Interested Article - Сутартинес

Хор из Луоке

Сутарти́нес ( лит. sutartinė , от sutarti — ладить, быть в согласии; множественное число — сутартинес ) — вид старинных народных литовских многоголосных песен, преимущественно женских трудовых. Исполнялись во время работы, а также на свадьбах; иногда сопровождали танцы .

В 2010 году сутартинес вошёл в список наследия нематериальной культуры ЮНЕСКО .

Древнейшие сутартинес были по характеру эпическими , поздние — более лирическими. Исполнение сутартинес прослеживалось только в восточной и северо-восточной областях Литвы. От древне-литовских народных песен сутартинес отличаются своеобразным многоголосым складом, особенностями музыкальной структуры, а также мелодикой и ритмикой . Живая традиция до середины XX века сохранялась в Аукштайтии (северо-восточная Литва ) .

Виды

По типу многоголосия различают следующие виды сутартинес :

  • монодийный тип (одинаковые мелодии в разных голосах, с разным текстом);
  • гетерофонный тип (сочетание вариантов одной мелодии);
  • контрастный тип (контрапункт разных мелодий);
  • канонический тип [2- или (чаще) 3-голосный бесконечный канон].

В другом виде сутартинес соединяются две и более самостоятельные мелодические линии, образуя свободную полифоническую ткань. Они исполняются обычно двумя или четырьмя певцами (так называемые двийинес и кетуринес — двойные и четверные), причём кетуринес поётся попарно, так что в каждом следующем куплете с новым текстом звучит и новая мелодия. Реже встречаются сутартинес, в которых голоса вступают не одновременно, а поочерёдно с разными мелодиями и текстами .

Виды сутартинес определяются по способу исполнения :

  • двяинес (вдвоём),
  • тряинес (втроём),
  • кятуринес (вчетвером).

Исполнение

Ритмически чёткие, простые мелодии состоят, как правило, из запева и припева . Особенностями являются почти сплошные параллельные секунды, синкопированный ритм, терцовые ходы, отсутствие развитой ладовой системы . Одна из главных особенностей сутартинес — обилие параллельных секунд. Это в большей степени относится к песням, распространённым на северо-востоке Литвы. Иногда попевки подвергаются варьированию покуплетному принципу. Стиль сутартинес характерен и для инструментальной литовской народной музыки . Такого рода пьесы исполняются на скудучяй, трубы тримитай, дайдитес, их ансамблями, а также на пятиструнных канклес .

Сутартинес использовали в своих сочинениях многие литовские композиторы: Стасис Вайнюнас («Рапсодия на литовские темы» для скрипки с оркестром, концерт № 2 для фортепиано с оркестром), Балис Дварионас (скрипичный концерт), Юозас Груодис («Симфонические вариации»), Юлюс Юзелюнас (симфония № 2, балет «На берегу моря»), Антанас Рачюнас (симфония № 2) и другие .

См. также

Примечания

  1. . Большая российская энциклопедия - электронная версия . bigenc.ru. Дата обращения: 21 июля 2018. 22 июля 2018 года.
  2. Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю. В. Келдыша. — Советская энциклопедия. — М. : Советский композитор, 1973—1982.
  3. (англ.) . UNESCO . ich.unesco.org. Дата обращения: 21 июля 2018. 22 июля 2018 года.
  4. Вадим Александнрович Александров. . — Наука, 1964. — С. 100. — 964 с. 22 июля 2018 года.

Литература

  • Славюнас З. Сутартине. О литовском народном многоголосии // СМ. — 1954. — № 5 . — С. 65—71 .
  • Чюрлионытэ Ядвыга. Литовское народное песенное творчество. — М. : Музыка, 1966. — 325 с.
  • Martin Boiko. Die litauischen Sutartinės. Eine Studie zur baltischen Volksmusik (нем.) // Uni Hamburg : Dissertation 1995. — Hamburg, 1996.
  • Daiva Račiūnaitė-Vyčinienė. Sutartinės – Lithuanian polyphonic songs / перевод. Vijolė Arbas. — Vilnius: VAGA Publishers, 2002. — ISBN 5-415-01630-9 .

Ссылки

  • Baltic folk. . YouTube (22 июня 2013).
  • Kamilė Milašiūtė. . YouTube (15 сентября 2012).
  • Trys keturiose. . Lithuanian Folk Culture Centre (1998). Дата обращения: 21 июля 2018. Архивировано из 18 октября 2006 года.
Источник —

Same as Сутартинес