Ханс Бельтинг
(
нем.
Hans Belting ;
7 июля
1935
,
Андернах
—
9 января
2023
,
Берлин
) — немецкий историк искусства и культуры, критик, теоретик коммуникаций.
Биография
Учился истории, археологии и истории искусства в
Майнце
и
Риме
, стажировался в
США
. Защитил диссертацию в
Гамбурге
, с 1969 года преподавал в
Гейдельбергском университете
, в 1980—1992 годах — в
Мюнхенском университете
. В 1992—2002 годах преподавал в Институте истории искусств и теории средств коммуникации в
Карлсруэ
. В 2004—2007 годах — директор Международного исследовательского центра наук о культуре в
Вене
.
Преподавал в
Гарвардском
и
Колумбийском
университетах, в
Коллеж де Франс
и др.
Научные интересы
Область интересов Бельтинга —
культ образов
(
Бодлер
), проблемы визуальной репрезентации, телесность и изображение, фетиш и
шедевр
, воображение и восприятие в искусстве Средневековья, Возрождения, Нового времени, включая новейшую фотографию, кино, музейную и галерейную практику. Предметом его монографических исследований выступали
византийские
фрески, мозаики, иллюминированные книги, работы
Беллини
,
ван Эйка
,
Джорджоне
,
Босха
,
М. Бекмана
.
Творческие контакты
Сотрудничал с
Д. Кампером
.
Избранные труды
1981: Bild und Publikum im Mittelalter, Berlin (2-е изд. — 1995, 3-е изд. — 2000, франц. пер. — 1998)
1983: Das Ende der Kunstgeschichte?, München (2-е изд. — 1984, англ. пер. 1987, франц. — 1989, ит. — 1990, чеш. — 2000, порт. — 2006)
1984: Max Beckmann. Die Tradition als Problem in der Kunst der Moderne, München (англ. изд. 1989)
1985: Giovanni Bellini. Pietà. Ikone und Bilderzählung in der venezianischen Malerei, Frankfurt
1990: Bild und Kult. Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst, München: C. H. Beck (англ. пер. 1994)
1992: Die Deutschen und ihre Kunst. Ein schwieriges Erbe, München (англ. и яп. пер. 1998)
1995: Die Erfindung des Gemäldes (mit C. Kruse), München
1995: Das Ende der Kunstgeschichte. Eine Revision nach zehn Jahren, München
1997: Die Frage nach dem Kunstwerk unter den heutigen Bildern (Hg. mit S. Gohr), Stuttgart
1998: Das Erbe der Bilder. Kunst und moderne Medien in den Kulturen der Welt (Hg. mit Lydia Haustein), Beck: München
1998: Das Unsichtbare Meisterwerk. Die modernen Mythen der Kunst, München (англ. пер. 2001)
1999: Identität im Zweifel. Ansichten der deutschen Kunst, Köln: DuMont
2000: Menschenbild und Körperbild, Münster: Rhema
2000: (mit Dietmar Kamper, Hg.) Der zweite Blick. Bildgeschichte und Bildreflexion, München: Fink
2001: Bild-Anthropologie. Entwürfe für eine Bildwissenschaft, München: Fink (франц. и словен. пер. — 2004)
2002: Hieronymus Bosch. Der Garten der Lüste, München
2002: (mit Martin Schulz und Dietmar Kamper, Hg.) Quel corps? Eine Frage der Repräsentation, Paderborn
2005: Szenarien der Moderne: Kunst und ihre offenen Grenzen, Berlin: Philo and Philo Fine Arts
2005: Das echte Bild. Bildfragen als Glaubensfragen, München: C. H. Beck
2007: (Hg.) Bilderfragen. Bildwissenschaften im Aufbruch, München: Fink
2008: Florenz und Bagdad. Eine westöstliche Geschichte des Blicks, München: C. H. Beck
2009: Der Blick hinter Duchamps Tür. Kunst und Perspektive bei Duchamp. Sugimoto. Jeff Wall. Köln: Walther König.
2010: Spiegel der Welt: Die Erfindung des Gemäldes in den Niederlanden, München: C. H. Beck, München.
Признание
Публикации на русском языке
Образ и культ (история образа до эпохи искусства). М.: Прогресс-Традиция, 2002
Примечания
↑ Hans Belting // Архив изобразительного искусства — 2003.
↑ Hans Belting // (нем.)
↑
↑
↑
— 1537.
↑
Deutsche Nationalbibliothek
Record #118121162 // (нем.) — 2012—2016.
Ссылки