Interested Article - Защитник Седов (фильм)

« Защи́тник Седóв » — советский среднеметражный художественный фильм по одноимённому рассказу Ильи Зверева , вышедший в 1988 году. В основу сюжета положена история адвоката во время « большого террора ». Удостоился наград на ряде международных фестивалей.

Прототипом главного героя послужил адвокат В. Л. Россельс .

Сюжет

К московскому адвокату Седову приезжают три женщины из деревни с просьбой спасти от несправедливого смертного приговора осуждённых по 58-й статье агрономов местного райзо. Седов не хочет браться за дело, которое несёт риск попасть под политические репрессии, но под эмоциональным давлением женщин соглашается и едет в провинциальный город Энск, где проходят слушания по делу. Установив, что дело полностью сфабриковано, а при следствии допущены грубейшие нарушения, он обращается с жалобой к «Большому Прокурору» (намёк на Андрея Вышинского ).
Через некоторое время в помещение адвокатской коллегии, где работает Седов, входят несколько сотрудников НКВД и уводят Седова с собой. Большой Прокурор произносит речь о том что все проводившие следствие и связанные с ним были расстреляны как «троцкистско-бухаринские агенты», «вредители» и «шпионы», а работники райзо были оправданы; Прокурор призывает подняться всех присутствующих в зале, чтоб выразить одобрение Седову за его «бдительность», благодаря которой был «разоблачён» якобы очередной заговор внутренних врагов.

В ролях

Съёмочная группа

  • Сценарист: Мария Зверева
  • Режиссёр-постановщик: Евгений Цымбал
  • Оператор: Владимир Шевцик
  • Композитор: Вадим Храпачев
  • Художник: Евгений Черняев
  • Звукооператор:
  • Второй режиссёр: Галина Попова
  • Второй оператор: Сергей Коммунар
  • Художник по костюмам:
  • Монтажёр: Элеонора Праксина
  • Художник-гримёр: С. Барсуков
  • Оператор комбинированных съёмок:
  • Редактор: Вячеслав Хотулёв
  • Музыкальный редактор: А. Беляев
  • Директор: Николай Гаро

Реакция критики

… конечно, правы те, <…> кто увидел в картине не фотографический слепок со времени, а притчу. Другое дело, что притча у Евгения Цымбала реализована без привычной в таких случаях подчёркнутой условности, а через изображение среды вполне овеществлённой, осязаемой, конкретной.
Фильм Евгения Цымбала на этом фоне был бы совсем безусловным, если бы не заглавный герой, который не просто этически противопоставлен другим персонажам фильма, но словно бы наделён нашим сегодняшним горьким осознанием событий 30—40-х годов. По существу механизм восприятия картины таков, что мы постигаем её мир через Седова. Идентифицируясь с ним. Вживаясь вместе с ним в чуждое нам бытие.
Режиссёр настойчиво сталкивает в картине игровой материал с материалом документальным, вымысел с достоверностью, но вовсе не потому, что наивно рассчитывает «срастить» эти пласты, а потому, что воссоздаёт на экране откровенную версию «утраченного времени», разгадать которое ни хроника, ни самый фантастический домысел сами по себе не помогут.

Высоко оценив фильм, рецензент выразил беспокойство, что он может не обрести популярность в СССР из-за своего метража, из-за которого будет показан лишь в составе одного из непопулярных альманахов .

В сорок минут этой среднеметражной чёрно-белой картины режиссеру удалось вместить одно из самых емких высказываний о природе тоталитарного государства. Фильм поражает, прежде всего, ощущением невероятной достоверности. Как будто германовский гений ночевал в этих пыльных прихожих, черных автомобилях, заплаканных глазах без пяти минут вдов. Но здесь и следа нет от германовского многоголосья. История предельно сжатая и внятная. <…> Удивительные лица в этой картине! Им веришь безоговорочно. <…> Для чёртова этого колеса нет никакой логики и закона, оно катится, не разбирая пути. И если кого не прошибёт холодный пот узнавания от финальных кадров фильма, как прошибает он самого артиста Ильина, так тот, наверно, просто давно не глядел в окно.

Асса Новикова. Сеанс , 2013

Награды

  • 1988 — специальный приз жюри на МКФ в Мангейме (Евгений Цымбал) ;
  • 1988 — премия FIPRESCI на МКФ в Мангейме (Евгений Цымбал) ;
  • 1988 — приз имени Л. Гиш за лучший сценарий на МКФ «Женщины в кино» в Лос-Анджелесе (Мария Зверева) ;
  • 1988 — гран-при на ВКФ «Молодость» в Киеве (Евгений Цымбал) .
  • 1989 — приз BAFTA (The British Academy of Film&Television Arts) за лучший к/м фильм года (Евгений Цымбал) ;
  • 1989 — специальный приз жюри на «Фестивале Свободы» в Сопоте (Евгений Цымбал) ;
  • 1991 — приз за лучший чёрно-белый фильм на (Евгений Цымбал) .

Примечания

  1. . Дата обращения: 13 августа 2023. 13 августа 2023 года.
  2. . Дата обращения: 14 июля 2023. 14 июля 2023 года.
  3. . Дата обращения: 25 августа 2023. 13 августа 2023 года.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
Источник —

Same as Защитник Седов (фильм)