Interested Article - Жоли, Морис

Мори́с Жоли́ ( фр. Maurice Joly ; 22 сентября 1829 , Лонс-ле-Сонье, — 15 июля 1878 , Париж ) — французский адвокат и публицист, известный как автор памфлета « Диалог в аду между Макиавелли и Монтескьё » ( Dialogue aux enfers entre Machiavel et Montesquieu ), направленного против политического режима Наполеона III .

Жизнь и творчество

Многие сведения о жизни Мориса Жоли содержатся в автобиографии «Морис Жоли, его жизнь и его программа» , написанной им в ноябре 1870 года во время 10-дневного тюремного заключения в Консьержери , а также в книге Анри Роллена «Апокалипсис нашего времени» и в предисловиях к изданию книг Жоли «Плебисцит» и «Цезарь» 1996 г. .

Жоли пишет, что он родился в семье француза и итальянки. Его отец был членом законодательного собрания департамента Юра , а дед по материнской линии — казначеем Корсики и генеральным секретарем военно-морского министерства в Неаполе . Начал изучать юриспруденцию в Дижоне, но в 1849 году прервал учёбу и переехал в Париж , где работал десять лет в различных министерствах на незначительных должностях. В 1859 году Жоли окончил обучение и был принят в парижскую коллегию адвокатов.

В 1862 г. по совету Жюля Греви Жоли начал сочинять литературные портреты знаменитых адвокатов , наживая себе врагов среди коллег по цеху. В 1863 году Жоли опубликовал работу «Парижская коллегия адвокатов» , снискавшую автору популярность. Затем последовали «Принципы '89» — книга с критикой конституции 1852 года и сатирический памфлет под названием «Политическая экономика Юры» .

Dialogue aux enfers, 1864

В 1864 году Жоли написал ставшие позднее знаменитыми «Разговоры Макиавелли и Монтескье в царстве мертвых». По утверждению автора , идея написать политическую сатиру на ненавистный ему режим Луи-Наполеона в виде диалога покойников пришла ему в голову во время прогулки по берегу Сены , под впечатлением «Бесед о торговле зерном» аббата Галиани . Кроме того, литературная форма разговора в царстве мертвых была популярна во Франции со времен Фонтенеля . С помощью этого приема Жоли рассчитывал обойти запрет на открытую критику правительства.

В книге 25 диалогов. Яркий представитель эпохи Просвещения благородный барон де Монтескье отстаивает позиции умеренного правления и соблюдения прав личности, а флорентийский политик Средневековья злокозненный Макиавелли берется доказать своему собеседнику, что управлять людьми можно только силой и хитростью, и что деспотия — это потребность современного общества. «Макиавелли: Ты пишешь в „Духе законов“, что законодатель должен сообразовываться с народным духом, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением, и ты полагаешь это аксиомой. Так вот, мне не понадобится и двадцати лет, чтобы сломить дух самого непокорного европейского народа и погрузить его в такую же деспотию, в какой пребывают народы Азии.» Собеседники заключают пари. Побеждает Макиавелли, который шаг за шагом описывает те действия, которые предпринял Наполеон III для установления деспотии во Франции. Последняя реплика в диалоге принадлежит Монтескье: «Господь Всевышний, что ты допустил!..» .

Закончив рукопись, Жоли по возвращении в Париж сделал попытку её издать, представив «Разговоры» как переведённое с английского языка сочинение некоего Макферсона (намек на автора знаменитой литературной подделки « Поэмы Оссиана » Джеймса Макферсона ). Однако издатель отказался печатать книгу, заметив, что Макиавелли в ней очень похож на Наполеона III. В конце 1864 года «Разговоры» были опубликованы в Брюсселе издательством Мертинс и сыновья от лица «современника» без указания имени автора. Однако при попытке пересечения франко-бельгийской границы 16 марта 1865 г. груз с книгами был захвачен полицией , а у Мориса Жоли, в его парижской квартире, прошел обыск. 28 апреля 1865 года Морис Жоли был приговорен (без присяжных) к 15-месячному тюремному заключению и штрафу в 200 франков «за возбуждение ненависти и презрения к правительству Империи». После отклонения апелляции 2 июня 1865 г. и кассации 19-го января 1866, Жоли отбывал свой срок в с 14 февраля 1866 года.

После освобождения Жоли находился под надзором властей, но продолжал попытки вести общественную и политическую деятельность. Основанный Жоли журнал «Le Palais» закрылся после скандала и дуэли с одним из учредителей. Случайным образом оказался замешан в попытку свержения 31 октября 1870 г., за что был подвергнут лишению свободы сроком на 10 дней в тюрьме Консьержери. Вопреки бытующему мнению, Морис Жоли не принимал участия в Парижской Коммуне 1871 года (его путают с Мишелем Жоли, национальным гвардейцем и членом мэрии 1-го округа Парижа).

В конце своего жизненного пути Морис Жоли вступил в масонскую ложу La Clémente amitié. Жоли бретерствовал и сутяжничал, добиваясь популярности. Однако имя его оставалось безвестным и газеты не хотели иметь с ним дело. В октябре 1877 года во время предвыборной кампании Жоли организовал «независимый комитет» и затеял аферу с поддельными подписями в пользу кандидата Дагэн. Этот Дагэн баллотировался в Законодательный корпус против Жюля Греви от департамента Юра. Афера была раскрыта сотрудниками газеты . Жоли подал в суд на Le XIXe Siècle и еще 10 газет за то, что они отказались публиковать его разъяснение по поводу инцидента с «независимым комитетом». Жоли проиграл суд против газет. После этой истории совет Парижской коллегии адвокатов предложил Морису Жоли подать в отставку, дабы не позорить корпорацию. 2 июля Морис Жоли подал заявление о выходе из Коллегии.

Морис Жоли застрелился из револьвера 7 июля 1878 г. Его тело было обнаружено в понедельник 15 июля 1878 года в квартире на третьем этаже по адресу Набережная Вольтера 5, в Париже. .

Посмертная слава

Слава пришла к Морису Жоли много позже, загадочным и неожиданным образом. В начале XX века его «Разговоры в царстве мертвых» были использованы в царской России для изготовления литературной фальшивки — печально знаменитых « Протоколов сионских мудрецов » . Плагиат был разоблачен корреспондентом газеты « Таймс » Филипом Грейвсом (1921) , а затем основательно доказан в ходе Бернского процесса (1934—1935) и позднейшим текстологическим исследованием Чезаре Де Микелиса (2004) .

Итальянский писатель Умберто Эко утверждает , что Жоли, в свою очередь, заимствовал не менее 7 страниц текста «Разговоров» из книги Эжена Сю «Тайны народа» («Mysteres du Peuple», 1849—1857) . Жоли также является персонажем романа Эко « Пражское кладбище » .

В 2015 году в Лонс-ле-Сонье, родном городе Мориса Жоли, появилась улица, названная его именем ( ).

Список произведений

  • .
  • .
  • .
  • [Морис Жоли. Разговоры Макиавелли и Монтескье в царстве мертвых. — Сан-Франциско, 2016; — 190 с.]
  • 1865: César , Paris, Martin-Beaupré frères.
  • .
  • .
  • .
  • .

Примечания

  1. Maurice Joly. Dialogue aux enfers entre Machiavel et Montesquieu ou la politique de Machiavel au XIX e siècle (фр.) . — Bruxelles: A.Mertens et fils, 1864.
  2. Maurice Joly. (фр.) . — Paris: Lacroix, Verbɶckhoven et Co., 1870. 26 ноября 2020 года.
  3. Henri Rollin. L'Apocalypse de notre temps. Les dessous de la propagande allemande d'après des documents inédits (фр.) . — Paris: Gallimard , 1939. — (Problèmes et documents).
  4. Maurice Joly. Le Plébiscite, épilogue du dialogue aux enfers entre Machiavel et Montesquieu, précédé de César (фр.) . — Paris-Zanzibar, 1996. — ISBN 2-911314-02-6 .
  5. Maurice Joly. (неопр.) // Figaro : journal non politique. — Paris: Figaro, 1878. — 18 September. — С. 2 . 13 октября 2016 года.
  6. Maurice Joly. (фр.) . — Paris: Gosselin, 1863. 4 июля 2020 года.
  7. Maurice Joly. (неопр.) . — Paris: E. Dentu., 1863. 21 января 2021 года.
  8. Maurice Joly. (фр.) . — Paris: P.-A. Bourdier, 1864. 14 февраля 2016 года.
  9. Фердинандо Галиани . Беседы о торговле зерном (пер. с фр. М.Драгомирова) . — Киев, 1891.
  10. Maurice Joly (author), John S. Waggoner (translator). The Dialogue in Hell between Machiavelli and Montesquieu (англ.) . — Lexington Books , 2002. — ISBN 0-7391-0337-7 .
  11. (англ.) . L'Invasion, Le Siege, La Commune (неопр.) . — Paris: Ernest Flammarion, 1901. — С. 321.
  12. Charles Feld; François Hincker. Paris au front d'insurgé: la Commune en images (фр.) . — Paris: Livre-Club Diderot, 1971. — С. 14.
  13. Le Gaulois 11.10.1877; p.2.
  14. [Le Constitutionnel 18.07.1878, p.3. ].
  15. Hippolyte de Villemessant . (неопр.) // Figaro : journal non politique. — Paris: Figaro, 1878. — 17 July. — С. 3 . 20 февраля 2016 года.
  16. Сергей Нилус. Великое в малом и антихрист, как близкая политическая возможность. Записки православного . — Царское Село, 1905.
  17. Philip Graves. (неопр.) // The Times, August 16, 17, and 18, 1921. — London.
  18. Kevin Schlottmann. . . Leo Baeck Institute (17 июля 2013). Дата обращения: 26 января 2016. 30 октября 2018 года.
  19. Herman Bernstein. The Truth About "The Protocols of Zion". A Complete Exposure (англ.) . — New York: Covici Friede, 1935. — ISBN 978-0870681769 .
  20. Norman Cohn . (англ.) . — London: Serif, 2006. — ISBN 978-1897959497 . 3 ноября 2021 года.
  21. (англ.) . "Протоколы сионских мудрецов". Несуществующий манускрипт, или Подлог века . — 2006. — ISBN 985-436-527-1 .
  22. Umberto Eco . (неопр.) . — Cambridge, MA: Harvard University Press , 1994. — ISBN 0-674-81050-3 . 21 декабря 2021 года.
  23. (англ.) . (фр.) . — Bruxelles, 1849-1857: Alphonse-Nicolas Lebègue. 29 августа 2021 года.
  24. Mark Medley. (англ.) . National Post (18 ноября 2011). Дата обращения: 28 ноября 2019.

Ссылки

Источник —

Same as Жоли, Морис