Interested Article - Девкалион (сын Прометея)

Девкалиóн ( др.-греч. Δευκαλίων ) — персонаж древнегреческой мифологии , сын Прометея , царь Фтии в Фессалии . По легенде, он и его жена Пирра спаслись после всемирного потопа и создали новый народ, бросая за спину камни. Девкалион стал отцом эпонима эллинов . Он фигурирует в ряде литературных, музыкальных и живописных произведений, созданных в эпоху Нового времени .

В мифологии

Античные авторы называют Девкалиона сыном Прометея и, по разным версиям, океаниды Климены , океаниды Гесионы или Пандоры , первой женщины, сотворённой Зевсом (впрочем, третья версия могла появиться из-за простой путаницы) . Девкалион стал царём Фтии и женился на своей двоюродной сестре Пирре — дочери Эпиметея и Пандоры. Когда Зевс задумал уничтожить людей «медного века», для этой супружеской пары он сделал исключение из-за её праведной жизни. Бог заранее приказал Девкалиону построить ковчег и приготовить там припасы для долгого плавания. Всё человечество погибло из-за насланного Зевсом потопа. Девкалион и Пирра девять суток плавали по морю, а когда страшный ливень прекратился, пристали к берегу. Большинство источников утверждает, что это произошло на склоне Парнаса , но есть мнения в пользу одной из гор Фтиотиды и вулкана Этна на Сицилии .

Девкалион и Пирра не хотели оставаться единственными людьми на земле. Поэтому они попросили Зевса возродить человеческий род и получили совет: бросать через голову «кости праматери Земли». Девкалион догадался, что речь идёт о камнях. Он и Пирра начали бросать камни, и те сразу превращались в людей (брошенные Девкалионом в мужчин, брошенные Пиррой — в женщин) . Так возник новый народ, которым Девкалион начал править . Оставшуюся жизнь супруги провели, по одним данным, в , по другим — в приморском городе Кинос в Локриде . По альтернативной версии, они поселились в Эпире , среди молоссов , и основали святилище в Додоне . Согласно Гелланику, Девкалион первым воздвиг алтарь, посвящённый олимпийским богам . Лукиан называет его основателем храма Геры в Гелиополе .

Девкалион стал отцом множества детей. Это были, по данным разных источников, Эллин ( эпоним эллинов , которого некоторые авторы считали сыном Зевса), Амфиктион , Орестей, Кандиб, Протогенея (она родила от Зевса героя Аэфлия ), Фия, Пандора, Меланфо или Меланфея .

Память

В исторические времена гробницу Девкалиона показывали путникам в Афинах . У побережья Фтиотиды, по словам Страбона , находились два островка под названиями Пирра и Девкалион . Согласно Гегесианакту, Девкалион стал созвездием Водолея .

Первым автором, написавшим о превращении камней в людей после потопа, стал логограф VI века до н. э. Акусилай . Предположительно он отталкивался от сходства греческих слов, означавших «камень» и «народ». Этот сюжет использовался в целом ряде комедий (в частности у Эпихарма ) , ни одна из которых не сохранилась, а также в « Метаморфозах » Овидия . Паросская хроника датирует Девкалионов потоп 1528 годом до н. э., раннехристианские историки в своих хронологических выкладках помещали его между Огиговым потопом и Дардановым и относили ко времени после Ноева потопа ; при этом только последний считался всемирным .

Миф о Пирре и Девкалионе обрёл относительную популярность в эпоху Нового времени . Ему посвящены пьесы Генриха Леопольда Вагнера и Ханса Рейфиша (обе под названием «Девкалион»), оперы Луиджи Бернаскони, Пьера Монтана Бёртона, Джузеппе Сарти (все под названием «Девкалион и Пирра»), рельеф Антонио Филарете на вратах базилики Святого Петра в Риме, фреска Бальдассаре Перуцци и другие произведения искусства .

Исследователи отмечают, что миф о Девкалионе — локальная разновидность широко распространённой в древности легенды о всемирном потопе (альтернативный версии связаны с именами Ноя , Утнапишти и др.

Примечания

  1. , kol. 262.
  2. , Мифы, 153.
  3. .
  4. , kol. 994—995.
  5. , Метаморфозы, I, 348—413.
  6. , kol. 994.
  7. , Пирр, 1.
  8. , kol. 995.
  9. , с. 205.
  10. , О сирийской богине, 13.
  11. .
  12. .
  13. , IX, 4, 2.
  14. , kol. 268.
  15. , IX, 5, 14.
  16. , II, 29.
  17. , Мифы, 153, прим.

Литература

  1. Аполлодор . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Боруховича . — Л. : Наука, 1972.
  2. Аполлоний Родосский . Аргонавтика. — М. : Ладомир, 2001. — 237 с. — ISBN 5-86218-288-8 .
  3. Гигин . Астрономия. — СПб. : Алетейя, 1997. — ISBN 5-89329-017-8 .
  4. Гигин . / Перевод, комментарий Д. Торшилова под общей редакцией А. Тахо-Годи . — СПб. : Алетейя, 2000. — 360 с. — ISBN 5-89329-198-0 .
  5. Лукиан . . — СПб. : Алетейя, 2001. — Т. 2. — ISBN 5-89329-314-2 , 5-89329-315-0.
  6. Публий Овидий Назон . Метаморфозы. — М. : Художественная литература, 1977. — 430 с.
  7. Плутарх . Сравнительные жизнеописания. — М. : Наука, 1994. — Т. 2.
  8. Страбон . / Перевод, статья и комментарии Г. Стратановского под общей редакцией С. Утченко . — М. : Ладомир, 1994.
  9. Ботвинник М. Девкалион // Мифы народов мира. — 1987. — Т. 1 . — С. 361 .
  10. Geisau H. Pyrrha 1 : [ нем. ] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1963. — Bd. XX, 1. — Kol. 77—78.
  11. Tümpel K. Deukalion : [ нем. ] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1903. — Bd. V, 1. — Kol. 261—276.
  12. Weizsäcker J. Deukalion 1 : [ нем. ] // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie . — Leipzig : B. G. Teubner, 1886. — Bd. I, 1. — Kol. 994—997.
  13. Weizsäcker J. Pyrrha 1 : [ нем. ] // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie . — Leipzig : B. G. Teubner, 1909. — Bd. III, 2. — Kol. 3352—3355.

См. также

Источник —

Same as Девкалион (сын Прометея)