Interested Article - Экспериментальное кино

« Предел » (1931) — один из первых в истории кино полнометражный экспериментальный фильм.

Экспериментальное кино ( англ. experimental film), или авангардное кино ( англ. avant-garde cinema) — способ кинопроизводства , который коренным образом пересматривает кинематографические условности и исследует или альтернативы традиционным повествованиям или методам работы . Многие экспериментальные фильмы, особенно ранние, тесно связаны с другими видами искусства: живопись, танец, литература и поэзия ; или возникают в результате исследований и разработки новых технических ресурсов .

Подавляющее большинство экспериментальных фильмов снимается с очень низкими бюджетами с минимальной съёмочной группой (либо вовсе одним человеком) , и являются либо самофинансируемыми, либо поддерживаются небольшими грантами. Они часто содержат нелинейные подходы к сюжетным линиям, радикальные методы кинопроизводства и вопиющее пренебрежение к кинематографическому статус-кво, иногда же могут вовсе не иметь какого-либо сюжета .

Кинематографисты-«экспериментаторы» обычно начинают как любители, и некоторые используют экспериментальные фильмы как трамплин для коммерческого кинопроизводства или перехода на «серьёзные ленты». Целью экспериментального кинопроизводства может быть передача личного ви́дения художника или поощрение интереса к новым технологиям, а не развлечение или получение прибыли, как в случае с коммерческими фильмами .

Определение термина

Экспериментальное или авангардное кино — это стиль кинопроизводства, использующий неортодоксальные методы нетрадиционного повествования для создания произведений, которые можно охарактеризовать только как уникальные .

Термин «экспериментальное кино» описывает несколько стилей кинопроизводства , которые часто отличаются от практики массового коммерческого и документального кино и часто противопоставляются ей. Термин « авангардное кино » также используется для обозначения фильмов подобного рода, но преимущественно в отношении лент, снятых в 1920-е годы во Франции, Германии и СССР; а термин « » использовался в 1960-е годы, хотя у него были и другие коннотации. Сегодня преобладает термин «экспериментальное кино», потому что можно снимать экспериментальные фильмы без присутствия какого-либо авангардного движения в сфере культуры.

Экспериментальный фильм часто характеризуется отсутствием линейного повествования, использованием различных приёмов абстрагирования — расфокусировки, рисования или царапания на плёнке, быстрого монтажа — использованием асинхронного (« ») звука или даже полным отсутствием любого звукового сопровождения. Цель режиссёров таких фильмов часто состоит в том, чтобы настроить зрителя на более активное и вдумчивое отношение к фильму. По крайней мере, на протяжении 1960-х годов и в некоторой степени после многие экспериментальные фильмы занимали оппозиционную позицию по отношению к мейнстрим-культуре.

Наиболее типичные черты экспериментального кино — , импрессионистский или поэтический подходы к построению фильма.

По сути, экспериментальные фильмы обеспечивают новый способ ви́дения мира, который свободен от традиционного смысла «повествования» и, вместо этого, общается чисто визуальным способом .

Количество фильмов, считающихся авангардными , огромно. Сегодня , как термин, применяемый к фильмам, авангард используется в более широком смысле для обозначения всех кинолент, созданных экспериментально. Преодолевая ограничения повествования, времени и техники, эти картины представляют большой интерес для студентов-кинематографистов и дилетантов .

Вообще, понятия «экспериментальный», « авангардный », « андеграундный », « независимый » касательно таких фильмов часто смешиваются и путаются, провести между ними чёткое разделение обычно бывает нелегко .

История европейского авангарда

Зарождение (1920-е годы)

В 1920-е годы два фактора поспособствовали появлению экспериментального кино в Европе. Во-первых, кино доросло до уровня «посредника», и высокоинтеллектуальное сопротивление массовым развлечениям начало ослабевать. Во-вторых, к тому времени уже процветали авангардные течения в изобразительном искусстве. Киноискусством увлеклись дадаисты и сюрреалисты .

Примечательные «экспериментальные» кинематографисты (актёры, режиссёры и др.) того периода: Франсис Пикабиа , Марсель Дюшан , Ман Рэй , Ханс Рихтер , Жан Кокто , Жермен Дюлак , Викинг Эггелинг , Фернан Леже , Альберто Кавальканти , Вальтер Руттман , Дзига Вертов , Луис Бунюэль , Оскар Фишингер , .

Примечательные экспериментальные кинофильмы того периода: « Антракт » (1924), « » (1924), « » (1926), « Берлин — симфония большого города » (1927), « Человек с киноаппаратом » (1929), « Андалузский пёс » (1929; соавтор сценария и исполнитель одной из главных ролей — Сальвадор Дали ).

Франция

Во Франции существовала ярко выраженная группа «экспериментальных» кинематографистов. Киновед Дэвид Бордуэлл особо выделяет следующих: Абель Ганс , Жан Эпштейн , Марсель Л’Эрбье и Димитрий Кирсанов .

Характерной особенностью французского экспериментального кино было сочетание в себе повествовательных экспериментов, ритмического монтажа и операторской работы, а также акцент на субъективности персонажей.

В 1952 году авангардное движение леттристов вызвало беспорядки на Каннском кинофестивале , когда был показан фильм Исидора Изу « ». Вскоре это движение раскололось, и «ультра-леттристы» продолжили доказывать, что «кино умерло», начали создавать свои фильмы по методу гиперграфики ; особо ярко в этом ряду выделяется лента « » (1952) Ги Дебора .

СССР

Первая кинохроника « Киноправды » (1922, реж. Дзига Вертов ) наглядно демонстрирует т. н. « советскую школу монтажа ».

Советские кинематографисты в 1920-х годах довольно активно снимали экспериментальные фильмы, и даже создали направление, получившее название « Советская школа монтажа » . Яркие кинематографисты-«экспериментаторы» того времени — Дзига Вертов , Сергей Эйзенштейн , Лев Кулешов , Александр Довженко , Всеволод Пудовкин .

Италия

У Италии исторически были сложные отношения со своей авангардной сценой, хотя рождение кинематографа совпало с зарождением итальянского футуризма .

Потенциально новая среда кинематографа идеально соответствовала интересам футуризма, известного продвижением новой эстетики, движения и способов восприятия; особенно учитывая увлечение футуристов ощущением скорости и динамизма современной жизни. Однако, многое из итальянского футуристического кинематографа осталось лишь на бумаге, в сценариях, много фильмов были утеряны , а другие так и не были сняты. Возможно, итальянские футуристы были одной из первых авангардных групп кинематографистов, посвятивших себя потенциалу изображения, восхваляющих движение и стремящихся к анти-нарративной эстетике. По этому поводу Филиппо Маринетти сказал:

Кино — это автономное искусство. Поэтому кино никогда не должно копировать сцену. Кинематограф, будучи по сути визуальным, должен прежде всего соответствовать эволюции живописи, отрываться от реальности, от фотографии, от изящного и торжественного.

Один из самых видных итальянских кинорежиссёров того периода — Антон Брагалья .

Довоенный и послевоенный американский авангард: рождение экспериментального кино

« Полуденные сети » (1943) Майи Дерен и

До Второй мировой войны в США выходили авангардные фильмы, хотя их было очень немного . Первые из получивших известность: « » (1921), « » (1928). В начале 1930-х годов художник стал режиссёром нескольких танцевальных фильмов , которые ряд кинокритиков назвал «экспериментальными». Врач и меценат Джеймс Сибли Уотсон выпустил экспериментальные кинокартины « Падение дома Ашеров » (1928) и « Лот в Содоме » (1933).

Несколько экспериментальных лент (в европейском стиле) создали полимат , режиссёр , художник Джозеф Корнелл .

В 1930 году начал издаваться журнал Experimental Cinema , но особой популярности он не получил и вскоре прекратил своё существование .

В 2005 году большое количество экспериментальных и авангардных кинолент довоенного периода было отреставрировано и выпущено на DVD под названием Unseen Cinema: Early American Avant Garde Film 1894—1941 .

В 1943 году свет увидела получившая довольно широкую известность кинокартина « Полуденные сети ». В какой-то степени она стала эталоном американского экспериментального кино; в таком же стиле были ранние работы Кеннета Энгера , Стэна Брэкиджа , Ширли Кларк , Йонаса Мекаса , , , Лайонела Рогозина .

После окончания своей голливудской карьеры экспериментальным кино занялись такие известные режиссёры как Николас Рэй и Кинг Видор .

Теоретик кино предложил концепцию «визионерского фильма», также он обозначил несколько поджанровых категорий, включая , , трансовый фильм и совмещённый фильм, чтобы описать историческую морфологию экспериментального кино в американском авангарде с 1943 по 2000-е годы .

Новое американское кино и структурный материализм

Основная статья — .
Постер фильма « » (1967)

Киносообщество и модель самофинансирования сохранялись в течение следующих двух десятилетий, но к началу 1960-х годов в творчестве американских кинематографистов-авангардистов стало заметно иное мировоззрение. Такие режиссёры как Майкл Сноу , Холлис Фрэмптон , Кен Джейкобс , Пол Шариц , начали делать экспериментальное кино, которое вскоре получило собственное обозначение: . Ключевые особенности такого кино — фиксированное положение камеры, эффект мерцания, повторная съёмка за кадром и циклическая печать. В этом стиле художник Брюс Коннер создал киноленты « » (1958) и « » (1962).

В 2000 году в журнале был опубликован критический обзор «структуралистов». В нём структурно-формализм рассматривался как консервативная философия кинопроизводства.

1960-е — 1970-е и наши дни: искусство времени в ландшафте концептуального искусства

В 1970-х годах концептуальное искусство продвинулось ещё дальше. Художник Роберт Смитсон создал несколько фильмов о своих ленд-арт -работах; концептуальные картины снимала художница Йоко Оно . На сцену вышло новое поколение, многие из которых были учениками ранних авангардистов. , , Сью Фридрих расширили работу структуралистов, включив в неё более широкий спектр содержания, сохраняя при этом саморефлексивную форму.

Энди Уорхол , известная фигура поп-арта и множества других форм искусства, снял более 60 фильмов на протяжении 1960-х годов, большинство из которых были экспериментальными. Позднее такие кинематографисты, как и , использовали в сочетании с нарративами игровых фильмов в форме смешанного кино с сильным социально-политическим подтекстом. « Взлётная полоса » (1962) Криса Маркера состоит почти полностью из неподвижных фотографий, сопровождаемых повествованием. в своей ленте « » (2007) использует фотографии своих друзей и семьи, сделанные лично, в сочетании с нарративом , чтобы рассказать зрителю вымышленную историю. Другие примечательные фильмы, выполненные в этой технике — « Догвилль » (2003, реж. Ларс фон Триер ), почти Дэвида Линча .

Феминистский авангард и другие ответвления

Творчество Лоры Малви положило начало расцвету феминистского кинопроизводства, основанного на идее о том, что традиционный голливудский нарратив укрепляет гендерные нормы и патриархальный взгляд. Ответом стало сопротивление этому нарративу таким образом, чтобы показать все его слабые места и несоответствия. Две крупнейшие феминистки-кинематографистки экспериментального толка 1970-х годов — Шанталь Акерман и Салли Поттер . С расцветом видео-арта мир узнал имена таких арт-феминисток как Марта Рослер и .

В 1980-х годах феминистский, гомосексуальный и другой подобный экспериментальный кинематограф развивался, и такие режиссёры, как Барбара Хаммер , Сью Фридрих , Трейси Моффатт , и Исаак Жюльен нашли свой экспериментальный формат, отражающий их ви́дение вопросов политики идентичности.

Движение квиркор породило ряд экспериментальных квир-кинематографистов, таких как (основатель движения) в 1990-х годах, а позднее и другие.

Экспериментальное кино в вузах

За очень редкими исключениями (например, ), режиссёры, участвовавшие в этих ранних движениях, оставались вне господствующей коммерческой индустрии кино и развлечений. Некоторые из этих кинематографистов время от времени преподавали, а затем, начиная с 1966 года, многие стали профессорами в таких крупных вузах как Университет штата Нью-Йорк , Бард-колледж , Калифорнийский институт искусств , , Колорадский университет в Боулдере , Институт искусств Сан-Франциско .

Многие практики экспериментального кино не имеют высшего образования.

Показ и распространение

С 1946 года кинематографист руководил программой экспериментальных и авангардных фильмов «Искусство в кино» в Музее современного искусства Сан-Франциско .

С 1949 по 1975 год (город Кнокке-Хейст , Бельгия) был самым известным фестивалем экспериментального кино в мире.

С 1947 по 1963 год основным дистрибьютером экспериментальных фильмов в США был киноклуб .

В 1962 году Йонас Мекас и ещё около двух десятков кинематографистов основали в Нью-Йорке организацию . Вскоре открылись другие схожие организации: в Сан-Франциско, в Лондоне, Canadian Filmmakers Distribution Center в Канаде.

Следуя модели Cinema 16 , экспериментальные фильмы крайне редко демонстрировались в публичных коммерческих кинотеатрах, предпочитая небольшие киноклубы , , музеи, художественные галереи , архивы и кинофестивали .

По всему миру существуют организации, помогающие развивать экспериментальное кино. Это, например, Киноархив «Антология» (Нью-Йорк), (Нью-Йорк), Британский институт кино (Лондон), Канадская государственная служба кинематографии (Монреаль).

Видное место занимает показ именно экспериментальных фильмов на таких кинофестивалях как , Нью-Йоркский кинофестиваль (секция «Виды из авангарда» ), Роттердамский кинофестиваль .

Влияние на основные коммерческие медиа

Хотя экспериментальным кино интересуется относительно небольшое число киноведов, кинокритиков и историков кино, оно оказало и продолжает оказывать влияние на кинематограф , визуальные эффекты и монтаж .

Жанр « музыкальное видео » можно рассматривать как коммерциализацию многих приёмов и техник экспериментального кино. Также оно оказало заметное влияние на и телерекламу .

См. также

Примечания

  1. Мария Прамаджоре, Том Уоллис. (2005) // изд. // стр. 247 // ISBN 9781856694421
  2. Лора Маркус. (2010) // изд. OUP Oxford // ISBN 9780191615412
  3. . (2020) // изд. // ISBN 9780823287437
  4. (англ.) // filmreference.com
  5. Натанаэль Худ. (англ.) // toptenz.net // 19 января 2011
  6. (англ.) // moma.org
  7. Рейчел Сэмпсон. (англ.) // filminquiry.com // 2 октября 2018
  8. Том Хайленд, Джонатан Марлоу. (англ.) // greencine.com // Архивировано из 10 декабря 2005
  9. Эмильяно Серрано Лара. (англ.) // tasteofcinema.com // 22 декабря 2014
  10. Фред Кэмпер. (англ.) // fredcamper.com
  11. (англ.) // screenonline.org.uk
  12. (англ.) // necsus-ejms.org // 27 мая 2020
  13. Льюис Джейкобс. (англ.) // publishing.cdlib.org
  14. (англ.) // archive.org
  15. Джон Кономос, Билл Мусулис. (англ.) // sensesofcinema.com // 18 июня 2002 // Архивировано из 5 марта 2010
  16. . (1974) // изд. Oxford University Press
  17. Сэм Адамс. (англ.) // indiewire.com // 25 апреля 2012
  18. Дэнни Бирчалл. (англ.) // // 1 сентября 2009 // vol. 63, #1
  19. (англ.) // expcinema.org
  20. Дэвид Глисон. (англ.) // aestheticamagazine.com
  21. Дэвид Эренштейн. (англ.) // Variety // 5 ноября 2010
  22. Джон Краснер. (2013) // изд. CRC Press // стр. 18 // ISBN 9781136133824
  23. Линн Шпигель. (2008) // изд. University of Chicago Press // стр. 220 // ISBN 9780226769684

Литература

Ссылки

  • Джастин Морроу. (англ.) // nofilmschool.com // 25 сентября 2013

Same as Экспериментальное кино