Interested Article - Красавица и Чудовище (фильм, 1946)

« Красавица и Чудовище » ( фр. La belle et la bête ) — французский фильм по одноимённой сказке , снятый в 1946 году знаменитым писателем Жаном Кокто . Сразу три роли в фильме исполнил его спутник жизни — Жан Маре . Музыку написал Жорж Орик .

Сюжет

Состоятельный купец-судовладелец, живущий с сыном Людовиком и тремя дочерьми — Аделаидой, Фелисией и Белль ( ) потерял все корабли с товарами и стал банкротом. Друг Людовика Авенан ( Жан Маре ) влюблён в Белль, просит её руки, но ему отвечают отказом, аргументируя тем, что она должна следить за своим отцом, сёстрами и братом Людовиком (Мишель Оклер), который наделал долгов. Приходит известие, что вернулся с товарами один из кораблей купца. Но когда тот вошёл в порт, всё уже было разобрано кредиторами. Когда отец отправлялся к кораблю, сёстры попросили отца привезти им дорогие подарки, и только Белль попросила розу. Купцу пришлось одному возвращаться домой ночью через лес. Там он заблудился и попал в волшебный замок, где кто-то наливал ему вино, зажигал свечи. Утром он проснулся, вышел в сад, чтобы идти домой, и увидел прекрасную розу, которую сорвал для Белль. Как только он это сделал, появилось Чудовище. Жить купцу, по словам чудища, осталось несколько минут, если одна из дочерей не решится заменить отца и пойти на смерть. Когда Белль приходит в замок, она видит, что Чудовище не так жестоко, как казалось, и является воплощением добра и великодушия.

Белль возвращается домой в роскошном наряде, а сёстры из-за зависти уговаривают ребят ограбить Чудовище. Авенан, выполняя эту затею, платит за неё своей жизнью, а Чудовище своим обликом, потому что влюблённый взгляд Белль, прибежавшей к нему, превращает его в прекрасного Принца.

В ролях

  • Жан Маре Авенан, Чудовище, Принц
  • ( ) — Белль
  • Мила Парель — Фелиция
  • Нана Жермон — Аделаида
  • Мишель Оклер — Людовик
  • Рауль Марко — торговец
  • Марсель Андре — отец Белль

Работа над фильмом

Маска Чудовища сделана таким образом, чтобы актёр мог передавать свои чувства мимикой и выражением глаз.

Режиссёр стремился придать кинематографическим образам сходство с гравюрами Доре , со свойственной им сложной динамикой резко противопоставленных света и тени. Кокто долго раздумывал над обликом чудовища. Он хотел дать ему голову оленя (в память о древнем божестве Кернунне ), пока Жан Маре не смог убедить его, что такая маска совершенно не подходит для лютого и яростного зверя.

Замысловатые костюмы для фильма были сшиты парижским модным домом «Пакен» (фр. La maison Paquin). В качестве мужского костюмера над фильмом работал молодой Пьер Карден . В своей автобиографии актёр вспоминает, что на гримирование одного только лица уходило ежедневно по три часа; от ношения маски у него развилась экзема . Из-за накладных зубов он питался одной кашей. Во время работы над фильмом Кокто и сам был госпитализирован с серьёзным аллергическим заболеванием.

Премьера фильма состоялась в сентябре 1946 года на Каннском кинофестивале . В том же году лента была удостоена престижной премии Луи Деллюка . Кинокритики обратили внимание на отход Кокто от литературного первоисточника в сторону всегда занимавших его тем зазеркалья и однополой любви. Когда Чудовище превращается в подобие жениха, уже отвергнутого героиней, она едва может скрыть своё разочарование . На эти упрёки режиссёр возражал :

Я взялся за этот сюжет, поскольку он был созвучен моей собственной мифологии. Но самое забавное заключается в том, что все предметы и действия, приписываемые мне, содержатся в тексте мадам Лепренс де Бомон , написанном в Англии, где истории чудовищ, прячущихся в фамильных замках, бесчисленны. Впрочем, меня прельщало и толкало к ирреальному реализму именно то правдивое, что было в тексте.

Значение

С точки зрения визуального стиля «Красавица и чудовище» считается одним из наиболее отточенных образцов кинематографа середины XX века . Авторская рукопись сценария была продана (в 2005 г.) парижским отделением аукционного дома « Сотбис » за € 120 000.

В 2011 г. отреставрированная версия ленты была выпущена на DVD компанией Criterion как «непреходящий идеал кинематографического чуда» . Роджер Эберт отозвался о фильме Кокто как об одном из самых волшебных произведений киноискусства: «ожившая фантазия с хитроумными ракурсами и поразительными эффектами, где Чудовище одиноко, как человек, и не понято, как зверь» .

Другие критики имеют мнение, что блестящая поверхность у Кокто напрочь подавляет содержание: фильм слишком «переполнен барочными интерьерами, изящными нарядами и затейливыми драгоценностями: даже слёзы здесь застывают алмазами» .

Адаптации

Замок Ла Рош-Курбон , где проходили съёмки фильма

В 1995 году композитор Филип Гласс создал одноимённую оперу, полностью синхронизировав её со сценами из фильма Кокто. Предполагалось, что музыканты и певцы будут представлять оперу на сцене, тогда как заново отреставрированный фильм будет демонстрироваться на экране позади. На премьере оперы партию Белль исполнила меццо-сопрано , а партию Чудовища-Принца — .

Награды и номинации

  • 1946 — Участие в конкурсе Каннского кинофестиваля.
  • 1946 — Премия имени Луи Деллюка (Жан Кокто).
  • 1948 — Премия «Бэмби» за лучшую мужскую роль (второе место) Жан Маре.

Примечания

  1. . Дата обращения: 18 февраля 2015. 8 декабря 2015 года.
  2. Жан Кокто. Петух и арлекин. СПб. : Кристалл, 2000. С. 587—588 (рус.)
  3. . Дата обращения: 17 февраля 2015. 16 февраля 2015 года.
  4. . Дата обращения: 17 февраля 2015. 17 февраля 2015 года.
  5. . Дата обращения: 17 февраля 2015. 17 февраля 2015 года.

Ссылки

Источник —

Same as Красавица и Чудовище (фильм, 1946)