Interested Article - Этнографические и субэтнические группы поляков

Этнографи́ческие и субэтни́ческие гру́ппы поля́ков — локальные группы польского населения различного происхождения, имеющие собственное самоназвание , осознание отличия от других групп поляков, культурные, языковые и иные особенности. Формирование особых этнокультурных черт в разных регионах Польши было обусловлено длительной политической разобщённостью польских земель. Во многом региональные особенности складывались в пределах основных польских исторических областей ( Великопольши , Малопольши , Мазовии , Силезии , Поморья ), восходящих к племенным территориям полян , вислян , мазовшан , слензан и поморян . С развитием промышленности и ростом урбанизации с конца XIX века начались процессы нивелировки этнографических различий поляков, ряд субэтносов слился с основным массивом польского этноса, в то же время некоторые субэтнические группы устойчиво сохраняются до настоящего времени .

Основные группы

К основным этнографическим группам поляков, территории расселения которых отчасти совпадают с ареалами основных польских диалектов ( великопольским , малопольским , мазовецким , силезским и кашубским ), относят: на западе и в центральных районах Польши — великополян , и , на юге и юго-востоке — , на северо-востоке — мазовшан (мазуров) , на юге — силезцев , на севере, на побережье Балтийского моря — (включая кашубов ). Иногда в число данных групп включают куявян , прусских мазуров и . Особо выделяют группы Восточных Кресов и Возвращённых земель . Кашубов и силезцев в настоящее время часто рассматривают как отдельные народы со своими языками — кашубским и силезским. В каждую из указанных основных групп поляков в свою очередь входят сравнительно небольшие по численности и области расселения локальные субэтносы .

Великополяне

Карта великопольских субэтнических групп (согласно исследованиям )
Представители великопольских бамбров (бамбергцев) в народных костюмах во время праздничной церемонии

Великополяне населяют исторический регион Великопольшу . Их объединяют складывавшиеся в данном регионе в течение многих веков общие традиции и элементы культуры, а также общие языковые особенности — в разной степени сохранившиеся черты великопольского диалекта . В прошлом в составе великополян выделялось до тридцати различных субэтнических и прочих этнолокальных групп различного происхождения (некоторые этнографы насчитывают до сотни этнолокальных великопольских групп ). Часть из них сохранила свои этнокультурные особенности до начала XXI века, часть — полностью слилась с окружающим этническим массивом. К числу великопольских групп относились ранее или относятся в настоящее время (включающая хвалимцев , подмоклян, бабимостян и других жителей бывшего польско-германского пограничья), бамбры (бамбергцы) , бискупяне , веленские мазуры , , , куявяне , палучане , , пожечане , тостоки , и другие .

В исследованиях польских этнографов великопольская территория может иметь разные границы и включать различное число субэтнических групп. Так, например, в работе Zarys grup etnograficznych w Polsce выделяется особая группа (в 1950-х годах этнографы называли их любушанами, но это название так и не закрепилось за этой группой), куда были включены переселенцы из Центральной Великопольши в Любушскую землю . Кроме того, Я. Камоцкий не включает в состав великополян , которых относит к поморянам, но включает , и , которых остальные этнографы чаще всего причисляют к поморянам . выделял собственно великополян (с группами познаньцев, северных великополян, калишан и крайняцей) и куявян. Как особые группы он отмечал жителей лесных районов (веленских мазуров, лесняков и боровяцей) и группы с иноэтничной основой (бамбров, хазацей и хвалимцев). Группы добжиняцей, хелминяцей и любавяцей он относил к поморянам . Наименьшую по охвату территорию великополян выделяет А. В. Бжезиньская . Она не относит к великополянам помимо прочих групп на северо-востоке также куявян и боровяцей, не причисляет к отдельной группе калишан, но отмечает при этом этнографические особенности у жителей и окрестностей Шамотул , которых рассматривает как отдельные группы и .

Великопольские субэтнические группы имеют различное происхождение. Среди них выделяются субэтносы, основу которых составляют потомки переселившихся в разное время в Великопольшу немцев и голландцев : бамбры (бамбергцы), ганноверцы и . Вероятно силезское происхождение имеют группы хвалимцев и хазаков. Они появились в Великопольше предположительно в результате миграций из Силезии или же являются автохтонным населением бывшего великопольско-силезского пограничья, не подвергшимся германизации как остальные славяне Нижней Силезии . Благодаря особым правам и способам ведения хозяйства, связанным с церковным владением землями, сложилась группа бискупян. Особые природные условия (крупные лесные массивы, болотистые почвы по берегам рек и т. п.) способствовали формированию в относительной изоляции таких субэтносов, как веленские мазуры и тостоки. Своеобразные язык и культура сложились у населения исторических регионов Великопольши (куявян, калишан, палучан) и у жителей сёл польско-немецкого пограничья (домбрувцев, бабимостян, подмоклян и других) .

Согласно , 1515 жителей Польши в ответе на вопрос о национальной принадлежности указали принадлежность к великополянам .

Малополяне

Участники фольклорного коллектива в народных костюмах

Малополяне населяют историческую область Малая Польша — районы распространения малопольского диалекта .

К малопольским субэтносам относятся , , , лясовяки , погоряне , , сондецкие ляхи и другие. Особо выделяются группы гуралей , населяющие горные районы южной Польши, в их числе , , , , , и . Часть области расселения гуралей расположена на территории Словакии .

Оркестр в

На формирование гуральских субэтносов помимо прочего оказали влияние особые природные условия. Жизнь в горных районах Малопольши способствовала возникновению специфических местных особенностей хозяйства и традиционной культуры. В частности, у гуралей сохранились традиции отгонного скотоводства . Владельцы овец по местным обычаям выбирают старшего пастуха (бацу), у которого есть помощники (юхаси) и погоняльщик (хонельник). Горные районы Малопольши (как и горные районы Силезии) являются одним из немногих польских регионов, часть сельских жителей которых носят традиционную народную одежду повседневно. В горах мужчины носят короткую льняную рубаху с запонкой из серебра или других металлов, штаны из белого сукна с вышитым на них сердцевидным узором, широкий кожаный пояс, короткую куртку из белой шерсти (цуху). Женщины носят юбку из узорной или однотонной ткани, рубаху, безрукавку. В зимнее время гурали носят кожухи. Для гуральского региона также характерны традиционные способы приготовления пищи, в гуральской кухне отмечается ряд специфических блюд, например, фигурные сыры, кислые напитки из молока и т. д. Условия относительной изоляции в горных долинах способствовали образованию большого разнообразия этнографических особенностей у тех или иных групп гуралей — живецких, оравских, подгальских и других. Отличаются своеобразием и равнинные регионы Малопольши. В частности, особые черты имеет традиционный народный костюм краковян: у мужчин — рубаха с отложным воротником, штаны в полоску, синий кафтан с богатой вышивкой, конфедератки , тёплые меховые шапки, шляпы и другие головные уборы; у женщин — женская юбка из ткани в цветочек, передник тюлевый или полотняный, поверх рубахи — суконный или бархатный корсаж с золотым или серебряным шитьём, металлическими пластинками и другими элементами украшений .

Согласно переписи населения 2011 года, 2935 человек в Польше назвали себя гуралями , к заглембовцам отнесли себя 853 человека .

В Подгалье местные используются в письменности, на них создаются литературные произведения . По итогам переписи 2011 года 604 жителя Польши назвали гуральские говоры языком домашнего общения .

Мазовшане

Представители курпов в
Женщины в

Мазовшане, или мазуры, населяют историческую область Мазовия , на территории которой распространены говоры мазовецкого диалекта . Основные субэтнические группы мазовшан: , курпы , , , , подляшские мазуры, прусские мазуры , равские мазуры, собственно мазуры, южные мазуры и другие. Некоторые этнографы выделяют вармяков и прусских мазуров в отдельную от мазовшан этнографическую группу .

Формирование различных групп мазовшан происходило под влиянием разнообразных факторов. Так, например, субэтнос прусских мазуров складывался в особых природных условиях Мазурского Поозёрья , для хозяйства которого важную роль играло рыболовство. Так же, как и в Поморье, Силезии и Западной Великопольше в Мазурии наиболее сильно проявились процессы германизации . Немецкое влияние выразилось, в частности, в принятии прусскими мазурами лютеранства , обособившего их от большинства остальных поляков, исповедующих католическую веру . Кроме того, мазурские говоры заимствовали многочисленные германизмы из нижнепрусского диалекта немецкого языка . Значительным этнографическим своеобразием выделяются также окрестности Ловича , населённые ловичскими ксенжаками. В этом регионе в отличие от большинства других районов Польши всё ещё сохраняются обычаи повседневного ношения народных костюмов. Ловичская традиционная одежда отличается использованием полосатых тканей, из которых сшиты юбки, передники, женские накидки, мужские штаны .

По данным польской переписи населения 2011 года, 1376 человек назвали себя мазурами , 332 человека — мазовшанами, 269 человек — курпами .

Серадзяне и ленчицане

Музыканты Ленчицкого оркестра в

Серадзско-ленчицкие субэтнические группы населяют регионы в центральных районах Польши. В сельской местности отчасти сохраняются ленчицкие и серадзские говоры малопольского диалекта. В разное время данные группы испытали влияние поляков соседних областей: Силезии, Малопольши, Великопольши и Мазовии. Серадзско-ленчицкий этнографический регион делится на две части — северную, в которую входят , и южную, которую составляют . К последним, согласно данным Я. Камоцкого, относят собственно серадзян, пётркувскую группу, опочнян и велюньско-радомщанскую группу. Ленчицане по особенностям народной культуры и диалектным чертам тесно связаны с Мазовией и Великопольшей, а серадзяне — с Силезией, Малопольшей и Великопольшей .

Силезцы

Представители в народных костюмах ( Чехия )

Основная область расселения современных силезцев — Верхняя Силезия , небольшая часть которой расположена на территории Чехии . Название региона и этнографической группы восходит к названию древнего лехитского племени слензан . Ранее потомки слензан населяли также Нижнюю Силезию , но в результате немецкой экспансии славяне этого региона были онемечены. Значительные отличия силезцев от остального польского этнического массива вызваны длительной политической изоляцией Силезии , находившейся под властью немцев . В настоящее время ряд общественно-политических организаций Силезии выдвигает требования создания культурной автономии и признания силезцев отдельным народом, а их диалектов — самостоятельным языком .

В составе силезцев выделяются такие субэтнические группы, как ополяне , гужане (гуражи, бытомцы) , , рацибужане , , , , , , и другие. Некоторые из субэтносов могут включать в свой состав ряд локальных групп. Например, в составе ополян выделяют заоджоков, голёков, баёков, оджиков, боросов, крысёков, кобылёжей, леснёков и подлесёков .

Карта силезских субэтнических групп (согласно исследованиям )

На формирование культурно-бытовых особенностей силезских гуралей, как и на формирование этнолокальных черт малопольских гуралей, значительное влияние оказали природные условия и географическое положение области их расселения. В горных районах у гуралей складывалась своеобразная культура и особые способы ведения хозяйства, в частности, наличие специфических черт народного костюма и распространение традиции отгонного скотоводства .

Согласно результатам переписи населения 2011 года, в Польше проживают 847 тысяч силезцев . 926 человек, жители Тешинской Силезии , отнесли себя к отдельной этнической группе тешинских силезцев . Языком домашнего общения силезский назвали в 2011 году 529,4 тысяч человек .

Поморяне

Этническая территория и группы кашубов в конце XX века
Карта поморских субэтнических групп (согласно исследованиям )

Субэтнические группы поморян: , , , , , .

Участники кашубского фольклорного коллектива в

Среди поморян особо выделяется группа кашубов , которую часто рассматривают как отдельную народность, говоры кашубов, ранее считавшиеся кашубским диалектом польского языка, в настоящее время признаются самостоятельным западнославянским языком .

Этнический массив кашубов не является однородным. На территории Кашубии в разное время выделялись такие субэтнические группы, как лесоки , моряне, крубяне (заборяки) , гохи , словинцы , кабатки , йозки, косьцежинцы, парчянская шляхта, быляки (белёки) (включая гбуров, ребоков, заблочан и т. д.) .

На формирование этнографического своеобразия Поморья и образование поморянских субэтнических групп оказало влияние множество факторов. Важнейшим из них было обособленное положение Поморья в течение длительного времени по отношению к остальным польским землям. Относительная изоляция Поморья и слабость процессов консолидации с Польшей были вызваны не только непрочностью политических связей поморских земель с древнепольским государством, но и особыми условиями социально-экономического и культурного развития Поморья (длительное господство язычества и т. д.). Поморье (наряду с Силезией, Мазурией и Западной Великопольшей) было регионом, который наиболее сильно подвергся германизации . В частности, славянское население Западного Поморья было полностью онемечено уже на раннем этапе этнической истории поляков. Германизация в Поморье продолжалась вплоть до начала XX века, когда исчезли такие субэтнические группы кашубов, как словинцы и кабатки. Этнографические особенности поморян складывались также под влиянием природных условий региона. В Западном и Восточном Поморье издревле было развито морское рыболовство, в некоторых районах до наших дней сохраняются старинные рыбацкие артели (машоперии), изредка встречаются архаичные обычаи коллективного лова рыбы .

По данным переписи 2011 года, в Польше проживают 232,54 тысячи кашубов , 3065 человек назвали себя кочевцами , 838 человек — боровяками . Языком домашнего общения кашубский назвали 108,1 тысяч человек .

Примечания

  1. Fischer, Adam . . — Lwów, Warszawa, Kraków: Wydawnictwo Zakładu Narodowego im. Ossolińskich , 1926. — S. 12. — 240 S. 13 августа 2016 года.
  2. . . — Kraków: Orbis, 1925. — S. 6—7. — 27 S. 5 марта 2016 года.
  3. // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. редактор В. А. Тишков ; Редкол.: О. Ю. Артёмова , С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский , (зам. гл. ред.), В. А. Попов , П. И. Пучков (зам. гл. ред.), . — М. : Большая Российская энциклопедия , 1999. — ISBN 5-85270-155-6 . 17 августа 2016 года.
  4. Народы зарубежной Европы. Поляки // Народы мира. Этнографические очерки / под общей редакцией С. П. Толстова , под редакцией С. А. Токарева , Н. Н. Чебоксарова . — М. : « Наука », 1964. — Т. I . — С. 86 .
  5. / pod redakcją G. Odoj, A. Peć. — Wydanie pierwsze. — Dzierżoniów: Wydawnictwo ALEX, 2000. — С. 71, 74. — ISBN 83-85589-35-X .
  6. . // Annales Universitatis Mariae Curie-Skłodowska. Sectio F, Historia. — Lublin, 1991/1992. — Vol. XLVI/XLVII, 6. — Mapa grup etnograficznych w Polsce. 5 июня 2018 года. (Дата обращения: 5 июня 2018)
  7. Brzezińska A. W., Jełowicki A., Sawicka M. от 20 мая 2021 на Wayback Machine . — Szreniawa: Fundacja Ochrony Dziedzictwa Kultury Wsi i Rolnictwa, 2020. — S. 53. — 98 S.
  8. Brencz A. от 2 июня 2021 на Wayback Machine . — Poznań: Uniwersytet im. A. Mickiewicza, 2003. — S. 50—51. — S. 49—62.
  9. от 17 мая 2021 на Wayback Machine . — Poznań, 2011. — S. 9—15. — S. 65.
  10. . // Annales Universitatis Mariae Curie-Skłodowska. Sectio F, Historia. — Lublin, 1991/1992. — Vol. XLVI/XLVII. — S. 118. 5 июня 2018 года. (Дата обращения: 5 июня 2018)
  11. Rodek, Ewa. Bielenin-Lenczowska, Karolina. Pod redakcją Haliny Karaś: (польск.) . Dialekty i gwary polskie. Kompendium internetowe. 25 июня 2016 года. (Дата обращения: 28 июня 2016)
  12. (польск.) . Region Wielkopolska. Baza wiedzy o Wielkopolsce. 11 июля 2016 года. (Дата обращения: 28 июня 2016)
  13. (польск.) . Program Wielkopolska Odnowa Wsi S. 9—15. Poznań: Urząd Marszałkowski Województwa Wielkopolskiego w Poznaniu (2011). Архивировано из 14 августа 2014 года. (Дата обращения: 28 июня 2016)
  14. . // Annales Universitatis Mariae Curie-Skłodowska. Sectio F, Historia. — Lublin, 1991/1992. — Vol. XLVI/XLVII. — S. 118—119. 5 июня 2018 года. (Дата обращения: 5 июня 2018)
  15. . . — Kraków: Orbis, 1925. — S. 19—20. — 27 S. 5 марта 2016 года.
  16. Brzezińska A. W., Jełowicki A., Sawicka M. от 20 мая 2021 на Wayback Machine . — Szreniawa: Fundacja Ochrony Dziedzictwa Kultury Wsi i Rolnictwa, 2020. — S. 48—53. — 98 S.
  17. (польск.) (pdf) S. 261. Warszawa: (2013). 31 декабря 2016 года. (Дата обращения: 28 июня 2016)
  18. (польск.) (pdf) S. 263. Warszawa: (2013). 31 декабря 2016 года. (Дата обращения: 28 июня 2016)
  19. Handke K. // Współczesny język polski / pod redakcją J. Bartmińskiego. — Lublin: Uniwersytet Marii Curie-Skłodowskiej, 2001. — С. 211. (Дата обращения: 28 июня 2016)
  20. (польск.) (pdf) S. 96. Warszawa: (2013). 31 декабря 2016 года. (Дата обращения: 28 июня 2016)
  21. . // Annales Universitatis Mariae Curie-Skłodowska. Sectio F, Historia. — Lublin, 1991/1992. — Vol. XLVI/XLVII. — S. 115—117. 5 июня 2018 года. (Дата обращения: 5 июня 2018)
  22. (польск.) (pdf) S. 264. Warszawa: (2013). 31 декабря 2016 года. (Дата обращения: 28 июня 2016)
  23. . // Annales Universitatis Mariae Curie-Skłodowska. Sectio F, Historia. — Lublin, 1991/1992. — Vol. XLVI/XLVII. — S. 115. 5 июня 2018 года. (Дата обращения: 5 июня 2018)
  24. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 402. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5 . (Дата обращения: 3 июня 2018)
  25. Тихомирова Т. С. // Языки мира: Славянские языки . — М. : Academia , 2005. — С. 37. (Дата обращения: 28 июня 2016)
  26. (польск.) (pdf) S. 260. Warszawa: (2013). 31 декабря 2016 года. (Дата обращения: 28 июня 2016)
  27. Скорвид С. С. // Большая российская энциклопедия / Отв. ред. — С. Л. Кравец . — М. : « Большая Российская энциклопедия », 2009. — Т. 13. — ISBN 978-5-85270-344-6 . (Дата обращения: 28 июня 2016)
  28. . Pod redakcją Haliny Karaś: (польск.) . Dialekty i gwary polskie. Kompendium internetowe. 18 октября 2012 года. (Дата обращения: 28 июня 2016)
  29. . Pod redakcją Haliny Karaś: (польск.) . Dialekty i gwary polskie. Kompendium internetowe. 18 октября 2012 года. (Дата обращения: 28 июня 2016)

Ссылки

Источник —

Same as Этнографические и субэтнические группы поляков