Interested Article - Новая простота

Новая простота ( нем. neue Einfachheit ) — музыкальный термин, который используют для описания стилистических особенностей сочинений ряда композиторов, преимущественно немецких, конца 1970-х и начала 1980-х годов, а также других авторов, близких им по духу. Движение возникло в противовес европейскому музыкальному авангарду середины XX века. В качестве синонимов иногда используют следующие понятия: «инклюзивная композиция», «новый романтизм», «новый классицизм», «новая субъективность» ( нем. neue Subjektivität ), «новый экспрессионизм», «новая тональность», «новая искренность» ( нем. neue Innigkeit ).

Появление термина

Понятие «новой простоты» впервые ввёл немецкий композитор Ариберт Райман , чтобы охарактеризовать общность работ на тот момент семи композиторов, хотя и не входивших в одно объединение, но писавших, «по зову сердца», стилистически похожую музыку . В эту семёрку входили: (нем.) , (нем.) , (нем.) , Вольфганг Рим (единственный композитор из семёрки, которого хорошо знают за пределами Германии), (нем.) , (нем.) и (нем.) . По сути, эти композиторы стремились к тому, чтобы, с одной стороны, их музыка была понятна слушателям, с другой — чтобы как можно тоньше была грань между первым импульсом создать композицию и конечным результатом, к субъективности. В определённом смысле представители «новой простоты» возвращались к тональному языку XIX века и традиционным музыкальным формам (сонате, симфонии), что противопоставляло их авангардному течению. Оппоненты обвиняли их, прежде всего, в том, что они сильно упростили музыку, а также в бунте против авангарда; другие критики, однако, предполагали, что композиторы семёрки наоборот расширили конструктивистские возможности авангардистов, а не восставали против них , поскольку и в авангардной музыке и в музыке «новой простоты» композиторы часто тяготеют к субъективности, подчеркиванию собственного «я».

Распространение

К представителям «новой простоты» со временем стали относить и ряд композиторов, связанных с (нем.) , например Вальтера Циммермана , (нем.) , (нем.) , Петера Этвёша , Божидара Дино, (нем.) , (англ.) , (нем.) и (англ.) . Термин прижился не только в самой Германии, но и за её пределами. Так, «новой простотой» иногда называют музыку (англ.) , (англ.) , Гэвина Брайерса , Кевина Воланса . Некоторых из этих композиторов причисляют также к представителям авангарда, последователям Маурисио Кагеля и Карлхайнца Штокхаузена , других — к последователям Мортона Фельдмана , таким образом, «новая простота» может быть близкой как авангардизму, так и минимализму , хотя родство с первым и оспаривается. Что касается минимализма, то в этом случае прослеживается более тесная связь, хотя есть и различия: минимализм не всегда, но тяготеет к репетитивности, «новая простота» же тяготеет больше к вариативной повторности паттерна . И всё-таки родственной этому направлению довольно часто называют музыку композиторов-минималистов, в особенности представителей духовного минимализма : Арво Пярта , Джона Тавенера и Хенрика Гурецкого . Творчество Валентина Сильвестрова , Георгия Дмитриева также иногда подпадает под это понятие. Преображением «новой простоты» доцент кафедры инструментовки Московской военной консерватории Вячеслав Грачёв называет музыку Владимира Мартынова . В том же исследовании Грачёв отмечает, что простота всегда имела два толкования, как отрицательное, так и положительное, и именно второе определение больше в целом подходит для музыкального минимализма.

Вячеслав Грачёв, «Религиозная музыка В. Мартынова: преображение «новой простоты» и минимализма» :

Простота ведь бывает разная. С ней связаны как многие недостатки человека (лукавство, притворство, глупость), так и высокие проявления его духа: святость, предельная ясность мироощущения. Об этом свидетельствуют многие поговорки и обороты в русском языке: «Простота хуже воровства», «Лукавая простота», а в просторечии – «Он совсем опростел». Или, наоборот – в положительном смысле: «Святая простота». В Библии читаем: «Итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). А также: «Да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков» (Иак. 1:15) .

За 15 лет до того как в Германии появился термин «новой простоты», в Дании существовала группа композиторов под тем же названием ( дат. Den Ny Enkelhed ), куда входили (англ.) , (англ.) , (англ.) . Эта группа так же, как в случае с немецкой семёркой, была оппозиционна авангардистам и, в частности, (нем.) , но в отличие от немецких представителей «новой простоты», пытавшихся минимумом средств добиться определённой музыкальной субъективности, датчане своеобразным упрощением хотели создавать беспристрастную музыку .

Ещё раньше, в 1930-е годы, в музыкальную терминологию понятие «новой простоты» внёс Сергей Прокофьев : «...о манере изложения: оно должно быть ясным и простым, но не трафаретным... Простота должна быть не старой простотой, а новой простотой» .

Другие представители

  • Хельмут Кромм
  • Юрий Эверхарц
  • Йенс-Питер Остендорф
  • Питер Майкл Хамель
  • Петер Ружичка
  • Манфред Штанке

Примечания

  1. Reimann, Aribert. 1979. "Salut für die junge Avantgarde." Neue Zeitschrift für Musik 140, no. 1:25.
  2. Williams, Alastair. 2006. "Swaying with Schumann: Subjectivity and Tradition in Wolfgang Rihm's Fremde Szenen I–III and Related Scores". Music and Letters 87, no. 3:379–97.
  3. . Электронный научный журнал «Педагогика искусства». Дата обращения: 13 сентября 2017. 19 октября 2017 года.
  4. . Государственная классическая академия имени Маймонида. Дата обращения: 13 сентября 2017. 19 октября 2017 года.
  5. . relga.ru. Дата обращения: 13 сентября 2017. 19 октября 2017 года.
  6. Jakobsen, Erik H. A. 2001. "Gudmundsen-Holmgreen, Pelle". The New Grove Dictionary of Music and Musicians, second edition, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell. London: Macmillan Publishers.
  7. . Belcanto.ru. Дата обращения: 13 сентября 2017. 30 августа 2017 года.

Ссылки

Источник —

Same as Новая простота