Interested Article - Сакля

И. Левитан . «Сакля в Алупке» (1886 год)

Са́кля (от груз. სახლი [сахли] «дом, здание») — каменное сооружение жителей Кавказа и стран Ближнего Востока, а также деревянный дом в Крыму , в горной зоне.

Этимология

Сакли в Гимрах (ныне Унцукульский район Дагестана ). Фотография С. М. Прокудина-Горского (между 1905 и 1915 годами)

Заимствовано в первой половине XIX века из грузинского языка, где saχli — «дом, здание», что в свою очередь производно от корня χli «быть около». «Сакля» буквально — «помещение, расположенное рядом» .

Описание

Крым

В горах Крыма сакля обычно представляет собой небольшой дом из дерева , глины , керамического или саманного кирпича, с плоской крышей . Часто располагались на горных склонах в виде террас, примыкая вплотную один к другому: таким образом крыша нижестоящего здания часто являлась полом или двором вышестоящего.

Древнейшие крымские сакли — простейшие однокомнатные сооружения без окон, с земляным полом и очагом посредине помещения. Дым в таких саклях выходил через отверстие в крыше. Современные сакли часто состоят из нескольких комнат, с крытым полом, оборудованы для комфортного проживания.

Кавказ

Совсем другого типа сакли в горах Кавказа. Нередко многоэтажные, каменные, с многочисленными бойницами, они представляли собой комфортное жилище и надёжную крепость в случае опасности.

Адыги

Адыгская сакля ( адыг. ун, унэ) представляет собой одноэтажный дом четырёхугольной, удлинённой формы (древнейшие были круглой формы и с шатровой крышей, позднее такую форму стали иметь летние кухни ). Она — турлучная , строилась из каркаса из балок, заполненного плетнём (с добавлением мелкой соломы или половы). Плетень оплетался в один ряд по горизонтали слева направо. После этого турлук с обеих сторон штукатурился глиной с добавлением конского навоза и белился. Турлуки в саклях зажиточных адыгов были двухрядные и внутри засыпались землёй, из-за чего на их сооружение требовалось вдвое больше лесоматериала и затрат труда. Шапсугские сакли были деревянными срубными , так как шапсуги жили в горных районах Закубанья. Также встречаются упоминания о срубных саклях и у абадзехов . В высоту стены адыгской сакли достигали 2-2,5 м, торцовые стены в средней части поднимались несколько выше, переводя их во фронтон. Сакли адыгских князей были двух- и трёхэтажными, таким образом ориентируясь на «константинопольский» и « лазистанский » манер строительства, но в целом, за исключением больших размеров и сравнительной чистоты, практически не отличались от саклей простолюдинов. Крыша — соломенная или камышовая, в начале XIX века также крылась дранкой. По передней стене, а иногда вокруг всего дома шёл навес на столбах, образовывавший террасу . Пол был земляным . Потолок и чердак у адыгских саклей отсутствовал, на потолочные балки клали щиты из плетёной лозы, где хранились продукты. Окна также отсутствовали.

В планировке адыгская сакля была одно- и двухкамерной. Двухкамерная сакля делилась на мужскую и женскую половину, каждая из которых имела собственный вход. Часто они сообщались внутри. Для женатого сына строилась отдельная однокамерная сакля, располагавшаяся обычно несколько сзади основной. В этом доме молодожёны жили до полного выделения и постройки собственной усадьбы.

Отапливалась адыгская сакля очагом, расположенном на полу (иногда приподнятом чуть выше пола ), с дымарём конусовидной формы ( адыг. онджэкъ), выходившим через крышу и, как и стены сакли, сплетённым из турлука и оштукатуренным глиной. Часто труба прикрывалась двухскатным деревянным навесом. Над очагом располагался металлический котёл, подвешенный на деревянной или металлической цепи к потолочной балке. К очагу пристраивалась низкая глинобитная лежанка, на которой спали. В двухкамерной сакле было соответственно два дымаря. Адыгская большая семья проживала в нескольких домах, так как на организацию пространства и быта воздействовала сложная система запретов или ограничений, всё это большесемейное пространство огораживалось, как и усадьба в целом, забором- плетнём или частоколом . Помимо жилых зданий, в адыгской усадьбе, разделённой на три двора (главный с жилыми и некоторыми хозяйственными постройками, скотный и хамыш — двор для молотьбы зерна), присутствовали туалет круглой формы (также турлучный и с соломенной крышей), конюшня (чаще всего в виде отдельной постройки, но реже и в виде пристройки к жилой сакле) и амбар для хранения зерна и кукурузных початков, стоявший на каменных плитах, в свою очередь установленных на несколько столбов. Вход в усадьбу осуществлялся через главный двор, располагавшийся посередине, ближе к мужской половине главного дома. Ближе к женской половине примыкали пекарня, курятник, амбары и вход на скотный двор. Постройки были обращены к стороне вход в усадьбу стороной. Кроме того, почти каждая семья имела гостевой дом (т. н. «кунахская» или « кунацкая », адыг. хьакӏэщ, хаджигичиж), располагавшийся на видном месте перед двором, часто обносилась особым плетнём и имела небольшой дворик. Внутри усадьбы было много зелени: плодовые деревья, виноградники, иногда — табачные насаждения .

Отказ адыгов Северо-Западного Кавказа от каменных жилищ произошёл ориентировочно в XV—XVI веках, что было задокументировано генуэзцем Джорджио Интериано в 1502 г. Это было связано с тем, что Прикубанье, в отличие от горных районов Кавказа, к тому моменту было обильно покрыто лесом, а кроме того, кубанские степи представляли угрозу, так как служили благоприятной местностью для внезапных атак со стороны кочевников и войск Крымского ханства. В результате сакли стали быстровозводимыми, что позволяло беречь лесные ресурсы и в условиях адаптивности к степной угрозе оперативно проводить эвакуацию населения. Кроме того, адыги оценивали переход к турлучным саклям и с моральной точки зрения: строительство каменных домов и крепостей они считали трусостью и неспособностью постоять за себя . К середине XIX века среди адыгов стали распространены многокамерные саманные сакли, аналогичные хатам кубанских казаков. Они получили название «унэ зэхэт» (дом, состоящий из нескольких комнат) или «урыс ун» («русский дом»). В домах подобного типа присутствовали потолки и застеклённые окна, иногда в них настилали деревянные полы. Так как для отопления подобные дома требовали большого количества дров, то, помимо традиционных очагов, стали строиться кирпичные русские печи . Зажиточные адыги, по примеру зажиточных же казаков, строили кирпичные сакли с крышей, крытой листовым железом . Также под влиянием русских стали столбовые дощатые дома, впрочем также оставаясь довольно лёгкую, не фундаментальную постройку. Такие дома крылись тёсом и черепицей. Довольно необычным являлся способ крепления стен наклонными брусьями .

Карачаевцы и балкарцы

Ввиду того, что горные районы Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии богаты лесом, основным видом жилища среди карачаевцев и балкарцев в конце XIX века являлся сруб прямоугольной формы. Карачаевско-балкарские сакли, как правило, были однокамерными , реже двухкамерными . Самой качественной древесиной, пригодной для строительства, считалась сосновая, однако её использовали лишь состоятельные люди . Крыша была земляной двухскатной . Также сакли могли строиться и из камня, хотя камень не использовался так широко, как древесина , каменные сакли были одноэтажными и прямоугольной формы. На равнине строили турлучные сакли с соломенной двух- или четырёхскатной крышей . Сакля вместе с хозяйственными постройками образовывали закрытый двор ( карач.-балк. арбаз). Сакля делилась на мужскую и женскую половины . Стены саклей завешивались войлочными коврами, а полки — аппликационными коврами . Отапливалась сакля пристенным очагом ( карач.-балк. оджакъ) с открытым дымоходом .

До конца XIX века различия между внешнего облика саклей ввиду социального различия их владельцев были незначительны. Однако начиная со второй половины XIX века Карачай и Балкария начинают устанавливать тесные торговые контакты с русским (казачьим) населением, что и начинает отражаться на разнице в облике саклей. Сакли богачей становились большего размера, для хранения имущества отводилась большая площадь, сами работы исполнялись намного качественнее , увеличивается количество помещений (в частности, появляется кунацкая), крыши начинают покрываться тёсом и железом (а позднее и шифером), появляются второй этаж , русская печь или камин вместо очага и т. д.

Осетины

Для осетинских горных аулов характерна кучевая или линейная планировка жилых построек (из-за скученности горные осетинские поселения единой постройки в несколько ярусов), на равнине планировка поселений уличная , равнинные поселения, как правило, располагались по берегам рек . Как правило, дома были одно- и двухэтажными, и во втором случае жилые помещения располагались на втором этаже, а на первом — хозяйственные , из-за чего двор как таковой отсутствовал . Основным строительным материалом служил камень ( плитняк и неотёсанные валуны), в строительстве использовался метод сухой кладки, промежутки между камнями заполняли глиной, землёй, и очень редко — известковым раствором. На самом верху стен прокладывались балки, служившие основанием для крыши и поддерживавшиеся столбами . В Северной Осетии больше были распространены каменные сакли с небольшими четырёхугольными окнами и плоскими земляными крышами (у плоских крыш был небольшой скат, чтобы вода во время дождя не задерживалась на крыше), а в Южной — каменно-деревянные (первый этаж каменный, второй — деревянный) с четырёхскатной вальмовой крышей , покрытой дранкой . Также осетины строили деревянные срубные дома, особенно в горных ущельях. Для постройки деревянных домов использовался кругляк, крыша была двух- или четырёхскатной . На равнине осетинские сакли больше напоминают хаты окружающего русского населения: саманные или турлучные с каркасом из хвороста, обмазанные по обеим сторонам белой глиной и с двухскатной соломенной или камышовой крышей. В конце XIX века соломенные крыши были вытеснены черепичными, окна стали большими. Двор в равнинных осетинских усадьбах по периметру замыкали хозяйственные постройки . Усадьбы разделялись плетнём , он же отделял их от улицы . Такими домами, в частности, застраивались хутора в окрестностях Моздока , по большей части переставшие существовать в 1940-е гг. Типичный дом моздокских хуторов был трёхкамерным, поделённым на два помещения (кухня и кунацкая, которая также могла быть отдельным зданием ) и сени между ними. Потолки отсутствовали, пол был земляной. В начале XX века хуторские дома отапливались каминами, очагами с дымоотводами, и очень редко — русскими печами . У одной стены вдоль всей камеры строили саманную завалинку, служившую постелью и покрывавшуюся коврами . Подобные саманные дома и сейчас встречаются в сёлах . Впоследствии также появились дома из досок, а усадьбы зажиточных крестьян стали обносится дощатыми заборами .

Осетинская горная сакля являлась многокамерной, рассчитанной на большую семью. Жилая камера, по-осетински носящая название хæдзар , в широком смысле означает и дом в целом. Открытый очаг ( осет. къона) вместе с надочажной железной цепью, подвешивавшейся на перекладине посередине дымаря, располагался несколько в стороне от входа или у стены (но никогда в центре жилой камеры и напротив входа), они считались священными, очаг играл большую роль в духовной жизни осетин. На некоторой высоте над очагом находился плетёный дымарь, обмазанный глиной из-за пожароопасности. Жилая камера по линии очага делилась на мужскую и женскую половины. В мужской половине находилась большая часть мебели: стоявшее у очага почётное кресло хозяина дома, столик-треножник ( осет. фынг), лавка- диван и стулья, все деревянные. В женской половине жилой камеры хранилась домашняя утварь, у очага стояла люлька для ребёнка. Когда семья была в сборе, то представители мужского пола сидели на стульях, а женщины стояли у стены. Женщинам не полагалось сидеть в присутствии мужчин. К жилой камере примыкала кладовая ( осет. къæбиц). После женитьбы одного из членов семьи специально для него к жилой камере пристраивалась дополнительная камера, своего рода семейная комната ( осет. уат), в которой новобрачные жили вплоть до постройки собственного дома , таким же образом поступали и на равнине . В ней располагалась деревянная кровать, устланная ковром, а также тюфяки, подушки и одеяла . Пол был земляным . Маленькие окна, вырубленные в стенах домов, в холодные время года закрывались досками, каменными плитами, а нередко и соломой. Также свет проникал в саклю через дверной проём (в тёплое время года никогда не закрывавшийся) и отверстие дымаря. У двухэтажных саклей на втором этаже был навес-галерея, покоившийся на столбах .

Осетинская знать проживала в замках-галуанах , состоявших из нескольких жилых и оборонительных башен и других жилых и хозяйственных построек, и обносившихся высокой каменной стеной . Также для осетин характерны оборонительно-жилые башни: осет. мæсыг четырёхугольной формы и высотой в 5-7 этажей. Их строительство было очень затратным, поэтому использовались они лишь богатыми родами; и осет. гæнах высотой в три-четыре этажа, также четырёхугольной формы, но несколько шире . Первый этаж башен отводился под хлев, на втором этаже располагался очаг и спальные места вокруг него, а на третьем и четвёртом находились кунацкие ( осет. уазæгдон) и кладовые .

Крепостные-кавдасарды нередко ночевали в хлевах , о чём, в частности, вспоминал Коста Хетагуров .

В XX веке осетины строили кирпичные или саманные дома, состоявшие из 3-4 комнат (кухня, прихожая и кладовая), но количество комнат могло быть и больше, например, одна из них использовалась в качестве гостиной. Традиция украшения стен оружием практически сошла на нет .

Народы Дагестана

Северный Дагестан

Для поселений Северного Дагестана в целом характерны военно-оборонительный характер, повторяющие контур рельефа глухие и геометрически правильные объёмы домов (квадратные и прямоугольные), выстраивающиеся по гребням гор, ориентирующиеся на юг и таким образом формирующие единую плоскость фасадов. Как правило, северодагестанские сакли достигают в высоту 3-4 этажа. Жилое помещение являлось однокамерным и достигало большой площади, в его центре располагался очаг, уложенный камнем. Также для Северного Дагестана характерны каменные тухумные (то есть, предназначенные для представителей одного рода, объединённых по типу патронимии) башни, не встречающиеся на юге. В высоту они достигают 12 м, толщина стен доходит до 1 метра. По форме башни делятся на круглые, сужающиеся кверху, и квадратные, более низкие. Первый этаж башен отводился под хлев, второй и третий были жилыми, а четвёртый и, при наличии, пятый — оборонительными .

Южный Дагестан

В Южном Дагестане архитектура жилых домов имеет свои особенности у каждого народа, населяющего его. Среди табасаранов наиболее распространённым был следующий комплекс жилища: хлев, находившийся на первом этаже, объединялся с жилым помещением, находившимся на втором, в одном объёме. Сарай для сена представлял собой пристройку к дому либо находился за пределами аула .

Даргинцы

Типичным примером дагестанской сакли является даргинская сакля. У даргинцев в середине XIX века строились двухэтажные (изредка — одноэтажные, а в нагорье — многоэтажные) каменные сакли (в ряде случаев у домов в предгорье были турлучные стены) с плоской земляной крышей, как правило пятиярусной (матица — бревна — жерди — сено (осока, травяной хворост) — глина/земля), а в предгорье — реже и шестиярусной, с добавлением мауэрлатов . Такая крыша была недолговечной, и поэтому её периодически приходилось обновлять. Таким же образом делались межэтажные перекрытия. В целом даргинская сакля того времени представляет собой почти полностью закрытую каменную коробку. В планировке тогдашняя даргинская сакля была преимущественно двухкамерной (жилая камера и кладовая ), хотя нередки были и однокамерные. Жилая камера ( дарг. хула къали) располагалась на втором этаже, первый отводился под хозяйственные помещения. Перед жилой комнатой могла располагаться галерея - лоджия , если её не было, то присутствовал небольшой навес, впоследствии эволюционировавший в веранду . В галерее располагался вход в комнату с дубовой тесовой дверью (сначала — одностворчатой дверью, позже с двустворчатыми дверьми). Лоджии были более распространены в предгорье, в то время как веранды были распространены в нагорье . Отапливалась сакля очагом с настенным дымарём, располагавшимся сначала напротив входа или по бокам от входа, а впоследствии «сползшим» в угол жилой камеры. Также очаг использовался для приготовления пищи. В предгорье очаг отделялся турлучной перегородкой, покоившейся на толстом брусе, который перебрасывался на расстоянии полуметра от пола, между стеной и специальной опорой (каменная колонна, большой камень или толстый обрубок бревна). Изредка очаг располагался в отдельной турлучной пристройке из трёх стен за пределами жилой камеры. Тем не менее, очаг не позволял отапливать саклю в полном объёме. В XX веке во многих саклях очаги с дымарём заменили камины , представляющие собой цельную конструкцию и нередко планирующуюся в самой конструкции стены жилища, вписывая в стену ещё на этапе строительства. Убранство даргинской сакли было довольно бедным. На ближней к двери боковой стороне жилой камеры располагались возвышения для кувшинов и сидения вокруг очага. Ближе к очагу размещалась посуда для повседневного использования, на полках для посуды соблюдался определённый порядок: от самой архаичной посуды на самых нижних полках (медная и гончарная) к самой современной на тот момент (стеклянная и фарфоровая посуда) на самых верхних, а также от крупной на нижних полках к мелкой на верхних. В наиболее отдалённом от очага углу находилось помещение для хранения молочных продуктов. Продольная стена напротив входа отличалась самым богатым убранством, у неё располагалась полка, на которой хранились ковры и постельные принадлежности. Немаловажным элементом в планировке даргинской сакли являлся центральный столб ( дарг. дайна тӏал), разделявший (очажную) и парадную часть помещения, на котором вешалось оружие и на который наносились надписи о годе постройки сакли и т. п. Довольно часто столб украшен резьбой, в орнаментах присутствуют солярные элементы и другие древние мотивы. Как правило, спальное место для главы семьи устраивали ближе к столбу, а для его жены и детей — ближе к очагу. Нередко в жилище было возвышение вроде тахты , на которую в ряд укладывались члены семьи. Если у хозяев сакли была деревянная кровать, что в те годы бывало довольно редко, то на ней спал глава семьи. В отличие от адыгских саклей, в даргинских не было деления на мужскую и женскую половину, однако хозяин большую часть времени проводил у столба, а хозяйка — на тахте или у очага. Также у даргинцев отсутствовала традиционная для Северного Кавказа кунацкая, гостей устраивали у столба. Кладовая ( дарг. гӏела къали) была наиболее удалённой от входа. Пол устилался циновками, паласами и коврами. Окна либо отсутствовали, либо были очень маленькими, располагались ближе к потолку. Они закрывались ставенками. Помимо своей основной цели, они также служили для вентиляции. У хозяйственных построек предгорья крыша могла быть конусовидной и двухскатной. Двора в привычном понимании этого слова по большей части не было, сакли сразу же выходили на улицу продольной стороной, а аулы в целом застраивались плотно. Если двор имелся, то он огораживался каменным забором и самим зданием. Войти в саклю можно было как с фасада, так и с боковых сторон. Ворота во двор, если он был, также служили и жилым входом. Проём ворот в предгорье П-образный, а в нагорье — в виде арки .

В конце XIX века многоэтажные сакли окончательно уступают место двухэтажным, окончательно утверждается многокамерность. Появляется трёхкамерная планировка, особенно распространившаяся в начале XX века: помимо кладовой и жилой камеры, в трёхкамерных саклях присутствовала и парадная камера ( дарг. тавхана, барщиб къали, чебяхӏ къали), нечто вроде гостиной, здесь собирались лучшие мебель и ковры, селили взрослых детей, в частности, именно там первое время жили женившиеся сыновья. Русские путешественники называли её кунацкой , несмотря на то, что сами кунацкие так и не получили распространения у даргинцев. Распространяются печи: в нагорье — железные, в предгорье — каменные. Увеличивается в размерах лоджия, она приобретает и самостоятельное значение в качестве места пребывания семьи, туда переносятся очаг и, используемые в летнее время (…) В XX веке плоская земляная крыша из-за непрочности вышла из употребления, ей на смену пришли наклонные стропильные крыши, покрытые черепицей, шифером и металлом. Также в современных саклях есть балконы, которые, как и лоджии, могут застекляться . Начиная с послевоенного времени, особенно с 1960-х годов, при строительстве новых саклей их внешний вид и планировка подстраивается под современную архитектуру. Именно эти сакли являются на данный момент преобладающими в даргинских аулах .

Абхазы

Для абхазских аулов характерна рассеянная планировка . Основным материалом для строительства домов было дерево .

Ещё в начале XX века для абхазов были характерны круглые плетёные дома акуацэ/акуацв с соломенной конусовидной крышей ( абх. ақәацә, акуацә, ақуацә ), построенные вокруг воткнутого в землю столба, не имевшие окон и располагавшиеся прямо на земле . Помимо соломы, кровля покрывалась многолетними травами и папоротником . Стены плелись из таких пород дерева, как азалия , лоза , орешник и рододендрон , колья между прутьями были из орешника и дуба. Для новобрачных строились подобные акуацэ дома размером поменьше ( абх. амҳара) . Таким же образом строили летние кухни ( абх. амаҵурҭа), также служившие столовыми . Также существовали круглые плетёные дома, отдалённо напоминавшие чумы или типи ( абх. ақьала), в конце XIX-начале XX века они в основном служили в временным жильём для пастухов . Этот тип построек является наиболее архаичным , и также встречается в приграничных с Абхазией районах Грузии . Я. В. Чеснов предполагает, что такие постройки восяходят к куро-араксской и . Другим видом плетёных домов были прямоугольные дома. Самым примитивным был абыцатдзы ( абх. абыцаҭӡы). Впоследствии распространение получили более усовершенствованные прямоугольные дома апацха ( абх. аԥацха). В отличие от предыдущих типов плетёных домов, апацха была многокамерной и состояла из двух-трёх помещений. Бо́льшее помещение располагалось справа от входа, там готовили и ели, а также спали старшие члены семьи, в то время как младшие спали в меньших помещениях. У апацхи было две двери — спереди и сзади, причём в отличие от предыдущих типов плетёных домов, у которых были плетёные двери, у апацхи двери были деревянные. Посередине располагался очаг. В свою очередь, из круглых домов для новобрачных развился тип домов под названием аганюны/аганвны ( абх. аганҩны — дом в ширину ), у которого комнаты не сообщались между собой внутри, вход в каждую комнату осуществлялся через длинный, на всю ширину жилища, навес-веранду. Раньше в аганюны проживало несколько родственных семей Ориентировочно с 1950-х годов для аганюны также применяется термин абх. аԥсуа ҩны — буквально «абхазский дом» . Для гостей строилось отдельное здание-кунацкая ( абх. асасааирҭа) . С конца XIX века эти постройки стали сменяться четырёхугольными дощатыми домами акуаскьа ( абх. акәасқьа, аӷәыҭӡы) с приподнятым полом на деревянных или каменных столбах высотой до 1 метра и иногда выше и вальмовой крышей, устланной соломой, камышом, черепицей или дранкой из каштана, дуба, пихты или бука. У акуаскьа, в отличие от предыдущих типов домов, присутствовали пол и потолок. В качестве материала для стен служил каштан, пол был преимущественно дубовым. Для утепления обеспеченные люди обшивали наружную сторону дома фальцованными досками. Ввиду большой высоты фундамента веранда превратилась в балкон, простиравшийся на всю фасадную длину дома, опиравшийся на столбы, в зависимости от размеры дома их могло быть от четырёх до шести и больше. Акуаскьа также была многокамерной: большая камера трансформировалась в гостиную, которая стены которой уставлялись кроватами с льняными подзорами и аккуратно сложенными полотенцами, занавесями и тому подобными рукодельными изделиями. Акуаскьа отапливалась каменным, а сначала XX века — кирпичным камином . Такие дома могли строить грузинские мастера . Также строились срубные дома ( абх. аџьаргәалҩны) из дуба и каштана . Тем не менее, аганюны и апацхи всё ещё были широко распространены .

В советские годы распространилось строительство каменных двухэтажных домов городского типа. Современные абхазские дома также двухэтажные, строятся они из кирпича и шлакоблоков , крыша покрывается шифером и металлом. Как и у многих кавказских народов, первый этаж отводится под хозяйственные нужды, а второй является жилым. В последнее время во многих абхазских усадьбах вновь начали возводить апацхи и аганюны вместе с домами современного типа. Однако они играют скорее вспомогательную роль: в апацхи коптят сыр и мясо, а аганюны большую часть времени используется в качестве хозпостройки, а во время свадебных и поминальных торжеств там накрывают столы для гостей .

Сакля в культуре

Художник Исаак Левитан зарисовал саклю в одной из своих картин (на репродукции). Саклю также изобразил в 1910 году на своей картине «Сакля в Крыму» другой русский художник — К. А. Коровин .

Примечания

  1. (неопр.) . Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М. .
  2. (неопр.) Дата обращения: 16 апреля 2022. 16 апреля 2022 года.
  3. Самир Хотко. (рус.) // Вестник науки АРИГИ. — № 15 . — С. 125—139 . 10 сентября 2021 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 11 сентября 2021. 11 сентября 2021 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 13 апреля 2022. 12 мая 2021 года.
  6. (неопр.) . etnolog.ru. Дата обращения: 16 апреля 2022. 16 апреля 2022 года.
  7. (неопр.) . etnolog.ru. Дата обращения: 16 апреля 2022. 11 января 2020 года.
  8. (неопр.) . etnolog.ru. Дата обращения: 15 апреля 2022. 11 января 2020 года.
  9. Магометов А.Х. (рус.) . — Орджоникидзе : Северо-осетинское книжное издательство, 1963.
  10. (неопр.) . Дата обращения: 15 апреля 2022. 17 апреля 2021 года.
  11. Уарзиати В. С. (рус.) / под ред. А. У. Голиевой. — Орджоникидзе : Ир, 1990. 15 марта 2019 года.
  12. (неопр.) . Дата обращения: 16 апреля 2022. 16 апреля 2022 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 13 апреля 2022. 1 апреля 2022 года.
  14. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. // (рус.) . — 2002. 15 апреля 2022 года. []
  15. М. О. Османов. (рус.) / под ред. доктора исторических наук О. М. Давудова. — Махачкала: Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, 2009. — 276 с. — ISBN 978-5-94434-122-8 .
  16. (неопр.) . Дата обращения: 16 апреля 2022. 16 апреля 2022 года.
  17. = Аурыс-аҧсуатә жәар (неопр.) / под ред Х.С. Бгажбы. — Сухуми : «Алашара»; Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д.И. Гулиа АН Грузинской ССР , 1964. — С. 306. — 632 с. — 300 экз.
  18. С.Б. Сангулия. // Молодой исследователь Дона. — 2020. — № 3(24) .
  19. (рус.) / под ред. проф. Джемала Гамахарии (главный редактор); проф. Тамаза Берадзе; проф. Теймураза Гванцеладзе. — Тбилиси : Интелекти; Институт истории и этнологии имени Ив. Джавахишвили; Министерство образования и культуры Абхазии , 2009. — ISBN 978-9941-410-69-7 .
  20. ↑ (рус.) . sputnik-abkhazia.ru . Спутник Абхазия (22 августа 2020). Дата обращения: 16 апреля 2022. 2 марта 2022 года.
  21. (неопр.) . Дата обращения: 16 апреля 2022. 17 июня 2021 года.
  22. (неопр.) . etnolog.ru. Дата обращения: 16 апреля 2022. 11 января 2020 года.

Ссылки

Same as Сакля