вашего дела» Письма Б. Ф. Нижинской С. П. Дягилеву и дягилевцам. (1921—1925). Приложение. Письмо В. Ф. Нувеля С. П. Дягилеву. Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц, текстол. С. В. Потемкиной // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 6 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 451—480.
  • «Две любви. Записки ненужных „огорчений“» Дневники Б. Ф. Нижинской (1924—1930) / Публ., вступит. статья и коммент. А. С. Галкина // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 7 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 627—706.
  • Гарафола Л. Бронислава Нижинская, Парижская опера и попытка создать собственную труппу // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 707—740.

См. также

Примечания

  1. .
  2. .
  3. , с. 73.
  4. Первая чемпионка России//Советский спорт № 214 (11833) от 17 сентября 1986
  5. , с. 294.
  6. Ванслов В. В. // Балет: энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  7. Кожина, Н. . «АиФ» (8 января 2016). Дата обращения: 24 декабря 2020. 8 января 2021 года.
  8. Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0 .

Литература

  • Красовская В. М. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  • . . — Doubleday Canada, 2017. — 432 p. — ISBN 978-0385678568 .
  • Коваленко Г. Ф. // «Вопросы театра». — 2014. — Вып. 3—4 . — С. 293—322 .
  • Линник В. А. Нижинский и Нижинская // . — Москва: Рипол Классик, 2013. — С. 66—73. — 454 с.
  • Нижинская Р. Детство Вацлава Нижинского // [www.belousenko.com/books/memoirs/nizhinsky_romola.htm Вацлав Нижинский] . — Терра, 2004. — 392 с.
  • Схейен, Ш. . — Москва: Азбука-Аттикус, 2014. — ISBN 978-5-389-12875-0 .

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Нижинская, Бронислава Фоминична