Interested Article - Галеви, Иехуда

Иегуда бен Шмуэль Галеви́ (или Ха-Леви, ивр. יהודה הלוי ‎ Yehuda ha-Levi, ок. 1075 , Тудела ?, Испания 1141 , Иерусалим ?) — средневековый еврейский поэт и философ .

Биография

Иегуда бен Шмуэль Галеви родился в Туделе . Учился в иешиве в Лусене у раввина Ицхака Альфаси . Также обучался светским наукам и медицине . Под влиянием Моше ибн-Эзры — одного из выдающихся представителей еврейской поэзии того времени — Галеви рано начал писать стихи на древнееврейском языке. Он был убежденным националистом . Пробыв долгое время врачом в Кордове , Галеви отправился в Палестину , по пути остановился в Александрии . Свои впечатления от путешествия по морю он позже передал в «Морских песнях». По одной из версий, убит в Иерусалиме во время второй поездки в Палестину .

Творчество

Творчество Галеви, особенно его светские произведения, как и вся еврейская поэзия того времени, отмечено влиянием арабской литературы ; это влияние сказывается в лиризме , в романтичности образов, в гиперболических сравнениях , в тяготении к аллегорическим намёкам , в эпиграммности и в игре слов.

Арабская поэзия стимулировалась разными изречениями из Корана или более древними поэтическими документами, еврейская — отдельными библейскими фразами или отрывками из Библии и произведениями более древней еврейской поэзии. Постоянная ссылка на библейский текст особенно характерна для еврейской поэзии того времени, так как древнееврейский язык уже в течение многих столетий не был разговорным и оставался лишь языком литургии и книги.

Тематика произведений Галеви очень сходна с тематикой арабских поэтов данной эпохи: песни дружбы, любви, хвалебные гимны , панегирики знати, меценатам , жизнерадостность, национальные песни, траурные песни в память умерших друзей и близких, эпиграммы , загадки , шутки. Несмотря на то, что в произведениях Галеви немало трафаретного и книжного, его поэзия не лишена простоты выражений и задушевного лиризма. Галеви писал также религиозные стихи, часть которых «канонизирована» — то есть стала частью синагогальной литургии .

Жизнь и деятельность поэта протекала в мусульманской части Испании. Евреи занимали там должности сборщиков податей, полицейских чиновников, служащих и также составляли значительный контингент лиц интеллигентных профессий. Знать и городское население относились к ним враждебно, вели против них борьбу, стремясь вытеснить их из сферы влияния на общую государственную жизнь. Приближение гонений на евреев уже давало себя чувствовать в разных областях жизни страны. В 1147 1148 произошёл государственный переворот — одна династия сменила другую; начался период сильных гонений евреев.

Почти в таком же положении находилось еврейское население в христианской Кастилии , где евреи играли такую же роль, являясь опорой монарха против претензий со стороны городского населения и в особенности знати. Перелом в положении еврейства, занимавшего промежуточную позицию между враждовавшими — монархом, с одной стороны, знатью и городским населением — с другой, конечно отразился на творчестве Галеви: отсюда мотивы беспомощности и безнадёжности в его поэзии. Этим переломом также объясняется обращение поэта к утопически - романтическому идеалу возрождения еврейского народа «на обетованной земле», идеалу, созвучному эпохе рыцарства времён крестовых походов с её стремлениями в Палестину .

Кузари

Галеви также написал философско - теологическую книгу на арабском языке, более известную в переводе на древнееврейский язык. под заглавием « Кузари ». Это произведение является апологией религии в неоплатоническом разрезе и направлено против последователей Аристотеля .

В « Кузари » Галеви изложил свою историко-философскую националистическую концепцию, сильно влиявшую на средневековую еврейскую философию, теологию и каббалу . Эта книга была переведена на латинский язык ( 1660 ), испанский ( 1663 , Яков Абендана ), а впоследствии и на немецкий .

Сионистское движение нередко пользовалось националистической концепцией Галеви и его националистическими стихами для своих целей. Галеви считается самым крупным еврейским поэтом постбиблейского периода. Стихи его издавались и переводились почти на все европейские языки. Образ Галеви использован Генрихом Гейне в одном из стихотворений из цикла «Еврейские мелодии» .

Иегуда Галеви стал, очевидно, прототипом героя книги « Хазарский словарь » Милорада Павича — Иуды Халеви.

В честь Галеви назван на Меркурии .

Время деятельности Галеви, Иехуда в истории иудаизма

Примечания

  1. / Ю. Ю. Дозорец // Восьмеричный путь — Германцы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 305—306. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 6). — ISBN 5-85270-335-4 .
  2. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  3. См. ( нем. Jehuda ben Halevy ) в переводе П. И. Вейнберга

Литература

  • Галкин Г. Йегуда Галеви. М., Текст , 2011.
  • Гаркави Р. Иегуда Галеви. «Восход». 1881 , IV.
  • Галеви И. Песни Сиона. М., «Ладомир», 2011
  • Divan etc., 1901 1910 , Berlin, hrsg. von H. Brody
  • Al-Chazarî, übers. von H. Hirschfeld, Breslau, 1885 ;
  • Das Buch «Kusari» des J. Halevi, nach dem Texte d. Jehuda-ibn-Tibbon, Cassel, 1853
  • «Cuzary», tr. del árabe por Jehuda Abentibbon y del hebreo por J. Abendana. Publ. A. Bonilla y San Martin, con un apénd. de M. Menendez y Pelayo, 1910 .
  • Brody H., Studien zu den Dichtungen J. Halevis, Berlin, 1895 .
  • Neumark D., Geschichte der judischen Philosophie des Mittelalters, I, 510. «Heatid» (на древнееврейском), I, Berlin, 1908 .

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939 , перешедший в общественное достояние , так как автор — М. Винер — умер в 1941 году.

Ссылки

  • Дмитрий Щедровицкий
  • англ. Stanford Encyclopedia of Philosophy
  • Шломо Крол
  • Шломо Крол
Источник —

Same as Галеви, Иехуда