Interested Article - Довженко, Александр Петрович

Алекса́ндр Петро́вич Довже́нко ( укр. Олекса́ндр Петро́вич Довже́нко ; 11 сентября 1894 , Сосницкий уезд , Российская империя 25 ноября 1956 , Переделкино , СССР ) — украинский советский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург. Основоположник украинского советского киноискусства. Народный артист РСФСР (1950), лауреат Ленинской (1959, посмертно) и двух Сталинских премий (1941, 1949).

Биография

Детство

Родился в многодетной крестьянской семье на хуторе Вьюнище Сосницкого уезда Черниговской губернии (ныне — в черте посёлка городского типа Сосница Черниговской области , Украина ).

Предки Довженко — полтавские чумаки , поселившиеся в Соснице в середине XVIII века. Первый из Довженко, о котором известно из документов — Карп, родился в начале 1760-х годов. Сын Карпа Довженко — Григорий родился в 1786 году. Тарас Григорьевич Довженко (прадед Александра Петровича), от которого пошло сосницкое прозвище Довженко — Тарасовичи — в 1812 году. Имел двух сыновей — Семёна и Самуила. Сын Семёна Тарасовича — Пётр Семёнович — отец Александра Петровича Довженко. Прадед Тарас был прекрасным рассказчиком. Как домашний наставник, он имел большое влияние на развитие маленького .

Отец и мать были неграмотны. Из 14 детей выжило только двое — Александр и его сестра Полина, ставшая врачом . Чтобы собрать деньги на учёбу сына, отец продал одну из семи десятин земли. С восьми лет Довженко учился в приходском училище, а по его окончании в Сосницком городском училище, которое считалось «высшим начальным». Учёба давалась легко — он был отличником. Много читал .

Юность

В 1911 году поступил в Глуховский учительский институт (ныне Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко ), но не потому, что стремился стать учителем, а потому, что имел право сдавать туда экзамены, да и стипендия там была 120 рублей в год. Здесь он оказался самым молодым среди студентов и здесь, по его словам, перестал верить в Бога. На квартире товарищей тайком от педагогов познакомился с украинскими изданиями « Литературно-научный вестник » и «Нова Рада» .

По окончании института в 1914 году преподавал естествознание и гимнастику, а позже из-за недостатка учителей — физику, географию, историю во Втором Житомирском высшем начальном училище . Через несколько лет Первой мировой войны уже не кричал «ура» и не бросал цветы в раненых и смотрел на них «с тоскою и стыдом» .

Свержение самодержавия в 1917 году встретил с «огромною стихийною радостью» , но, пересмотрев юношеские взгляды, назвал это ослеплением людей, «вышедших из погреба» , которых отличало «полнейшее отсутствие нормального, здорового политического образования, отсутствие малейшего представления о борьбе классов и партий вообще…»

В июне 1917 года перенёс тяжёлую операцию и больше месяца пролежал в больнице. 15 июля 1917 года Житомирское уездное по воинской повинности присутствие определило его неспособным для военной службы. Чтобы получить высшее образование, в сентябре 1917 года поступил на экономический факультет Киевского коммерческого института (ныне Киевский национальный экономический университет ) и в том же году — в Академию художеств. Одновременно перевёлся учительствовать в Седьмое Киевское высшее начальное училище. По его словам, учился плохо, поскольку «не было времени» .

В годы революции и Гражданской войны

С конца 1917 года Довженко служил в рядах армии Украинской Народной Республики . Старшая сестра его первой жены рассказывала Борису Антоненко-Давидовичу , как «Довженко в конце 1917 или в начале 1918 года заходил к ним в серой шапке со шлыком, принадлежа к куреню Чёрных гайдамаков , участвовавших в штурме киевского „Арсенала“ » (спустя одиннадцать лет Довженко изобразит эти события в фильме « Арсенал », но уже по другую сторону баррикад) . Когда была установлена власть большевиков , вынужден был отступить в составе войск УНР в Житомир и уже потом вернулся в Киев.

В 1918 году, будучи председателем общины коммерческого института, организовал общестуденческий митинг против призыва в ряды гетманской армии. Участники демонстрации были разогнаны, около двадцати убиты, многие ранены. Академию художеств он так и не окончил, а институт, по его словам, посещал до 1920 или 1921 года .

В конце 1918 года Довженко преподавал в школе старшин армии Украинской Народной Республики в Житомире историю Украины и эстетику . 25 августа 1919 года был арестован Волынской губчека по подозрению в разведывательной деятельности в пользу армии УНР, в конце 1919 года освобождён по просьбе деятелей Украинской коммунистической партии (боротьбистов) . С декабря 1919 года по апрель 1920 года служил в Волынском губвоенкомате и преподавал историю и географию в школе Красных командиров при штабе 44-й стрелковой дивизии в Житомире [ источник не указан 474 дня ] .

По совету В. М. Эллана-Блакитного в начале 1920 года вступил в ряды «боротьбистов». В апреле 1920 года был принят в Коммунистическую партию большевиков Украины и назначен заведующим Житомирской партийной школой , но вскоре попал в польский плен, где его подвергли, как он писал, условному расстрелу холостыми. Ему удалось бежать .

Дипломат и художник

После установления советской власти Довженко работал секретарём Киевского губернского отдела народного образования, комиссаром Театра имени Тараса Шевченко , заведующим отделом искусств в Киеве . В апреле 1921 года он был вызван в Харьков и по приказу Наркомата иностранных дел принят на должность заведующего общим отделом Полномочного представительства УССР в Польше. Прибыв в Варшаву, Довженко возглавил миссию по репатриации и обмену военнопленными, а затем был назначен управляющим делами представительства. В начале февраля 1922 года его перевели на работу в Берлин секретарём консульского отдела представительства УССР в Германии .

Мемориальная доска на Бисмаркштрассе, 69 в Берлине

13 февраля 1922 года Довженко подал в германское посольство в Варшаве заявку на получение вида на жительство в Германии . Как показывают немецкие документы, власти Германии с недоверием отнеслись к запросу «украинского гражданина Довженко», подозревая в нём «радикального сторонника коммунистического движения» . Впрочем, в апреле того же года трёхмесячный вид на жительство был выдан, и Довженко приехал в Берлин , поселившись сначала в доме № 69 по Бисмаркштрассе, а затем перебравшись в берлинский район Вильмерсдорф , на Падерборнер штрассе, 9. По истечении срока пребывания Комиссариат по наблюдению за общественным порядком 24 июля 1922 года сообщил, что за Довженко не числится «ничего предосудительного» , и вид на жительство был продлён на год. Вскоре ЦК КП(б)У принял решение отозвать его из консульского отдела, однако Довженко подал заявление с просьбой разрешить ему остаться на один год за рубежом для обучения.

Получив в качестве стипендии 40 долларов от Наркомпроса УССР, Довженко обучался в частной художественной школе Вилли Якеля , где усвоил палитру живописного экспрессионизма . Летом 1923 года был отозван на Украину .

В августе 1923 года Довженко вернулся в Харьков, который тогда был столицей Украины. Вскоре при содействии Василия Эллана-Блакитного он устроился в редакцию газеты « Известия ВУЦИК » публицистом-карикатуристом и художником-иллюстратором . Его карикатуры и дружеские шаржи с подписью «Сашко» часто появлялись в других изданиях .

Довженко посещал все спектакли Театра имени И. Франко , интересовался работой театров Мейерхольда и Курбаса и даже мечтал поставить спектакль. Он представлял себе театр как яркое, красочное действо, как самое условное и выразительное лицедейство, как искусство контрастов. Тем не менее увлечение театром скоро прошло .

Довженко был тесно связан с влиятельным в то время и ориентированным на кино литературным объединением « Гарт », созданным в январе 1923 года. Творческими и идейными вдохновителями «Гарта» были Эллан-Блакитный и Майк Йогансен . После распада «Гарта» Довженко сотрудничал с литературным сообществом «левых» украинских писателей ВАПЛИТЕ .

Продолжая работать художником, он присматривался к киноискусству. В 1924 году группой художников «Гарт» под руководством А. Довженко проводились эксперименты по созданию штриховой мультипликации. С 1925 года сотрудничал со Всеукраинским фотокиноуправлением (ВУФКУ) как плакатист и переводчик титров , создал рекламные киноплакаты («Трипольская трагедия», «Синий пакет», «Борьба гигантов»).

Первые шаги в кино

В 1926 году Довженко начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Юрий Яновский , который стал главным редактором кинофабрики, принял его сценарий фильма для детей « Вася-реформатор ». Режиссёр Фауст Лопатинский неожиданно забросил съёмки, и директор Одесской кинофабрики Павел Нечеса предложил Довженко закончить фильм. На съёмках он познакомился с Даниилом Демуцким , тогда ещё помощником оператора, который станет его единомышленником и соратником .

Едва закончив работу над «Васей-реформатором», Довженко приступил к съемкам короткометражного фильма « Ягодка любви », сценарий которого он придумал и написал за несколько вечеров. Это была наполненная трюками эксцентрическая комедия в двух частях, снятая в Ялте за две недели .

Весной 1927 года закончилось производство фильма « Сумка дипкурьера ». В нём Довженко попробовал себя и как актёр — сыграл кочегара. В печати появились первые положительные отзывы [ источник не указан 424 дня ] .

Расцвет кинокарьеры

Как об интересном и самобытном мастере Довженко заявил о себе в 1928 году фильмом « Звенигора », где эпизоды украинской истории переплетались со сценами Гражданской войны, где сочетались революционный эпос, сатира и лирика. По мнению критиков, «Звенигора» ознаменовала рождение украинского кино как искусства . Позже режиссёр рассказывал :

Я не сделал картину, а пропел её, как птица. Мне хотелось раздвинуть рамки экрана, уйти от шаблонной повествовательности и заговорить языком больших обобщений.

В 1929 году Довженко снял « Арсенал » — историю восстания рабочих киевского завода в 1918 году. Тогда он сам принимал участие в тех волнениях и защищал Центральную раду в составе армии Украинской народной республики. В своей автобиографии Довженко писал, что задача, которую он ставил на съёмках «Арсенала», была «сугубо политической, партийной» — показать классовую борьбу с рабочей стороны баррикад, то есть глазами тех, против кого он в реальности выступал. В этом фильме Довженко продолжил создание своего уникального языка на стыке поэтического и реалистического кино. По размаху и эпичности действия «Арсенал» не уступает «Звенигоре» — массы людей, множество рядовых смертей и одна грандиозная в финале фильма, когда герой с обнажённой грудью принимает удар врага.

В 1930 году вышел фильм « Земля », в котором Довженко новаторским киноязыком рассказал о борьбе за коллективизацию, о социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни. Фильм был подвергнут серьёзной критике за « », « пантеизм », «натурализм», «идеализм» и «абстрактный гуманизм». В апреле 1930 года постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) его демонстрация была приостановлена «впредь до внесения Культпропом ЦК ВКП(б) соответствующих поправок в картину, исключающих порнографические и иные, противоречащие советской политике элементы».

Довженко на съёмках фильма « Иван ». 1932

Полный вариант фильма с крестьянами, заправляющими радиатор трактора собственной мочой, и обнажённой невестой убитого комсомольца вышел в широкий прокат спустя сорок лет .

Фильм «Земля» вошел в список 12 лучших фильмов всех времен и народов по версии Всемирной выставки в Брюсселе [ источник не указан 361 день ] .

В 1932 году его первый звуковой фильм « Иван » о строительстве Днепрогэса вызвал на Украине крайне негативную реакцию. В нём впервые возникла тема необратимого слома многовекового народного уклада, символом которого стал образ плотины, преградившей движение реки по извечному пути.

В 1933 году по распоряжению Сталина Довженко переехал в Москву. В апреле 1934 года он написал Сталину письмо, предложив ему послушать сценарий нового фильма « Аэроград ». Сталин принял его «ровно через двадцать четыре часа после того, как письмо было опущено в почтовый ящик» :

Сталин так тепло и хорошо, по-отечески представил меня товарищам Молотову, Ворошилову и Кирову, что мне показалось, будто он давно и хорошо меня знает. И мне стало легко… Я понял, что его интересует не только содержание сценария, но и профессиональная, производственная сторона нашего дела. Расспрашивая меня о Дальнем Востоке, товарищ Сталин спросил, могу ли я показать на карте место, где я бы построил город, если бы был не режиссёром, а строителем. Мне показалось, что сама идея создания совершенно нового города на Дальнем Востоке, пусть даже в экранной проекции представлялась моим собеседникам весьма заманчивой… Я ушёл от товарища Сталина с просветлённой головой, с его пожеланием успеха и обещанием помощи.

Сталин обязал Управление военно-воздушных сил оказать режиссёру всяческое содействие и лично следил за ходом съёмок «Аэрограда». Вождю понравился этот оборонный фильм, в котором главные герои противостояли японским шпионам-диверсантам и их агентам-кулакам. Он сделал лишь одно замечание: «Только старик-партизан говорит у вас слишком сложным языком, речь таёжника ведь проще» . Впоследствии Сталин не раз приглашал Довженко к себе на просмотр новых фильмов, интересовался его мнением о них, консультировался с ним.

В марте 1935 года по поручению Сталина Главное управление кинофотопромышленности премировало его персональным автомобилем . Тогда же в числе ведущих кинорежиссёров он был награждён орденом Ленина . При вручении награды на заседании Центрального Исполнительного Комитета СССР Сталин сказал: «За ним долг — украинский Чапаев» .

Работа над фильмом « Щорс » продолжалась четыре года. Сталин принял его, не сделав ни одного замечания . После просмотра он повёз Довженко домой, и они долго гуляли по ночным улочкам старого Арбата. «Щорс» вышел на экраны в 1939 году и с успехом обошёл кинотеатры страны, хотя и был принят не так восторженно, как «Чапаев». В 1941 году Довженко получил за этот фильм Сталинскую премию I степени .

Осенью 1939 года, после присоединения Западной Украины к СССР Довженко был командирован в Галицию на съёмки фильма об «освободительном походе» Красной Армии. Фильм « Освобождение украинских и белорусских земель от гнёта польских панов и воссоединение народов-братьев в единую семью » вышел на экраны 25 июля 1940 года на русском и украинском языках. 16 октября 1940 года Довженко был назначен художественным руководителем Киевской киностудии художественных фильмов.

В мае 1941 года на расширенном совещании по кино, созванном по инициативе ЦК ВКП(б), он выступил с резкой критикой системы руководства отраслью и выдвинул предложение о децентрализации управления и расширении прав республиканских киностудий и кинематографий союзных республик. В предвоенный период работал над воплощением «Тараса Бульбы». Проект не был реализован. Актёр Николай Дупак вспоминал:

В июне 1941 мне было 19 лет, и я снимался в роли Андрея в кинофильме «Тарас Бульба» у Довженко. Началась война . Ещё несколько дней мы собирались сниматься, но потом началась запись в народное ополчение. В него, кроме меня, вступили и сам Александр Петрович, и Борис Андреев , и Пётр Алейников . Отправили нас под Новоград-Волынский.

Из воспоминаний Николая Дупака

В июле 1941 года Довженко приказали эвакуироваться , и он вместе с женой, Юлией Солнцевой , выехал в Уфу , а осенью переехал в Ашхабад , куда была эвакуирована Киевская киностудия. Вскоре он всё же добился призыва в действующую армию в качестве военного корреспондента. В феврале 1942 года в звании полковника его направили на Юго-Западный фронт , где он писал рассказы, статьи, тексты для листовок . На следующий день после публикации в газете « Красная звезда » его рассказа «Ночь перед боем» в редакцию позвонил секретарь ЦК ВКП(б): «Передайте Довженко благодарность Сталина за рассказ. Он сказал народу, армии то, что теперь крайне необходимо было сказать» .

В годы войны Довженко также снял два документальных фильма — « Битва за нашу Советскую Украину » (1943) и «Победа на Правобережной Украине» (1945). Историк кино Джей Лейда отмечал, что в «Битве за нашу Советскую Украину» Довженко использовал материал, который «в руках любого другого режиссёра выглядел бы недопустимо чуждым теме фильма» :

Величайший в истории киноискусства поэт и философ Александр Довженко, приняв художественное руководство над созданием большой документальной киноэпопеи, внёс в этот, казалось бы, давно сложившийся жанр художническую страстность, опрокинувшую все выработанные устои.

Джей Лейда , «Из фильмов — фильмы» 1966

Летом 1943 года Довженко написал киноповесть «Украина в огне», рассказав правду о советском бюрократизме и халатности, которые в военное время привели к гибели на Украине сотен и тысяч неповинных людей. Сталину повесть не понравилась. Она была запрещена для печати и для постановки с формулировкой, что «это вылазка против нашей партии, против Советской власти, против колхозного крестьянства, против нашей национальной политики» .

В феврале 1944 года Довженко был освобождён от должности художественного руководителя Киевской киностудии и назначен режиссёром « Мосфильма ». В 1945 году по приглашению армянских кинематографистов под его художественным руководством был снят документальный фильм «Страна родная». В титрах Довженко по его личной просьбе значится только автором дикторского текста, однако текстом его роль не ограничилась. Фильм был смонтирован и даже доснят по его указаниям . В Москве, несмотря на опалу, Довженко позволили поставить фильм о жизни садовода-селекционера Ивана Мичурина «Жизнь в цвету». Под влиянием антинаучных теорий Трофима Лысенко в него по приказу сверху пришлось ввести эпизоды борьбы с «морганизмом-менделизмом». Во время работы у Довженко случился инфаркт. В попытках удовлетворить требования цензуры фильм постоянно изменялся и перемонтировался и вышел на экраны только в 1949 году под названием « Мичурин ». Искалеченный в угоду идеологии фильм всё же стал новым этапом в формировании биографического жанра в советском киноискусстве, картине была присуждена Сталинская премия II степени .

Могила А. П. Довженко на Новодевичьем кладбище

Драматичной оказалась и судьба последней работы режиссёра — фильма « Прощай, Америка! » по мотивам книги «Правда об американских дипломатах» Аннабеллы Бюкар , сотрудницы посольства США, попросившей в 1949 году политического убежища в СССР. Довженко пытался снять идеологически выдержанный агитационный памфлет, однако посреди съёмок фильм был снят с производства со следующей мотивировкой: «международная политика вошла в такую стадию, на которой он был уже не нужен» .

С 1949 года Довженко преподавал во ВГИКе , продолжал работать над сценариями будущих фильмов и приступил к написанию романа-эпопеи «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории. Осенью 1951 года он побывал на строительстве Каховской гидроэлектростанции на Днепре и под впечатлением от увиденного решил снять фильм, посвящённый силе человеческого духа. Работа над сценарием продолжалась пять лет.

Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта на своей даче в Переделкино, накануне первого съёмочного дня фильма « Поэма о море » . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Вдова кинорежиссёра Юлия Солнцева передала архив Довженко в Российский государственный архив литературы и искусства .

Дело «Запорожец» ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ

С 1928 по 1946 год Довженко находился под пристальным наблюдением органов госбезопасности как Украины, так и СССР, что следует из рассекреченных агентурно-оперативных материалов дела-формуляра «Запорожец» ОГПУ — НКВД — НКГБ — МГБ. Режиссёра «разрабатывала» многочисленная агентура в основном из творческой среды и близкого окружения — коллег, друзей и приятелей и даже его односельчанин Василий Потиенко, один из лидеров Украинской автокефальной православной церкви 1920-х годов, осведомитель ОГПУ — НКВД «Сорбонин». Среди осведомителей были близкий друг, писатель «Уманский», приятель, харьковский «митець» «Стрела» (по словам чекистов, «видный украинский писатель», бывший член ВАПЛИТЕ), композитор «Чёрный», писатель «Павленко», учёный «Философ», кинооператоры «Тимофеев» и «Самойлов», шофёр «Алексин» и многие другие .

Знакомясь с этими наконец-то рассекреченными документами, мы должны постоянно помнить об их происхождении: это служебные записки, доносы, иногда писавшиеся под диктовку заказчика. <…> Таким образом, далеко не все приведённые факты являются истиной в последней инстанции и отнюдь не всё надо принимать на веру. «Документы врут как люди», — заметил как-то Юрий Тынянов. И был прав. Не следует забывать и о специфических обстоятельствах работы советских спецслужб: чаще всего их интересовала не информация, а диффамация, конечной целью которой становилось моральное преследование, а то и физическая ликвидация. Тут правда перемешана с ложью, а реальность уступает место измышлениям. Читая их, не будем забывать и о том, что за этими документами стоят живые люди, и они, естественно, разные, и отношение к Александру Довженко у них разное: одни уважали его и по возможности выгораживали, другие ненавидели и сознательно топили.

Леонид Череватенко об агентурно-оперативных материалах дела, « Киноведческие записки » № 77 2006

17 июня 1940 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия , ознакомившись с делом «Запорожца», приказал взять его в более активную агентурную разработку, применив перлюстрацию корреспонденции, наружное наблюдение, прослушивание телефонных каналов и другие «литерные мероприятия». По заданию НКВД СССР для участия в разработке из Москвы в Киев приезжали кинематографисты «Гринвальд», «Альберт», «Верова», «Викторов», «Журналист». К «изучению» режиссёра был также привлечён «суперагент» советской спецслужбы Николай Глущенко («Художник», «Ярёма»), во время войны негласно числившийся в аппарате 4-го Управления НКГБ СССР .

Дело Довженко велось по подозрению в участии в «украинском контрреволюционном националистическом подполье». Националистические настроения режиссёра особо подчёркивались в докладной записке НКВД УССР в Москву «Об активизации антисоветской деятельности националистических элементов среди работников фронта науки и культуры на Украине» от февраля 1941 года. Осведомители, в частности, отмечали, что Довженко «резко осуждает всю систему советского воспитания — школу, комсомол, общественные организации, цензуру в искусстве и „весь тон жизни“» , догматику официальной идеологии, яростно и уничижительно критикует партийных и кинематографических чиновников, коллег-«трусов», воспевающих советскую действительность. Тем не менее режиссёр довольно долго продолжал пользоваться поддержкой властей .

Фильмография

Режиссёр
Сценарист

Библиография

  • // Искусство кино : журнал. — 1958. — Май ( № 5 ). — С. 125—132 .
  • Отступник // Рассказ — М. : Правда, 1942. — 8 с.; 15 см. — (Из фронтовой жизни).
  • Не хозяйничать немцам на Украине! — М. : Госполитиздат, 1943. — 20 с.
  • Великое товарищество; [Ночь перед боем; Украина в огне] // Рассказы. — М. : Правда, 1942. — 40 с.
  • На колючей проволоке: Рассказ / Александр Довженко. — Магадан: Советская Колыма, 1943. — 24 с.
  • Жизнь в цвету // Киноповесть об И. В. Мичурине; Вступ. статья: В. Сутырин «Повесть о Мичурине». — М. : Госкиноиздат, 1947. — 184 с.
  • Жизнь в цвету // Об И. В. Мичурине / Пьеса в 4-х д., 12-ти карт. / А. Довженко. — М. Л. : Искусство, 1949. — 112 с.
  • Избранное / Вступ. статья Н. С. Тихонова. — М. : Искусство, 1957. — 611 с.
  • Поэма о море // режиссёрский сценарий. — М. : Мосфильм, 1956. — 142, [1] с.
  • Зачарованная Десна //Автобиогр. повесть. — М. : Правда, 1958. — 48 с.
  • Повесть пламенных лет // Киносценарий. — М. : Искусство, 1963. — 214 с.
  • Лекции на сценарном факультете / Всесоюзный государственный институт кинематографии, Научно-исследовательский кабинет, Кафедра кинорежиссуры. — М. : [б. и.], 1963. — 48 с.
  • Земля: Книга-фильм // Кадры и сценарий фильма / Пер. с укр. — М. : Бюро пропаганды советского киноискусства, 1966. — 186 с.
  • Я принадлежу к лагерю поэтическому… // Статьи, выступления, заметки. — М. : Сов. писатель, 1967. — 403 с.
  • Собрание сочинений: В 4 т. / Институт истории искусств, Союз работников кинематографии СССР. Центр. архив литературы и искусства СССР. — М. : Искусство, 1966—1969.
  • Думы у карты Родины // Киноповести, рассказы, очерки, статьи; / Послесл. и коммент. К. П. Волынского. — Л. : Лениздат, 1983. — 463 с.
  • Незабываемое (1941—1943) // Рассказы / Пер. с укр.; / Худож. А. Данченко. — К. : Днiпро, 1985. — 198 с.
  • Дневниковые записи. 1939—1956. — Х. : Фолио, 2013. — 879 с.

Премии и награды

Наследие и память

Дневники Довженко

Дневники Довженко впервые изданы в середине 1960-х годов в собраниях сочинений — сначала на украинском, а затем, почти одновременно, также и на русском языке. По свидетельству киноведа Сергея Тримбача , для поколения « шестидесятников » и тех, кто входил в жизнь вслед за ними, эти дневники стали культурной сенсацией. В 1970-х и 1980-х годах последовали переиздания с небольшими изменениями и дополнениями. Записи делились на две части — одни как записные книжки, другие — как собственно дневники. В 1990 году писатель Александр Пидсуха , редактор V тома украинского пятитомника 1966 года, опубликовал дневник уже без подобного разделения, отметив со слов Юлии Солнцевой , что это «полный текст дневниковых записей (1941—1956)» .

По воспоминанимям директора музея киностудии имени Довженко Татьяны Деревянко , все несданные в ЦГАЛИ материалы Юлия Солнцева хранила в сейфе, у себя в квартире на Кутузовском проспекте. Однажды они вместе сортировали записи по персоналиям, и Деревянко особенно запомнились две папки — «Сталин» и «Берия». Но после смерти Солнцевой следы этих папок затерялись. При этом в фонде Довженко в РГАЛИ есть три единицы хранения, связанные со Сталиным, две из которых были долгое время закрытыми. Закрытым был и весь текст дневника — Солнцева распорядилась, чтобы в течение 50 лет никто не мог пользоваться довольно большой частью архива Довженко. Опубликованные дневниковые записи выдавались лично Солнцевой или по её указанию. До 2009—2010 годов о полной публикации речи быть не могло . Полный — без изъятий — текст «Дневниковых записей (1939—1956)» Александра Довженко издан Харьковским издательством «Фолио» в 2013 году.

Прежние публикации дневников начинались с записей 1943 или 1941 года (как в издании 1990 года). Вёл ли Довженко записи дневникового характера в 1920 1930-е годы , неясно. Рассказывая однажды о работе над фильмом «Земля», Юлия Солнцева заметила: «У меня сохраняются его дневниковые записи по фильму. Однако я не хочу их пока что печатать, как и многое другое». Позднее Деревянко опубликовала эти записи о работе над «Землёй». В фондах музея Киностудии имени Довженко сохранились несколько страниц дневника, переписанные её рукой. При подготовке дневника к печати сотрудники РГАЛИ в фонде Довженко ничего подобного не нашли. Что касается записей 1940-х годов, Пидсуха писал, что после заседания в ЦК ВКП(б) с участием Сталина, на котором киноповесть «Украина в огне» подверглась жесточайшей критике, «как рассказывает жена художника, Александр Петрович уничтожил три записных книжки». Как предполагает Сергей Тримбач, судьба других рукописей дневникового характера могла быть похожей :

Над Довженко не раз сгущались тучи — и в начале 1930-х, и в 1937-м . Нетрудно представить, что в подобных случаях опасные свидетельства неблагонадёжности предавались огню. Ну и, наверняка, что-то погибло в оставленной Довженко и Солнцевой киевской квартире во время немецкой оккупации 1941—1943 годов.


Многие из своих замыслов Довженко так и не успел реализовать: «Женитьба Капки» (1925), «Герои» (1926), «Потерянный и возвращённый рай» (1935) [ источник не указан 474 дня ] , «Тарас Бульба» (1941) , «Украина в огне» (1943) , «Открытие Антарктиды» (1952), «В глубинах космоса» (1954) [ источник не указан 474 дня ] . Вдова, режиссёр Юлия Солнцева , сняла по его сценариям фильмы « Поэма о море » (1958), « Повесть пламенных лет » (1960) и « Зачарованная Десна » (1964).

Мемориальная доска на улице Шелковичной, 10 в Киеве

В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов было присвоено имя Александра Довженко. В 1960 году на здании киностудии и на доме № 10 по ул. Шелковичной (бывшая Карла Либкнехта), где Довженко жил в 1935—1941 годах, были установлены мемориальные доски (скульптор Макар Вронский ).

Почтовая марка СССР, 1964

В 1960 году в Соснице Черниговской области был открыт литературно-мемориальный музей Александра Довженко. В простой сельской хате до сих пор висит его колыбель .

Памятник А. П. Довженко в Новой Каховке

В 1964 году по случаю 70-летия со дня рождения на территории Киевской киностудии был установлен бюст Александра Довженко (скульптор Леонид Козуб), а на главном здании Одесской киностудии была открыта мемориальная доска.

В 1965 году в Соснице на территории музея был установлен бюст Александра Довженко (скульптор Леонид Козуб).

В 1966 году в издательстве «Искусство» вышел первый том четырёхтомного собрания сочинений Александра Довженко.

В 1972 году учреждена Золотая медаль имени А. П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм» .

В 1974 году в Соснице перед входом на территорию музея был установлен памятник молодому Довженко (скульптор Анатолий Фуженко).

В 1994 году по случаю столетия со дня рождения режиссёра Указом президента Украины была учреждена Государственная премия в области кинематографии имени А. Довженко . В том же году Указом президента Украины был создан « Национальный центр Александра Довженко », в задачу которого входит сбор, хранение и популяризация украинских фильмов. В Новой Каховке (ул. Ленина, 25) и в Берлине (Бисмаркштрассе, 69) на домах, где жил Довженко, установлены мемориальные доски.

В 1994 году в честь кинорежиссёра назван астероид (4520) Довженко , открытый в 1977 году советским астрономом Н. С. Черных .

В 2012 году в Новой Каховке в городском парке отдыха у Днепра открыт памятник Довженко (скульпторы — Николай Рашевский и Владимир Потребенко) .

В сентябре 2020 года в День посёлка в Соснице открыт памятник, посвящённый Александру Довженко .

Именем Довженко названы улицы в Москве (1974) , Волгограде , Киеве , Одессе , Львове и Новой Каховке .

Комментарии

  1. Впоследствии, в период пребывания за границей в 1922—1923 годах А. Довженко был исключён из Коммунистической партии Украины из-за утери документов. Исключение он пережил очень тяжело, но не стал подавать заявление о вступлении заново .
  2. Фильм « Поэма о море » впоследствии поставила вдова кинорежиссёра Юлия Солнцева .
  3. Архивная реконструкция фильма с сохранившегося в Госфильмофонде Российской Федерации позитива была предпринята совместно с « Мосфильмом » в 1995 году, первый показ картины « Прощай, Америка! » состоялся в январе 1996 года .

Примечания

  1. . Дата обращения: 18 марта 2011. 4 января 2011 года.
  2. , с. 125.
  3. , с. 126.
  4. , с. 126—127.
  5. , с. 13.
  6. , с. 127.
  7. История украинской советской литературы. — К.: Институт литературы им. Т. Шевченко, 1965, с. 688.
  8. , с. 39–40.
  9. Новейшая история Украины (1900—2000): Учебник / А. Г. Слюсаренко и др. — К. : Высшая школа, 2000. — 185 с.
  10. Воспоминания очевидца тех событий Александра Саввича Грищенко. Из его показаний следует, что в 1918 году Довженко некоторое время преподавал в школе старшин армии Петлюры в Житомире, побывал в камере смертников. Плачинда С. Довженко, которого мы не знали // Дивосвит. — 1994. — № 8. — С. 8—9.
  11. , с. 17.
  12. , с. 128.
  13. , с. 18.
  14. РГВА . — Ф. 772k. — Оп. 3. — Д. 196: «Довженко». — Л. 6.
  15. РГВА. — Ф. 772k. — Оп. 3. — Д. 196: «Довженко». — Л. 3.
  16. РГВА. — Ф. 772k. — Оп. 3. — Д. 196: «Довженко». — Л. 24.
  17. Панасенко Т. Александр Довженко. — Харьков: Фолио, 2012.
  18. Скляренко В. М., Харченко Т. Н., Очкурова О. Ю. . — Харьков: Фолио, 2006. — С. 128. — 744 с. — ISBN 966-03-3126-6 .
  19. Езерская Белла . 27 октября 2007 года. // Вестник. — 2002. — 29 мая. — № 11(296). Ссылка проверена 2 января 2009 года.
  20. , с. 29.
  21. , с. 30–31.
  22. , с. 123.
  23. , с. 69.
  24. Киноведческие записки. — 2007. — № 84. — С. 256.
  25. Лебедев Н. Ленин, Сталин, партия о кино. — М. : Искусство, 1938. — С. 37—38.
  26. Лебедев Н. Ленин, Сталин, партия о кино. — М. : Искусство, 1938. — С. 40.
  27. Громов Е. Сталин: искусство и власть. — М. : ЭКСМО; Алгоритм, 2003. — С. 218.
  28. // Правда : газета. — 1935. — 12 января ( № 12 (6258) ). — С. 1 . 5 ноября 2019 года.
  29. Громов Е. Сталин: искусство и власть. — М. : ЭКСМО; Алгоритм, 2003. — С. 213.
  30. Громов Е. Сталин: искусство и власть. — М. : ЭКСМО; Алгоритм, 2003. — С. 218—219.
  31. Дупак Николай . . 5 января 2018 года. // Сайт проекта «Я помню».
  32. , с. 198–199.
  33. Громов Е. Сталин: искусство и власть. — М. : ЭКСМО; Алгоритм, 2003. — С. 360—361.
  34. Лейда Джей. Из фильмов — фильмы / Перевод с английского Д. Ф. Соколовой. — М. : Искусство, 1966. — С. 92—93. — 188 с.
  35. «О киноповести А. П. Довженко „Украина в огне“»: Доклад И. В. Сталина «Об антиленинских ошибках и националистических извращениях киноповести Довженко „Украина в огне“» и другие материалы сборника / Кино на войне: Документы и свидетельства / Сост. В. Фомин. — М. : Материк, 2005. — С. 383—395.
  36. Кинематография Армении: сборник статей / Отв. ред. Г. П. Чахирьян Д. М. Дзнуни; Институт истории искусств Министерства культуры СССР. — М. : Издательство восточной литературы, 1962. — 347 с. — С. 6, 64, 139.
  37. . 11 июня 2009 года. / Авт-сост. Сергей Гавриленко // Энциклопедия «Кругосвет». — Раздел «Культура и образование». — Подраздел «Театр и кинематограф».
  38. , с. 133.
  39. , с. 104.
  40. Веденеев Д. В. Атеисты в мундирах: Советские спецслужбы и религиозная сфера Украины. — М. : Алгоритм, 2016.
  41. Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации (7 октября 2019). Дата обращения: 1 октября 2022. 1 октября 2022 года.
  42. Мосфильм . Дата обращения: 1 октября 2022. 1 октября 2022 года.
  43. Кудрявцев С. Своё кино. — М. , 1998. — С. 452.
  44. , с. 143.
  45. , с. 144.
  46. , с. 127.
  47. Тримбач С. В. . 15 июня 2021 года. . — С. 526.
  48. Тримбач С. В. . 15 июня 2021 года. . — С. 527.
  49. . (4520) Dovzhenko (англ.) . IAU Minor Planet Center . Дата обращения: 1 октября 2022. 9 июля 2022 года.
  50. . 28 августа 2016 года. // gazeta . ua Ссылка проверена 28 октября 2012 года .
  51. // golos'). com . ua
  52. Имена московских улиц // Путеводитель / Под ред. Г. К. Ефремова. — Изд., перераб. и доп. (5-е изд.). — М. : Московский рабочий, 1988. — С. 122. — 480 с. — 75 000 экз. ISBN 5-239-00067-0 .
  53. Саркисьян К. С., М. Ф. Ставницер. Улицы рассказывают. Очерки. Изд. 5-е, испр. и доп. — Одесса, Маяк, 1976. — Стр. 241—243

Литература

  • Юренев Р. Н. Александр Довженко. — Искусство , 1959.
  • Рачук И. А. Александр Довженко. — Искусство, 1964.
  • Марьямов А. М. Довженко. — Молодая гвардия , 1968.
  • Барабаш Ю. Я. Довженко: Некоторые вопросы поэтики и эстетики. — Художественная литература , 1968.
  • Соболев Р. П. Александр Довженко . — М. : Искусство, 1980. — 306 с. — (Жизнь в искусстве).
  • Режиссёры советского художественного кино // Биофильмографический справочник в 4-х томах / Авт.-сост: В. П. Боровков, Т. В. Сергеева, С. В. Сковородникова, Г. А. Сухин, Н. М. Чемоданова. — М. : ВНИИ киноискусства, Госфильмофонд СССР , 1982. — Т. 1 (А—Д). — 154 с.
  • Плачинда С. П. Сеятель. — Советский писатель, 1986.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Череватенко Л. // Киноведческие записки : журнал. — 2006. — № 77 . — С. 104—107 . — ISSN .
  • : [ 3 января 2023 ] / Марголит Е. Я. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 171—172. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2 .
  • Панасенко Т. М. Александр Довженко. — Litres , 2020.
  • Тримбач С. В. Олександр Довженко // Загибель богів / Ідентифікація автора в національному часо-просторі (укр.) . — Вінниця: Глобус-Пресс, 2007. — 800 с. — ISBN 966-8300-00-9 .
  • Миславський В. Н. (укр.) . — Харків: ТОВ Видавництво «Точка», 2021. — 315 с. — ISBN 978-617-7856-34-3 .
  • Собисевич А. В. // Историко-биологические исследования. 2022. Т. 14, № 2. С. 94-108.

Ссылки

  • // Энциклопедия « Кругосвет ».
  • Аркус Л. ; Марголит Е. .: . Киноведческая база «Чапаев» . Проект журнала « Сеанс ». Дата обращения: 2 мая 2020.
  • Олег Ковалов. — обзорная статья о творчестве Довженко на кинопортале «Синематека»
  • . Архивировано из 20 августа 2011 года.
  • . Знаток . Дата обращения: 1 февраля 2010. Архивировано из 2 декабря 2010 года.
Источник —

Same as Довженко, Александр Петрович