Interested Article - Карпентьер, Алехо

Але́хо Карпентье́р-и-Вальмóнт ( исп. Alejo Carpentier y Valmont , 26 декабря 1904 , Лозанна 24 апреля 1980 , Париж ) — кубинский писатель, журналист, музыкант и музыковед.

Биография и творчество

Сын русской преподавательницы Лины Вальмонт и французского архитектора, по материнской линии — дальний родственник Константина Бальмонта . Вырос на Кубе. В 12-летнем возрасте приехал с семьей в Париж, изучал там теорию музыки. Вернувшись на Кубу, учился архитектуре, но курса не закончил. В 1923 году вошёл в авангардное объединение «Группа меньшинства», фактически руководителем которого был историк Эмилио Роиг де Леучсенринг . В 1924 году начал публиковаться в левой прессе. В том же 1924 году стал главным редактором литературно-публицистического журнала «Картелес», а в 1927 году возглавил журнал «Revista de avance» . Был связан с Коммунистической партией Кубы , в 1927 году за выступление против диктатуры Мачадо был на семь месяцев заключен в тюрьму, затем в 1928 году при поддержке Робера Десноса , с которым познакомился в Гаване , тайно эмигрировал во Францию .

Во Франции Карпентьер познакомился с сюрреалистами , публиковался в бретоновском журнале « Сюрреалистическая революция », был близок с такими крупными композиторами, как Дариус Мийо и Эйтор Вила-Лобос . В 1930 году подписал антибретоновский памфлет «Труп».
В 1933 году закончил свой первый роман «¡Ecué-Yamba-Ó!» и в скором времени уехал из Франции в Мадрид . Сблизился с Мигелем Анхелем Астуриасом , чей интерес к доколумбовой мифологии Латинской Америки глубоко повлиял на Карпентьера. В 1937 участвовал в антифашистском конгрессе писателей в Мадриде (в это время в стране шла гражданская война ).

В 1939 году Карпентьер снова вернулся на Кубу, занимался журналистикой и изучением кубинской ритуальной и фольклорной музыки .

В 1943 году Карпентьер посетил Гаити . Впечатления от этой поездки легли в основу исторического романа «Царство земное». Роман воскрешает эпизоды правления на Гаити Анри Кристофа , бывшего раба, сражавшегося за освобождение страны от французских колонизаторов и провозгласившего себя королём. Роман — под несомненным влиянием афрокубинской мифологии и искусства барокко , с одной стороны, и сюрреалистов, их философии чудесного в повседневном, с другой, — обозначил приход « магического реализма » в латиноамериканскую словесность. Этот феномен (активным соратником Карпентьера здесь был Астуриас) во многом определил в 1950—1960-х годах взрыв мирового интереса к латиноамериканскому роману .

В 1945—1959 годах Карпентьер жил в Венесуэле . В этой стране происходит действие его романа «Потерянные следы» ( 1953 ), герой которого, современный композитор , совершает путешествие в сельву в поисках музыкальных инструментов и в результате коренным образом меняет свою жизнь.

В 1962 году Карпентьер издал исторический роман « », действие которого происходит в годы Великой Французской революции на Кубе, на Гаити, во Франции, на Гваделупе, во Французской Гвиане, в Испании. Герои романа, Эстебан, Карлос и София — трое молодых кубинцев из Гаваны. В основе романа лежат подлинные факты из жизни — комиссара якобинского Конвента на Гваделупе, агента Директории во Французской Гвиане.
Габриэль Гарсиа Маркес после прочтения романа Карпентьера полностью переработал свои « Сто лет одиночества ».

Карпентьер вернулся на Кубу после победы революции , принял деятельное участие в культурной жизни страны. Стал профессором Гаванского университета , а в 1962 году — директором Национального издательства . С 1966 года занимал пост атташе по культуре посольства Кубы в Париже.

Роман «Превратности метода» ( 1974 ) — один из портретов латиноамериканского диктатора , наряду с романами «Сеньор Президент» Астуриаса , « Осень патриарха » Гарсиа Маркеса , «Я, Верховный» Роа Бастоса .

Последний роман Карпентьера «Весна священная» ( 1978 ) назван по имени балета И. Стравинского . Роман представляет собой широкую эпопею , охватывающую события XX века, от гражданской войны в Испании до революции на Кубе.

Карпентьер, бывший ценителем и знатоком музыки, также написал эссе «Музыка Кубы», в которой особое внимание уделяется афрокубинским компонентам культуры острова.

Скончался 24 апреля 1980 года в Париже. Похоронен в Гаване на кладбище Колон .

Признание

Лауреат Премии Чино дель Дука ( 1975 ), Премии «Мигель де Сервантес» ( 1977 ), французской Премии Медичи за иностранный роман ( 1979 ).

В октябре 1981 года на Кубе был открыт культурный центр имени А. Карпентьера .

В честь Карпентера названа французская школа в Гаване .

Произведения

  • Ecue-yamba-o! /Экуэ Ямба-О! (1933, роман)
  • La música en Cuba /Музыка на Кубе (1946, эссе )
  • El reino de este mundo /Царство земное ( 1949 )
  • Los Pasos perdidos /Потерянные следы ( 1953 )
  • Guerra del Tiempo /Война времен ( 1958 )
  • El siglo de las luces /Век Просвещения ( 1962 )
  • La ciudad de las columnas /Город колонн ( 1970 , эссе)
  • Право политического убежища ( 1972 )
  • El recurso del método /Превратности метода ( 1974 )
  • Concierto barroco /Концерт барокко (1974)
  • La consagración de la primavera /Весна священная ( 1978 )
  • El arpa y la sombra /Арфа и тень ( 1979 )

Сводные издания

  • Obras completas: Т. 1—9 / Ed. al cuidado de М. L. Puga. México: Siglo XXI, 1983—1985
  • Crónicas: En 11 t. La Habana: Arte y Literatura, 1975—1976

Публикации на русском языке

  • Музыка Кубы. / Москва: МузГИЗ , 1962
  • Избранные произведения в 2 тт. / М.: Художественная литература , 1974
  • Весна священная. / М.: Радуга , 1982
  • Мы искали и нашли себя: Художественная публицистика. / М.: Радуга, 1984
  • Превратности метода. / М.: Прогресс , 1987
  • Царство земное; Век Просвещения; Концерт барокко; Арфа и тень. / М.: Радуга, 1988 («Мастера современной прозы»)

Литература

  • Энциклопедический словарь сюрреализма / М.: ИМЛИ РАН , 2007, с.231-232
  • Зюкова Н. Алехо Карпентьер / Л.: Художественная литература, 1982.
  • Пискунова С.И., Пискунов В. Алехо Карпентьер и проблема необарокко в культуре XX века. – В кн.: Литература в контексте культуры. М., 1986
  • Осповат Л. Человек и история в творчестве Карпентьера. – В кн.: Приглашение к диалогу. Латинская Америка: размышления о культуре континента. М., 1986
  • Лисандро Отеро. Плавание через века. – «Культуры. Диалог народов мира», 1986, № 4
  • Земсков В. Новая земля Алехо Карпентьера. – В кн.: Алехо Карпентьер. Избранное. М., 1988
  • Mazziotti N. Historia y mito en la obra de Alejo Carpentier. Buenos Aires: F. García Cambeiro, 1972
  • González Echevarría R. Alejo Carpentier, the pilgrim at home. Ithaca: Cornell UP, 1977
  • Márquez Rodríguez A. Lo barroco y lo real-maravilloso en la obra de Alejo Carpentier. México: Siglo Veintiuno Editores, 1982
  • Zamora L.P., Faris W.B. Magical realism: theory, history, community. Durham: Duke UP, 1995
  • Padura L. Un camino de medio siglo: Alejo Carpentier y la narrativa de lo real maravilloso. México: Fondo de Cultura Económica, 2002
  • Millares S. Alejo Carpentier. Madrid: Editorial Síntesis, 2004
  • Birkenmaier A. Alejo Carpentier y la cultura del surrealismo en América Latina. Madrid: Iberoamericana; Frankfurt/Main: Vervuert, 2006

Ссылки

  • // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • (фр.)
  • (исп.) /вебархив/

Примечания

  1. (англ.) — 2000.
  2. — статья из энциклопедии «Кругосвет» . Береника Веснина
  3. Кутейщикова В. , Осповат Л. Новый латиноамериканский роман / М.: Художественная литература, 1983
  4. Куба // Ежегодник Большой Советской Энциклопедии , 1982 (вып. 26). М., «Советская энциклопедия», 1982. стр.296-297
  5. Карпентьер А. Весна священная. — перевод Р.Сошиной и Н. Трауберг — М.: Радуга , 1982. — 480 с.
Источник —

Same as Карпентьер, Алехо