Interested Article - Либера, Збигнев

Збигнев Либера ( польск. Zbigniew Libera ; 7 июля 1959 года) — польский художник , автор инсталляций и видео-инсталляций, фотограф и перформер , создатель художественных объектов .

Биография

С 1979 года учился на Педагогическом факультете Университета Николая Коперника в Торуне . Учёбу бросил после первого года, после чего сотрудничал с лодзьским художественным обществом «Strych». В начале 1980-х годов включился в работу «Солидарности» , для которой печатал листовки, а в 1981 году , после введения военного положения , также листовки и плакаты против усмирение бунта в шахте «Вуек» в Катовице .

Его первая выставка состоялась весной 1982 года . В августе художник был арестован службой безопасности по обвинению в печатании подпольной прессы. Был осужден военным судом в Лодзе ; отбыл 1,5 года в тюрьмах Лодзи и Хрубешова . Это время было основополагающим в формировании творческой личности Либеры. С амнистией художник начал сотрудничество с лодзьской артистической средой «Kultura Zrzuty», был соредактором. Серьёзное влияние на развитие художественной речи Збигнева Либеры имели София Кулик, Ян Свидзинский, Анастазий и Анджей Партум. С 2008 по 2009 гг. работал профессором Академии изобразительных искусств в Праге . Сотрудничает с Галереей «Raster».

Творчество

Збигнев Либера является признанным лидером и пионером критического искусства , так называемого искусства тела и эстетики Квир , которую ввёл под конец 1980-х годов в собственных фотографических автопортретах. В своих трудах анализирует и критикует общепринятые конвенции, массовую культуру, традиционные модели воспитания. Исследует отношение между методикой воспитания детей и существующим восприятием телесности, создавая, между прочим, макабрические игрушки . Ставит вопрос манипуляции образами в СМИ. Главной целью его творчества остается, прежде всего, собственный опыт — споры с действительностью.

Одной из наиболее известных его работ является проект Лего. Концентрационный лагерь , созданный в 1996 году .

Другие проекты художника

  • Что делает связная? 2005 — книга, соавтором которой является Дарек Фокс, касается событий Варшавского восстания , но её целью не является историческое повествование. Художников интересует, каким образом исторические события функционируют в коллективной памяти, как воспроизводятся современными СМИ, каким видам фабуляризации подвергаются и какие стереотипы включают. В книгу были добавлены фотокопии, в которых звезды кино на рубеже 1950—1960 годов предстают изображёнными на фоне военной разрухи. Это очередная попытка показать травматические чувства в искусственном, позитивном сценарии.
  • Позитивы , 2002 - 2003 — цикл фотографий, показывающих трагические события: войну, концлагерь, трупы солдат. Проект имеет характер психотерапевтического эксперимента, художник ищет методы, как справиться с травматическим опытом .
  • Мастера , 2003 — цикл, который возник как протест художника против отказа показать одну из его работ ( Лего. Концентрационный лагерь ) на Венецианском Биеннале в 1997 году . Куратор польской выставки Ян Станислав Войцеховский решил, что эта работа приведёт к международному скандалу и негативным образом скажется на польско-еврейских отношениях. После этого Либера принял решение не показывать никаких своих работ на Биеннале.
  • Приборы для коррекции , 1989 — серия предметов произведений искусства, которые подразумевают издёвки над «западными» товарами, направленными на чрезмерную эстетизацию тела, и которые появились на польском рынке после падения коммунизма. Так возникли «Можешь побрить дедушку» (Możesz ogolić dzidziusia) как форма супер-игрушки-куклы, которой можно побрить заросшие ноги, и «Universal Penis Expander», прибор в форме спортивного снаряда для удлинения пениса. Приборы для коррекции принесли Либере признание и способствовали приглашению художника на Венецианское Биеннале в 1997 году , но из-за скандала с руководством польской выставки в нём участия не принял.
  • Как дрессировать девочек , 1987 — фильм показывает 4-летнюю девочку, которую поучает старшая женщина. Фильм поднимает тему навязывания обществом стереотипов . Фильм стал популярным во второй половине 1990-х годов после выступлений американских феминисток .
  • Интимные обряды , 1984 — фильм, в котором Либера выступает в роли опекуна собственной бабушки, Регины Г., которая, будучи уже больным человеком, не имела контактов с окружающей действительностью. Художник поднимает проблему опредмечивания тела, переходит границы интимности, вызывает чувство неловкости у зрителя, однако это также попытка конфирмации действительности, старости и смерти.

Награды

2006 — Премия TVP Kultura за книгу Что делает связная ? (соавтор Дарек Фокс)

Произведения Либеры в художественных собраниях мира

Библиография

  • Zbigniew Libera , Centrum Sztuki Współczesnej Zamek Ujazdowski, Warszawa, 1992
  • Zbigniew Libera. Atlasy fotograficzne i inne wydawnictwa. W samym centrum uwagi. Część 2 / Zbigniew Libera. Photographic Atlases and Other Publications. At The Very Centre of Attention. Part 2 , Centrum Sztuki Współczesnej Zamek Ujazdowski, Warszawa, 2006
  • Manipulacje. O ekonomii kłamstwa. / Manipulations. On economies of Deceit , Centrum Sztuki Współczesnej Łaźnia, Gdańsk 2007

Примечания

  1. . Culture.pl (англ.) . из оригинала 15 мая 2018 . Дата обращения: 13 мая 2018 .
  2. . www.wysokieobcasy.pl. Дата обращения: 13 мая 2018. 2 февраля 2011 года.
  3. . The Art Newspaper Russia . 2016-03-17. из оригинала 15 мая 2018 . Дата обращения: 13 мая 2018 .
  4. . Commons (укр.) . из оригинала 15 мая 2018 . Дата обращения: 13 мая 2018 .
  5. . www.fresher.ru. Дата обращения: 13 мая 2018. 15 мая 2018 года.
  6. // Газета "Коммерсантъ". — 2017-08-16. — С. 11 . 28 августа 2017 года.
  7. . Culture.pl (англ.) . из оригинала 15 мая 2018 . Дата обращения: 13 мая 2018 .
  8. Z Libera w rozmowie z K. Bielas i D. Jarecką, Przy artyście nikt nie jest bezpieczny , «Duży Format», 2004 (9 lutego, dodatek do Gazety Wyborczej), s. 10.

Ссылки

Источник —

Same as Либера, Збигнев