Interested Article - Незнайка на Луне

«Незнайка на Луне» сатирический роман - сказка советского писателя Николая Носова из серии о приключениях Незнайки с элементами научной фантастики . Это третья и заключительная часть трилогии романов Носова о Незнайке после произведений « Приключения Незнайки и его друзей » (1953—1954) и « Незнайка в Солнечном городе » (1958). Впервые роман публиковался по частям в журнале « Семья и школа » в 1964—1966 годах. Отдельным изданием книга вышла в издательстве « Детская литература » в 1965 году и была первой книгой, иллюстратором которой стал Генрих Вальк (предыдущие две были проиллюстрированы Алексеем Лаптевым ).

В отличие от предыдущих двух книг, в этой Носов не называет героев «малыши» и «малышки», а только «коротышки», и внешний вид и поведение большинства персонажей книги больше характерны для взрослых. Также, несмотря на название романа, Незнайка является только одним из главных героев.

По мотивам книги в 1997 1999 годах на российской киностудии FAF Entertainment по сценарию Владимира Голованова и Сергея Иванова был снят одноимённый мультфильм .

Сюжет

Завязка сюжета

Действие происходит спустя 2,5 года после того, как Незнайка, Кнопочка и Пёстренький побывали в Солнечном городе , после чего Знайка вместе с другими коротышками тоже посещает Солнечный город и знакомится там с Фуксией и Селёдочкой (они кратко упомянуты во второй книге), которые готовят свой второй полёт на Луну . Вместе с ними Знайка совершает полёт на Луну и исследует один из кратеров в Море Ясности . Обследовав его края, он обнаруживает, что это не скальная порода, а остатки, как ему кажется, самой настоящей кирпичной стены, построенной разумными существами

Взяв домой образец лунной породы, Знайка, вернувшись на Землю, выпускает книгу с собственной гипотезой о том, что на Луне, возможно, когда-то была атмосфера и жили такие же коротышки, как и они. Знайка научно теоретизирует, что со временем кислород на Луне испарился и лунатики какое-то время жили в городах под колпаками (по его мнению, стенки лунных кратеров были как раз стенами этих городов), но затем, поскольку из-за отсутствия кислорода сильно возросло влияние солнца, переселились на её внутреннюю оболочку — Знайка считает, что когда-то Луна была огненно-жидкой и со временем в процессе остывания внутри могло сформироваться пустое пространство. Знайке противостоит профессор Звёздочкин, который хоть и отрицает существование лунатиков, но приводит очень весомый аргумент, который Знайка не в силах опровергнуть: если Луна когда-то была огненно-жидкой, то она может иметь внутри только целое ядро, так как процесс остывания мог начаться лишь изнутри. Знайка с горем признаёт свою оплошность, но затем начинает замечать, как привезенный им с Луны камень начинает иногда светиться по ночам. Знайка исследует его, но в итоге обнаруживает в основном лишь то, что какие-то дни вес камня резко уменьшается.

Так ничего и не добившись, в один прекрасный день Знайка убирает камень в шкаф, где у него коллекция минералов, после чего их дом оказывается в центре зоны самой настоящей невесомости . Пока остальные коротышки пытаются приспособиться к ней, Знайка пытается установить её причину и в конечном итоге обнаруживает, что невесомость искусственно создаётся при контакте камня с магнитом. Он тут же связывается с Фуксией и Селёдочкой и они втроём затевают грандиозный замысел. Недалеко от Цветочного города по их проектам строится Космический городок, на центральной площади которого устанавливают космическую ракету, которая, по замыслу Знайки, с помощью прибора невесомости, может доставить на Луну гораздо больше коротышек (ракета, на которой он летал с Фуксией и Селёдочкой, из-за отсутствия искусственной невесомости, требовала очень много топлива и поэтому не могла вместить много пассажиров). При этом, продолжая верить в существование коротышек на внутреннем ядре Луны, он берет с собой значительный запас семян земных культурных растений для интродукции в лунных условиях. Также в Звёздном городке строится «Павильон невесомости», в котором посетители могут сами опробовать на себе воздействие невесомости.

Ко всему этому проявляет пылкий интерес Незнайка: он постоянно ходит на экскурсии в ракету и также часто торчит в «Павильоне». Но однажды Незнайка вытаскивает прибор невесомости из «Павильона» (что делать было категорически запрещено!) и идёт с ним на речку, чтобы посмотреть как будут вести себя в невесомости рыбы. Он чуть не тонет вместе с прибором и в наказание Знайка исключает его из членов экспедиции на Луну. Хотя Незнайка пытается делать вид, что его это не трогает, но на самом деле он очень расстраивается. Незнайки не оказалось в списке из 48 космонавтов. Также в списке не было и Пончика, из-за неадекватного поведения в невесомости, дезориентации в пространстве и в целом - отсутствия способности адаптироваться к состоянию невесомости . Селёдочка пытается уговорить Знайку всё-таки взять Незнайку на Луну, но Знайка отказывается и решает устроить Незнайке испытательный срок до следующего раза, чтобы проверить, поумнеет он или нет. Тогда Незнайка уговаривает Пончика на дерзкий поступок: ночью, накануне отлёта, они проберутся в ракету и спрячутся в пищевом отсеке, а когда их обнаружат, то ракета будет уже далеко от Земли. Пончик соглашается, но по мере приближения назначенного дня у него начинает развиваться астрофобия, однако он стыдится признаться Незнайке в трусости. Но, понукаемый Незнайкой, он вместе с ним всё-таки прячется в ракете. Когда Незнайка засыпает, Пончик решает тайком выбраться, но, плохо знакомый с внутренней планировкой, случайно попадает в кабину управления и по ошибке нажимает кнопку запуска. Это автоматически запускает прибор невесомости, из-за чего ракета бесшумно стартует в полёт и никто в Космическом городке ничего не слышит. Позже просыпается Незнайка и, поняв, что произошло, всё же утешается мыслью, что его мечта осуществилась и он попадёт на Луну — сама ракета настроена на полностью автономный полёт , поэтому никакого вмешательства в управление не требуется. Однако, обшарив все каюты, они никого не нашли.

Приключения Незнайки на Луне

Прибыв на Луну, Незнайка, обследуя одну из пещер, первым проваливается в мир лунных коротышек под поверхностью Луны. Местом, где он очутился, был город Давилон. Оказавшись «в Луне», не знакомый с понятиями денег (лунная валюта — «фертинг» из ста «сантиков» ) и частной собственности Незнайка постоянно попадает в неприятные ситуации. Вначале он оказывается на садовом участке господина Клопса и ест на нем грушу и малину, за что его хватают и, по приказу Клопса, травят собаками как вора . Незнайке, к счастью, удаётся сбежать через забор, при этом он совсем не понимает, в чём, собственно, его вина. Одновременно он удивляется тому, что лунные растения и их плоды во много раз меньше, чем привычные для земных коротышек.

Затем его, за отказ платить (он не знает, что такое деньги) в уличном кафе, арестовывает полиция, отвозит в полицейское управление, где его при помощи системы опознания ошибочно идентифицируют как известного бандита Красавчика, после чего вымогают у него взятку, а отказ и полное непонимание ситуации расценивают как несговорчивость и помещают Незнайку в "каталажку" (фактически, тюремную камеру). Там он знакомится с безработным коротышкой Козликом и мелким аферистом Мигой. Последний, поверив рассказу Незнайки о семенах гигантских растений, помогает ему избежать потасовки в камере, а перед выходом Незнайки из тюрьмы даёт ему письмо для своего друга, торговца оружием Жулио.

После выхода из тюрьмы Незнайка и Козлик приходят в магазин оружия Жулио. Тот вносит за Мигу залог, и все четверо обсуждают перспективы выращивания на Луне земных растений, семена которых остались в ракете на поверхности Луны. Для сбора средств на сооружение летательного аппарата , способного достичь внешней поверхности Луны, они основывают акционерное общество , которое называется «Общество гигантских растений» и акции которого обеспечены будущими паями добытых семян.

При этом они раскручивают факт прибытия Незнайки как космонавта в СМИ и дают наружную рекламу (особенно действенную именно в сельской местности , жители которой, как правило, не покупают газет). Постепенно акции распродаются. Их деятельность тревожит местных монополистов , которым появление гигантских растений грозит разорением, и их лидер Спрутс, крупнейший латифундист и владелец текстильных и сахарных фабрик, предпринимает меры для развала Общества.

Он подкупает Мигу и Жулио, и те, изначально являясь низкоморальными и беспринципными типами («два очень хитрых мошенника с мировым именем», как охарактеризовал их Крабс в беседе со Спрутсом), поддаются и бегут с вырученными за акции деньгами, бросив Незнайку и Козлика на произвол судьбы. Одновременно обрывочные намёки на мошеннический характер общества, запущенные Гризлем, редактором газеты, принадлежащей Спрутсу, приводят к панике среди мелких акционеров . Оставшиеся в неведении о происходящем Незнайка и Козлик вынуждены спасаться бегством и отправляются в город Сан-Комарик. Не встретив там Мигу и Жулио (те двое разминулись при форс-мажорных обстоятельствах), они оказываются выброшенными на обочину жизни. Козлику удалось заработать только 3 фертинга на увеселительном аттракционе.

Тем временем биржевые трейдеры Жмурик, Тефтель и Ханаконда, скупив на повышательном тренде огромные партии акций Общества, предпринимают меры, чтобы исправить положение с их дешевизной, вступив в информационную войну в СМИ с газетами Спрутса. Владелец макаронной фабрики Скуперфильд, будучи в неведении о закулисной войне финансовых спекулянтов , закупает почти на весь свой капитал акции Общества, но тут Спрутс наносит решающий удар: публикует документальные подробности о крахе акционерного общества.

Все акции в один момент обесцениваются, и в итоге Скуперфильд оказывается на грани банкротства (но с этим избавляется от страха лишиться всего своего капитала, который его всегда преследовал). В отчаянии он снижает своим рабочим плату вдвое — с 1 фертинга в день до 50 сантиков. Тогда рабочие сначала угрожают забастовкой , а затем, не достигнув соглашения с хозяином, действительно бастуют. Скуперфильд решает набрать новых рабочих среди обитателей ночлежек в Сан-Комарике. В числе нанятых — Незнайка и Козлик.

Машины с новыми работниками прибывают в Брехенвиль. По плану Скуперфильда, они сразу же должны приступить к работе, но об этом становится известно бастующим регулярным рабочим. Бастующие организуют оборону — сначала мирно пытаются убедить приезжих штрейкбрехеров в том, что их всего лишь используют в корыстных целях, а затем вышвыривают вновь прибывших с фабрики и начинают безжалостно преследовать по всему городу. В итоге несчастные Незнайка и Козлик оказываются брошенными в реку. Первый из них теряет ботинки, а последний — шляпу.

Чтобы заработать немного денег, Козлик берёт шляпу Незнайки и идёт в город, а Незнайка остаётся под мостом (обувь Козлика оказалась ему мала). Там он вскоре встречается с компанией других бездомных. Козлику в незнакомом городе не удаётся «наскрести» ни сантика, и он возвращается ни с чем. Поужинав кусочком хлеба, который дал им бродяга Пузырь, друзья остаются ночевать под мостом с остальными бездомными. Среди ночи всю эту компанию (кроме Пузыря, который сбежал по реке на надувной резиновой подушке и отобрав электрошоковую дубинку, поразил одного из полицейских) арестовывает полицейский патруль (чтобы всё прошло незамеченным, даже было отключено освещение на набережной) и отправляет на Дурацкий остров (Незнайку — за отсутствие обуви , а Козлика, соответственно, за отсутствие головного убора ), где лунные коротышки под воздействием вредного воздуха со временем превращаются в баранов и овец.

Приключения Пончика

Пончик же, бросив Незнайку на произвол судьбы, пытается заглушить голос совести непрерывным поглощением пищи и съедает годовой запас провианта в ракете за четверо с половиной суток . После этого Пончик пробовал есть семена растений, но они пришлись ему не по вкусу. Решив отправиться на поиски пищи, он возвращается в пещеру, попадает внутрь Луны, но вследствие вращения «внутренней Луны» оказывается в другом месте. В отличие от Незнайки, Пончик, как более осторожный и практичный коротышка, быстро усваивает суть товарно-денежных отношений . Ему с самого начала везёт: он открывает новую нишу рынка — продажу поваренной соли (оказалось, что лунные жители не знают соли).

Пончик быстро богатеет и нанимает рабочих для соляного производства, но вскоре разоряется, не выдержав конкуренции с владельцами крупных заводов, во главе с Дракулой — владельцем побережья с соляным сырьём. После разорения Пончик становится «крутильщиком» — работником в парке аттракционов, приводящем эти аттракционы в движение, а через некоторое время вступает в «Общество свободных крутильщиков» (аналог профсоюза).

На Земле после отлёта Незнайки. Финал

На Земле Знайка и его друзья строят новую ракету «ФИС» («Фуксия и Селёдочка», уже по ступенчатому принципу), летят на Луну, строят новый прибор невесомости и тоже испытывают немало приключений, вступив в вооружённый конфликт с полицейскими. Найдя Незнайку и Пончика, коротышки-земляне раздают беднякам семена гигантских растений и делятся с ними приборами невесомости, что провоцирует захваты предприятий рабочими, разорение крупного бизнеса и социальную революцию. В конце книги земляне вынуждены срочно возвращаться домой, чтобы спасти заболевшего от тоски по Земле Незнайку.

Накануне отлёта на Землю Спрутс и Жулио, желая отомстить землянам за доставку гигантских семян, взрывают ночью ракету «ФИС». Взрыв валит ракету набок, приведя её в состояние негодности, целыми остаются только скафандры. Тогда коротышки принимают решение подняться на поверхность Луны в одних скафандрах. После чего космонавты садятся в ракету «НИП» («Незнайка и Пончик») и летят к Земле. Незнайка, придя в себя, тут же предлагает «снова отправиться куда-нибудь в путешествие» .

Лунный капитализм

Роман писался Носовым как сатира на западный капитализм того времени . Но следует отметить что многие из данных черт были характерны для капитализма от конца 19 века до нашего времени. По мнению внука писателя, Игоря Носова , роман фактически опередил время, став фактически описанием постсоветской России, описав присущий ей «дикий капитализм» .

Здесь перечислены основные черты лунного капитализма:

  • Сращивание олигархии и власти. Действующая политическая власть в романе не показана, а полиция непосредственно исполняет приказы монополистов. Фактически, Луной правят богачи совместно с полицейскими.
  • Преследование профсоюзных и рабочих организаций.
  • Большая роль фиктивного капитала (см. биржевая торговля акциями ) компаний, включая уже несуществующие .
  • Практически полная монополизация целых отраслей экономики — в основном, в форме картелей - монополистов (см. описание работы «бредламов»).
  • Определённые черты, свойственные докапиталистическим формациям ( денежная испольщина в добыче соли на морском побережье, принадлежащем землевладельцу Дракуле).
  • Использование методов нечестной конкуренции , борьба с конкурентами — как экономическими ( демпинг и хищническое ценообразование — см. решение «Соляного бредлама» в отношении мелких производителей соли), так и неэкономическими методами, включая криминальные (см. навязанное лже-банкротство «Общества гигантских растений», предложение Дубса нанять киллеров , чтобы «убрать» Жулио и Мигу, судебный иск торговцев бензином к производителю шин Пудлу после остановки в Давилоне всего автомобильного движения в связи с взрезанием на всех автомобилях шин после размещенного в газете письма, в котором сообщалось, что деньги из ограбленного банка якобы были спрятаны в автомобильных шинах).
  • Значительная безработица , включая застойную.
  • Обширная сеть примитивных неблагоустроенных ночлежек («гостиниц» типа «Тупичок») во всех городах.
  • Обман потребителей, что можно видеть на примере гостиницы «Экономическая», когда постояльцы снимают номер по приемлемой, как им кажется цене, но после заселения сталкиваются с вынужденными и навязанными платежами за элементарные вещи — без оплаты монеткой в гостиничном номере отключалось не только телевидение , но и отопление , горячее водоснабжение , электричество ; постельные принадлежности , мыло, полотенца не предоставлялись без доплаты, и даже хранение вещей в шкафу оказалось платным, о чем заранее не сообщалось .
  • Драконовское законодательство против пауперизма и бродяжничества : каждый, кто ночует на улице или ходит без ботинок, брюк , рубашки или шляпы, считается "безнадёжным дураком", отчего становится целью для полиции и подлежит отправке на Дурацкий остров. Спастись от полиции возможно лишь в городских окрестностях или сельской местности .
  • Большая податливость населения рекламе . Например, реклама коврижек кондитерской фабрики «Заря», плакат которой держал в руках сам космический путешественник Незнайка, после чего на эти коврижки возник ажиотажный спрос и магазинам удалось сбыть даже самый залежалый товар. Также желание всех лечиться только у доктора Шприца после того, как он на глазах у телезрителей лично обследовал гостя с другой планеты — Незнайку.
  • Продакт-плейсмент товаров в подконтрольных СМИ , например, в газетах, принадлежащих Спрутсу (в частности, в «Давилонских юморесках»), к месту и не к месту, но всегда в положительном ключе упоминалась продукция спрутсовских фабрик.
  • Манипуляция массовым сознанием посредством СМИ (см. кампания против факта наличия семян гигантских растений, зависимость цен акций от того, что написано в газетах, реклама или антиреклама).
  • Так называемые откаты — когда Спрутс предлагает членам «Большого бредлама» «скинуться» на 3 миллиона для подкупа Миги и Жулио. Спрутс, собрав с монополистов 3 миллиона, оставляет (вначале намереваясь 2 миллиона) 1 миллион себе.
  • Демонстративное потребление , причём как богатыми, так и бедными (см. описание образа жизни мыльного фабриканта Грязинга, покупка автомобиля в кредит Козликом). Богатые люди не приумножают свои капиталы, а нерационально транжирят деньги, ломая для развлечения мебель или занимаясь другой бессмысленной тратой денег (собачьи рестораны, парикмахерские и т. п.).
  • Примитивные кинематограф , телевидение и живопись . Абстрактная мазня, выдаваемая за искусство (см. высказывание Козлика о картине на стене в конторе, гл. 15). Фильмы ужасов с говорящими названиями вроде «Таинственный незнакомец, или Рассказ о семи задушенных и одном утонувшем в мазуте » (гл. 19) или «Убийство на дне моря, или Кровавый знак» (гл. 34) а также боевики , повествующие в основном о том, как полицейские ловят бандитов, с массовыми драками, оглушительными перестрелками, головокружительными погонями. Не случайно подобного рода кинокартины показывали и на Дурацком острове: по словам автора , «содержание фильмов было слишком бессмысленным, чтобы давать какую-нибудь пищу для ума. Глядя изо дня в день, как герои всех этих кинокартин бегали, прыгали, падали, кувыркались и палили из пистолетов, можно было лишь поглупеть, но ни в коем случае не поумнеть».
  • Невзыскательные, аморальные и часто жестокие публичные развлечения (см. «Весёлый балаганчик»).
  • Цензура в средствах массовой информации («Деньги стибрили сами полицейские. Это говорю вам точно. Читатель Сарданапал» — письмо с таким содержанием принёс в редакцию некий лысый коротышка по имени Сарданапал, в результате полиция стала поголовно ловить лысых, с целью найти автора). Другой пример — выступление по ТВ доктора физических наук профессора Беты, где он говорил о пришельцах, попутно упоминая про пороки и недостатки полиции, за что и был арестован по обвинению в распространении « вредных мыслей » и неуважении к полиции. Арестовавшая его полиция заявила, что с этого момента любой коротышка за распространение подобных мыслей будет арестован.
  • Пренебрежение фундаментальными научными исследованиями , не сулящими непосредственной коммерческой выгоды («Богачи, словно свиньи, не любят задирать голову, чтоб посмотреть вверх. Их интересуют одни только деньги! […] Богачи говорят: „Звёзды — не деньги, их в карман не положишь и каши из них не сваришь“»).
  • Широкая коррупция как в полиции , так и в судебных инстанциях , взяточничество и фактическая безнаказанность богатых (см. вымогательство взятки у Незнайки Миглем, признание судьёй Вриглем тотального подкупа полиции, «общество взаимной выручки», неразделённость исполнительной и судебной властей ).
  • Свободная торговля оружием , включая автоматическое огнестрельное и даже артиллерийские орудия (пулемёты и пушка на складе «магазина разнокалиберных товаров», то есть оружейного магазина), а также свободная торговля полицейскими и бандитскими принадлежностями: полицейские мундиры , дубинки, наручники , отмычки , маски , ножи, фомки для вскрытия сейфов и т. п.
  • Заинтересованность полиции только в борьбе с бандитами, но не в искоренении и профилактике самого бандитизма («Если же преступники перестанут совершать преступления, то полиция станет не нужна, полицейские потеряют свои доходы, сделаются безработными, и существующая в нашем обществе гармония будет нарушена») . Этим объясняется наличие свободной торговли оружием и то, почему полиция закрывает на это глаза.
  • Противодействие защите рабочими своих прав: применение труда штрейкбрехеров в ответ на организованную рабочим самоуправлением забастовку на фабрике Скуперфильда.
  • Введение элементов чрезвычайного положения при появлении угрозы правящему режиму.

Отзывы

Незнайка — это было открытием… Мир «коротышек», таких же детей, как и я, но живущих без взрослых, и у которых ТАКИЕ приключения… Это сейчас я понимаю, что вся «трилогия о Незнайке» является уникальной, редчайшей удачей современной детской сказки. А тогда я только с ужасом смотрел, как тают толстые книги. И впитывал всё, что вложил туда автор.

Когда я в первом классе объяснял учительнице, во сколько раз сила тяжести на Луне меньше земной — это был Незнайка. Когда я популярно объяснял ей же, что такое акции и акционерные общества — это была заслуга Носова.

Приключения, характеры, знания, мораль — всё было вложено в книгу, и так легко и органично — что ни одному ребёнку и в голову не приходило, что его не просто развлекают, его учат…

Вот почему я так люблю эту книгу.

Примечания

  1. «Фертинг» — производное от реально существовавшего до 1960 года фартинга , самой мелкой английской монеты; «сантик» же — производное от французской монеты — сантима , существовавшего до 2002 года.
  2. Явная отсылка к роману «Незнайка в Солнечном городе», где совесть периодически тревожила главного героя.
  3. По расчётам Незнайки, пищи Пончику должно было хватить на год и четыре месяца, но Незнайка не учёл того, что Пончик может есть практически непрерывно

Литература

  • Илья Кукулин. // НЛО . — 2005. — № 76 . 10 сентября 2017 года.

Примечания

  1. По мнению Знайки и Пилюлькина. На самом деле, как уточняет автор, Пончик схитрил чтобы не выполнять тяжелую работу, а вместо этого съесть всю приготовленную на завтрак манную кашу
  2. Администратор (рус.) . МультТявка (11 мая 2018). Дата обращения: 16 июля 2023. 16 июля 2023 года.
  3. www.shkolazhizni.ru . Дата обращения: 16 июля 2023. 16 июля 2023 года.
  4. . Sputnik Кыргызстан (20230514T1224+0600). Дата обращения: 16 июля 2023. 16 июля 2023 года.
  5. Sclokov, Dima . DTF (5 мая 2023). Дата обращения: 16 июля 2023. 16 июля 2023 года.
  6. . prosto.rabota.ru (17 сентября 2021). Дата обращения: 16 июля 2023. 16 июля 2023 года.
  7. . Дата обращения: 6 апреля 2011. 14 сентября 2011 года.

Ссылки

Источник —

Same as Незнайка на Луне