Interested Article - Глэм-рок

Гарри Глиттер, , 1973 год

Глэм-рок ( англ. glam rock , от glamorous — «эффектный» ), также глиттер-рок ( англ. glitter rock — от слова « глиттер ») — жанр рок-музыки , возникший в Великобритании в самом начале 1970-х гг. и ставший одним из доминирующих жанров первой половины того десятилетия. Для исполнителей глэм-рока были характерны яркий образ, выраженный через театральную эффектность экзотических костюмов, обильное использование макияжа и блесток, андрогинный облик, игры с нетрадиционными гендерными ролями . Исполнители вдохновлялись самыми разными вещами в музыке и поп-культуре , начиная от бабблгам-попа и рок-н-ролла 1950-х годов до кабаре , научной фантастики , психоделического рока и сложного арт-рока . В музыкальном отношении глэм-рок был неоднороден, совмещая рок-н-ролл , хард-рок , арт-рок и эстраду. Глиттер-рок является более экстремальной версией глэм-рока, появившейся благодаря Гари Глиттеру .

Британские чарты были наполнены глэм-рок музыкой с 1971 по 1975 год. Появление в марте 1971 года фронтмена T. Rex Марка Болана на музыкальном шоу BBC Top of the Pops часто упоминается как начало глэм-движения. Другие британские глэм-рок исполнители — Дэвид Боуи , Mott the Hoople , Sweet , Slade , Mud , Roxy Music . Исполнители, которые не занимают главное место в этом жанре — Элтон Джон , Род Стюарт и Фредди Меркьюри . В США глэм-рок был гораздо менее распространен, а Элис Купер и Лу Рид были американскими исполнителями, наиболее сильно проявившими себя в глэм-роке. New York Dolls , Игги Поп и Jobriath — американские музыканты, которые тоже делали музыку в стиле глэм-рока. В СССР самыми известными группами, исполняющими глэм-рок, были « Бастион » ( Одесса ), « Парк Горького » ( Москва ) и « » ( Рига ). Глэм-рок пришел в упадок после середины 1970-х годов, но повлиял на другие музыкальные жанры, такие как панк-рок , глэм-метал , новая романтика , дэт-рок и готик-рок .

Характеристика и особенности

Концепция

Глэм-рок можно рассматривать как модный, так и музыкальный поджанр. Глэм-музыканты отвергали революционное настроение рок-сцены конца 1960-х годов, вместо этого прославляя декаданс , поверхностность и простые структуры более ранней поп-музыки . Во многом яркость, необычность, праздничность глэма компенсировала рок-слушателю 70-х будничность, «серость» его собственного повседневного существования . Под всеми вычурными образами прочитывался иронический подтекст, дух бесшабашного и изысканного жизнепрожигания . Глэм — это попытка объединить визуальный образ со звуком, своеобразный синтез различных видов искусства. Это не только музыка, но и перформанс , который не прекращается ни на секунду, пока музыкант находится на виду у публики .

Визуальная составляющая

Визуально глэм-рок представлял собой смесь различных стилей, начиная от голливудского гламура 1930-х годов, через пин-ап 1950-х годов, театральность кабаре , викторианские литературные и символистские стили, научную фантастику , древнюю и оккультную мистику и мифологию; проявляющуюся в возмутительной (часто женской и блестящей) одежде, подчеркнуто манерном поведении, макияже, прическах, ботинках на платформе и туфлях на каблуках ; всё, чтобы эпатировать свою публику, хотя представители глэм-рока не забывали о своей причастности к сильному полу. Из глубокого декольте чаще всего была видна грудь с пышной растительностью. Сочетание мужского и женского в глэм-рокерах привлекало огромное количество внимания со стороны женского пола . Глэм наиболее известен своей сексуальной и гендерной неоднозначностью; представлениями об андрогинности , помимо широкого использования театральности . Выступления глэм-рок артистов были яркими, сюжетными, включали в себя множество спецэффектов, привлекая своей неординарностью и неоднозначностью общественность и СМИ ; многие глэм-рок шоу больше походили по стилю на шок-рок .

Музыкальная составляющая

В глэм-роке прослеживаются определённые музыкально-стилистические принципы: четкая четырёхдольная рок-н-ролльная ритмика, относительная простота гармоний, драйв рок-гитары, запоминающаяся вокальная мелодика, причем сам голос (как правило, высокий) в глэме как раз и является подлинным «выразителем чувств». Вокал может быть самым разным: вибрирующе-дребезжащим, как у Марка Болана , грубовато-крикливым, как у Slade или подчеркнуто виртуозным, как у Sparks . Типичны многократные дублировки, придающие звучанию вокала легкую «расстроенность». Музыка в целом может напоминать хард-рок или же быть более арт-роковой , но при этом всегда имеет яркую, специфически глэмовую окраску, связанную с подчеркиванием средних частот .

Ключевые артисты и альбомы

T. Rex « Electric Warrior » (1971)

Дэвид Боуи « The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars » (1972)

Slade « Slayed? » (1972)

Roxy Music « Country Life » (1974)

Sweet « » (1974)

История

Предпосылки к созданию и зарождение стиля

Глэм-рок исполнители при создании музыки опирались на бабблгам-поп, дерзкие гитарные риффы хард-рока и рок-н-ролл 1950-х годов, используя инновации звукозаписи конца 1960-х годов. Глэм-рок был прообразом английского композитора Ноэля Кауарда , особенно его песни 1931 года « » .

Марк Болан из группы T. Rex во время выступления в 1973

Глэм-рок возник из английской психоделической и арт-рок сцены конца 1960-х годов и может рассматриваться как продолжение и протест против этих тенденций. Происхождение глэма связано с Марком Боланом , который переименовал свою группу в T. Rex ; концу 1960-х годов они стали играть на музыкальных электроинструментах. Болан был, по словам музыкального критика Кена Барнса, «человеком, который все это начал» . Часто упоминается в качестве момента создания глэм-рока появление Болана на музыкальном шоу BBC Top of the Pops в марте 1971 года в блестках и сатине, чтобы исполнить то, что станет его вторым британским хитом Top 10 «Hot Love» . The Independent утверждает, что появление Болана на передаче «позволило старому поколению начать играть с идеей андрогинности » . В 1971 года Electric Warrior получил признание критиков как новаторский глэм-рок альбом. В 1973 году, через несколько месяцев после выхода альбома Tanx , Болан был на главной обложке журнала Melody Maker с подписью «Глэм-рок мертв!» .

Пик популярности

Нодди Холдер (справа) и Дейв Хилл (слева) из Slade , почти на пике своей славы, 1973

С конца 1971 года Дэвид Боуи развил образ глэм-рок звезды Зигги Стардаста , включив в него элементы профессионального грима, мимики и перформанса. Боуи в интервью 1972 года, в котором он отметил, что другие исполнители, причисленные к глэм-року, делали совсем другую работу, сказал: «Я думаю, что глэм-рок — прекрасный способ описать меня, а ещё лучше быть одним из лидеров этого» ( англ. I think glam rock is a lovely way to categorize me and it's even nicer to be one of the leaders of it ) . Вскоре за Боланом и Боуи появились в этом стиле такие исполнители, как Roxy Music , Sweet , Slade , Mott the Hoople , Mud и Элвин Стардаст . Популярность глэм-рока в Великобритании была такая, что три глэм-рок группы выпустили главные рождественские хиты на то время: «Merry Xmas Everybody» Slade , «I Wish It Could Be Christmas Everyday» Wizzard и «Lonely This Christmas» Mud , все из которых оказались чрезвычайно популярными . Глэм был не только весьма успешным направлением в популярной музыке Великобритании, он стал доминирующим в других аспектах британской поп-культуры в 1970-е годы .

Mott the Hoople , 1974

Более тяжелый вариант глэм-рока, подчеркивающий гитарный рифф в главных песнях и живое исполнение с участием аудитории применяли такие группы, как Slade и Mott the Hoople , с более поздними последователями, такими как Def Leppard , Cheap Trick , Poison , Kiss , Bon Jovi и Quiet Riot , некоторые из которых либо повторяли композиции Slade, либо сочиняли новые песни на основе композиций Slade. Несмотря на высокий успех в сингл-чартах Великобритании, очень немногие из глэм-рок музыкантов смогли оказать серьёзное влияние в США; Дэвид Боуи был исключением, став международной суперзвездой и вызвав принятие гламурного стиля среди таких исполнителей, как Лу Рид , Игги Поп , New York Dolls и Jobriath , часто известных как «глиттер-рок» и с более темным лирическим содержанием, чем их британские коллеги.

Kiss на сцене, 2013

В Великобритании термин глиттер-рок чаще всего использовался для обозначения экстремальной версии глэма, которую создавал Гари Глиттер и группа, с которой он часто выступал, известная как . Гари Глиттер и The Glitter Band издали вместе восемнадцать синглов в Великобритании между 1972 и 1975 годами, каждый из которых попадал в топ-10 в Англии . Представители второй волны глэм-рока, включая Сьюзи Кватро , Wizzard и Sparks , выпускали песни, становившиеся хитами в британских сингл-чартах в 1973 и 1974 годах. Альбом Сьюзи Кватро « Quatro » непосредственно вдохновил лос-анджелесскую группу The Runaways . Также музыку в стиле глэм-рок создавали такие музыканты, как Род Стюарт , Элтон Джон , Queen и некоторое время The Rolling Stones .

Угасание жанра и современность

Панк-рок , часто рассматриваемый как ответ на искусственность глэм-рока, при использовании некоторых элементов глэма, таких как грим и исполнение кавер-версий песен глэм-рока, начал сводить глэм-рок на нет с 1976 года. Также к концу 70-х годов глэм-рок начал постепенно сменяться глэм-металлом и другими новыми направлениями рок-музыки. В начале 90-х с развитием гранжа , глэм почти исчезает, но периодически становится популярным в определённых странах . Большинство глэм-исполнителей оставило этот музыкальный стиль и развивалось дальше. Те же, кто остался верными глэму, стали неактуальными, так как общественность была уже пресыщена яркими выступлениями .

Некоторые считают, что глэм-рок умер вместе с гибелью Марка Болана в 1977 году. В настоящее время трудно удивить зрителей яркими костюмами и эпатажными представлениями, однако, с начала 2000-х годов появилось очень много кавер-групп, которые перепевают глэмовых исполнителей, либо делают стилизацию по данному направлению .

Кино

Наиболее известные фильмы, иллюстрирующие эпоху и философию глэм-рока:

См. также

Примечания

  1. . wooordhunt.ru. Дата обращения: 1 января 2020. 2 января 2020 года.
  2. . web.archive.org (28 августа 2009). Дата обращения: 1 января 2020. Архивировано из 28 августа 2009 года.
  3. Lester, Paul (2015-06-11). . The Guardian . из оригинала 26 августа 2016 . Дата обращения: 1 января 2020 .
  4. (англ.) . Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 1 января 2020. 17 ноября 2020 года.
  5. (англ.) . Fordham English Connect. Дата обращения: 1 января 2020. 2 января 2020 года.
  6. . www.darkgrot.ru. Дата обращения: 1 января 2020. 2 января 2020 года.
  7. . www.darkgrot.ru. Дата обращения: 2 января 2020. 2 января 2020 года.
  8. . Дата обращения: 1 января 2020. 2 января 2020 года.
  9. P. Auslander. . — 2006. — С. , 63, 87, 141. — ISBN ISBN 0-472-06868-7 .
  10. . ushistory.ru. Дата обращения: 1 января 2020. 2 января 2020 года.
  11. (англ.) . AllMusic. Дата обращения: 1 января 2020. 14 августа 2019 года.
  12. (англ.) . The Independent (29 октября 2013). Дата обращения: 1 января 2020. 2 января 2020 года.
  13. (англ.) . (англ.) . www.rocksbackpages.com. Дата обращения: 1 января 2020. 10 марта 2021 года.
  14. Mark Paytress. Bolan – The Rise And Fall Of A 20th Century Superstar. — С. 180—181. — ISBN 0-7119-9293-2 .
  15. . Дата обращения: 1 января 2020.
  16. . web.archive.org (2 января 2014). Дата обращения: 1 января 2020. Архивировано из 2 января 2014 года.
  17. . news.google.com. Дата обращения: 1 января 2020. 25 февраля 2021 года.
  18. P. Auslander. Watch that man David Bowie: Hammersmith Odeon, London, July 3, 1973. — 2006. — С. 72. — ISBN 0-472-06868-7 .
  19. (англ.) . www.prsformusic.com. Дата обращения: 1 января 2020. 2 января 2020 года.
  20. Auslander, Philip. . — 2006. — С. .
  21. V. Bogdanov, C. Woodstra, S. T. Erlewine. . — 2002. — С. . — ISBN 0-87930-653-X .
  22. . gitarshkola.ru. Дата обращения: 2 января 2020. 2 января 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Глэм-рок