Interested Article - Казанская история

Каза́нская исто́рия (также Исто́рия о Каза́нском ца́рстве , Казнский летопи́сец , По́весть о Каза́нском ца́рстве , Сказа́ние о ца́рстве Каза́нском ) — историческая повесть , созданная в 1564—1566 гг. (по другой версии, между 1626 и 1640 гг. ) и рассказывающая о завоевании Казани Иваном Грозным в 1552 году .

Изображает Ивана Грозного, « державнаго царя и великаго князя Иоанна Васильевича », суровым, но справедливым властителем, заботящимся об интересах своей страны (« великия Росии »), и отрицательно отзывается о боярах и воеводах . Пользовалась, по-видимому, широкой популярностью, поскольку дошла до нашего времени в большом количестве списков (более 270). Впервые опубликована в 1791 году .

Авторство

Титульный разворот Казанского летописца, сер. XVII в.

Автором Казанской истории указывается поп Иоанн Глазатый , который, по его собственным словам, пребывал в Казани в плену на протяжении 20 лет и был освобожден после завоевания ханства. На сегодняшний день сам факт существования такой исторической личности как Иоанн Глазатый подвергается сомнению некоторыми специалистами. Это обусловлено наличием большого количества фактических ошибок в описании географии и истории Казани, которые житель города вряд ли мог допустить .

Исследователь текста Казанской истории Г.Н. Моисеева указывает на вероятность наличия как минимум двух авторов книги. Первый писатель является автором первых 49 глав, а последующие написаны другим или другими авторами .

Содержание Казанской истории

Русская земля простирается от Перми до половецких пределов и состоит из Киевской и Владимирской земель. Первым русским князем назван Владимир . Самым печальным событием русской истории названо пленение Русской земли Батыем-царём , который сравнивается с Навуходоносором . Его преемник, царь Саин (?), « на самой украине Руския земли » основал град Казань на месте, где раньше обитал « большой змей ». В ту пору Русская земля находилась « под басурманским ярмом Золотой Орды ». Разрушить единство Русской земли пытались новгородцы , но они были подчинены Иоанном Московским (Иваном III) « под работное его иго ». Последним царём Золотой Орды был Ахмат . « Вторым Киевом » названа Москва — « третий новый Рим ».

В Казани же образовалась « новая Орда ». « Русь туземцы » были изгнаны оттуда, а новым населением края стала « болгарская чернь, псоглавцы самоеды и черемисы ». После Саина Казанью правили « цари кровопийцы ».

Первый русский поход на Казань возглавил князь Василий Дмитриевич (?). После край запустел на 30 лет и затем там воцарился беглый царь Улус-Ахмед .

Второй русский поход на Казань возглавил князь Иоанн Васильевич . После взятия города править там стал московский ставленник Махмет-Амин . Однако русские купцы недолго спокойно торговали в Казанской земле. В лето 7013-е от сотворения мира в день Иоанна Предтечи казанцы подняли антирусское восстание и перебили всех купцов с их семьями. Казанский царь напал на Нижний Новгород . Московский князь послал в Казань карательную экспедицию , которая потерпела неудачу. Под конец жизни Махмет-Амин покрылся язвами и умер. Новым казанским царём стал Шигалей , который проводил промосковскую политику. Однако его царствование закончилось очередным антирусским восстанием.

Затем последовал третий русский поход на Казань .

16 января лета 7055-го от сотворения мира великий князь Московский Иоанн стал самодержцем и царём « всеа великия Росии ». Русская земля была в запустении. Сиверская и Рязанская земля страдали от набегов крымцев , а Низовая , Вятка и Пермь — от «казанцев». Иван Грозный вооружил армию огнестрельным оружием, сформировав подразделения «огненых стрелцовъ» .

Критика источника

Фактология источника подвергалась критике многими специалистами . Так, Сергей Соловьев называет его «мутным источником» , а Дмитрий Иловайский считает, что он "изобилует домыслами" . Г.Н. Моисеева оценивает работу как "тенденциозный историко-художественный рассказ" . Основной целью Казанской истории была апология взятия Казани и как источник она ценна в качестве источника истории внешнеполитической идеологии Русского государства. При этом в произведении присутствует не только публицистический, но и чисто художественный вымысел .

Примечания

  1. / А. М. Ранчин // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Edward L. Keenan, Jr. Coming to Grips with the Kazanskaya Istoriya: Some Observations on Old Answers and New Questions // Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sciences in the U.S. — Vol. 11 (1964—1968). — Nos. 1—2 (31—32). — PP. 143—183
  3. // Canadian Slavonic Papers/Revue canadienne des slavistes. — Vol. XLVIII. — Nos. 3—4 (September—December 2006). — PP. 264—266.
  4. С.Х. Алишев. . — Казань, 2001. — С. 32. — 78 с. 28 сентября 2007 года.
  5. . Дата обращения: 28 августа 2019. Архивировано из 30 марта 2019 года.
  6. С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Книга 3. — Москва, 1989. — Т. 5. — С. 365.
  7. Д.И. Иловайский. История России. — Москва, 1890. — С. 623.
  8. . Дата обращения: 28 августа 2019. 25 сентября 2019 года.

Литература

Источник —

Same as Казанская история