К объединению/7 декабря 2022
- 1 year ago
- 0
- 0
Варандой (чеч. Варандой ) — чеченский тайп , входящий в тукхум Шуотой . В левобережье р. Аргун имеются горы Варанды-Корт (Варандойн лам) и Варандой дук (Варандойн дукъ).
Варандойцы входят в число коренных чеченских тайпов В 1658 г. представители тайпа, наряду с чантинским и тумсоевским тайпами, прибыли в Москву в качестве посланцев Шибутских земель .
Есть различные мнения о происхождении тейпа Варандой. По одной из них Варандой были в числе 20 исконных чеченских тейпов, выгравированных на легендарном медном котле, который хранился в Нашхе. Однако некоторые исследователи ( У. Лаудаев, А. Сулейманов) указывают на их родство с хевсурами. Существуют и версии о русском происхождении данного тейпа (тейп принимал много русских, восстававших против династии Романовых).
Примечателен также тот факт, что, по мнению многих чеченцев, целый ряд поселений в Притеречье (станицы Калиновская, Щедринская, Червленная, Галюгаевская и др.) были изначально основаны представителями тейпов варандой и гуной, однако после заселения этих земель казаками большинство представителей данных тейпов вернулись на родовые земли в горах. Оставшаяся малая часть впоследствии, по-видимому, смешалась с казаками и ассимилировалась.
Также интересным может показаться тот факт, что в Нагорном Карабахе (приблизительно входившем в состав древнего государства Урарту – которое многими считается прародиной нахских племен (правда непонятно, как жители столь развитого государства ушли в горы и забыли всё «своё» развитие, ведь только примерно в 13-14 веках нашей эры (спустя 2 тысячелетия после их «переселения из Урарту) упоминается вероятное государство нахов Симсир)) до сих пор сохранилось село под названием «Варанда», которое между прочим имеет ещё и армянскую этимологию.
Малая часть рода Варандой, которая отказалась принять ислам, после жарких дискуссий вынуждена была покинуть родные места. Эта часть рода под предводительством старшего из «отказников» перешла реку Терек и обосновалась там. Это место впоследствии назвали городом Оьрза (Оьрза гӀала). Русское название — станица Червлённая. Потомки тех переселенцев «обрусели» и сегодня считают себя терскими казаками, хотя помнят свою связь с родом Варандо.
При вступлении в казаки инородцам без каких-либо ограничений, так же, как и русским, нарезались земельные наделы, выдавались ссуды из войскового капитала, разрешалось иметь оружие. Однако, предоставление этих прав увязывалось с необходимостью принятия христианства, чем ставило претендентов перед нелегким выбором отречения от традиционных религиозных приверженностей своих этнических сообществ. Прослойка инородцев в казачьей среде к концу XIX века не превышала 2 %. Осужденным горцам, высланным с Кавказа, но принявшим в ссылке православие, разрешалось вернуться на родину с согласия руководства края.
Численность тейпа Варандой оценивается в 15—20 тысяч человек. В составе тайпа Варандой имеются четыре главных гара (рода): Гунуш-Гар, Ади-Гар, Oси-Гар, Бетир-Гар .
Представители данного тейпа являются носителями гаплогруппы L3 (Шатойский кластер)
Салам-мулла (1870—1945) религиозный деятель, богослов .
Сальмирза Магомадов (1870—1944) религиозный деятель, богослов, имам с. , Чишки и Агишты .
(1881—1974) учёный-богослов, филолог-арабист, мыслитель.
Умалат Якубович Дашаев (1956—1994) — военный деятель, участник грузино-абхазской и первой российско-чеченской войн, командир Отдельного батальона специального назначения «Борз» (ОБСН «Борз») Вооружённых сил ЧРИ.