Interested Article - Магический реализм

Маги́ческий реали́зм (также мисти́ческий реали́зм ) — художественный метод , в котором магические (мистические) элементы включены в реалистическую картину мира .

Термин «магический реализм» был введён немецким критиком Францем Рохом для описания современных ему видов живописи . Рох понимал под магическим реализмом (англ.) от более абстрактного стиля экспрессионизма . Литературное течение, обозначаемое этим термином, зародилось в доколумбовой Латинской Америке, где в рассказах индейцев об окружающем мире имелись волшебные и фантастические компоненты. В течение столетий оно развивалось, сформировавшись в итоге в литературный метод, видными представителями которого стали Хорхе Луис Борхес , Габриэль Гарсия Маркес , Алехо Карпентьер , Хулио Кортасар .

Истоки магического реализма

Основами латиноамериканского магического реализма являются литература, верования, мышление доколумбовых индейских цивилизаций, таких как: ацтеки , майя , чибча , инки . Уже в произведениях, имеющих индейские корни, написанных индейцами или испанскими и португальскими писателями — историками, священниками, солдатами, сразу после конкисты , встречаются все составляющие чудесной реальности .

Наиболее значимыми авторами того периода являлись:

Магический реализм в литературе

Термин «магический реализм» применительно к литературе впервые был предложен французским критиком Эдмоном Жалу в 1931 году . Вот что он писал:

«Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям» .

Позже этот же термин был использован венесуэльцем Артуро Услар-Пьетри для описания работ некоторых латиноамериканских писателей. Кубинский писатель Алехо Карпентьер (друг Услара-Пьетри) использовал термин «lo real maravilloso» (приблизительный перевод — «чудесная реальность») в предисловии к своей повести «Царство земное» ( 1949 ). Идея Карпентьера заключалась в описании своего рода обостренной реальности, в которой могут появляться выглядящие странно элементы чудесного. Произведения Карпентьера, а также Хорхе Луиса Борхеса , Габриэля Гарсия Маркеса , Хулио Кортасара , Мигеля Анхеля Астуриаса , Мариу ди Андради , Жуана Убалду Рибейру оказали сильное влияние на европейский бум жанра, который начался в 1960-е годы.

Одно из наиболее известных произведений магического реализма — роман Габриэля Гарсиа Маркеса « Сто лет одиночества » (1967).

В дальнейшем традиции магического реализма получили развитие не только в латиноамериканской, но и в европейской литературе. Видный его представитель — сербский прозаик Милорад Павич , автор романов « Хазарский словарь » (1984), «Пейзаж, нарисованный чаем» (1988), «Последняя любовь в Константинополе» (1994) и других.

В современной европейской литературе представителями магического реализма можно назвать Джонатана Кэрролла , Одри Ниффенеггер , , Хьяртана Флёгстада и Горана Петровича , Йона Виню .

Представители магического реализма

Русскоязычные авторы

Элементы магического реализма

  • Фантастические элементы могут быть внутренне противоречивыми, но никогда не объясняются.
  • Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.
  • Многочисленные детали сенсорного восприятия.
  • Часто используются символы и образы.
  • Эмоции и душевные порывы человека как социального существа часто описаны очень подробно.
  • Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Ещё один приём состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое.
  • Меняются местами причина и следствие ( ретропричинность ) — например, персонаж может страдать до трагических событий.
  • Содержатся элементы фольклора и/или легенд.
  • События представляются с альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом относительно общих взаимоотношений и воспоминаний.
  • Прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом.
  • Воображаемые места и персонажи чередуются с реальными.
  • Смешиваются зачастую несовместимые компоненты: европейское, африканское, индейское, азиатское.
  • Открытый финал произведения позволяет читателю определить самому, что же было более правдивым и соответствующим строению мира — фантастическое или повседневное.

Магический реализм в изобразительном искусстве

Магический реализм — это стиль изобразительного искусства, который использует реализм в сочетании с некоторой кажущейся аберрацией зрения художника при изображении повседневных сюжетов. В живописи этот термин иногда взаимозаменяем с . В 1925 году критик Франц Рох использовал этот термин для описания картины, которая положила начало возвращения к реализму после экстравагантности экспрессионистов , которые изменяли внешний вид объектов для проявления их внутренней сущности. Согласно определению Роха, другие важные аспекты магического реализма в живописи включают:

  • Возвращение к повседневным объектам в противоположность фантастическим
  • Наложение движения вперёд с ощущением расстояния, в противоположность экспрессионистской тенденции укорачивания объекта
  • Использование миниатюрных деталей даже в очень больших картинах, например, больших ландшафтах.

Художники — представители магического реализма

Магический реализм в кинематографе

Хотя термин редко употребляется в теории кинематографии , многие фильмы следуют канонам магического реализма. Например в фильме Тима Бёртона « Крупная рыба » сюжет близок к реальности и только рассказанные истории и воспоминания содержат магические элементы, которые, в большинстве случаев, могли бы произойти в реальности . Другими классическими примерами магического реализма в киноискусстве могут служить многие фильмы Терри Гиллиама , советский фильм « Зеркало для героя » , а также « Лабиринт фавна » , « Загадочная история Бенджамина Баттона » , « Запределье » , « Зелёная миля » , « Быть Джоном Малковичем » , « День сурка » , а также аниме Хаяо Миядзаки — « Порко Россо ».

В кино, как в остальных жанрах искусства, можно проследить связь магического реализма с экспрессионизмом .

См. также

Примечания

  1. Шаршун С. Магический реализм. — Числа. 1932, № 6. С. 229.
  2. . — Мир фантастики № 135, ноябрь 2014
  3. E. Camayd-Freixas , Theories of magical realism // I. López-Calvе , Magical realism, 2014
  4. F. Roh, Nach Expressionismus: Magischer Realismus: Probleme der neuesten europäischen Malerei , Leipzig, 1925. Доступен перевод на английский: F. Roh, Magic Realism: Post-Expressionism (1925) // L. P. Zamora, W. B. Faris (eds.), Magical Realism: Theory, History, Community , 1995, pp. 12-32.
  5. Борис Невский от 16 января 2013 на Wayback Machine
  6. от 2 июня 2015 на Wayback Machine by Taste of Cinema
  7. от 9 июля 2015 на Wayback Machine by Noel Murray
  8. Дата обращения: 22 ноября 2021. 22 ноября 2021 года.
  9. от 23 мая 2015 на Wayback Machine . And why this matters in terms of storytelling. By Drew McWeeny

Литература

  • Магический реализм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 489—492. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
  • Калита И. В. Магические реминисценции в творчестве Дмитрия Липскерова. М.: Дикси Пресс, 2015. — 272 с. ISBN 978-5-905490-30-9
  • Кислицын К. Н. // Знание. Понимание. Умение . — 2011. — № 1 . — С. 274–277 .
  • Кофман А. Ф. . — Онлайн-версия Большой российской энциклопедии (новая).
  • Топоров Виктор . // Частный Корреспондент . — 5 апреля 2010 года .
  • Zamora, Lois Parkinson; & Wendy B. Faris (Eds.) (2003). Magical Realism: Theory, History, Community (4th ed.) Durham & London: Duke University Press. ISBN 0-8223-1640-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Магический реализм