Interested Article - Савицкий, Михаил Андреевич

Михаи́л Андре́евич Сави́цкий ( белор. Міхаіл Андрэевіч Савіцкі ; 18 февраля 1922 , д. Звенячи , Витебская губерния 8 ноября 2010 , Минск ) — белорусский, советский , художник - живописец , педагог . Герой Беларуси ( 2006 ). Народный художник СССР ( 1978 ). Лауреат Государственной премии СССР ( 1973 ), Государственных премий Белорусской ССР ( 1970 , 1980 ), Государственной премии Республики Беларусь ( 1996 ).

Биография

Могила М. Савицкого на Восточном кладбище Минска

Родился в деревне Звенячи Оршанского уезда Витебской губернии (ныне Толочинский район Витебской области ) Белоруссии 18 февраля 1922 года.

Юность его совпала с годами войны . В возрасте двадцати лет участвовал в боях за Севастополь . Почти в самом начале войны попал в плен, находился в концлагерях Дюссельдорфа , Бухенвальда и Дахау . 29 апреля 1945 года был освобождён из концлагеря Дахау американскими войсками .

Художественное образование получил после демобилизации из армии. Учился в Минском художественном училище у В. К. Цвирко , В. В. Волкова (1947-51 ), в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1951-57) у Д. К. Мочальского .

В КПСС не состоял .

Жил и работал в Минске. Руководитель творческой мастерской АХ СССР (с 1980, с 1991 — государственное учреждение культуры « Творческие академические мастерские живописи, графики и скульптуры » Министерства культуры Республики Белоруссии).

В 1988 году входил в состав Государственной комиссии по расследованию советских преступлений в Куропатах .

Академик АХ СССР ( 1983 ; член-корреспондент 1973 ). Действительный член Национальной академии наук Белоруссии (1995). Член Союза художников СССР (1957). Почётный член Академии искусств ГДР (1975). Член Международной славянской академии.

Народный депутат СССР в 1989—1991 годах (от Фонда культуры). Депутат Верховного Совета Белорусской ССР (1975—1990)

В последнее время тяжело болел, перенес обширный инсульт. Скончался 8 ноября 2010 года в Минске . Похоронен на Восточном кладбище .

Награды и звания

Творчество

Для художника было характерно публицистическое и эмоционально-экспрессивное раскрытие исторических и современных тем («Песня», 1957; циклы «Героическая Белоруссия», 1967, « » (1974—1979) (в основу которого положены воспоминания и впечатления о жестокости в немецких концлагерях ); картины « », «Легенда о батьке Минае», «Дети войны» и др.). Все эти полотна посвящены памяти погибших во времена Великой Отечественной войны. Также они воспевают патриотизм советских людей .

Картина «Летний театр» вызвала скандал в СМИ . По словам самого автора:

Среди 13 работ, которые я представил на выставке во Дворце искусств в Минске в 1980 году, была одна, названная „Летний театр“. Так фашисты, юмор которых был своеобразен и циничен, называли уничтожение после экзекуции в открытых ямах трупов своих жертв. … На картине по обе стороны бульдозера, который сгребает в яму для сжигания тела убитых и замученных, я написал две черные фигуры. С одной стороны, это эсэсовец с автоматом, с другой — заключенный со звездой Давида на груди. По поводу этой второй фигуры разразился сильнейший скандал. По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев. Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо , а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев . Мне говорили, что это ложь. Я стоял на своем. Тогда в один из лагерей уничтожения в Польше был спешно отправлен министр культуры. Ему показали документы, подтвердили, что да, так оно и было. Тем не менее скандал разрастался. Требовали убрать если не саму картину, то знак с груди заключенного. Я сказал: ничего убирать не буду. Я пишу то, что видел своими глазами, пишу о взаимоотношениях между людьми, а также то жестокое время, которое, как бы вам теперь ни хотелось, не было однозначным.

Вместе с отдельными картинами создал художественные циклы «Беларусь партизанская» (1960—1980-е годы), «Цифры на сердце» (1974—1987), «Черная быль» (1988—1989), «Заповеди блаженства» (1990-е годы), «XX век» (1990—2000-е годы). Многие его ранние работы не сохранились. Среди видных картин также: «Партизаны» (1963), «Реквием» (1988), др. Как отмечает К. Мельник, «христианские мотивы у Савицкого появились довольно рано», позже «зазвучав в его искусстве во всю силу».

Память

Примечания

  1. . Делаем вместе! – Беларусь 2.0 . Дата обращения: 24 января 2015. 28 января 2015 года.
  2. Новости и история Беларуси . Дата обращения: 10 октября 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  3. . БелТА . Дата обращения: 22 ноября 2010. Архивировано из 23 ноября 2010 года.
  4. . Дата обращения: 11 ноября 2020. 11 ноября 2020 года.
  5. . Дата обращения: 23 июля 2010. Архивировано из 8 июня 2012 года.
  6. , с. 170—176.
  7. . Дата обращения: 2 сентября 2022. 2 сентября 2023 года.
  8. . Афиша Минска . Дата обращения: 17 января 2022. 17 января 2022 года.
  9. .
  10. . Дата обращения: 6 ноября 2023. 7 октября 2023 года.
  11. . Дата обращения: 2 сентября 2023. 7 мая 2023 года.
  12. . Дата обращения: 2 сентября 2023. 7 мая 2023 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Савицкий, Михаил Андреевич