Interested Article - Кинематограф СССР

Кинемато́граф СССР киноискусство и киноиндустрия в СССР.

Афиша фильма « Броненосец „Потёмкин“ », 1925 год.

История

Официальная история советского кино началась 27 августа 1919 года, когда Совнарком РСФСР принял декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению» , впоследствии этот день стал отмечаться как «День кино» (ныне — « День российского кино ») .

Советский кинематограф в 1920-е и 1930-е годы

В 1920-е годы молодое советское кино развивалось не в изоляции от остального мира. Первый успех пришёл в эпоху немого кино . Тогда новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на западе интерес. Особенно ценными считаются работы Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна , которые значительно повлияли на развитие кино не только в СССР, но и во всём мире. Рядом талантливых режиссёров-документалистов 1920-х годов были созданы фильмы, способствовавшие развитию языка всего мирового киноискусства.

После высказывания В. И. Ленина о том, что «Важнейшим из всех искусств для нас является кино» , партийное руководство на местах приняло директиву к исполнению для продвижения киноиндустрии . В каждой республике в 1923 году постановлением партии было поручено создание своей национальной киностудии (киностудии появились в Ашхабаде , в Фрунзе , Ташкенте и т. д.)

Плакат к советскому художественному фильму « Весёлые ребята » (Производство Москинокомбината, реж. Григорий Александров).

Первый советский фантастический фильм — « Аэлита » (1924).

В 1925 году на экраны вышел фильм « Броненосец „Потёмкин“ » Сергея Эйзенштейна , который считается одним из наиболее значимых фильмов за всю историю советского кино. Картина неоднократно попадала в различные списки лучших кинофильмов мира, составленные авторитетными изданиями и экспертами.

Первый советский фильм, который изначально снимался как звуковой , вышел на экраны в 1931 году и назывался « Путёвка в жизнь ». Первый советский цветной фильм — «Праздник труда» (1930, реж. Николай Анощенко ) . Первым цветным художественным стал фильм « Груня Корнакова » («Соловей-соловушко»), вышедший в 1936 году .

В 1934 году в программе 2-го Венецианского кинофестиваля было показано несколько советских кинофильмов: « Петербургская ночь », « Гроза », «Челюскин», « Весёлые ребята » и кинохроника. Был также организован специальный показ фильмов для иностранной прессы и работников искусств, в рамках которого демонстрировались « Три песни о Ленине », « Иван », « Пышка » и др. Советской делегации был присуждён Кубок выставки .

В 1935 году прошёл Московский международный кинофестиваль . В состав жюри входили Борис Шумяцкий (председатель), Сергей Эйзенштейн , Всеволод Пудовкин , Александр Довженко , Александр Аросев и Анри Дебри́. Главный приз фестиваля был вручён киностудии « Ленфильм » за кинокартины « Чапаев », « Юность Максима » и «Крестьяне» . В 1959 году фестиваль был возобновлён как Московский международный кинофестиваль.

Достижением советского кинематографа в 1930-е годы оказалось создание особого кинематографического языка, который соединил в себе реалистические традиции русского сценического искусства, известные во всём мире как система Станиславского , с новейшими техническими приёмами, на которые тогда оказался способным мировой кинематограф. Непохожая на остальные фильмы того же жанра, кинокомедия « Частная жизнь Петра Виноградова » режиссёра Александра Мачерета стала первой работой углублённого интереса к частной жизни героев и тонкого лиризма, ставшего визитной карточкой советского кинематографа в 1960-е и 1970-е годы. При этом официальной поддержкой государственной власти и свободным доступом на широкий экран пользовались комедии «массового смеха» и курьёзных положений, разрешавшихся в итоге ко всеобщему благополучию в интересах коллективизма и победившего социализма, такие как « Веселые ребята » и « Цирк » режиссёра Григория Александрова , « Богатая невеста » и « Трактористы » режиссёра Ивана Пырьева . Развивался художественно-исторический кинематограф, получивший наиболее яркое своё воплощение в фильме « Чапаев » (1934) режиссёров братьев Васильевых . Особняком от магистрального процесса движения советского кинематографа стоит попытка воплощения на киноэкране языка футуристического будущего, предпринятая в фильме « Строгий юноша » режиссёром Абрамом Роомом по сценарию Юрия Олеши . Этот фильм тогдашней критикой и кинематографической властью был признан неудачным и положен на полку , пока не был заново открыт уже новым поколением советских кинематографистов в 1960-е годы.

В 1930-е годы работали также такие мастера кино, как Лео Арнштам , Сергей Юткевич , Фридрих Эрмлер , Михаил Ромм , Лев Кулешов , начинал свой труд прославленного документалиста Роман Кармен .

Среди крупнейших режиссёров довоенной поры , работы которых заслужили международное признание, можно отметить Дзигу Вертова , Льва Кулешова , Всеволода Пудовкина , Александра Довженко , Бориса Барнета , братьев Васильевых .

В сталинский период образ Сталина широко использовался в киноискусстве для создания культа личности . В СССР в 1939 году было выпущено на экран 59 художественных фильмов .

Кинематограф СССР в годы Великой Отечественной войны

Почтовая марка СССР, 1950 год. 30 лет советскому кино

В первые месяцы войны киноэкраны были отданы пропаганде, целью которой было «пробуждение патриотизма, воспитание ненависти к врагу, внушение уверенности в победе». Из наскоро снятых и смонтированных короткометражек кинематографисты создают « Боевые киносборники » с лозунгом: «Победа за нами!» В киноальманахи включали экранизации боевых эпизодов из сводок Совинформбюро , военные рассказы, документальные очерки, сатирические миниатюры и просто концертные номера. « Боевой киносборник № 1 » вышел на экраны 2 августа 1941 года, последний, « Боевой киносборник № 12 », — 12 августа 1942 года . Ещё три киносборника не вышли на экран, официальные причины невыпуска неизвестны .

В декабре 1941 — январе 1942 года Красная армия осуществила контрнаступление под Москвой , запечатлённое пятнадцатью фронтовыми операторами . На основе отснятого материала режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин создали картину « Разгром немецких войск под Москвой », которая в 1943 году была удостоена премии «Оскар» за лучший документальный фильм . «Разгром немецких войск под Москвой» стал первым фильмом, зафиксировавшим переломный момент в Великой Отечественной войне и показавшим всему миру мощь оружия советской армии. Впоследствии были сняты и другие документальные фильмы о подвиге советских воинов: « Сталинград » Л. Варламова, «В смоленском лесу» Г. Боброва, «Орловская битва» А. Софьина, « Битва за нашу Советскую Украину » и так далее. Ключевым фильмом, проиллюстрировавшим окончательное крушение гитлеровского рейха, стал « Берлин » Юлия Райзмана. Операторы картины запечатлели штурм Рейхстага , разрушенный Берлин, подписание акта о капитуляции .

В целом в годы войны количество выпускаемых советскими киностудиями художественных фильмов снизилось. В 1943 году выпустили 26 художественных фильмов, а в 1945 году — 20 художественных фильмов .

Послевоенное время

После Второй мировой войны СССР вступил в идеологическое противостояние с западным миром, продолжавшееся до конца 1980-х годов, и лишь единичные советские фильмы имели успех за рубежом. Внутри же СССР советское кино было популярно, кинотеатры бывали заполнены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход.

Малокартинье конца 1940-х — начала 1950-х годов

В послевоенные годы наступил период, который исследователь кино В. И. Фомин назвал «малокартинье» . Количество фильмов, ежегодно выпускаемых на экран всеми 12 киностудиями СССР в 1946—1952 годах снизилось с 21 до 7 .

Начало «малокартинью» положила резолюция Оргбюро ЦК ВКП(б) от 7 апреля 1948 года следующего содержания :

…тов. Суслову, с привлечением работников Министерства финансов, разработать вопрос о сокращении вдвое расходов по производству кинофильмов и мероприятиях по увеличению вдвое доходов от кино

В июне 1948 года этот курс на «малокартинье» был оформлен Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) в июне 1948 года . В итоге с 1947 по 1953 годы число выпускаемых фильмов уменьшилось втрое: с 21 до 7. Министр культуры СССР Пантелеймон Пономаренко 6 июля 1953 года сообщал, что в связи с сокращением числа выпускаемых фильмов :

…произошло недопустимое жанровое оскудение нашей кинематографии; в течение многих лет на экран не выпускалось ни одной комедии, ни одного музыкального фильма на современные темы, ни одного научно-фантастического фильма. За последние 5 лет выпущен только один спортивный фильм и два приключенческих

«Малокартинье» не коснулось только киностудии Грузинской ССР , которая продолжала выпускать ежегодно по 2 — 4 фильма .

Ситуация по киностудиям союзных республик в 1946—1952 годах была следующей :

В период «малокартинья» советские фильмы успешно поставлялись за рубеж. Так, в 1949 году советские фильмы показывали в 48 странах . Так, «Сказание о земле Сибирской» в 1949 году посмотрели 18 млн зрителей . Основным потребителем советских фильмов были социалистические страны. Так, в 1949 году советские фильмы занимали следующую долю национального кинопроката :

Показывали советские фильмы в капиталистических странах, а также в их колониях. Так, в Бельгийское Конго было поставлено 32 фильма .

Хрущевский и брежневский периоды

Во время « оттепели » стилистика советского кино изменилась — в фильмах уменьшилось количество пафоса, оно приблизилось к реализму, нуждам и заботам простых людей.

В 1958 году фильм режиссёра Михаила Калатозова по сценарию Виктора Розова « Летят журавли » стал первым и единственным в истории советским фильмом, удостоенным одной из самых престижных кинопремий мира — « Золотой пальмовой ветви » Каннского кинофестиваля.

С 1959 года каждые два года стал проводиться Московский международный кинофестиваль (в 1972 году фестивалю был присвоен высший класс А) как преемник Советского кинофестиваля , проведённого в 1935 году. В конкурсной программе Московского кинофестиваля участвовали и побеждали ленты таких известных режиссёров, как Федерико Феллини , Иштван Сабо , Анджей Вайда , Этторе Скола , Кшиштоф Кесьлёвский , Стэнли Крамер и др.

Памятник Андрею Тарковскому около ВГИКа

В 1962 году советский фильм впервые был удостоен главного приза « Золотой лев » на Венецианском кинофестивале. Этой картиной стала работа молодого режиссёра Андрея Тарковского « Иваново детство » (победа была разделена с итальянским фильмом « Семейная хроника »). Второй раз «Золотого льва» советский фильм получил лишь на самом закате существования страны: в 1991 году приза была удостоена картина Никиты Михалкова « Урга — территория любви » .

На ещё одном фестивале т. н. «большой тройки» — Берлинском — советский кинематограф по политическим причинам долгое время вообще не был представлен. Лишь в 1975 году советский фильм был впервые показан в Западном Берлине. Несмотря на такое долгое отсутствие советских фильмов на этом фестивале, уже в 1977 году фильм Ларисы Шепитько « Восхождение » получил главный приз — « Золотого медведя », а спустя 10 лет этот успех повторил фильм Глеба Панфилова « Тема ».

Фильм Владимира Меньшова (фото 2011 года) « Москва слезам не верит » стал последним советским фильмом, удостоенным премии «Оскар» в категории « Лучший фильм на иностранном языке »

Советские фильмы неоднократно выдвигались на премию «Оскар» в номинации « Лучший фильм на иностранном языке ». Победу одержали три картины: « Война и мир » режиссёра Сергея Бондарчука (1968), советско-японский « Дерсу Узала » режиссёра Акиры Куросавы (1975) и фильм Владимира Меньшова « Москва слезам не верит » (1981). Можно также отметить режиссёра Станислава Ростоцкого : его картины дважды номинировались на «Оскар» (« А зори здесь тихие… » в 1972 году и « Белый Бим Чёрное ухо » в 1978 году).

Наряду с фильмами, которые получали призы на крупнейших международных фестивалях, широкой популярностью у советских зрителей пользовались работы таких режиссёров, как Иван Пырьев, Сергей Герасимов , Леонид Гайдай , Марлен Хуциев , Георгий Данелия , Эльдар Рязанов , Василий Шукшин , Алексей Герман , Леонид Быков , Станислав Говорухин , Татьяна Лиознова , Владимир Басов и ряда других. Рекордсменом по количеству фильмов, признанных читателями журнала «Советский экран» лучшим фильмом года , является Эльдар Рязанов (в 1976, 1978, 1983, 1984 и 1991 годах).

Один из наиболее популярных советских кинорежиссёров Эльдар Рязанов (фото 2008 года)

Советские кинематографисты достаточно активно сотрудничали не только с коллегами из стран социалистического лагеря (преимущественно — из Восточной Европы), но и с продюсерами, режиссёрами, актёрами из стран капитализма. Первым фильмом совместного производства был советско-финский фильм « Сампо », вышедший на экран в 1958 году. Среди удачных примеров сотрудничества: советско-итальянско-британский фильм « Красная палатка », снятый Михаилом Калатозовым в 1969 году, советско-итальянский фильм 1970 года « Ватерлоо » режиссёра Сергея Бондарчука и продюсера Дино Де Лаурентиса , советско-японский фильм « Москва, любовь моя », снятый в 1974 году Александром Миттой , советско-японский фильм 1975 года режиссёра Акиры Куросавы « Дерсу Узала », советско-французско-швейцарский фильм « Тегеран-43 » (1980) с Аленом Делоном в одной из главных ролей, фильм 1987 года « Очи чёрные », снятый Никитой Михалковым с Марчелло Мастроянни в главной роли.

Сергей Бондарчук был одним из немногих режиссёров, которым было разрешено снимать и сниматься за железным занавесом . В советское время он считался мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой (« Война и мир », « Ватерлоо »).

К середине 1970-х популярность в СССР начало набирать кино « массового » жанра — впервые был снят ряд советских фильмов катастроф Экипаж », 1979) и пр. и боевиков Пираты XX века », 1980) и др.) .

Кино Перестройки

С началом Перестройки советское кино начало менять свой облик. Знаковым событием позднего периода истории советского кинематографа стал V съезд Союза кинематографистов , состоявшийся в мае 1986 года . На этом мероприятии было фактически свергнуто старое руководство Союза. С этого момента ведется отсчет эпохи так называемого « перестроечного » кино, когда в фильмах начинают подниматься ранее запретные темы, они становятся нарочито острыми и натуралистичными, иногда граничащими с откровенной « чернухой ». Одновременно продолжают сниматься фильмы и в прежней стилистике.

Последние годы существования СССР стали плодотворным временем для кинематографа. В этот период выходят несколько популярных и во многом знаковых картин: « Кин-дза-дза! » Г. Данелии (1986), « Курьер » К. Шахназарова (1986), « Покаяние » Т. Абуладзе (1987), « Асса » С. Соловьёва (1987), « Забытая мелодия для флейты » Э. Рязанова (1987), « Игла » Р. Нугманова (1988), « Маленькая Вера » В. Пичула (1988), « Интердевочка » П. Тодоровского (1989), « Такси-блюз » П. Лунгина (1990), « Облако-рай » Н. Досталя (1990) и др.

В конце 1980-х появляется коммерческий кинематограф — кооперативное кино . Первой коммерческой лентой стала комедия А. Эйрамджана « За прекрасных дам! » (1989), снятая кооперативом «Фора-фильм».

В октябре 1991 года на экраны вышел фильм-притча Эльдара Рязанова « Небеса обетованные », ставший своеобразным реквиемом ушедшей в историю советской стране и социалистическому строю. Символично, что именно эта картина стала лучшим фильмом последнего года советской истории по версии журнала «Советский экран», тем самым подведя черту и под историей советского кинематографа [ источник не указан 2561 день ] .

Актёры

Среди наиболее популярных советских актёров ещё периода немого кино 1920-х — начала 1930-х годов можно отметить Игоря Ильинского и Анатолия Кторова , которые позже продолжили кинокарьеру и в звуковом кино.
С началом звуковой эры в 1930-х годах появилась целая плеяда актёров новой «звуковой» формации: Николай Крючков , Борис Андреев , Пётр Алейников , Сергей Столяров , Евгений Самойлов , Михаил Жаров , Борис Бабочкин , Николай Черкасов , Борис Чирков .
В 1940-х — 1950-х годах можно отметить Владимира Зельдина , Василия Меркурьева , Павла Кадочникова , Алексея Грибова , Олега Стриженова , Леонида Харитонова , Николая Рыбникова , Ростислава Плятта , Георгия Вицина , Михаила Козакова .
В 1960-х — 1980-х годах нужно отметить Алексея Баталова , Иннокентия Смоктуновского , Вячеслава Тихонова , Михаила Ульянова , Василия Ланового , Василия Шукшина , Глеба Стриженова , Андрея Мягкова , Станислава Любшина , Юрия Яковлева , Олега Ефремова , Андрея Миронова , Анатолия Папанова , Ролана Быкова , Александра Калягина , Леонида Быкова , Евгения Леонова , Леонида Куравлёва , Юрия Соломина , Олега Басилашвили , Олега Борисова , Алексея Петренко , Кирилла Лаврова , Никиту Михалкова , Владислава Дворжецкого , Олега Табакова , Евгения Евстигнеева , Олега Даля , Владимира Высоцкого , Василия Ливанова , Андрея Мартынова , Евгения Матвеева , Донатаса Баниониса , Юри Ярвета , Анатолия Солоницына , Валентина Гафта , Александра Кайдановского , Вацлава Дворжецкого , Виталия Соломина , Николая Гринько , Александра Абдулова , Олега Янковского , Михаила Пуговкина , Юрия Никулина .

Популярные советские киноактрисы разных лет — Любовь Орлова , Марина Ладынина , Тамара Макарова , Лидия Смирнова , Зоя Фёдорова , Фаина Раневская , Валентина Серова , Клара Лучко , Алла Ларионова , Татьяна Самойлова , Нонна Мордюкова , Инна Макарова , Анастасия Вертинская , Татьяна Пельтцер , Рина Зелёная , Мария Миронова , Людмила Гурченко , Татьяна Доронина , Инна Чурикова , Екатерина Васильева , Вия Артмане , Наталья Гундарева , Светлана Крючкова , Маргарита Терехова , Евгения Симонова , Марина Неёлова , Лариса Голубкина , Галина Польских .

Заметную роль в советском кино играли прибалтийские актёры . Многие натурные съёмки фильмов «про Запад » (напр. « Мёртвый сезон » (1968) и пр.) производились в Прибалтике , при большом участии прибалтийских актёров, обладавших необходимой для «западного» сюжета неславянской внешностью (правда при этом говоривших по-русски с сильным акцентом, отчего на озвучание приглашали русских актёров).

На протяжении всей истории советского кино были известны случаи, когда актёры уезжали жить и работать «на Запад». Если из эмигрантов первой волны некоторые русские актёры сумели стать достаточно известными в новой стране, то позднее, во многом из-за плохого знания иностранных языков (в первую очередь — английского), советские актёры с трудом могли выйти за рамки амплуа советских эпизодических персонажей. В качестве примеров таких биографий можно привести Михаила Чехова (создателя популярной актёрской школы в США, через которую прошли многие звёзды Голливуда), Марию Успенскую , кинокомпозитора Дмитрия Тёмкина , Федора Шаляпина-младшего (оказался на Западе ещё в детском возрасте), Савелия Крамарова , Илью Баскина , Александра Бениаминова , Александра Годунова , Льва Круглого . Среди режиссёров наиболее известны два случая — работа на Западе Андрона Кончаловского и эмиграция в 1984 году Андрея Тарковского .

Кинокомпании

Киностудия « Мосфильм » находится в Москве на одноимённой улице
  • Единственная общенациональная кинокомпания в СССР — Государственный комитет Совета министров СССР по кинематографии , имевшая несколько производственных единиц («студий»):
    • Киностудия «Мосфильм» :
      • 1961—1966: Первое творческое объединение и Объединение телевизионных фильмов (с 1964 года — Творческое объединение «Экран»);
      • 1966—1973: творческое объединения «Время», «Киноактёр» (Творческое объединение писателей и киноработников), «Товарищ», «Юность», «Луч», «Экран» (с 1967 года — «Телефильм»), Экспериментальное творческое объединение (создано в 1968 году путём присоединения Экспериментальной творческой киностудии, созданной, в свою очередь, в 1964 году )
      • 1973—1988: первое, второе, третье, четвёртое творческие объединения, творческое объединение телевизионных фильмов, экспериментальное творческое объединение (в 1976 году было реорганизовано в Шестое творческое объединение, в том же году ликвидированное , Мастерская комедийных и музыкальных фильмов была реорганизована в Творческое объединение музыкальных и комедийных фильмов, в 1979 году Шестое творческое объединение было восстановлено), дубляжная группа;
      • 1988—1990: творческие объединения «Ритм», «Слово», «Жанр», «Юность», «Союз», «Круг» и «Телефильм»;
      • с 1990 г.: студии «Ритм», «Слово», «Жанр», «Юность», «Союз», «Круг», «Телефильм»;
    • Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького
      • 1975—1988: первое, второе и третье творческие объединения;
      • 1988—1990: творческие объединения «Мир», «Контакт», «Зодиак», «ТВК», Экспериментальное творческое объединение «Ладья»;
      • Ялтинский филиал (1963—1989)
        • 1976—1988: первое, второе и третье творческие объединения
    • Центральная киностудия документальных фильмов
    • Центральная киностудия научно-популярных и учебных фильмов
    • Киностудия «Союзмультфильм» : творческие объединения рисованных и кукольных мультфильмов, дубляжная группа
    • Киностудия «Ленфильм» :
      • 1961 —1988: первое, второе и третье творческое объединение (до 1972 года и с 1987 года), творческое объединение телевизионных фильмов (с 1972 года), дубляжная группа
      • 1988—1990: творческо-производственные объединения «Троицкий мост», «Голос», «Ладога», «Петрополь»
      • С 1990: студии «Троицкий мост», «Голос», «Ладога», «Петрополь»
    • Ленинградская студия научно-популярных и учебных фильмов
    • Куйбышевская студия кинохроники
    • Свердловская киностудия (была создана на Урале из эвакуированных на Урал кинематографистов в Свердловске 9 февраля 1943 года, в самый разгар Великой Отечественной войны. Уже через год, в 1944 году, был снят первый фильм — музыкальная комедия по мотивам австрийской оперетты «Сильва»)
    • Западно-Сибирская киностудия
    • Восточно-Сибирская студия кинохроники
    • Киевская киностудия художественных фильмов имени А. Довженко (в 1925 году было решено организовать, помимо созданной на руинах дореволюционного кинопроизводства Одесской студии, ещё одну украинскую кинофабрику — в Киеве)
      • 1961—1974: Первое, второе, творческое объединения, Творческое объединение телевизионных фильмов
      • 1974—1988: Творческие объединения «Время», «Юность» (с 1982 года — «Радуга») и «Луч»
      • 1988—1990: Первое, второе и третье творческие объединения
      • с 1990: Творческие объединения «Земля», «Талисман» и «Радуга»
    • Киевская студия научно-популярных фильмов
    • Одесская киностудия (Одесская киностудия — прямая наследница студии «Мирограф», которая была здесь основана купившим по случаю в Париже киноаппарат фотографом Мироном Гроссманом в 1907 году): Первое и Второе творческие объединения, дубляжная группа
    • Ялтинская киностудия (так же, как Одесская, Ялтинская киностудия расцвела во время Гражданской войны. В 1917 году в Ялту перевёл кинопроизводство Александр Ханжонков и до 1919 года снимал здесь свои фильмы)
    • Производственное объединение «Копирфильм», объединял кинокопировальные фабрики:
      • Московская, Ленинградская, Киевская, Харьковская, Новосибирская и Рязанская кинокопировальные фабрики, Лаборатория обработки цветных фильмов в Москве
    • Госфильмофонд
    • Всесоюзное объединение «Совэкспортфильм»
    • ВПТО «Видеофильм» — создано в 1986 году, осуществляло тиражирование и запись на видеокассеты фильмов и телефильмов киностудий Госкино СССР и телефильмов Творческого объединения «Экран» Гостелерадио СССР и главных редакций подготовки телефильмов местных телерадиокомитетов , в 1991 году было создано АОЗТ "Корпорация «Видеофильм» , в 1993 году она отказалась от записи и тиражирования видеопрограмм и занялась телевизионным вещанием .
      • Студия «Артвидео»
      • Студия «Дубль»
    • Бюро пропаганды советского киноискусства, с 1987 года — ВТПО «Киноцентр»
    • Дирекция международных кинофестивалей и выставок «Совинтерфест»

Часть фильмов снималась самими же государственными телекомпаниями, в составе которых имелись производственные единицы производящие фильмы (Творческое объединение «Экран» в Гостелерадио СССР, главные редакции телефильмов и отделы фильмопроизводства в телерадиокомитетах союзных республик и Ленинграда, редакции кинопроизводства в студиях телевидения АССР, краёв и областей)

В каждой из союзных республик СССР, кроме РСФСР и Украинской ССР, имелись свои кинокомпании:

  • (Госкино Армянской ССР)
    • Киностудия «Арменфильм» (появилась в начале 1920-х как подразделение республиканского Наркомпроса)
    • Ереванская студия хроникально-документальных и научно-популярных фильмов — выделен в 1959 году из киностудии «Арменфильм», в 1982 году вновь присоединён к ней .
  • (Госкино Азербайджанской ССР)
  • (Госкино БССР)
    • Киностудия «Беларусьфильм» (основана в 1928 году под названием «Савецкая Беларусь» в Петербурге — в здании бывшего театра «Кривое зеркало» (в котором работал Евреинов). Сами фильмы снимались в Москве, в Минске же располагалась только кинолаборатория для выпуска кинохроники): творческие объединения художественных и телевизионных фильмов и мастерская мультипликационных фильмов, с 1982 года — также творческое объединение «Летопись»
    • Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов, создана в 1938 году, в 1968 году включена в Студию «Беларусьфильм» как Творческое объединение документального и научно-популярного кино «Летопись»
  • (Госкино Грузинской ССР)
    • Киностудия «Грузия-фильм» (появилась в 1921 году — как и в остальных республиках, в рамках установления советской власти. Сперва как отдел кинохроники, но достаточно быстро переключилась на игровое кино, а с 1930 года и на мультипликацию)
    • Грузинская студия хроникально-документальных и научно-популярных фильмов — выделена в 1958 году из киностудии «Грузия-Фильм»
  • (Госкино Литовской ССР)
    • Литовская киностудия (создавалась на пустом месте. Поначалу — в Каунасе, где пережила войну, а с 1949 года — в Вильнюсе)
  • (Госкино Латвийской ССР)
    • Рижская киностудия (образована в 1940 году примерно по той же схеме, что и «Таллинфильм» — на базе нескольких национализированных частных киностудий)
  • (Госкино Эстонской ССР)
  • (Госкино Казахской ССР)
    • Киностудия «Казахфильм» (основана в 1934 году как студия кинохроники. В 1939 году совместно с «Ленфильмом» сняла первый игровой фильм — «Амангельды». Как и прочие среднеазиатские киностудии, расцвела во время войны, когда в Казахстан эвакуировали «Мосфильм» и «Ленфильм» — тогда же их временно объединили, а после окончания войны, когда студии-гиганты из республики уехали, в Алма-Ате остались павильоны и монтажные)
  • (Госкино Киргизской ССР)
    • Киностудия «Киргизфильм» (появилась в 1944 году — как корпункт Узбеккино, на котором снимали кинохронику. в середине 1950-х годов здесь уже стали снимать художественное кино)
  • (Госкино Молдавской ССР)
    • Киностудия «Молдова-филм» (студия образовалась в 1940 году, сразу после присоединения Молдавии к СССР. в Кишинёве открыли отделение Украинской кинохроники. Хронику здесь и снимали до 1957 года)
      • Творческие объединения «Арта», «Лучафэрул», ТПО кинодокументалистики
  • (Госкино Таджикской ССР)
    • Киностудия «Таджикфильм» (в 1930 году основана как студия кинохроники. Потом переключилась на художественное кино. В войну сюда были эвакуированы кинематографисты из европейской части СССР. Эвакуировали сюда « Союздетфильм ».
  • (Госкино Туркменской ССР)
    • Киностудия «Туркменфильм» (появилась в 1920 году как студия кинохроники, десять лет занималась производством документальных лент, затем — с середины 1930-х — стали появляться первые игровые ленты. Во время войны в Ашхабад эвакуировали киностудию имени Довженко — здесь снимали Ромм и Марк Донской)
  • (Госкино Узбекской ССР)
    • Киностудия «Узбекфильм» (появилась в 1925 году как кинофабрика «Звезда Востока». На ней до войны производились классические фильмы про историю революционной и классовой борьбы в родных пустынях — вроде «Шакалов Равата»).
    • Ташкентская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов.

Творческие организации

Работники кино (как и художники, писатели и иные деятели культуры) были объединены в творческий союз. По состоянию на 1960 год Оргкомитет Союза работников кинематографии объединял :

  • 12 республиканских оргбюро: Украинское (с отделениями в Одессе и Ялте), Белорусское, Грузинское, Армянское, Азербайджанское, Узбекское, Казахское, Таджикское, Туркменское, Латвийское, Литовское, Эстонское;
  • Отделения в Свердловске и Ленинграде;
  • Шесть уполномоченных (в Киргизии, Молдавии, на Ростовской и Северо-Кавказской студиях кинохроники, на Куйбышевской и Нижне-Волжской студиях кинохроники, на Новосибирской студии кинохроники).
На 15 декабря 1960 года в Союзе работников кинематографии состоял 2471 член (физические лица)
  • Москва — 1168 чел.;
  • Ленинград — 327 чел.;
  • Украина — 217 чел.;
  • Грузия — 139 чел.;
  • Армения — 68 чел.;
  • Казахстан — 68 чел.;
  • Азербайджан — 56 чел.;
  • Узбекистан — 68 чел.;
  • Свердловск — 50 чел.;
  • Белоруссия — 48 чел.;
  • Латвия — 47 чел.;
  • Таджикистан — 39 чел.;
  • Литва — 32 чел.;
  • Туркмения — 30 чел.;
  • Эстония — 27 чел.;
  • Куйбышевская и Нижне-Волжская студии — 21 чел.;
  • Ростовская и Северо-Кавказская студии — 17 чел.;
  • Киргизия — 13 чел.;
  • Молдавия — 11 чел.;
  • Иркутская студия — 11 чел.;
  • Новосибирская студия — 10 чел.
По профессиям члены Союза работников кинематографии распределялись (по состоянию на 15 декабря 1960 года)
  • Кинорежиссёры — 618 чел.;
  • Кинооператоры — 521 чел.;
  • Художники — 196 чел.;
  • Актёры — 290 чел.;
  • Кинодраматурги — 246 чел.;
  • Научно-инженерные работники- 157 чел.;
  • Организаторы производства — 122 чел.;
  • Критики, искусствоведы и преподаватели — 103 чел.;
  • Звукооператоры — 88 чел.;
  • Редактора — 74 чел.;
  • Композиторы — 56 чел.

Также (по состоянию на 1960 год) действовали Дома кино, созданные Оргкомитетом Союза в следующих городах: Москва, Ленинград, Киев, Ереван, Баку, Алма-Ата, Фрунзе .

Жанры

Особые жанры :

Производство художественных фильмов по годам

Очередь в кинотеатр , 1981 , на фильм « Эскадрон гусар летучих »

Статистика выпуска на экран художественных кинофильмов в СССР в первые послевоенные годы была следующей (при наличии 12 киностудий) :

  • 1946 год — 21;
  • 1947 год — 21;
  • 1948 год — 16;
  • 1949 год — 10;
  • 1950 год — 12;
  • 1951 год — 11 (из них 3 киноконцерта);
  • 1952 год — 7 (из них 2 киноконцерта).

По мнению журналиста Валерия Отставных, после войны в год производилось примерно 500 картин. Затем они поступали в прокат, и даже «кино не для всех» Тарковского попадало к заинтересованным зрителям на небольшом количестве окраинных кинотеатров Москвы .

В 1980-е ежегодное производство фильмов в СССР определялось такими цифрами: около 270 художественных фильмов (из них примерно 120 — по заказам ТВ), около 2000 документальных, научно-популярных и учебных фильмов (более половины из них создавалось на республиканских киностудиях). Посещаемость кинотеатров составляла около 4 миллиардов зрителей в год .

Кинопрокат

В России в 1913 году было 1412 кинотеатров , из них 137 в Санкт-Петербурге и 67 в Москве .
За время революции и Гражданской войны количество кинотеатров возросло вдвое, но в последующие годы стало быстро увеличиваться, в основном за счёт кинопередвижек :

  • в 1925 году — 2000
  • в 1928 году — 10 000
  • в 1934 году — 29 200
  • в 1951 году — 42 000
  • в 1960 году — 103 387
  • в 1972 году — 156 913
  • в 1982 году — 151 753
  • в 1987 году — 153 017 (из них лишь 4865 стационарных кинотеатров).

также : Трофейные фильмы в СССР

Средства массовой информации

Всесоюзные и московские
  • научный и профессиональный журнал « Техника кино и телевидения » (1957— ; 1 раз в месяц)
  • научно-теоретический и литературно-критический журнал « Искусство кино » (1931— ; 1 раз в месяц)
  • массовый критико-публицистический иллюстрированный журнал « Советский экран » (1925—1998; 2 раза в месяц). После распада СССР был переименован на «Экран».
  • журнал « Советское кино » (1925—1928)
  • экспортный журнал для пропаганды советского кино за рубежом « » (1957—1991, издание ВО «Совэкспортфильм»; помимо русского выходил также на английском, арабском, испанском, немецком, французском языках)
  • журнал « Сеанс » (1989—; 1 раз в квартал)
  • журнал « Киноведческие записки » (1988— ; 1 раз в квартал)
  • массово-технический журнал «Киномеханик» (1937— ; 1 раз в месяц)
  • бюллетень «Кино — детям. Кино — молодёжи» (1984—1991; предыдущие названия: «Кино — детям», « »)
  • бюллетень « Спутник кинозрителя »
  • бюллетень « » (ежемесячный информационный сборник «Союзинформкино», 1964—1991)
  • газета «Московская кинонеделя»
  • газета «Спутник кинофестиваля»
  • газета «Экран и сцена» (приложение к газете « Советская культура »)
  • ежемесячная телепередача « Кинопанорама » ( ЦТ )
Региональные
  • журнал «Новини кіноекрана» ( Киев ; 1961—1991; на украинском языке; предыдущее название — «Новини кіноекрану»)
  • бюллетень «Вісник кіноекрану» (Киев; 1958—; на украинском языке; предыдущее название — «Нові фільми»)
  • бюллетень « » ( Минск ; 1957—1991; на белорусском языке)
  • бюллетень «Новые фильмы = Filme noi» (Кишинёв; на русском и румынском языках)
  • бюллетень «Kinas» (Вильнюс; на литовском языке; выходил также на русском языке под названием «Кино»)
  • бюллетень «Kino» (Рига; на латышском языке; выходил также на русском языке под названием «Кино»)
  • бюллетень «Ekraan» (Таллин; на эстонском языке; выходил также на русском языке под названием «Экран»)
  • бюллетень «Синема» (Тбилиси; на грузинском языке; прежнее название — «Ахали филмеби = Новые фильмы»)
  • бюллетень «Экран» (Ереван; на армянском языке)
  • бюллетень «Јени филмләр» (Баку; на азербайджанском языке)
  • бюллетень «Жаңа фильм» (Алма-Ата; на казахском языке; выходил также на русском языке под названием «Новый фильм»)
  • бюллетень «Кино» (Ташкент; на узбекском языке; выходил также на русском языке под названием «Кино»)
  • бюллетень «Экран» (Фрунзе; на киргизском языке; выходил также на русском языке под названием «Экран»)
  • газета «На екранах України» (Киев; на украинском языке)
  • газета «Кінопрем’єра» (Киев; на украинском языке)
  • газета «Киноэкраны Риги» (Рига)
  • газета «Кино Киргизии» (Фрунзе)
  • газета «Кинонеделя Минска» (Минск)
  • газета «Экран недели» (Вильнюс)
  • газета «На экранах Подмосковья» (Москва)
  • газета «Кинонеделя Ленинграда» ( Ленинград )
  • газета «На экранах Прикамья» ( Пермь )

См. также

Примечания

  1. от 14 июня 2021 на Wayback Machine // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР. — М., 1943. — С. 626.
  2. В ознаменование этого события день 27 августа Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» был установлен «День кино». В редакции Указа Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» стал именоваться День российского кино .
  3. Радиостанция « Эхо Москвы » в Санкт-Петербурге // echomsk.spb.ru (29 августа 2007 года)
  4. Луначарский А. В. Беседа с В. И. Лениным о кино // Самое важное из всех искусств. Ленин о кино / Сборник документов и материалов. — М.: Искусство, 1973. — 823 с.
  5. от 1 октября 2020 на Wayback Machine // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР. — М. 1943. — С. 649—650.
  6. . . Дата обращения: 18 февраля 2017. Архивировано из 19 февраля 2017 года.
  7. Николай Майоров. // Киноведческие записки. — 2011. — № 98 . — С. 196—209 . 8 ноября 2019 года.
  8. (рус.) // Советское искусство: газета. — 1934. — 23 сентября ( № 44(210) ). — С. 1 . 12 октября 2019 года.
  9. (рус.) // « Правда »: газета. — 1935. — 3 марта ( № 61(6307) ). — С. 2 . 21 октября 2019 года.
  10. Фомин В. И. История российской кинематографии (1941—1968 гг.). — М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2018. — С. 586.
  11. Зоркая Н. М . Глава 5 // История отечественного кино. XX век / Зоркая М. В. — М. : ООО «Белый город», 2014.
  12. Марголит Е. Я. , Шмыров В. Ю. (из’ятое кино): 1924—1953. — М. : Дубль-Д, 1995. — С. 88. — 132 с. — ISBN 5-900902-02-1 .
  13. Фомин В. И. История российской кинематографии (1941—1968 гг.). — М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2018. — С. 586.
  14. Фомин В. И. История российской кинематографии (1941—1968 гг.). — М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2018. — С. 269.
  15. Фомин В. И. История российской кинематографии (1941—1968 гг.). — М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2018. — С. 586—587.
  16. В тексте «теин» — очевидная опечатка
  17. Фомин В. И. История российской кинематографии (1941—1968 гг.). — М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2018. — С. 270.
  18. Фомин В. И. История российской кинематографии (1941—1968 гг.). — М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2018. — С. 435.
  19. Фомин В. И. История российской кинематографии (1941—1968 гг.). — М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2018. — С. 436.
  20. . Би-би-си (10 сентября 2011). Дата обращения: 16 мая 2014. 18 августа 2014 года.
  21. д/ф «Советское кино» из цикла от 16 января 2013 на Wayback Machine , 30 декабря 2012
  22. * д/ф « от 7 февраля 2021 на Wayback Machine (2008; Масюлис , Улдис Лиелдидж , Тыну Аав )
  23. . Дата обращения: 21 июля 2019. 21 июля 2019 года.
  24. . Дата обращения: 21 июля 2019. 17 января 2019 года.
  25. . Дата обращения: 11 января 2020. 11 января 2020 года.
  26. Дата обращения: 11 января 2020. 11 января 2020 года.
  27. . Дата обращения: 27 июня 2019. 7 декабря 2019 года.
  28. . Дата обращения: 11 января 2020. 23 июля 2019 года.
  29. . Дата обращения: 22 сентября 2019. 7 декабря 2019 года.
  30. . Дата обращения: 10 сентября 2019. 30 октября 2019 года.
  31. . Дата обращения: 17 сентября 2019. 17 сентября 2020 года.
  32. . Дата обращения: 17 сентября 2019. 14 апреля 2019 года.
  33. . Дата обращения: 17 сентября 2019. 20 ноября 2019 года.
  34. Фомин В. И. История российской кинематографии (1941—1968 гг.). — М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2018. — С. 626.
  35. . Дата обращения: 25 декабря 2016. 11 мая 2019 года.
  36. от 31 августа 2016 на Wayback Machine из блога Валерия Отставных (журналист), 28 августа 2016, Эхо Москвы [ неавторитетный источник ]
  37. С. И. Юткевич, Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др., Кино: Энциклопедический словарь, М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.
  38. Кинопрокат // Энциклопедия кино . — 2010. в Энциклопедии кино.
  39. . Дата обращения: 19 июля 2013. 17 ноября 2013 года.
  40. от 2 января 2022 на Wayback Machine на сайте «Журналы СССР»

Литература

  • Гращенкова И. Н. , Зиборова О. П., Косинова М. Р., Фомин В. И. : [ 2 мая 2014 ] / В. И. Фомин. — М. : Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова , 2012. — 2759 с.
  • Зоркая Н. История советского кино. — СПб., 2005.
  • История отечественного кино / Отв. ред. Л. В. Будяк. — М.: Прогресс-Традиция, 2005
  • Сокольская А. Л. Когда прошлое современно. — Л.: Искусство, 1966
  • Громов Е. С. Жанр и творческое многообразие советского киноискусства // Жанры кино. Сб. статей. М.: Искусство, 1979
  • Фёдоров А. В. Лучшие и худшие фильмы советского кинопроката. Мнения читателей журнала «Советский экран» (1958—1991). М.: ОД «Информация для всех», 2022
  • Страницы истории отечественного кино. — М.: Материк, 2006
  • Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материк, 2005
  • Ревич В. Эти странные существа в скафандрах (О советских фантастических кинофильмах) // Советская культура , 3 июля 1981

Ссылки

Источник —

Same as Кинематограф СССР