Interested Article - Бессмертнова, Наталия Игоревна

Ната́лия И́горевна Бессме́ртнова ( 19 июля 1941 , Москва , РСФСР , СССР 19 февраля 2008 , Москва , Россия ) — советская балерина , педагог репетитор ; народная артистка СССР (1976), лауреат Ленинской премии (1986), Государственной премии СССР (1977) и премии Ленинского комсомола (1972).

Биография

Могила Бессмертновой на Новодевичьем кладбище Москвы.

Наталия Бессмертнова родилась в Москве 19 июля 1941 года в семье врача Игоря Борисовича Бессмертнова и Антонины Яковлевны Бессмертновой (в девичестве — Пешковой) (1920—2012). В детстве жила в коммунальной квартире на улице Чернышевского, 45 (сейчас Покровка), в бывшем доме купца Шилова .

В 1961 году окончила Московское хореографическое училище , где её педагогами были М. А. Кожухова , и С. Н. Головкина .

В 1961 году была принята в труппу Большого театра , где танцевала до 1988 года. В 1988 году вышла на творческую пенсию, но продолжала периодически выступать по контракту до 1993 года. Прима-балерина Большого театра , она станцевала все ведущие партии классического и современного репертуара. Была первой исполнительницей многих партий в балетах своего мужа, главного балетмейстера Большого театра Ю. Н. Григоровича .

Работая в Большом театре, выступала как приглашенная балерина в спектаклях балета Финской национальной оперы в Хельсинки ( Жизель , 1966), Белградского национального театра ( Одетта-Одиллия , Жизель , 1970—1971), театра « Ла Скала » в Милане ( Одетта-Одиллия , Жизель , 1970, 1977), балета Римской оперы ( Жизель , Одетта-Одиллия , 1970, 1980), Варшавского национального театра ( Жизель , 1971), Норвежской королевской оперы в Осло ( Одетта-Одиллия , 1972), балета Софийской народной оперы ( Жизель , 1972), балета Венской государственной оперы ( Маша , «Щелкунчик», 1973), Парижской национальной оперы ( Анастасия , «Иван Грозный», (1976), Жизель (1977), Джульетта , 1978), Королевского Шведского балета в Стокгольме ( Одетта-Одиллия , 1979), а также в балетных труппах Висбадена , Базеля , Турина , Тулона , Ниццы , Любляны , Нови-Сада , Загреба , Токио . Участвовала в гала-концерте в театре « Метрополитен-опера » в Нью-Йорке , посвященном 85-летию импресарио С. Юрока (1973).

В 1988—1995 и 2001—2003 годы — педагог-репетитор (по контракту) Большого театра , покинула театр по собственному желанию 20 марта 1995 года (Приказ №127 от 21 марта 1995 года) — в день назначения художественным руководителем Большого театра В. В. Васильева .

C 1995 до 2007 года была ассистентом балетмейстера в спектаклях, которые Ю. Н. Григорович ставил в театре « Кремлёвский балет » (« Ромео и Джульетта » С. Прокофьева (1999), « Иван Грозный » на музыку С. Прокофьева (2001), в Большом театре (« Лебединое озеро » П. Чайковского (2001), « Легенда о любви » А. Меликова (2002), « Раймонда » А. Глазунова (2003), « Золотой век » Д. Шостаковича (2006).

Как педагог-репетитор также работала вместе с Ю. Н. Григоровичем над постановками: « Раймонда » А. К. Глазунова ( Национальная опера Белоруссии , Минск , (1997), Пражский национальный театр , 2001), « Щелкунчик » П. И. Чайковского ( Молдавская национальная опера , (1998), Пражский национальный театр, (1998), Стамбульский театр оперы и балета, 2001), « Спящая красавица » П. И. Чайковского ( Варшавский национальный театр , совместно с Театром Карло Феличе, Генуя , 1996—1997), « Легенда о любви » А. Меликова (Стамбульский театр оперы и балета, 2000), « Спартак » А. Хачатуряна (Национальный балет Кореи, Сеул , 2001), « Иван Грозный » на музыку С. С. Прокофьева ( Парижская опера , 2003) .

Неоднократно была членом жюри Международных конкурсов артистов балета (Москва (Россия), Варна (Болгария, неоднократно), Лозанна (Швейцария) — «Приз Лозанны» (1995), Всеяпонского конкурса артистов балета в Нагое (2001—2004, в 2001, 2004 — председатель).

Депутат Верховного Совета СССР 10 созыва (1979—1984) .

Наталия Бессмертнова скончалась в ночь с 18 на 19 февраля 2008 года в Москве на 67-м году жизни. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

Награды и звания

Почётные звания:

Государственные премии:

Ордена:

Другие награды:

Репертуар (основные партии)

Фильмография

О Наталии Бессмертновой

Три таких чуда в моей жизни: Павлова , Спесивцева , Бессмертнова… Спасибо Наташе, спасибо Родине…

Наталия — это чудо. Балерина удивительного трагического дарования. Глубокая, нежная, воздушная, эмоциональная. Виртуозная техника, которая поражает своей филигранной отточенностью. Сочетание прозрачности в лирике и грозной таинственности в героизме расширяет диапазон балерины и возводит её в ранг неповторимых, волшебных и великих актрис нашего времени. Преклоняюсь перед Бессмертновой и желаю ей счастья.

Я танцевал с ней мой последний спектакль в Ленинграде. До того, как мне довелось лично познакомиться с Наталией Бессмертновой и танцевать с ней, я восхищался её талантом со стороны, в качестве зрителя. Неизменно поражали её идеальные пропорции и красота линий, экзотичность, некая скрытая тайна, точёная голова на изящно выгнутой шее. При строгой приверженности к классическим балетным традициям она никогда не была закована в рамки классической условности, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, оставаясь живой, современной и естественной. При едва-едва заметной обаятельной угловатости Наталия Бессмертнова всегда была изящной, грациозной и лёгкой.

Утончённая внешность и внутренний лиризм в сочетании с предельной естественностью сделали неповторимой её Жизель. И, конечно, мне очень хотелось танцевать Альберта в «Жизели» с Бессмертновой. Мне тогда не удалось добиться её приглашения на эту роль в Кировский театр. Но зимой 1972 года, когда ленинградское телевидение предложило мне сняться в дуэте из второго акта, я, не задумываясь, пригласил Наталию Бессмертнову принять в этом участие. Нашим репетитором на Ленинградском телевидении была Татьяна Вечеслова, с которой Наталия и я дружили. Несколько дней репетиций и съёмок превратились в сплошной праздник. Жаль, что не сохранилась запись того дуэта. Когда Ирина Колпакова и я танцевали в «Жизели» на гастролях в Большом театре, Бессмертнова пришла на наш спектакль. Царила она на сцене, а в жизни была предельно скромной, неизменно доброжелательной. Прошёл ещё год, и мне всё же посчастливилось танцевать с ней в «Жизели» на сцене Кировского театра. Этот последний для меня спектакль в Ленинграде, 30 апреля 1974 года, накрепко связан в моей памяти с воспоминаниями об уникальной балерине Наталии Бессмертновой.

Наталия Бессмертнова… Самобытная балерина, тонкая актриса, выдающийся художник. Её искусство — это поэзия. Утончённость души, элегантность танца, изысканность облика отличают её героинь, притом, что они со всей силой чувств переживают трагедии, испытывают коварные удары судьбы. По-моему, во имя такой поэзии — возвышающей, очищающей человека, помогающей ему выдержать испытания, — прежде всего и существует балет.

Недаром о Бессмертновой пишут: "Неземное существо, заколдованное и околдовывающее! Её танец завораживает своей красотой, бесконечно льющейся «мелодией», своей трепетной одухотворённой жизнью, в которой тысяча тончайших нюансов. Её танец уносит нас в дальние дали, в мир мечты, идеала, гармонии. Потому-то и признана она несравненной исполнительницей Раймонды, Жизели, Одетты, Одиллии, сильфиды в «Шопениане», Анастасии.

…Стремительно несётся время. Из театральных залов уходят одни зрители, приходят другие. Но в легендах, которые передаются балетоманами из уст в уста, продолжает жить образ одной из величайших романтических балерин XX века Наталии Бессмертновой как олицетворения света, добра, красоты чувств, её героинь помнят, ими восхищаются, сопереживают им. Она и сейчас осталась непревзойдённой.

Галина Иноземцева (балетный критик)

Бессмертнова стала одной из величайших балерин мира, утончённой, нервной, в высшей степени выразительной. У неё есть дар придавать простейшим движениям глубинный заряд страсти, и она воздействует всем своим телом, более того, может быть, всем своим существом. Она — фантастична.

Джон Парсиваль (английский балетный критик)

Помню, как на каком-то спектакле «Жизели», взглянув на Бессмертнову, танцевавшую одну из девушек, подруг героини балета, я уже не могла оторвать от неё глаз — так искренне, непосредственно «жила» она в «толпе», так выразительно смотрела, пугалась, сочувствовала, когда шла сцена сумасшествия Жизели.

Частым употреблением мы упростили понятие талант. Так получается, что все, едва ступая на творческую стезю, уже числятся в талантливых. О Бессмертновой я скажу по-другому. Она человек и актриса ярчайшей одарённости. На своём балетном веку я редко видела такой дар. Что у неё есть прежде всего? Необыкновенный диапазон балерины, причём существующий не сам по себе, а проявленный в её человеческой сути.

Контраст ролей позволяет понять масштаб балерины. Бессмертнову выделяет на сцене незаурядность собственного подхода к роли. На её место никто не может встать, потому что она живёт таким вдохновением, которое не повторяется. Неизвестно, что у неё сильнее — вчерашнее или сегодняшнее, либо то, к чему она придёт завтра.

Бессмертнова никогда ни на кого не похожа. У неё своё, только ей присущее мировосприятие. И она не только прекрасно исполняет ту или иную роль, а делает гораздо большее: углубляет наше представление об этой роли. Благодаря яркой индивидуальности разнообразие ролей у неё складывается в цельность творчества.

Наталья Бессмертнова — великая балерина! Сегодня многие артисты балета отлично владеют техникой танца и всё правильно делают на сцене, придраться не к чему, но их исполнение не захватывает. Любая роль в исполнении Бессмертновой становится ярким и запоминающимся событием. Танец Бессмертновой захватывал, завораживал. Я думаю, именно такое впечатление производили на зрителей Павлова, Спесивцева, Уланова… Если бы Наташа жила во времена Петрарки, о ней слагали бы сонеты.

Балет «Раймонда» А. Глазунова, в котором заглавную роль исполнила Наталия Бессмертнова — выдающееся её достижение. Можно сказать, не боясь впасть в комплиментарную риторику, что Бессмертнова обогатила известные классические образы новыми жизненными интонациями, современными мыслями.

Многие из знатоков и поклонников балета, никогда не видевшие Анну Павлову, но знающие её по фотографиям, утверждают, что Наталья Бессмертнова на неё похожа. Волосы зачёсаны до гладкости, на прямой пробор; смуглая, глаза удлинённые, чёрные, они думают, живут, чаруют. Что-то в ней, Бессмертновой, действительно, есть павловское, хрупкое, утончённое. Балерина нутра, интуиции, она податлива на посыл, на движение, на мгновенную импровизацию внутренней жизни, что делает её такой неожиданной на сцене. Она танцует огромный репертуар — классические балеты. И она стала исполнительницей всех главных женских партий в балетах Ю. Григоровича — Ширин в «Легенде о любви», Одетты и Одиллии в новой редакции «Лебединого озера», Анастасии в «Иване Грозном», Джульетты в «Ромео и Джульетте», Валентины в «Ангаре», Риты в «Золотом веке», Раймонды в одноимённом балете Глазунова. Но «Жизель» остаётся с ней всю жизнь. В этом спектакле есть миг, когда Бессмертнова стоит посреди сцены, на грани жизни и смерти. И она делает шаг, шажок, выставив вперёд «ослепшие» руки, такой страшный, что в Большом театре, в балете, условнейшем из всех искусств, люди испытывают подлинное потрясение.

Асаф Мессерер (из книги «Танец. Мысль. Время»)

Партия белого лебедя очень близка лирическому дарованию Бессмертновой. Как искренно и музыкально балерина «пропела» знаменитое адажио второго акта! Но обрадовало и то, как станцевала она трудную роль Одиллии. И здесь, в этом необычном для себя перевоплощении, Бессмертнова сохранила самоё себя, свою индивидуальность. У неё появилась здесь техническая уверенность, спокойствие, но в самых бравурных темпах она не изменила своему достоинству лирической балерины, не нарушила тонкости своей манеры, избежала соблазна внешней эффектности и броскости. Бессмертнова удивительно естественно и органично восприняла и по-своему претворила то, что можно назвать романтической традицией русского балета. Вот почему так часто в связи с ней вспоминают имена Павловой и Спевивцевой. Она из тех, кто может и должен сказать своё слово в искусстве.

Борис Львов-Анохин («Культура и жизнь». 1966. № 9, из книги «Незабываемая. Наталия Бессмертнова»)

Покоряет лучистая Н. Бессмертнова. Одетта-Одиллия — это её роль. Балерина раскрывает в ней своё лирико-драматическое дарование.

Фёдор Лопухов (из книги «Незабываемая. Наталия Бессмертнова»)

Когда она появилась на сцене, это было абсолютно нежданное-негаданное чудо. Тоненькая, лёгкая танцовщица с огромными глазами. Она реяла в воздухе, точно птица, впервые взлетевшая ввысь, но отставшая от стаи. Опьяняющий полёт, предсмертная тревога — таких эмоциональных состояний балетный театр тогда не знал. Богом отмеченная балерина. В высшей степени изысканная.

Наталия Бессмертнова сумела покорить и очаровать весь мир своим великим и неповторимым талантом.

Библиография

  • Демидов А. Наталия Бессмертнова // Советская музыка : журнал. — М. , 1968. — № 5 .
  • Ed. Makswell N. Bessmertnova. L., 1980 .
  • Демидов А. Наталия — значит природная // Театральная жизнь : журнал. — М. , 1986. — № 23 .
  • Alexander Demidov. . — London: MacDonald, 1986. — С. 64.
  • Лапин С. Н. Бессмертнова. Израиль., 2000
  • Колесников А. Г. . — М. : , 2008 . — 320; илл. с. — ISBN 978-5-902492-10-8 .

Примечания

  1. Natalya Igoryevna Bessmertnova // Encyclopædia Britannica (англ.)
  2. Natalja Igorjewna Bessmertnowa // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. — 1808.
  4. . Дата обращения: 15 февраля 2021. 1 декабря 2020 года.
  5. . Дата обращения: 23 апреля 2014. 25 марта 2016 года.
  6. Список депутатов Верховного Совета СССР 10 созыва
  7. . Дата обращения: 27 января 2012. 15 марта 2012 года.
  8. . Дата обращения: 13 апреля 2018. 14 апреля 2018 года.
  9. . Дата обращения: 6 апреля 2018. 6 апреля 2018 года.

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • — биография на сайте Большого театра
  • Тарасов Б. Профиль № 7 (563) (25 февраля 2008). 29 февраля 2012 года.
Источник —

Same as Бессмертнова, Наталия Игоревна