Interested Article - Олдбой (фильм, 2003)

«Олдбо́й» ( кор. 올드보이 ) — южнокорейский драматический детектив , вторая часть « трилогии о мести » режиссёра и сценариста Пака Чхан Ука . Первый фильм трилогии — « Сочувствие господину Месть » (2002), последний — « Сочувствие госпоже Месть » (2005). В основу сценария фильма легла одноимённая манга японских авторов Гарона Цутии и Нобуаки Минэгиси. Премьерный показ состоялся 21 ноября 2003 года в Южной Корее, в России — 18 ноября 2004 года. При бюджете в 3 млн долларов сборы во всём мире составили 15,4 млн долларов . В российский прокат фильм вышел под транслитерированным названием «Олдбой» и под тем же названием был издан на DVD .

Фильм удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля 2004 года . Председатель жюри Квентин Тарантино назвал фильм «абсолютным шедевром» и голосовал за его награждение « Золотой пальмовой ветвью », но для приза фильму не хватило одного голоса члена жюри .

В Корее фильм удостоился награды « Большой колокол » (южнокорейский аналог « Оскара ») за «Лучшего режиссёра», «Лучшего актёра», «Лучшую музыку», «Лучший монтаж» и «Лучший свет». Фильм занял восемнадцатое место в списке журнала Empire « 100 лучших фильмов мирового кинематографа » . В 2008 году зрители американского телеканала CNN назвали «Олдбой» одним из десяти лучших азиатских фильмов в истории .

В 2013 году вышел американский ремейк фильма. Исполнитель главной роли в оригинальном фильме Чхве Мин Сик в 2008 году признался французским репортёрам, что он разочарован политикой Голливуда оказывать давление на азиатских и европейских режиссёров с целью создания ремейков иностранных фильмов в США .

Сюжет

Действие фильма начинается в 1988 году. Обыкновенный и ничем не примечательный бизнесмен по имени О Дэ Су ( Чхве Мин Сик ) в день рождения своей трёхлетней дочери по пути домой напивается, начинает хулиганить и закономерно попадает в полицейский участок. Из участка его под своё поручительство забирает друг детства по имени Чжу Хван (Чи Дэ Хан). Пока Чжу Хван звонит домой жене незадачливого пьяницы, О Дэ Су пропадает. Неизвестные похищают его и помещают в камеру частной тюрьмы, работники которой специализируются на таких заключениях. Тюрьма находится (как позже узнаёт герой) на «седьмом с половиной» этаже. Камера состоит из комнаты и санузла, в ней есть телевизор, но нет окон.

О Дэ Су проводит в заточении пятнадцать лет. Телевизор составляет основную часть его досуга. Через год О Дэ Су узнаёт из телевизионных новостей, что его жена убита, и главным подозреваемым в преступлении является он, так как в квартире найдены его свежие следы. Улики, как понимает О Дэ Су, фальсифицированы тюремщиками. От длительного одиночества у заключённого начинаются галлюцинации. Все пятнадцать лет О Дэ Су через окошко в двери подают одну и ту же пищу: кёджа (пельмени) и чай. Время от времени в камере начинает играть музыка, и в это время через вентиляцию в камеру пускают газ , содержащий валиум , после чего тюремщики убирают комнату и стригут заключённому волосы и ногти. Первоначальные вспышки ярости сменяются у О Дэ Су приступами меланхолии и безразличием, а затем ожесточённостью. Любые попытки самоубийства пресекаются — тюремщики следят за каждым шагом О Дэ Су. Заключённый изнуряет себя тренировками и пытается освоить приёмы боя, боксируя со стеной. Он записывает в тетради все свои поступки, за которые он мог быть наказан, и перечисляет всех своих возможных недоброжелателей.

О Дэ Су удаётся утаить «лишнюю» металлическую палочку для еды , с помощью которой он пытается проделать в стене отверстие. В тот день, когда ему удаётся, наконец, просунуть руку на улицу, его усыпляют и отпускают. Он приходит в себя на крыше жилого дома, куда его принесли в огромном чемодане, и решает во что бы то ни стало отомстить своему обидчику и понять, почему же всё это с ним произошло.

На улице неизвестный приносит ему кошелёк, полный денег, и сотовый телефон. О Дэ Су отправляется в японский ресторан, где знакомится с приветливой девушкой Ми До ( Кан Хё Чжон ), работающей там поваром. О Дэ Су кажется, что он уже где-то встречал эту девушку, Ми До говорит ему, что, возможно, он видел её по телевизору на кулинарной программе. Тем временем на мобильный О Дэ Су звонит незнакомец и предлагает ему выяснить, почему он был подвергнут заключению. После того, как мужчина вешает трубку, О Дэ Су падает без сознания и приходит в себя в квартире своей новой знакомой. Это объясняется тем, что, несмотря на изнурительные тренировки, иммунитет О Дэ Су оказался слаб. Прочитав дневник О Дэ Су и узнав о его 15-летнем заключении, Ми До решает помочь О Дэ Су в поисках его похитителей. Вместе они отправляются на поиски ресторана с названием «Голубой дракон», где, предположительно, тюремщики заказывали еду для заключённых, но попытки не дают результата.

Однажды с Ми До вступает в контакт в чате некто, называющий себя Evergreen, и просит её передать привет О Дэ Су. После этого О, проследив за доставщиком из ресторана, наконец, находит частную тюрьму, в которой его держали. Там он обнаруживает кассету с записью, где говорится, что его посадили в тюрьму за то, что он «слишком много говорит». Дэ Су просит своего школьного приятеля Чжу Хвана, работающего в интернет-кафе, вычислить местонахождение Evergreen’а по его IP-адресу . Поиски увенчались успехом, и в итоге он сталкивается со своим врагом лицом к лицу. Похититель предлагает пари О Дэ Су — если тот узнает причину своего заточения в течение пяти дней, то похититель покончит с собой, если нет — убьёт женщину, которую любит Дэ Су — Ми До. В это время в квартиру к Ми До проникает Пак Чхоль Ун (хозяин частной тюрьмы) со своими сообщниками. Они связывают Ми До и хотят отомстить О Дэ Су за травмы, которые он нанёс им во время драки с молотком в тюрьме. В решающий момент Чхоль Уну звонит Evergreen и просит оставить О Дэ Су в покое, взамен предлагая крупную сумму денег. Чтобы избежать слежки и прослушивания, Дэ Су и Ми До прячутся в отеле, где проводят ночь вместе. Пока они спят под действием усыпляющего газа, к ним в номер проникает Evergreen и оставляет коробку с кистью Пака Чхоль Уна, которую сам Дэ Су намеревался отрезать за то, что она «касалась груди Ми До».

На следующий день О Дэ Су и Ми До приезжают в школу «Вечнозелёную», где раньше учился О. В выпускном альбоме Дэ Су находит фотографию своего похитителя — его зовут Ли У Чжин ( Ю Чжи Тэ ), и у него есть сестра по имени Ли Су А. Наконец, Дэ Су вспоминает день, когда он стал свидетелем того, как Ли У Чжин и Ли Су А занимались любовью на школьном складе. Он рассказал об увиденном своему приятелю Чжу Хвану, и на следующий день об этом говорила уже вся школа. Не в силах вынести это, Су А покончила с собой на глазах у своего брата.

О Дэ Су прячет Ми До у Пака, а сам приходит к Ли У Чжину, чтобы сообщить, что нашёл причину, по которой его держали в заключении, и теперь Ли должен умереть, как обещал. В свою очередь Ли У Чжин рассказывает Дэ Су о том, что нанял гипнотизёра, который дал О и Ми До установку полюбить друг друга. У Чжин открывает Дэ Су и другую страшную тайну: Ми До — на самом деле дочь О, которую он не видел уже много лет. План У Чжина сработал, и теперь Дэ Су и Ми До оказались в похожей ситуации, что и он с сестрой. Ли У Чжин также сообщает Дэ Су, что Пак Чхоль Ун до сих пор работает на него — за отрезанную руку Ли купил Чхоль Уну новую частную тюрьму, и Ми До может узнать от него секрет в любой момент. Разъярённый О Дэ Су сначала пытается убить У Чжина, но потом начинает его умолять ни о чём не рассказывать Ми До, и в знак искупления своей вины отрезает себе язык. Ли У Чжин даёт команду начальнику тюрьмы отпустить Ми До и говорит Дэ Су, что теперь, когда тот во всём разобрался, он потерял смысл жизни, и, мысленно вернувшись в момент смерти своей сестры, выстреливает себе в голову.

Через некоторое время О Дэ Су обращается к знакомому гипнотизёру миссис Юн с просьбой дать ему гипнотическую установку забыть всё то, о чём он узнал в пентхаусе Ли У Чжина. Дэ Су приходит в себя в лесу, где его находит Ми До. Она говорит, что любит его, и Дэ Су расплывается в широкой улыбке, которая быстро сменяется выражением боли на лице, что ставит под сомнение то, что гипноз сработал.

В ролях

Актёр Роль
Чхве Мин Сик О Дэ Су (русский дубляж: Максим Суханов ) О Дэ Су (русский дубляж: Максим Суханов )
Ю Чжи Тэ Ли У Чжин (русский дубляж: Гоша Куценко ) Ли У Чжин (русский дубляж: Гоша Куценко )
Кан Хё Чжон Ми До (русский дубляж: Лариса Руснак) Ми До (русский дубляж: Лариса Руснак)
Чи Дэ Хан Чжу Хван Чжу Хван приятель О Дэ Су
О Даль Су Пак Чхоль Ун Пак Чхоль Ун хозяин частной тюрьмы
Ким Ок Пён мистер Хан мистер Хан телохранитель У Чжина
Юн Чжин Со Ли Су А Ли Су А сестра У Чжина
Ли Сон Син миссис Юн миссис Юн женщина-гипнотизёр
О Тэ Кюн О Дэ Су О Дэ Су в молодости
Ан Ен Сук Ли У Чжин Ли У Чжин в молодости
О Иль Хан Чжу Хван Чжу Хван в молодости
О Хван Рок самоубийца
Ли Дэ Ён нищий

История создания

Исполнительный продюсер фильма Ким Дон Чжу купил права на японскую мангу за 11 тысяч евро и пригласил режиссёра Пака Чхан Ука и актёра Чхве Мин Сика . Впервые Пак прочитал мангу по рекомендации режиссёра Пона Чжун Хо , а когда его пригласили снимать по ней фильм, решил внести в историю существенные изменения . По словам Чхан Ука, у фильма общее с оригинальной мангой — только частная тюрьма и история человека, который заново рождается благодаря своему пленению, и тот факт, что злодей не прячется от своего врага .

Режиссёр хотел сделать фильм, который начинался бы с середины самого драматического момента всей истории, например, он мог бы начать его с середины сцены секса или с середины сцены драки. Первая сцена фильма — одна из самых любимых сцен Пака Чхан Ука, которую он когда-либо снял. В её создании ему очень помог актёр О Хван Рок, играющий самоубийцу .

Чхве Мин Сик , исполняющий роль О Дэ Су, шесть недель усиленно тренировался в спортзале и похудел на 10 кг, после чего сам выполнял почти все трюки на съёмках. На съёмки сцены массовой драки в коридоре тюрьмы ушло три дня, и в ней практически не использовалась компьютерная графика — на компьютере был нарисован лишь нож, торчащий из спины О Дэ Су. Ещё раз компьютерная графика была использована в сцене, где муравьи ползают по лицу и рукам О Дэ Су. Сцена с поеданием живого осьминога была снята за четыре дубля. Чхве Мин Сик — буддист , и перед тем, как его съесть, должен был помолиться . В Корее действительно едят живых осьминогов , как это делает главный герой, но перед этим их обычно режут на кусочки и приправляют соусом . Завоевав Гран-при на Каннском кинофестивале , режиссёр в публичной речи поблагодарил осьминога наравне с актёрами и съёмочной группой . В сцене танца О Дэ Су с игрушечными крыльями в полицейском участке Чхве Мин Сик попросил оператора, чтобы в кадр попали его ноги — он хотел сымитировать знаменитую «лунную походку» Майкла Джексона .

На роль Ли У Чжина режиссёр хотел найти актёра, который как можно меньше казался бы злым . Пак Чхан Ук первоначально хотел снять актёра Хана Сок Кю, который уже играл соперника героя Чхве Мин Сика в фильме « », но в итоге на эту роль был выбран Ю Чжи Тэ, которого порекомендовал сам Чхве . Герой Ю Чжи Тэ предстаёт в фильме в образе верховного существа, неподвластного времени :

«На примере Мстителя, который действительно выглядит очень юно, хотя ему должно быть сильно за 40, я хотел показать, что происходит с человеком, который подчиняет всю свою жизнь одной цели. Он, по сути, не живёт и потому не стареет. Мститель вообще не вполне человек, по крайней мере, сам он себя таковым не считает. Мы сняли одну сцену — она не вошла в окончательную версию фильма, — в ней Мститель репетирует свой финальный разговор с О. Отрабатывает жесты, интонации, заранее планирует, что он будет говорить, в случае если разговор примет тот или иной оборот. Я её потом вырезал: не хотел, чтобы зритель раньше времени догадался, о чём будет этот последний решающий разговор. Но теперь даже жалею, потому что она многое объясняла».

Пак Чхан Ук

Кан Хё Чжон , исполняющая роль Ми До, была выбрана из 300 актрис. Режиссёр Ким Чжи Ун и актёр Соль Кён Гу, которые помогали Паку Чхан Уку при прослушивании, одобрили его выбор .

Финальная сцена в заснеженном лесу была снята в Новой Зеландии . В одном из интервью Пак Чхан Ук сказал, что намеренно сделал конец непонятным, чтобы зрители сами могли поразмыслить о том, сумел О Дэ Су похоронить свои воспоминания или нет .

Каннский кинофестиваль

Мировая премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале, где он был удостоен Гран-при . «Олдбой» — первый фильм режиссёра, попавший в основную конкурсную программу фестиваля . Председатель жюри Квентин Тарантино дал крайне высокую оценку фильму и признался, что плакал во время его просмотра :

«Это был лучший фильм фестиваля. Мне кажется, это абсолютный шедевр — подобные появляются раз в десять лет, не чаще. Он превращает корейскую кинематографию в самое интересное культурное явление в мире».

На вопрос журналистов о сравнении фильма «Олдбой» с фильмом Тарантино « Убить Билла » (который также участвовал в фестивале, но во внеконкурсной программе), Чхан Ук сказал следующее:

«Да, это фильмы о мести, но мы действительно подходим к ней с разных позиций. Тарантино трансформирует насилие в источник визуального наслаждения. Я же считаю, что насилие причиняет боль и насильнику, и жертве. Моя задача — протранслировать эту боль залу. Мститель, даже получая удовлетворение, все равно испытывает чувство вины — вот моя основная мысль. У Тарантино же месть превращается в чистое наслаждение».

Саундтрек

Original Motion Picture Soundtrack from Oldboy
кор. 올드보이
Обложка альбома Чо Ён Ука «Original Motion Picture Soundtrack from Oldboy» (2003)
Саундтрек Чо Ён Ука
Дата выпуска 9 декабря 2003
Жанры Электронная , классика
Длительность 60:00
Продюсер
Страна Южная Корея
Лейбл EMI Music Korea Ltd.

Если в фильме « Сочувствие господину Месть » Пак Чхан Ук старался создать максимальный минимализм, то в «Олдбой» он хотел создать эстетику чрезмерности, поэтому в фильме присутствуют куски вальса , танго , техно . Музыка постоянно звучит в фильме, что означает «неуловимое время, которое течёт безостановочно» . В некоторых сценах были использованы отрывки из концерта «Зима» цикла « Времена года » Антонио Вивальди . Композитор Чо Ён Ук, работающий над саундтреком к фильму, получил «Корейскую кинопремию» и «Большой колокол» за «Лучшую музыку» .

Название Длительность
1. «Look Whos Talking» 01:41
2. «Somewhere In The Light» 01:29
3. «The Count Of Monte Cristo» 02:34
4. «Jailhouse Rock» 01:57
5. «In A Lonely Place» 03:29
6. «Its Alive» 02:36
7. «The Searchers» 03:29
8. «Look Back In Anger» 02:11
9. «Four Seasons Concerto RV.297» 03:07
10. «Room At The Top» 01:36
11. «Cries And Whispers» 03:32
12. «Out Of Sight» 01:00
13. «For Whom The Bell Tolls» 02:46
14. «Out Of The Past» 01:25
15. «Breathless» 04:22
16. «The Old Boy» 03:44
17. «Dressed To Kill» 02:00
18. «Frantic» 03:28
19. «Cul De Sac» 01:32
20. «Kiss Me Deadly» 03:57
21. «Point Blank» 00:28
22. «Farewell My Love» 02:47
23. «The Big Sleep» 01:34
24. «The Last Waltz» 03:23

Алексей Мунипов (журнал «Премьер») о саундтреке к фильму: «Сложно писать об этом диске спокойно, не впадая в пафос и удерживаясь от криков „лучшая музыка к движущимся картинкам за последние …цать лет“. Тем не менее слова Квентина Тарантино об „Олдбой“ („абсолютный шедевр; подобные фильмы появляются раз в десять лет, не чаще“) в полной мере можно отнести и к работе Чо Ён Ука: столь конгениальной драматическому действию музыки давно не доносилось с экрана». «Возможно, голливудские кинокомпозиторы тоже смогли бы сочинить что-нибудь подобное — но для этого их следовало бы сперва на 15 лет усадить в комнату, лишенную окон» .

Отзывы

Большинство кинокритиков дали высокие оценки фильму в своих рецензиях. На сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes фильм получил 81 % положительных отзывов на основе 151 рецензии .

  • К. Тарханова, « Film.ru »: «Четкая трехчастная структура лишает длиннот два часа хронометража… Впервые на экране весь земной шарик со всеми его заморочками охвачен работой мозга, и это действительно гипноз — только уже для публики» .
  • Роман Волобуев , « Ведомости »: «„Олдбой“ обладает необъяснимой сверхъестественной силой. От большинства сегодняшних фильмов, включая и своих лютых собратьев по „актуальному азиатскому кинематографу“, он отличается как поэзия отличается от прозы, как спирт от дистиллированной воды, как, в конце концов, жизнь от смерти» .
  • Андрей Плахов , « Коммерсантъ »: «Фильм успевает вобрать в себя и любовную историю с фрейдистской начинкой, и парад жестокости с поеданием живого осьминога, и экзистенциальную мелодраму (забавно, что среди любимых режиссёров Пака Чхан Ука — Бергман и Тарковский .
  • Ольга Феденкова, «Где»: «Фантастичен исполнитель главной роли Чхве Мин Сик : он способен вызвать жуткую неприязнь и сострадание одновременно, а именно этого режиссёр от него и требует. Удивителен саундтрек Чо Ён Ука с вальсом в качестве главной темы. Чрезвычайно удачен сценарий, в котором Восток прорастает Западом, переплетается с ним крепко-накрепко и в итоге мутирует в нечто, обладающее всеми признаками мультикультурности. Наконец, конгениален сам режиссёр, собравший все эти разрозненные фрагменты в единое целое» .
  • Михаил Мюллер, «Premier»: «Один из немногих фильмов, который можно и нужно рекомендовать к просмотру всем категориям зрителей — даже тем, кто на дух не переносит юго-восточное кино, не терпит насилия и не переваривает живых осьминогов»
  • Василий Корецкий, «Timeout.ru»: «„Олдбой“ драма увлекательная, яростная и великолепная, независимо от того, существуют ли на свете догвилли и киллбиллы . По Уку, вырезать обидчиков хоть до десятого колена вполне допустимо, но совершенно бессмысленно» .
  • Алекс Экслер , «Exler.ru»: «„Олдбой“ — один из самых сильных фильмов, который я увидел за последние несколько лет. Фильм вовсе не о мести как таковой. Главная тема — преступление и соответствующее наказание». «Чхве Мин Сик играет Дэ Су совершенно потрясающе. Почти никаких внешних эффектов, криков и воплей — только глаза, в которых виднеется весь перенесённый ужас и одновременно страх узнать то, чего он так добивается» .
  • Рецензия сайта «cultcorp.ru»: «„Олдбой“ — это драгоценный сплав жестокости и нежности. Картина, которая почти наверняка обеспечит каждому зрителю мощный выброс адреналина» .
  • Сайт обзоров «SQD.RU»: «Режиссура, надо сказать, не просто хороша, а как-то даже пугающе великолепна. Фильм Пака похож на молодую пантеру, чьим упругим изяществом продолжаешь восхищаться, даже когда пантера вовсю отгрызает тебе вторую ногу» .
  • Наталья Рябчикова, «utro.ru»: «Это полный чёрного юмора и эстетского любования насилием фильм, в котором вся жестокость ситуации становится ясна только в самом конце. За жестокостью физической скрывается жестокость психологическая, которая оказывается куда страшнее» .
  • Екатерина Барабаш, «ng.ru»: «Здесь режиссёр избежал схемы, точнее — схематизма. Он создал прочную, основанную на хорошей драматургии конструкцию, в которую вместил по максимуму и восточной брутальной экзотики, и восточной же метафоричности, и совершенно европейской прагматичности повествования». «В „Олдбой“ тот минимум слов, что мы слышим с экрана, строго подчинен действию, действие — сюжету, сюжет — режиссёрскому замыслу» .
  • Иван Яковлев, «Кино-Правда.ком»: «„Олдбой“ знаменует вступление корейского кинематографа во всем его великолепии в новую эру. Паку Чхан Уку удалось перевести его из ранга занятной экзотики в положение полноправного участника мирового кинопроцесса, срезом которого и является Каннский фестиваль» .
  • Роман Корнеев, «Kinokadr.ru»: «Одна проблема — в фильме так много всего, что разобраться во всех противоречиях, похоже, не удалось даже самому автору. Фильм то возвращается к детективному жанру (с уликами и понятыми), то превращается в психологический этюд, то действо виртуально, то снова обретает черты реальности. Искать в этих метаниях какой-то смысла надоедает ближе к середине» .
  • Телеканал «Культура» : «Внимательный зритель обнаружит в этой ленте следы не только Дюма , но и знаменитого японского комикса и даже древнегреческой трагедии. Потому что „Олдбой“ — не только и не столько картина о мести, а скорее — о судьбе, и даже о роке в его античном понимании» .
  • Станислав Никулин, «Kinomania.ru»: «Пак снял фильм, качество которого чувствуешь нутром. Магнетизм всего происходящего на экране зачастую не поддаётся холодному рациональному осмыслению. Баланс ужасного и смешного, страшного и абсурдного рождают чувство жизненной правды в жёстких границах кинематографической условности» .
  • Антон Костылёв, « Газета.Ru »: «Мерно пульсирующий ритм, вдохновенный саундтрек, совершенно неожиданная и свежая боевая хореография и гениальный Чхве Мин Сик в главной роли любого упрямца в кинозале возьмут за ноздри» .
  • Р. Винандс: «Здесь практически в каждой сцене скрывается какая-то неожиданность, в каждом диалоге — сюжетный поворот и в каждом персонаже — увлекательная тайна. Такие фильмы, как „Олдбой“, как бы берут зрителя за плечи и энергично его встряхивают. Словно штормовой вал обрушиваются они на зрительские кинопривычки и смывают все наслоения, образовавшиеся в сознании зрителей за годы потребления западного кино» .
  • Ирина Любарская, «Телесреда»: «Режиссёрская работа здесь действительно хороша. Ради неё можно простить слишком всерьёз разыгранный сюжет одноимённого японского комикса-манги» .
  • Антон Долин , «Газета. Ru»: «Сложность ознакомления с Old Boy для ряда зрителей заключается именно в этом — в зыбкости грани между гротеском и ужасом, насилием и комиксом, схематизмом и психологической игрой» .

Награды и номинации

Награды

Номинации

Примечания

  1. (англ.) . The Numbers . Nash Information Services, LLC. — Financial Information . Дата обращения: 6 сентября 2022. 16 февраля 2019 года.
  2. (англ.) . Box Office Mojo . IMDb . Дата обращения: 6 сентября 2022. 6 сентября 2022 года.
  3. . imdb.com. 11 августа 2013 года.
  4. . boxofficemojo.com. 5 декабря 2014 года.
  5. . imdb.com. 10 марта 2013 года.
  6. . Известия (19 июня 2004). 15 июля 2014 года.
  7. . empireonline.com. 2 декабря 2011 года.
  8. . Inquirer Entertainment (11 декабря 2008). 22 августа 2015 года.
  9. . comicbookmovie.com (7 июня 2012). 2 октября 2013 года.
  10. от 5 марта 2016 на Wayback Machine // goodcinema.ru
  11. от 27 марта 2014 на Wayback Machine // oldboy.film.ru
  12. от 2 октября 2013 на Wayback Machine // www.arthouse.ru
  13. от 6 октября 2014 на Wayback Machine // www.arthouse.ru
  14. . www.film4.com. Дата обращения: 15 августа 2013. 2 октября 2013 года.
  15. от 2 октября 2013 на Wayback Machine // www.arthouse.ru
  16. от 11 ноября 2012 на Wayback Machine // www.theage.com.au
  17. от 10 марта 2013 на Wayback Machine // www.imdb.com
  18. : от 21 августа 2013 на Wayback Machine // www.cinemasia.ru
  19. от 6 июня 2014 на Wayback Machine // www.arthouse.ru
  20. . Известия (19 июня 2004). Дата обращения: 7 мая 2013. 15 июля 2014 года.
  21. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // www.cinemasie.com
  22. от 2 октября 2013 на Wayback Machine // www.arthouse.ru
  23. « » (англ.) на сайте Rotten Tomatoes
  24. К.Тарханова. . Film.ru (18 ноября 2004). — Рецензия на фильм «Олдбой» . Дата обращения: 6 сентября 2022. 20140714 года.
  25. Роман Волобуев. // Ведомости : газета. — 2004. — 30 июня ( № 112 ). 2 октября 2013 года.
  26. Андрей Плахов . // Weekend . — 2004. — 12 ноября ( № 212 ). 2 октября 2013 года.
  27. от 2 октября 2013 на Wayback Machine // www.arthouse.ru
  28. Квентин Тарантино посмотрел этот фильм и чуть не умер от зависти от 14 июля 2014 на Wayback Machine // www.arthouse.ru
  29. от 10 августа 2013 на Wayback Machine // www.film.ru
  30. от 22 июля 2013 на Wayback Machine // www.exler.ru
  31. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // www.cultcorp.ru
  32. от 2 октября 2013 на Wayback Machine // sqd.ru
  33. от 14 июля 2014 на Wayback Machine // www.utro.ru
  34. от 14 июля 2014 на Wayback Machine // www.ng.ru
  35. от 13 апреля 2013 на Wayback Machine // Кино-Правда.ком
  36. от 7 июня 2008 на Wayback Machine // www.kinokadr.ru
  37. от 2 октября 2013 на Wayback Machine // www.arthouse.ru
  38. от 30 августа 2013 на Wayback Machine // www.kinomania.ru
  39. от 2 октября 2013 на Wayback Machine // www.gazeta.ru
  40. от 2 октября 2013 на Wayback Machine // www.arthouse.ru
  41. от 8 августа 2014 на Wayback Machine // www.arthouse.ru
  42. от 11 августа 2014 на Wayback Machine // cinemasia.ru

Интервью

  • . Arthouse.ru
  • . Arthouse.ru
  • . TimeOut.ru

Ссылки

Источник —

Same as Олдбой (фильм, 2003)