Interested Article - Мацкевич, Юзеф

Ю́зеф Мацке́вич ( польск. Józef Mackiewicz , 1 апреля 1902 , Санкт-Петербург 31 января 1985 , Мюнхен ) — польский писатель и публицист, участник польской комиссии в Катыни и автор исследований о катынском расстреле . Был убеждённым антикоммунистом, и вместе с тем врагом узко-этнического польского национализма, за что подвергался нападкам как справа, так и слева.

Биография

Сын польско-литовского дворянина Антония Мацкевича, руководившего виноторговой фирмой в Санкт-Петербурге . В 1907 г. семья переехала в Вильну , где Мацкевич поступил в классическую гимназию. Во время польско-советской войны вступил добровольцем в армию; по окончании боевых действий учился на природоведческом факультете Варшавского университета , затем в новосозданном Университете Стефана Батория в Вильне.

В 1923 1939 годах работал как журналист в виленской газете „Słowo“ («Слово»), редактором которой был сначала его брат Станислав . После советской оккупации Вильнюса и передачи его Литве в октябре 1939 года издавал „Gazeta Godzienna“ (закрыта литовскими властями в мае 1940 ). После аннексии Литвы СССР работал извозчиком.

В 1943 году с разрешения польского правительства в изгнании участвовал в работе польской комиссии в Катыни, о чём рассказал издаваемой немцами польской газете „Goniec Codzienny“ в интервью под заголовком: « ». За это был приговорен к смерти подпольным трибуналом Польской Рабочей Партии по обвинению в измене.

С приближением советских войск к Вильне бежал в Варшаву , оттуда в Рим , где поступил в распоряжение Научного бюро 2-го польского корпуса генерала Владислава Андерса . Опубликовал ряд публицистических статей, в которых доказывал, что изгнание немцев из Польши Красной Армией означает для неё не освобождение, а новую оккупацию. В 1945 году опубликовал книгу «Катынские убийства в свете документов» с предисловием генерала Андерса; в 1951 г. опубликовал в Лондоне на английском языке книгу «Убийства в Катынском лесу» ( ) — первое обстоятельное исследование на тему Катыни. В том же году выступил в качестве свидетеля перед комиссией по катынскому преступлению Конгресса США. С 1955 г. жил в Мюнхене , где и умер.

Его брат, Станислав Мацкевич, в 1954 1955 годах был премьер-министром Правительства Польши в изгнании.

Произведения

Писал в манере жёсткого реализма. В 1957 г. издал повесть «Контра» — о выдаче англичанами Сталину казаков в Линце в 1945 г. Повесть «Дорога в никуда» (1955) описывает жизнь в Вильнюсе эпохи советизации, написанная как её продолжение „Nie trzeba głośno mówić“ («Об этом нельзя говорить громко», 1969 ) — описывает нацистскую оккупацию Вильнюса и массовые убийства евреев и поляков в вильнюсском пригороде Понары . Роман «Лева вольна» ( 1965 ) посвящён событиям советско-польской войны 1920 г. и содержит, в числе прочего, острую критику Пилсудского. Этот роман возбудил острую полемику в польских эмигрантских кругах, от похвал, ставящих Мацкевича выше всех польских классиков, до печатного протеста бывших соратников Пилсудского, генералов Тарчинского и Скварчикского; он получил высокую оценку в русской эмигрантской прессе. Так, газета «Русская мысль» писала: «Роман написан яркими красками. Читая его чувствуешь как бы дыхание ветра над тысячеверстным фронтом, привкус на губах пыли, взбитой копытами проходящей конницы, запах полей и разогретой на солнце кожи поводьев и конского пота; слышится скрип сёдел, говор, брань и солдатская матерщина, нераздельные с тогдашней суровой действительностью как свист пуль, строчка пулеметной ленты, тусклый блеск обнажённых клинков. Зато не чувствуеся в книге Мацкевича того, что неразрывно связано со всяким национальным поборничеством: все действующие лица как бы равны перед лицом событий, будь то поляки, русские или другие» . Мацкевич — автор ряда других романов с элементами публицистики и документалистики: «Под любым небом», «Ватикан в тени красной звезды» и многих других. В публицистической книге «Победа провокации», направленной против польского национал-коммунизма, оживившегося с приходом к власти В. Гомулки , и идеи сотрудничества с коммунистами ради «национальных» целей, Мацкевич доказывает, что нынешнее положение Польши не является продолжением национального порабощения Россией, так как коммунизм — не национально русский феномен, но «сверхнациональный и сверхгосударственный», истоки которого лежат на Западе, и Россия стала его первой жертвой: «Советский Союз это не продолжение, а противопоставление прежней России». В целом, по мнению Мацкевича, предреволюционная Россия была хотя и отсталым, но довольно типичным европейским государством наподобие Португалии, не демократическим, но либеральным; представление о какой-то особой «русской душе» Мацкевич решительно отвергает. Русская власть над Польшей, при стеснительных внешних формах, не уничтожала однако самой субъектности Польши и польского общества, как это делает коммунистическая власть, навязывая коммунистическое содержание общественной и культурной жизни во внешне национальных формах. Коммунизм Мацкевич считает абсолютным злом, худшим даже, чем фашизм, поскольку он стремится поработить душу человека. Выступая против господствующего в послевоенном мире «антифашистского» дискурса, склонного по-разному подходить к преступлениям фашизма и коммунизма (со снисходительностью к последнему), Мацкевич отмечает, что в результате «происходит изменение естественного порядка вещей; то есть не вина Гитлера возникает от того, что он совершил преступление, а преступление возникает от того, что его совершил Гитлер» . Для Мацкевича и коммунизм, и фашизм глубоко родственны друг другу и одинаково противостоят индивидуалистическим и либеральным идеалам XIX века, приверженцем которых Мацкевич остаётся и с точки зрения которых критикует и коммунизм, и фашизм, и польский национализм.

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #119037238 // (нем.) — 2012—2016.
  2. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  3. — 2012.
  4. от 20 апреля 2021 на Wayback Machine , стр. 38

Ссылки

Источник —

Same as Мацкевич, Юзеф