Interested Article - Галлен-Каллела, Аксели

Аксели Галле́н-Ка́ллела ( фин. Akseli Gallen-Kallela ), при рождении Аксель Вальдемар Галлен ( швед. Axel Waldemar Gallén ), 26 апреля 1865 , Бьёрнеборг , Великое княжество Финляндское 7 марта 1931 , Стокгольм , Швеция ) — финский художник шведского происхождения . Важнейший представитель живописи национального романтизма и северного модерна 1880—1910 годов . На волне финского национального движения, изменил свою шведскую фамилию «Галлен» на финский манер — «Каллела», и объединил оба написания в двойную фамилию.

Биография

Родился в Бьёрнеборге в семье юриста . С 1881 года учился в Гельсингфорсе , с 1882 года учился в частной Академии , а с 1884 года — в академии Жюлиана в Париже . Ранние полотна («Мальчик и ворона», 1884, «Первый урок», 1889, Атенеум , Хельсинки ) отличаются точным реалистическим изображением финской народной жизни и природы.

Флаг Ухтинской республики 1920—1922

С 1909 по 1910 годы находился с семьёй в путешествии по Британской Восточной Африке (ныне Кения ) .

Музей Галлен-Каллелы в , Эспоо

В 1918 году Галлен-Каллела и его сын принимали участие в боевых действиях Финской гражданской войны . Позже генерал Маннергейм предложил Галлен-Каллеле заниматься дизайном флагов, государственных символов ( герб и флаг Ухтинской республики , орден Белой розы Финляндии , орден Креста Свободы ) и униформы независимой Финляндии. В 1919 году он был назначен адъютантом Маннергейма . Художником был разработан финский форменный штык-нож образца 1919 года, выпускавшийся компанией Fiskars .

Гален-Каллела оказывал поддержку молодому художнику Александру Ахола-Вало , защищая его от обвинений в связях с коммунистами.

С декабря 1923 года по май 1926 года художник жил в США , где открылась выставка его картин.

Он умер от воспаления лёгких в Стокгольме 7 марта 1931 года, возвращаясь после лекции из Копенгагена .

В 1961 году его дом-студия в , в Эспоо , был превращён в Музей Галлен-Каллелы .

Творчество

В 1890-х годах Галлен-Каллела обращается к карело-финскому народному эпосу ( триптих «Легенда об Айно», 1891, «Мать Лемминкяйнена», 1897, — в Атенеуме; офорты , иллюстрации). В своём творчестве он использовал символику и художественные приемы стиля модерн , что особенно заметно в циклах росписей: в мавзолее Юзелиуса в Пори (1901—1903) и в финском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1900). В этих работах заметны его политические взгляды: так, на фреске « Ильмаринен вспахивает змеиное поле» одна из гадюк носит царскую корону, что символизирует желание видеть свободную Финляндию. Одновременно Галлен-Каллела создаёт реалистические пейзажи («Иматра зимой», 1893, Атенеум ), портреты ( М. Горького , 1906, Атенеум ), иллюстрации (к роману « Семеро братьев » А. Киви , 1906—1907). В 1920-х годах им выполнен живописный цикл, посвящённый Восточной Африке .

Работы Аксели Галлен-Каллела считаются наиболее важным мастером национального романтизма и северного модерна в Финляндии .

Литература

  • // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37), с. 57 — 72.
  • Левинсон А. Аксель Галлен: Суждение о характере творчества и произведениях художника. С 35-ю репродукциями. — СПб. : Пропилеи, 1908. — 45 с.: ил., 3 л. ил., портр.
  • Хельсинки: Общество финской литературы, 2004. — 814 с.
  • Kämäräinen E. Akseli Gallen-Kallela: Katsoin outoja unia. Helsinki Porvoo Juva: WSOY, 1994.
  • Martin T.; Pusa E. Akseli Gallen-Kallela, 1865—1931. Tarvaspää: Gallen-Kallela Museum, 1985.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Akseli Gallen-Kallela // (англ.) — 1995.
  3. (англ.) // OUP , 2018. — ISBN 978-0-19-977378-7
  4. — 2016.
  5. (англ.)
  6. от 30 октября 2022 на Wayback Machine
  7. . Дата обращения: 23 мая 2020. 3 августа 2020 года.
  8. . yle.fi . Служба новостей Yle (2015-3-9). Дата обращения: 2015-3-9.
  9. Ringbom, Sixten . Grove Art Online . Oxford University Press (2003). Дата обращения: 29 июля 2019. 29 июля 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Галлен-Каллела, Аксели