Interested Article - Металлическое кружево

Раннее коклюшечное кружево из золотых и серебряных нитей, ок. 1570.

Металлическое кружево — тип кружева , сделанного из металла или металлических нитей, таких как золото , серебро или медь .

Узоры могут быть выполнены на текстильной основе, или кружево может быть полностью выполнено из металлических нитей.

Данный тип кружена в основном используется в качестве украшения военной формы , модной, парадной и театральной одежды, церковного текстиля.

Золотое кружево

Кружево, сделанное с использованием золотой проволоки, производилось с древних времен, а образцы золотой сетки были найдены в египетских и ассирийских гробницах с 1500 по 1000 год до нашей эры. В основном он производился как украшение для религиозных облачений и одежды граждан высокого статуса.

Металлическое кружево, в том числе золотое и серебряное венецианское плетение, производилось в Италии до XV века, когда высокие налоги и законы о роскоши привели к тому, что текстильные нити, такие как лен, заменили использование металла. Чтобы избежать этих затрат, производство металлических кружев было перенесено во Францию , где высокий спрос со стороны королевской семьи и французской аристократии привел к тому, что Аррас , Орийак и другие места стали известны производством золотых кружев.

Начиная с XV века, большинство металлических кружев представляли собой комбинацию металлических и текстильных нитей.

Оррис — это еще один термин для обозначения золотых или серебряных кружев, особенно использовавшийся в XVIII веке; термин происходит от кружева Аррас, сделанного в Аррасе , Франция.

Золотые шнурки и тесьма были популярным вариантом для военной формы, потому что они не тускнели, в отличие от других металлических шнурков.

Современное золотое кружево обычно имеет высокий процент серебра, который может достигать 90 %, при фактическом содержании золота всего 3 %. Большая часть современных золотых (и других металлических) кружев сейчас производится в Индии .

Современные индийские «кружева из чистого золота» технически изготавливаются из серебра, гальванически покрытого золотом.

Медное кружево

Кружево из медной проволоки широко использовалось в театральных костюмах елизаветинской эпохи вместо более дорогих золотых и серебряных шнурков. Это был крупный импорт: несколько тонн медной нити было импортировано в Англию между 1594 и 1596 годами, а на рубеже XVI и XVII веков она стоила от 9 до 16 пенсов за унцию .

Данное кружено имело тенденцию тускнеть и было менее износостойким.

Другие металлы

Тип штампованного металлического «кружева» производился в XIX и XIX веках для отделки гробов .

Кружево для гроба стало основной отраслью промышленности в Бирмингеме , где на его производство в 1860-х годах могло расходоваться до 70 тонн олова в год.

В России

В XVII веке кружевницы, занимающиеся вологодским кружевоплетением , осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

В женском костюме

В XVIII в Нижнем Новгороде в тканях и кружеве использовались золотные нити.

Основными вариантами изготовления золотных нитей в текстиле были :

1) чисто металлические нити:

- нить металла круглого сечения (волоченка, или волочан);

- нить металла квадратного или треугольного сечения (грань, граненое золото);

- нить металла плоского сечения (бить, или площенка);

- скрученная трубочкой бить (трун-цал или канитель).

2) состоящие из двух и более материалов:

- пряденые золотные нити (пряденое золото) состоят из полоски металла, навитой на нить текстильной основы. В XVII-XVIII вв. серебряная металлическая полоска навивалась на основу белого шелка, а золотая - на основу желтого или оранжевого шелка, чтобы визуально скрыть основу при менее крутом прядении. При этом применение чистого золота становится все более редким, шелковая основа с середины ХУШ в. заменяется на хлопчатобумажную, а ручное прядение - механическим ;

- сканые золотные нити - плоская нить металла, неплотно спряденая с шелковой нитью ;

- тонкие полоски органической «подложки» из кожи, серозной оболочки кишечника или бумаги, покрытые слоем металла. Такие золотные нити могут быть плоскими или прядеными.

В военном мундире

В XVIII веке золото-серебряное кружево, в прежнее время бывшее на пике моды, в качестве отделки верхних вещей российского мундира переживает спад популярности. Процесс замещения его другими металлизированными отделками начинается уже с первых годов столетия .

Основным материалом, наиболее часто заменяющим дорогостоящее металлическое кружево, стал галун, тканый с применением золотой или серебряной нити. Видов галуна, которые различались фактурой и рисунком, существовало великое множество; чаще всего они производились в трех вариантах, и были узкие, средние и широкие. Известно, что тканые золотосе-ребряные галуны, имевшие один вес с кружевом, выполненным из аналогичного материала, оценивались примерно на треть дешевле.

Заменителем галуна, в свою очередь, был позумент , который для экономии выполнялся из более дешевых материалов, чаще всего из шерстяной основы и медной позолоченной поперечной нити. Он, как и его прототип, мог быть весьма разнообразным :

  • узорчатым с битью,
  • фольгой и канителью,
  • «с городами»,
  • «масифным»,
  • «подгишпа-ном»,
  • «гасом»,
  • «а ля мушкетер» и др. [4, с. 446]

Золото-серебряная отделка мундира в России XVIII века оценивалась весьма высоко. Наиболее дорогостоящие образцы тщательно сохраняли. Так, известно, что даже сама императрица Елизавета Петровна беспокоилась о сохранности недавно построенного кавалергардского убора, для чего

«соизволила устным указом дежурному сержанту Матвею Ивинскому указать: кавалергардов с прочими лб.-компании с гренадерами посылать в очередь на караул в гренадерском уборе, а кавалергардскую амуницию отобрать, позумент бумагою обшить и положить в казенную (цейгха-уз)» .

Ей же принадлежит распоряжение

«чтоб г.г. унт.-офицеры, капралы и рядовые, кои состоят в кавалергардах, построенного вновь мундира и амуниции, шляп и перчаток, кроме того, что когда пойдут на караул, отнюдь бы праздно не носили» .

Галерея

Литература

Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитье. - М.: Красная площадь, 2004. - 495 с.

Орфинская Ольга Вячеславовна, Шапиро Бэлла Львовна. // Поволжская археология. — 2015. — № 3 (13) .

Шапиро Б.Л. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2017. — № 3 (75) .

См. также

Позумент

Примечание

  1. Venable, Shannon L. . — Santa Barbara, Calif. : ABC-CLIO, 2011. — P. 195–196. — ISBN 9780313384301 . от 8 июля 2022 на Wayback Machine
  2. Brooks Picken, Mary. . — Courier Corporation. — P. 202. — ISBN 9780486141602 . от 8 июля 2022 на Wayback Machine
  3. McChristian, Douglas C. . — Norman, OK. : University of Oklahoma, 2007. — P. 189. — ISBN 9780806137896 . от 8 июля 2022 на Wayback Machine
  4. Venable, Shannon L. . — Santa Barbara, Calif. : ABC-CLIO, 2011. — С. 195–196. — ISBN 9780313384301 . от 8 июля 2022 на Wayback Machine
  5. Naik, Shailaja D. Traditional embroideries of India. — New Delhi : A.P.H. Pub. Corp., 1996. — P. 144. — ISBN 9788170247319 .
  6. Jones, Ann Rosalind. / Ann Rosalind Jones, Peter Stallybrass. — 4. print. — Cambridge, England : Cambridge University Press, 2000. — P. 191. — ISBN 9780521786638 . от 8 июля 2022 на Wayback Machine
  7. MacIntyre, Jean. . — 1. publ. — Edmonton : Univ. of Alberta Press, 1992. — С. 93–96. — ISBN 9780888642264 . от 8 июля 2022 на Wayback Machine
  8. . Search the Collections . Victoria and Albert Museum. Дата обращения: 28 сентября 2014. 8 июля 2022 года.
  9. The Victoria History of the County of Warwick: Warwickshire. — A. Constable.
  10. Орфинская Ольга Вячеславовна, Шапиро Бэлла Львовна. // Поволжская археология. — 2015. — Вып. 3 (13) . — С. 92–111 . — ISSN . 8 июля 2022 года.
  11. Шабельская Н.Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье // Вопросы реставрации. Сборник Центральных Государственных Реставрационных Мастерских : М.: ЦГРМ. — 1926. — № Вып. 1. . — С. С. 118 .
  12. Полякова Е.В. К вопросу о терминологии русских золотных тканей XIX века // Забелинские научные чтения - год 2006-й. Исторический Музей - Энциклопедия отечественной истории и культуры.. — 2007. — Т. М.: ГИМ . — С. 409-410 .
  13. Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитье.. — М. : Красная площадь, 2004. — С. 254. — 495 с.
  14. Шапиро Б.л. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2017. — Вып. 3 (75) . — С. 79–82 . — ISSN . 8 июля 2022 года.
  15. Егоров В. II. Costumes des Troupes du Holstein de S.M. L'Empereur // Наш восемнадцатый век: Военный сборник.. — М. 2014. — С. 444-455. .
  16. Панчулидзев С.А. История кавалергардов. 1724-1799-1899: в 4 т. Т. 1.. — СПб. , 1912. — С. С.372. — 402 с.
Источник —

Same as Металлическое кружево