Interested Article - Маскут

Маскут ( араб. مسقط Masqat ; др-арм. Մա ( զ \ ս ) քութ , Ma ( z \ s ) qut ) — историческая область, располагавшаяся вдоль западного побережья Каспийского моря . Северная её часть также известна как Чола (Чора, Джора) по названию её столицы в районе современного Дербента . В наше время территория области Маскут входит в состав Азербайджана и Дагестана (Россия).

О названии

Название области связывается с древними ираноязычными племенами массагетов , которые населяли прикаспийские земли примерно с I в. н. э. (по другой версии, уже с VI в. до н. э., см. « Область обитания массагетов »).

Первоначальным названием, по мнению В. Ф. Минорского , должно было быть *Маскут или *Машкут , однако в арабском языке в результате народной этимологии оно превратилось в Маскат (на арабском — место, где что-то произошло) .

В исторической литературе и преданиях эта область в период IV—V вв. также именуется «Страной маскутов» и «Маскутским царством» . Топоним «Маскут» был известен ещё в позднем Средневековье , но затем постепенно вышел из употребления.

О топониме «Маскут» напоминают современный топоним Мушкур (наименование области между двумя притоками реки Самур — Yalama и Belbele) и название пригорода г. Баку , пос. Маштага .

Локализация области

Закавказье в I—сер. IV вв. н. э.

В. Ф. Минорский в своём комментарии к «Истории Ширвана и ал-Баба», ссылаясь на армянского историка Фавста Византийского , сообщает, что князь Санесан , принявший титул «царя массагетов (мазк’ут')», основал на западном побережье Каспийского моря своё царство с помощью войска, состоявшего из гуннов и дагестанских племён: « Говоря об инфильтрациях с севера…, можно упомянуть аланов и различных кавказских горцев, составлявших большинство войск армянского Аршакида Санесана, который выкроил для себя царство на север от Куры поблизости от Каспийского моря (в районе, позже называвшемся Маскат) и противопоставил себя своему брату (или родственнику) царю Армении Хосрову II (316 — 25) » .

Царство маскутов в этот период занимало территорию от места слияния Аракса и Куры , вдоль русла последней до Каспийского моря и на север вдоль его побережья до города Чола (ныне Дербент , т. н. «Каспийские ворота») — столицы «маскутских» царей . Это царство включало в свой состав также область баканов, — по-видимому, современные Баку и Апшеронский полуостров . На западе Маскут соседствовал с Кавказской Албанией , на юге (за Курой и Араксом) находилась область Пайтакаран , а на северо-западе (в горах Дагестана) — область Лпиния.

А. Новосельцев места проживания маскутов обозначает следующим образом: побережье современного Азербайджана и Дагестана и также Муганская , Мильская , Ширванская степи .

С. Ашурбейли, ссылаясь на армянские и арабские источники, локализует область проживания маскутов (кавказских массагетов) побережьем современного Дербентского района Дагестана, а также Апшероном , Муганской равниной, Губинским , Гусарским и Шабранским районами Азербайджана .

С конца IV века прикаспийские области, от устья Куры на юге до Дербента на севере, управлялись наместником Сасанидского государства . После 488 г. область маскутов отошла к Кавказской Албании , а ок. 510 г. Албанское царство было окончательно ликвидировано. После упразднения царской власти в Албании на территории между реками и появилось небольшое политическое образование — государство Ширваншахов .

Армянский географ Анания Ширакаци (610—685 гг.), причисляя маскутов к числу народов Сарматии , говорил, что живут они « у самого Каспийского моря, куда доходят отроги Кавказа и где воздвигнута Дербендская стена , громадная твердыня моря » . По-видимому, на основании этого сообщения С. Т. Еремян пишет: « По имени массагетов равнина между реками Самур и называлась Маскут, или Маскат, позже Мускур » . С. Ашурбейли пишет: « В источнике VII в. равнина между реками Самур и Гиль-гилчай называлась Мазкутк, в арабских источниках IX—X вв. — Маскат и позже в средневековье — Мушкур » .

В более поздней (X—XI века) «Истории Ширвана и ал-Баба» говорится :

Маскат (Маскут) — земля, имеющая ряд крепостей, селений и полей (пастбищ) и граничащая с рекой Самур , морем, страной Лакзов и Шабараном . В давние времена она имела самостоятельных правителей ( хуккам ), но их правление прервалось в 218/833 году, когда эмиры Баб ал-абваба и его пограничных областей заняли её.

В своём комментарии к «Истории Ширвана и ал-Баба» В. Ф. Минорский пишет: « На северо-восточном склоне юго-восточного отрога Кавказского хребта и вдоль побережья моря лежат очень плодородные области, орошаемые реками района современной Кубы и большой рекой Самур (Саммур). Первоначально они принадлежали лезгинским (лакз) княжествам, но постепенно были аннексированы Ширваншахами и стали яблоком раздора между ними, эмирами ал-Баба и даже правителями Аррана . После тюркского нашествия и в период своей борьбы с дербендским Муфарриджем Фарибурз б. Саллар явно стремился перенести главный центр своих владений в эту местность, где упоминаются две территории — Шабаран и Маскат . Первый считался частью Ширвана , а последний [Мюнеджжим-баши] описывает особо как часть ал-Баба. Предпочтительно, однако, рассматривать их совместно, и не только потому, что они относятся к одной и той же географической зоне, но и потому что очень часто Маскат бывал захвачен Ширваном ». Как пишет В. Ф. Минорский, « в общем можно сказать, что Шабаран и Маскат соответствуют южной и северной части Кубинского района , где в XVIII в. возникла династия кубинских ханов , влияние которой чувствовалось не только в Дагестане, но даже на южном побережье Каспия и в Ардебиле » .

История

Примерно во II веке до н. э. в районе нынешнего Дербента был построен город, известный в античных и средневековых источниках как Чола (Чора) . С конца I века н. э. Чола — столица племенного союза маскутов (массагетов).

С I века н. э. область маскутов находилась в вассальной зависимости от царей Кавказской Албании .

Первое появление маскутов на исторической арене относится к IV в. В 330-е гг., когда святой Григорий Просветитель начал направлять в соседние страны своих иереев и епископов, его внук Григорис , рукоположенный во «епископа Иверии и Алуанка», прибыл в Албанию из Армении, вёл проповеди христианства и принял мученическую смерть среди маскутов . В 337 году представители различных племён, населявших прикаспийские территории Закавказья и горные районы Южного Дагестана, участвовали во вторжении в Армению под предводительством массагетского царя Санесана (Санатрука) . Как пишет К. В. Тревер , в походе участвовали маскуты , таваспары (обитавшие в Южном Дагестане на левом берегу нижнего течения Самура), чилбы (из верховьев Андийского Койсу), баласичи (с правого берега низовьев Аракса и Куры), хоны (занимавшие территорию севернее таваспаров, от Самура до Сулака и выше на север), хечматаки (обитавшие выше по Самуру) .

В 371 г. маскуты выступили в качестве союзников албанского царя Урнайра в набеге на Армению, но были разбиты армянским полководцем Мушегом Мамиконяном .

С конца IV века прикаспийские области, от устья Куры на юге до Дербента на севере, находились под непосредственным контролем Сасанидского государства . Сасанидский наместник (марзпан) располагался в Кабале . В подчинение ему постепенно были переданы области Базкан (Баласакан), Хурсан, Шабран , Чола ( Дербент ), а также территории расселения легов ( Лакз ) и таваспаров ( Табарсаран ) .

Во время восстания против персов в 460—462 гг. албанский царь Ваче II из династии массагетских Аршакидов при поддержке маскутов овладел крепостью Чола (Чора) и объединившись с вождями горных племён, в течение года упорно сопротивлялся персидским войскам. После отречения Ваче II от престола и упразднения Албанского царства он обосновался в Чоле . После 488 г. область маскутов отошла к Албании , а ок. 510 г. она была включена в состав Северного куста (провинции) Сасанидской державы со столицей в Чоле. По указанию Хосрова I Ануширвана город был перестроен и переименован в Дербент («Узел дорог»).

В 628—630 гг. Маскут пережил нашествие хазар , а затем вошёл в государство албанского правителя Враз-Трдата и его сына Джеваншира , которые носили титул «царей Албании, Лпинии и Чолы». В 692 г. область впервые подверглась нашествию арабов, которые окончательно завоевали и исламизировали её в 730-х гг. . Тогда же арабский полководец Мерван бен Мухаммед поселил здесь хазар, обращённых арабами в ислам . В исламскую эпоху Маскут был известен как Маскат, позже Мускур .

В IX веке в результате распада Арабского халифата северная часть исторической области Маскут (до реки Самур) вошла в Дербентский эмират , в то время как южная часть, первоначально принадлежавшая лезгинским (лакз) княжествам, была постепенно аннексирована государством Ширваншахов .

Население

Как отмечает Сара Ашурбейли , Маскут, по-видимому, имел смешанное население, состоявшее из ираноязычных массагетов (маскутов), а также кавказских и различных тюркских племён — в том числе и тех, кто пришёл сюда в составе войска князя Санесана в 337 году. Фавстос Бузанд в числе входивших в его армию «разношёрстных кочевых племен» назвал гуннов, таваспаров, хечматаков, ижмахов и пр. Проникновение и нашествия гуннов , сабиров и хазар на Албанию отмечены у ряда раннесредневековых авторов. Наиболее раннее появление гуннов на Кавказе относится ко второй половине II в. н. э. Вторжение гуннов в Албанию через Дербендский проход (Чор), по Агафангелу, относится к первой половине III в. и позже, к первой половине и концу IV в. Нападения гуннов продолжались и в V—VI вв. В конгломерате гуннской орды находились булгары , хайландуры, а в V—VI вв. — сабиры .

По мнению некоторых авторов, сами массагеты (маскуты) были известны в Прикаспии со времён царицы Томирис . Их принадлежность к скифским племенам также подтверждается несколькими авторами — как античными, так и авторами нового времени. В связи с этим указывают на древнее скифское царство Ишкуза в Закавказье .

Высказывались предположения, что часть скифов (массагетов) мигрировала в Причерноморье. Так, Иордан повествует («Гетика», 61, 62) о строительстве Томирис города в Малой Скифии . Однако о пребывании массагетов в I в. н. э. в прикаспийском регионе упоминает ещё Плиний Старший .

У некоторых авторов ( Аммиан Марцеллин и Дион Кассий ) массагеты отождествляются с аланами. А. П. Новосельцев считал маскутов родственными аланам .

Существуют предположения, что в археологическом плане маскуты представлены единственным катакомбным могильником IV—V вв. на возвышенности южнее Дербента; погребальный обряд близок к аланскому . Однако более ранних захоронений того же типа здесь не выявлено.

По сообщению армянских, арабских и персидских источников, сасанидские цари Кубад I и Хосров Ануширван I в V—VI вв. для защиты и охраны своих северных границ от набегов тюркских кочевников построили ряд заграждений и Дербендскую стену и переселили сюда ряд ираноязычных племён — выходцев из Лахиджана , Табаристана , Гиляна и др. . По мнению некоторых исследователей, азербайджанские таты, расселение которых прослеживается на каспийском побережье от Апшерона до Дербенда, являются остатками древних переселенцев-иранцев .

В анонимном источнике начала VII в. перечисляются племена, населявшие Южный Дагестан, Ширван и западное побережье Каспийского моря, — леки (предки современных лезгин), гунны, хазары, зекены (цекан), хенуки (хенави), каспы, шарваны, хсраны, таваспары, хечматаки, ижмахи, баканы, пиконаки (печенеги), маскуты .

По сведениям Балазури , в VIII в. Марван ибн Мухаммад поселил хазар, обращённых в ислам, в Маскате — «между Самуром и Шабараном, на равнине, в области лакзов» .

Примечания

  1. от 1 августа 2021 на Wayback Machine . 1985. — vol. 2, P. 48.
  2. Бартольд , Босуорт . THE ENCYCLOPAEDIA OF ISLAM. — 1997. — Т. IX. — С. 487.
  3. . Дата обращения: 30 марта 2008. 14 декабря 2021 года.
  4. от 14 декабря 2021 на Wayback Machine
  5. Минорский В. Ф. от 14 декабря 2021 на Wayback Machine
  6. Ашурбейли С. Б. О названии города Баку // ДАН Азерб. ССР. — 1958. — Т. XIV , № 9 . — С. 739 .
  7. Ашурбейли С. Б. Очерки истории средневекового Баку (VIII — начало XIX в.). — Б. : Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1964. — С. 43. — 333 с.
  8. Алиев И.Г., Асланов Г.М. К вопросу о проникновении на территорию Азербайджана племѐн сармато-массагето-аланского круга в первые века нашего летоисчисления // Материалы по археологии и древней истории Северной Осетии. — 1975. — Т. III . — С. 75 .
  9. . Дата обращения: 30 марта 2008. 14 декабря 2021 года.
  10. Еремян С. Т. Очерки истории СССР. III—IX вв. / Экономика и социальный строй Албании III—VII вв. — С. 89.
  11. , с. 15.
  12. Новосельцев А. П. О христианизации стран Закавказья // Геннадиос: к 70-летию академика Г.Г. Литаврина : сб. — М. : Индрик, 1999. — С. 146 .
  13. Дата обращения: 9 сентября 2021. 11 апреля 2021 года.
  14. , p. 143.
  15. Ф. Мамедова. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986, стр. 89
  16. , с. 16.
  17. Анания Ширакаци . Армянская география (III).
  18. Еремян С. Т. Очерки истории СССР. III—IX вв. / Экономика и социальный строй Албании III—VII вв. — С. 304.
  19. Минорский В. Ф. от 19 марта 2022 на Wayback Machine
  20. , с. 455−464.
  21. , с. 192.
  22. Ю. С. Гаглойти . от 27 июня 2013 на Wayback Machine . «Дарьял», 2000.
  23. , p. 142.
  24. Артамонов М. И. История хазар. — Л. : Государственного Эрмитажа, 1962. — С. 61, 124.
  25. Ф. Мамедова. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986
  26. «Очерки истории СССР» III—IX вв., разд. Экономика и социальный строй Албании III—VII вв. (С. Т. Еремян)
  27. , с. 79.
  28. , с. 14.
  29. Деланоз (Sur l’Агахе des Massagetes. // Hist, de l’academie des inscript. T. 36), Штейн (Müllenhoff. DA, III, S. 20 f.), Пьянков (Массагеты Геродота, 1975. — C. 65) придерживаются мнения, что массагеты занимали эту область ещё во времена Томирис и Кира . Подробно см. Область обитания массагетов .
  30. Погребова М. Н. Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье (сборник). // Памятники скифской культуры в Закавказье. — М., 1981. С. 42-58.
  31. Аммиан Марцеллин. История. // Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. — ВДИ, 1949, 3. — С. 291, 303.
  32. Кассий Дион . Римская история. // Латышев В. В. Известия… — ВДИ, 1948, 2. С. 277, прим. 1.
  33. . Дата обращения: 6 апреля 2008. 5 апреля 2013 года.
  34. Котович В. Г. Новые археологические памятники Южного Дагестана. МАД, т. I. — Махачкала, 1959. — С. 154—156.
  35. Кузнецов В. А. Аланы и раннесредневековый Дагестан. МАД, т. II. — Махачкала, 1961. — С. 268—269.
  36. Дата обращения: 9 сентября 2021. 11 апреля 2021 года.

Литература и статьи

  • История Бузанда. — Ереван. Академия Наук Армянской ССР, 1953. Перевод М.А. Геворкяна.
  • . — Ереван, 1990. Перевод Г. Саркисяна.
  • Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа.
  • Ашурбейли С. Государство Ширваншахов. — Баку: Элм, 1983.
  • Кавказская Албания // Очерки истории СССР III—IX вв. / Под. ред. С. Т. Еремяна
  • (в 3-х книгах), Перевод с древнеармянского Ш. В. Смбатяна, Институт древних рукописей им. Маштоца — Матенадаран, Ереван, 1984 г.
  • Л. Б. Гмыря . . — Махачкала, 1995.
  • Тревер К. В. . — М. Л. : Изд. АН СССР, 1959.
  • Казарян А. Ю. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. 1 . — С. 455—464 .
  • Robert H. Hewsen. (англ.) . — Dr.Ludwig Reichert Verlag. Wiesbaden, 1992.
Источник —

Same as Маскут