Interested Article - Гампельн, Карл
- 2020-07-29
- 1
Карл Карлович Га́мпельн ( нем. Karl Hampeln ; 1794—1880-е) — известный художник-портретист пушкинской эпохи, рисовальщик, акварелист, гравёр и литограф , член Венской Академии художеств .
Биография
Карл родился в 1794 году глухонемым, однако некоторые источники ошибочно указывают на 1808 год , одновременно указывая, что уже с 1817 года (то есть в возрасте 9 лет) работал преподавателем, окончив академию.
Родился он в Москве , однако воспитывался в Вене — в учебном заведении для глухонемых.
Благодаря доброму отношению директора училища Мая, Гампельн поступил в число воспитанников Венской Академии художеств. Во время Венского конгресса 1815 года он был представлен императору Александру I , который оплатил дальнейшее обучение Гампельна. Весной 1817 года Гампельн выехал в Россию , 14 июня он приехал в Москву , а 21 июня вся его семья была уже в Петербурге.
Гампельн передал императрице Марии Фёдоровне рекомендательное письмо из Вены, которая попросила президента Императорской Академии художеств А. Н. Оленина определить художника куда-нибудь на работу. И через месяц он был принят в Училище глухонемых, где работал учителем рисования и гравирования до 1821 года . Сам он будучи глухонемым, подписывал свои картины полной фамилией или сложной монограммой, но всегда с добавлением фр. «Sourd-muet» , а иногда просто « Sourd-muet » без имени и фамилии.
А. Н. Оленин сыграл важную роль в судьбе Гампельна: так, из письма Оленина столичному полиц-мейстеру Горголи следует, что братья Карл и Егор Гампельны, приехав в Петербург, не только жили в доме Оленина, но и находились на его попечении. 13 октября 1817 года Оленин писал в Москву дяде художника Е. Ф. Риттеру о том, что Гампельны живут в его доме и « ведут себя по сие время добропорядочно ».
В 1825 году в письме Н. М. Лонгинову Оленин пишет, что Гампельн нашёл в его доме « тихое пристанище ». Он мог встречаться с крупнейшими представителями литературы, изобразительного искусства, театра, ему были открыты собрания произведений живописи и графики, археологические коллекции и книжные издания, которыми был наполнен дом президента Академии художеств. Хранящаяся в Третьяковской галерее акварель «Автопортрет в мастерской» работы К. Гампельна даёт представление о его внутреннем убранстве.
В период следствия над декабристами эти знакомства, связанные с домом Оленина и семьей Коновницыных, сыграли роль в дальнейшей судьбе художника, который изобразил их портреты. В архивных материалах имеется свидетельство заботы А. Н. Оленина в январе 1826 года о получении Гампельном документа, «достаточного для прожития его в Санкт-Петербурге». Видимо, личность Гампельна привлекла внимание властей, в итоге ему пришлось сменить место жительства, он переезжает в Москву, где его тепло встретила общественность:
Не слышит он, не говорит:
Так суждено его звездою!
Бездушное живым творит.
Но он волшебною рукою
— «К портрету глухонемого живописца Гампельна»
«Дамский журнал» М. 1829, № 31, С. 154
После него осталось много рисунков, которые находятся в собраниях С. С. Боткина , графа Д. И. Толстого и других лиц .
Из России Гампельн переселился в Лондон , а последние свои годы прожил в Вене, где умер в 1880-х годах .
Гравюры Гампельна
Из его гравёрных работ известны:
- Святое Семейство
- Иоанн Креститель подводит к Спасителю барашка
- « Peint par Jean van Hoeck. — Gravé par Charles de Hampeln Sourdmuet »
- Гулянье в Екатерингофе . Длинная бумажная лента с гравированным изображением. На поле, справа, подпись: фр. «Dessiné d'après Nature et Gravé à St.-Petersbourg par Charles de Hampeln Sourdmuet . Длина ленты 10 метров, высота — 93 мм. Гампельн выполнил изображение с натуры и гравировал в 1824 году в мастерской Академии художеств в живописной технике акватинты . Екатерингофское гулянье проводилось ежегодно 1 мая на дороге из Петербурга (от Калинкина моста) до Нарвской заставы и дальше в пригородный дворец Екатерингоф , таким образом отмечалось начало летнего сезона. Это было как народное гулянье с развлечениями и танцами, так и дворянское кружение в каретах и открытых экипажах. На листах узнается Александр I верхом в окружении придворных.
Литографии Гампельна
Из его литографий наиболее интересные, в том числе по качеству рисунка:
- Четыре больших конных портрета, объединённые общей подписью « Hampeln Sourd-muet », а типографским шрифтом дополнено:
- Alexandre I-er
- S. A. I. le grand-duc Constantin
- S. A. I. le grand-duc nicolas
- S. A. I. le grand-duc michel
- « Аббат К. М. Лене Родился в Версалии 25 нояб. 1712. | Умер в Париже 23 дек. 1789. | Печа: y Беггрова Невс. прос. № 25. | Рис. Гампельн. Глухонемой. »
Портреты Гампельна
-
Портрет Петра Петровича Есипова и Павла Яковлевича де Витта , конец 1810-х - первая половина 1820-х гг. ( ГТГ )
-
Портрет Николая Александровича Исленьева ,конец 1810-х - начало 1820-х гг. ( ГТГ )
-
Портрет Павла Николаевича Котлубицкого, конец 1810-х - первая половина 1820-х гг. ( ГТГ )
-
Портрет Алексея Петровича Бутовского, 1817-1826 гг. ( ГТГ )
-
Портрет Николая Александровича Кокошкина, первая половина
1820-х гг. ( ГТГ ) -
Портрет Александра Васильевича Раевского, первая половина
1820-х гг. ( ГТГ ) -
-
Портрет князя Фёдора Александровича Бековича-Черкасского , 1822 г. ( ГТГ )
-
Портрет князя Захара Семёновича Херхеулидзева , 1820-е гг.
-
Портрет графа Михаила Семёновича Воронцова , 1820-е гг.
-
Портрет князя Никиты Ивановича Дондукова-Корсакова , 1821 г. ( ГТГ )
-
Портрет Ивана Васильевича Черткова (?), 1820-е гг.
-
-
Портрет Александра Ивановича Лорера, первая половина 1820-х гг. ( ГТГ )
-
-
Портрет графа Петра Петровича Коновницына мл., 1823 г.
-
Портрет Сергея Александровича Кокошкина , 1820-1823 гг. ( ГТГ )
-
Портрет Ольги Николаевны Кокошкиной, 1820-е гг.
-
Портрет Варвары Александровны Корсаковой (?), первая половина 1820-х гг. ( ГТГ )
-
Портрет Тимофея Александровича Корсакова (?), первая половина 1820-х гг. ( ГТГ )
-
Портрет Дмитрия Гавриловича Бибикова , 1820-е гг.
-
Портрет Софьи Сергеевны Бибиковой, 1820-е гг.
-
Портрет неизвестной в шляпе, 1820-е г.
-
Портрет Сергея Дмитриевича Львова, 1820-е гг.
-
Портрет Павла Александровича Нащокина, 1820 г.
-
Портрет Николая Васильевича Хвостова, 1822 г.
( ИРЛИ РАН ) -
-
Портрет Сергея Львовича Пушкина , 1824 г.
-
Портрет княжны Анны Александровны Щербатовой, 1825-1828 гг.
-
Портрет Елизаветы Александровны Савич (ур. княжны Щербатовой), 1828 г.
-
Портрет княжны Натальи Александровны Щербатовой, 1828-1830 гг.
-
Портрет Софьи Харитоновны Мудровой, конец 1820-х гг.
-
Портрет Елизаветы Петровны Глебовой (ур. Стрешневой), конец 1820-х - начало 1830-х гг. ( ГИМ )
-
Портрет Александра Степановича Талызина, конец 1820-х гг.
-
Портрет Ольги Николаевны Талызиной, конец 1820-х – начало 1830-х гг. ( ГМЗ «Ростовский кремль» )
-
Портрет Ольги Николаевны Талызиной, первая половина 1830-х гг. ( ГРМ )
-
Портрет Алексея Николаевича Верстовского , 1830-е г.
-
-
Портрет Александра Сергеевича Ястребилова (?), не ранее 1834 г. ( ГМИИ им. А.С. Пушкина )
-
Портрет Ивана Петровича Постникова, 1834 г.
( Музей В.А. Тропинина ) -
Портрет князя Фёдора Фёдоровича Гагарина ,
1830-е гг. -
Портрет князя Степана Александровича Хилкова ,
1830-е гг. (частное собрание) -
Портрет князя Сергея Ивановича Мещерского, 1830-е гг.
-
Портрет Александра Александровича Вонлярлярского , 1830-е гг.
-
Портрет Анны Петровны и Елены Петровны Ушаковых,
1830-е гг. -
Портрет Сергея Петровича Ушакова , 1830-е гг.
-
Портрет Анны Платоновны Плаутиной, 1830-е гг.
-
Портрет Анны Платоновны Плаутиной с сыном, 1830-е гг.
-
Портрет князя Николая Михайловича Голицына, 1830-е гг. ( ГМ А.С. Пушкина )
-
Портрет князя Льва Михайловича Голицына, 1830-е гг.
( ГМ А.С. Пушкина ) -
Портрет княгини Авдотьи Михайловны Голицыной, 1830-е гг. ( Музей В.А. Тропинина )
-
Портрет княгини Натальи Фёдоровны Горчаковой,
1830-е гг. ( ГТГ ) -
Портрет графини Аполлонии Михайловны Виельгорской,
1830-е гг. -
Портрет графини Екатерины Александровны Зубовой, 1830-е гг. ( ГИХМ «Новый Иерусалим» )
-
Портрет неизвестной с лорнетом, 1830-е гг.
-
Портрет Степана Петровича Жихарева ,
1830-е гг. -
Портрет Фёдора Петровича Глебова-Стрешнева, середина 1830-х гг. ( ГИМ )
-
Портрет офицера Ингерманландского гусарского полка , 1830-е гг.
-
Портрет Василия Петровича Милюкова , 1838 г.
-
Портрет Павла Александровича Извольского (?), 1839 г. ( ГРМ )
-
Портрет Аполлона Алексеевича Чижова, около 1846 г.
(частное собрание) -
Портрет князя Александра Петровича Оболенского , 1844 г. ( ГИМ )
-
Портрет Алексея Николаевича Свистунова , 1851 г.
-
-
Портрет сыновей графа Петра Петровича Коновницына , до 1830 г.
-
Продавец гипсовых статуэток
-
Сцена из Отечественной войны 1812 года
См. также
Примечания
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine ГМИИ им. А. С. Пушкина
- от 23 июня 2013 на Wayback Machine Наполеон Бонапарт и его эпоха
- ↑ . Дата обращения: 1 октября 2010. 15 мая 2019 года.
- ↑ , с. 204.
- ↑ от 27 ноября 2010 на Wayback Machine Проект классика
Литература
- // Русский биографический словарь : в 25 томах / Издание Императорского Русского Исторического Общества. — М. : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1914. — Т. 4: Гааг — Гербель. — С. 205.
- Гампельн, Карл Карлович // Бойченко — Геонджиан / сост. библиограф О. Э. Вольценбург ; авторы ст.: Л. А. Беспалова, А. Х. Грансберг, Л. М. Левина … [и др.]. — М. : Искусство, 1972. — С. 406. — (Художники народов СССР : Биобиблиограф. слов. : в 6 т. [4 т., 5 кн.] / Акад. художеств СССР , НИИ теории и истории изобраз. искусств ; редкол.: Т. Н. Горина (отв. ред.), Т. К. Вагнер, Б. В. Веймарн … [ и др. ] ; 1970—, т. 2).
- 2020-07-29
- 1