Interested Article - Бантиков, Владимир Андреевич

Влади́мир Андре́евич Ба́нтиков ( 28 августа 1944 , Пушкин , Ленинград 1991 ) — советский российский живописец .

Биография

Родился в 1944 году в семье ленинградского художника Андрея Бантикова и Веры Кашутовой . Учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина , которую окончил в 1963 году. Затем получил высшее художественное образование на художественно-графическом факультете Ленинградского государственного педагогического института имени Герцена , окончил вуз в 1971 году, исполнив выпускную работу в виде серии иллюстраций к «Пиковой даме» А. С. Пушкина. Будучи принят в Творческое объединение молодых художников и искусствоведов при ЛОСХе в 1976 году, после ряда успешных выступлений на ленинградских, республиканских и Всесоюзных выставках, в 1977 году был утвержден членом Союза художников СССР и состоял в секции живописи Ленинградской организации Союза художников. Бантиков всю жизнь прожил в городе Пушкине. Скончался в 1991 году после тяжёлой болезни, похоронен на Казанском кладбище , его могила занесена в список исторических захоронений Царскосельского некрополя.

Творчество

Работы Владимира Бантикова известны главным образом за рубежом. Большинство картин находятся в галереях, музеях и частных коллекциях России, Армении, Германии, США, Франции, Японии и других стран.

Немногочисленные сохранившиеся работы художника просты, понятны и одновременно наполнены завораживающей атмосферой магического реализма , — притягивающей внимание, вызывающей эмоции и наводящей на размышления. В отличие от Виллинка , Магритта , Шагала и других авторов, использовавших в своих работах художественный метод магического реализма, картины Владимира Бантикова отличает особая техника цветового построения рисунка. Легко узнаваемые объекты, предметы и образы на его полотнах погружены в атмосферу загадочного света, который наполняет композицию удивительным «сказочным ореолом» В картинах Бантикова реальность запечатленного момента окутана мистической философией внутреннего мира художника, который превращает обыденные вещи в своеобразный сказочный мир, наполненный удивительными необъяснимыми событиями и явлениями. Скорее всего, именно такое субъективное мировоззрение советского художника, отличное от строгой реалистичной картины мира, стало причиной миграции работ Владимира Бантикова за рубеж, где к тому моменту уже сформировался устойчивый интерес среди коллекционеров и критиков к данному направлению живописи.

В 2009 году при участии фотографа Аркадия Захарова был подготовлен к печати каталог включающий 218 работ Владимира Андреевича Бантикова. Во вступительной части каталога старший научный сотрудник Государственного Русского музея и Действительный член Петровской академии наук и искусств Сергей Николаевич Левандовский представил всестороннюю оценку творческого пути художника и его работ:

«В. А. Бантиков работал целеустремленно и очень плодотворно, преимущественно в области станковой живописи, стремясь к выработке собственного индивидуального стиля, основанного на творческом претворении традиций классического искусства, как реалистического, так и романтического. Для него характерны обостренное внимание к проблемам композиции и колорита, тонкий психологизм образов, наделенных богатством эмоциональных оттенков, высокая одухотворённость произведений».

Активный художник, В. А. Бантиков постоянно участвовал во многих художественных выставках, в том числе зарубежных. Так, в 1970-е годы известная собирательница произведений русских живописцев и организатор выставок советского искусства в Японии госпожа Накамура неоднократно отбирала произведения художника («Ветка яблони», «Натюрморт» и др.) для показа своим соотечественникам. Об этом свидетельствуют изданные ею каталоги выставок с участием В. А. Бантикова.

Незаурядный мастер сюжетной картины, портретной живописи, пейзажа и натюрморта, в 1990 году он провел свою персональную выставку в составе группы из четырех художников (совместно с близкими ему по своим творческим устремлениям живописцами А. М. Булдаковым, Н. П. Пятахиным и И. В. Фадиным) в выставочных залах Союза художников РСФСР на Охте. (См. Каталог выставки: Владимир Бантиков. Анатолий Булдаков. Николай Пятахин. Игорь Фадин. Л.: Художник РСФСР, 1989).

Экспозиция выставки вызвала большой интерес у коллег-художников и специалистов — искусствоведов и музейных работников и была положительно отмечена прессой и зрителем, о чем свидетельствовали многочисленные публикации в газетах и отзывы посетителей выставки. В том же году в залах ЛОСХ экспонировалась его персональная выставка, высоко оцененная профессионалами — художниками и критиками. В отзывах и рецензиях справедливо отмечаются сложность, содержательная наполненность творчества В. А. Бантикова: «Образы, созданные художником, непросты и неоднозначны. В них прихотливо соединяются авторская ирония и симпатия. Художник восхищается внутренним миром своих героев, иногда иронизирует над ними, раскрывает контрастные темпераменты, размышляет о смене поколений». Наряду с этим для него неизменно свойственно «увлечение красотой видимого мира».

Обладая даром незаурядного портретиста, В. А. Бантиков создал большое количество серьезных композиционных портретов современников, своих коллег-художников, представителей артистического и научного мира. Среди них выделяются портреты живописца Орадова (1975), народного артиста Никиты Александровича Долгушина («Сомнение», 1980) и целый ряд других. Большой интерес представляют автопортреты художника, свидетельствующие о непрестанных и напряженных творческих поисках, интенсивной работе ума и сердца. Много работал художник и над своеобразными историческими портретами. Это образы М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, С. В. Рахманинова, Ф. Ницше и др. Обращался он также к острым социально-политическим сюжетам, свидетельством чего может служить выразительное полотно «Диктатор» (1975), намного опередившее и как бы предвосхитившее появление широко известного фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние».

Большой раздел творческого наследия В. А. Бантикова составляют проникновенные, исполненные подлинного лиризма и нравственной чистоты девичьи и женские образы. Это и портреты конкретных лиц, и полотна обобщенного характера: «Утро» (1984), «Ожидание» (1975), «Хозяйка» (1974), «Белая шаль» (1982) и многие другие. С увлечением писал художник русскую природу, запечатлевая ее в разных состояниях, но с одинаковой проникновенностью, что придает исключительное очарование даже небольшим, но вполне законченным натурным этюдам, в которых всегда присутствует определенная художественная задача, что и наделяет эту серию несомненной значительностью.

Целый цикл пейзажей В. А. Бантиков посвятил горячо любимому им городу Пушкину, историческим памятникам Царского Села, в частности, создал впечатляющую серию « Государев Феодоровский собор » («Последний луч», «Зимний пейзаж», «Светлый вечер», «Сумерки», «Перед закатом» и многие другие) Необходимо отметить особый декоративный дар живописца, чрезвычайно ярко воплотившийся и в его натюрмортах, цветочных композициях и во многих других работах. В. А. Бантиков постоянно выполнял для КЖОИ — Комбината живописно-оформительского искусства — заказы на живописные работы для различных учреждений и организаций Ленинграда и других городов нашей страны, причем результаты его труда неизменно отмечались похвалой Художественных Советов.

Талантливого живописца занимали не только проблемы образного, всегда эмоционально насыщенного воплощения своих оригинальных замыслов, но и вопросы сугубо технического порядка, технологии материалов. Он постоянно экспериментировал с пигментами, самостоятельно готовил необходимые краски соответствующих оттенков, не удовлетворяясь имеющимися продаже. Это придает особую ценность, уникальность его произведениям. К творчеству мастера проявляли интерес и академические учреждения. Так, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР запрашивал у него сведения биографического характера и данные об основных произведениях для публикации в Библиографическом словаре «Художники народов СССР».

Даже в конце жизни, уже будучи тяжело больным, В. А. Бантиков продолжал активную творческую деятельность. (Кстати, большую помощь и заботу о здоровье своего старого товарища по СХШ оказал всемирно известный художник и скульптор Михаил Шемякин , присылавший дефицитные лекарства, которые в то время невозможно было достать). В феврале 1991 года живописец получил ответственный заказ Софийского Собора г. Пушкина на выполнение четырех крупных произведений: «Благовещение», «Рождество», «Сретенье», «Крещение». К сожалению, эта работа не смогла получить своего завершения по причине обострившегося состояния здоровья автора.

Произведения В. А. Бантикова находятся в собраниях крупнейших музеев России, во многих картинных галереях и частных коллекциях за рубежом. Народный художник России, член-корреспондент Академии художеств Евгений Демьянович Мальцев , бывший в свое время Председателем Правления ЛОСХ, депутатом Верховного Совета, писал: «Ленинградский Союз художников считает, что созданные художником В. А. Бантиковым работы имеют огромную художественную ценность и должны быть сохранены для государства». Его произведения неизменно вызывали и продолжают вызывать большой зрительский интерес. Недаром об искусстве живописца, его достижениях был создан телевизионный фильм «В поисках русской души» (режиссер А. Соколов, ГТРК 5 канал). Владимир Андреевич Бантиков скончался в 1991 году и был похоронен в г. Пушкине, на Казанском кладбище — месте, где покоятся многие известные деятели науки, культуры, военные. Могила его занесена в список исторических захоронений Царскосельского Некрополя.

Однако творческое наследие художника отнюдь не умирает, — его работы живут, волнуют зрителей, участвуют во всевозможных выставках и аукционах. Так, например, осенью 2005 года в Ереване во время проведения «Дней Санкт-Петербурга» была открыта выставка работ ведущих петербургских художников, переданных в дар Национальной картинной галерее Армении . Среди них была и картина В. А. Бантикова. На международном фестивале музеев во Франкфурте-на-Майне Домом-музеем художника В. А. Бантикова была представлена коллекция его работ, экспозиция которой сопровождалась сольным концертом — фортепианной импровизацией Игоря Смирнова по мотивам выставленных полотен.

Работы В. А. Бантикова появляются и на крупнейших международных художественных аукционах. Одно из значительных его произведений — «Красная рябина» (1979) была выставлена в рамках «Русского аукциона» в столице Швеции Стокгольме 13 марта 2008 года. Стокгольмский аукцион произведений искусства, живописи и декоративно-прикладного искусства «Stockholm Auktionsverk» — один из престижных мировых художественных аукционов, где В. А. Бантиков был представлен в одном ряду с другими русскими художниками XIX и XX вв., в том числе И. К. Айвазовским , В. И. Суриковым , И. Е. Репиным , К. Е. Маковским , М. О. Микешиным , Е. А. Лансере , А. И. Мещерским, нашими современниками Э. И. Неизвестным , А. Т. Зверевым , Б. А. Тальбергом и другими выдающимися мастерами. Светлый, неповторимый и обаятельный облик Владимира Андреевича Бантикова с благодарностью сохраняют в душе все его знавшие, и он навеки запечатлен в его замечательных творениях."

Дом-музей в Пушкине

В городе Пушкине (дом 19 по Московской улице, бывший флигель усадьбы семьи Голлербах ) вплоть до пожара летом 2011 года в уже аварийном двухэтажном здании располагался дом-музей художника, где были представлены его работы, коллекция книг и икон, подаренных кем-то из священнослужителей в знак благодарности за реставрационные работы в храмах. Большая часть наследия была утрачена в результате пожара, сохранились лишь некоторые картины художника, которые находились в галереях, частных коллекциях и личных архивах семьи.

Работы

Скорее всего, список неполный и включает лишь отдельные известные работы.

  • «Золотой песок», 1964, картон, масло, 10,5х22,5
  • «Юдифь», 1968, картон, масло, 21,5х15,5
  • «Стог сена», 1969, картон, масло, 22х33
  • «Автопортрет», 1970, бумага, акварель, 37х34
  • «Лиза (иллюстрация к роману А. С. Пушкина „Пиковая дама“)», 1971, бумага, акварель, 35х29
  • «Собор», Импровизация № 3. 1971, картон, масло, 17х17
  • «Бабье лето», Импровизация № 2, 1973, картон, масло, 22х16
  • «Зимний пейзаж», 1974, холст, масло, 43х62
  • «Портрет шейха Орадова», 1975, холст, масло, 55х69
  • «Озеро Сенеж», 1975—1977, холст, масло, 43х85
  • «Автопортрет (с голубым шарфом)», 1977, холст, масло, 50х40
  • «Портрет молодого человека» 1977 дерево, масло 62х36
  • «Девушка из Павловска», 1977, картон, масло, 45х36
  • «Туманы на Сенеже», 1977, холст, масло, 56х103
  • «Красный цветок», 1977, холст, масло, 56х103
  • «Багровый закат», 1978, холст, масло, 40,5х30,5
  • «Лилии», 1978, холст, масло, 25х35
  • «Красная рябина», 1979, холст, масло, 86х71
  • «Сумерки в саду», 1979, холст, масло, 39х70
  • «Березки», 1980, картон, масло, 19х24
  • «Полевые цветы», 1981, картон, масло, 12х7
  • «Аленький цветочек», 1981, картон, масло. 22х16,5
  • «Букет в синем», 1984, дерево, масло, 62х36
  • «Летний вечер», 1985, холст, масло, 75х100
  • «Екатерининский дворец», 1985, картон, масло, 45х35
  • «Утро на озере», 1985, картон, масло, 44х34
  • «Ночная фантазия», 1985, холст на картоне, масло, 34х50
  • «Дон Жуан и донна Анна», 1986, холст, масло, 125х100
  • «Две розы», 1986, картон, масло, 60х40
  • «Смольный собор», 1987, холст, масло, 100х56
  • «Портрет доктора В. Юргеля», 1991, холст на картоне, масло, 56х51

Ссылки

  • , YouTube-видео
  • , YouTube-видео
  • (Интернет-мемориал КУАРУМ)
Источник —

Same as Бантиков, Владимир Андреевич